Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Бхага - достояние
Бха́га (санскр. भग, bhaga, наделитель, доля, счастье, имущество) - Божество класса Адитьев, синоним богатства, славы и красоты. Шесть главных достояний Господа, которые называют бхага: богатство (айшварья), могущество (вирья), слава (яшах), красота (шри), знание (гьяна) и отрешенность (вайрагья).
Из книги Шри Чайтанья Шикшамрита. Бхактивинода Тхакур глава 1
Существует шесть главных достояний Господа, которые называют бхага: богатство (айшварья), могущество (вирья), слава (яшах), красота (шри), знание (гьяна) и отрешенность (вайрагья).
Того, кто в полной мере обладает ими, именуют бхагаваном. Кришна является сваям бхагаваном, потому что все упомянутые качества присущи Ему от природы и проявлены в Нем в максимальной степени. Никто не может сравняться с Кришной или превзойти Его в чем бы то ни было. В Своем изначальном образе (сваям рупе) Кришна вечно обитает на Голоке. Непосредственные воплощения Кришны, называемые тад экатма рупами, во всем послушны Его воле. Первая из таких пуруша аватар Кришны – это Маха-Вишну, который возлежит на водах океана Карана (причинного океана). Гарбходашайи Вишну и Кширодашайи Вишну представляют Собой частичные воплощения Маха Вишну. Из них исходят такие аватары, как Рама и Нрисимха. Но Кришна – это сваям бхагаван, источник пуруша аватар. Хотя Кришна занимает главенствующее положение, Он благодаря Своему непостижимому могуществу нисходит в материальный мир, чтобы стать сыном Махараджи Нанды.
Описанный в Упанишадах безличный Брахман суть исходящее от Кришны сияние. «Я поклоняюсь Говинде, предвечному всемогущему Господу. Ослепительное сияние Его трансцендентного тела – это безличный Брахман, абсолютный, всеобъемлющий и беспредельный; в нем проявлены миллионы вселенных с бесчисленными планетами, каждая из которых имеет уникальные богатства» («Брахма самхита». 5.40). А Параматма, о которой повествуют Упанишады и йога шастры, является частичным проявлением Кришны. «Знай, что Кришна – это изначальная Душа всех живущих. Заботясь о благе вселенной, Он по Своей неизъяснимой милости явился на Земле в человеческом облике. Господь сделал это при помощи Своей внутренней энергии» («Шримад Бхагаватам». 10.14.55). Эти две истины нельзя вывести с помощью логических умозаключений, но им есть много подтверждений в священных писаниях. Безграничное сияние, исходящее от Кришны, обладающего всеми божественными добродетелями, подобно солнечному свету, озаряет все мироздание. Это однородное сияние воспринимается философами, отвергающими материальное разнообразие, как безличный Брахман. Что же касается йогов, то они пытаются увидеть Параматму, частичное воплощение Кришны, пронизывающее Собой все сущее. Такие качества, как отсутствие формы (ниракара) и бездеятельность (нирвикара), порождены материальной гуной благости. Они притягательны только для людей не очень разумных.
Подобные недалекие люди, отвергнув антропоморфизм и поклонение всему, что обладает материальными качествами, обращаются к философским концепциям ниракары и нирвикары и тем самым лишают себя возможности обрести кришна прему. Эти концепции ложны, так как идут вразрез с джайва дхармой, непогрешимой религией души. Те, кто привлечен красотой и достоинствами Кришны, избегают подобных учений, ибо могут воочию созерцать царство Бога. Душа, которой посчастливилось обрести такое видение, испытывает безграничное счастье. Однако для тех, чей разум покрыт непроницаемой пеленой мирского знания, духовное царство навсегда останется закрытым.
