Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Мантра. Маханидхи Свами
Мантра - слог, слово или стих, обладающий особой духовной силой. Мантры произносят вслух или про себя, или пишут (см джапа). Повторение мантр очищает человека и помогает ему достичь духовного самоосознания.
В Ведах называют три типа мантр: ведическая, тантрическая, пураническая. Каждая из них может быть далее разделена на саттвическую, раджасическую и тамасическую мантру. Саттвические (гуна благости) мантры читаются во имя обретения света, мудрости, божественной любви, сострадания и осознания Бога. Они уничтожают всю карму, дают умиротворение и ведут к совершенству после смерти. Раджасические (гуна страсти) мантры читаются с целью обререния потомства и материального процветания. В отличие от саттвических мантр, разрушающих карму, раджасические мантры принуждают человека принять новое рождение, чтобы обрести плоды их кармы. Тамасические мантры (гуна невежества), известные в разговорной речи как "черная магия", греховны