Хотя Кришна вечно царствует на Голоке, Он по собственному желанию приходит в материальный мир вместе со Своей обителью, Вриндаваном. Могущество Господа настолько непостижимо, что даже в этом мире Его деяния сохраняют присущее им разнообразие и не оскверняются материальной энергией. Трансцендентные развлечения Кришны нельзя увидеть материальными глазами. Для этого необходимо иметь чистое, духовное зрение. Разумеется, поскольку Кришна всемогущ, Он может открыться и материальному взору, однако обычно этого не происходит. Игры Кришны вечны и не ограничены материальным пространством и временем. Они открываются лишь взору чистой души, преданной Богу, и остаются в памяти только того, чей ум поглощен любовью к Господу. До тех пор пока человек гордится своими материальными знаниями, его попытки постичь Кришну никогда не увенчаются успехом, ибо Кришна будет бесконечно далек от него. Но стоит ему смиренно воззвать к Кришне, как он увидит Господа и ощутит непередаваемое блаженство. Тот, в ком пробудилась подлинная вера, избавляется от гордыни и таким образом изживает в себе оскорбительное отношение к Богу. Для развития сознания Кришны не имеют никакого значения происхождение и каста человека, его материальная образованность, внешность, сила, научные знания, положение в обществе, богатство и власть, поэтому самолюбивым людям очень трудно постичь Кришну. Это главная причина, по которой Кришной пренебрегают в современном мире.
Недостаток науки в том, что она пытается постичь истины, выходящие за пределы ее компетенции. Духовные вопросы лежат вне сферы компетенции науки, но, несмотря на это, она самонадеянно исследует их и в результате приходит лишь к бессмысленным умозаключениям и несостоятельным теориям. Духовные предметы непостижимы рассудком. Обрести духовное знание достойны только те, кто благодаря общению с преданными смог развить в себе смирение и тем самым заслужить благосклонность Кришны.
Энергиям Кришны нет числа. Поскольку знание души ограниченно, она даже не представляет себе, какие энергии существуют в бескрайних просторах вселенной. На противоположном берегу реки Вираджа, в духовном мире, находится Вайкунтха, а над ней – Голока Враджа. Повелитель Вайкунтхи, четырехрукий Нараяна, исполнен величия. Но на Голоке величие Господа заслоняется Его сладостью. Все энергии принадлежат Кришне. Одну из могущественных энергий Кришны священные писания называют майей. Слово майя происходит от мияте аная, что значит «служащий мерой или пределом». Из этого явствует, что ограничивающая энергия майи представляет собой внешнее проявление Кришны. Вот почему Кришну нельзя постичь с помощью майи. Мудрые делят энергию Кришны на высшую, или духовную (чит-шакти), и низшую, или материальную (майя-шакти). В действительности, непостижимой является высшая энергия, тогда как низшая энергия, управляющая материальным космосом, представляет собой ее тень. Поэтому майя шакти закрыт доступ в сферу духа.
Шри Чайтанья Махапрабху сказал Санатане Госвами: «Энергии Господа Кришны естественным образом подразделяются на три вида: духовную энергию (чит-шакти), живые существа (джива-шакти), и иллюзорную энергию (майя-шакти)» («Чайтанья чаритамрита». Мадхья. 20.111). «Кришна обладает разнообразными энергиями, главными из которых являются сила Его желания (иччха-шакти), сила знания (гьяна-шакти) и созидательная способность (крия-шакти)» («Чайтанья чаритамрита». Мадхья. 20.252). А Сарвабхауме Бхаттачарье Господь Чайтанья сказал следующее: «Верховный Господь в Своем изначальном образе вечен, исполнен знания и блаженства. Каждому из этих аспектов Господа (сат, чит и ананде) соответствует одно из трех проявлений духовной энергии. Эти три проявления духовной энергии носят название хладини (энергия блаженства), сандхини (энергия вечности) и самвит (энергия знания). Тот, кто постиг их, обладает полным знанием о Верховном Господе. Кроме того, Его духовная энергия подразделяется на внутреннюю, пограничную и внешнюю. Все эти энергии с любовью и преданностью служат Господу» («Чайтанья чаритамрита». Мадхья. 6.158–6.160).
Из этого следует, что энергия Кришны едина. Но по воле Кришны эта единая энергия, которую называют атма-шакти, сварупа-шакти или пара-шакти, проявляет три вибхавы, три парабхавы и три анубхавы. К трем вибхавам относятся чит-шакти, джива-шакти и майя-шакти. Три парабхавы включают в себя иччха шакти, гьяна шакти и крия шакти. А три анубхавы – это сандхини, хладини и самвит.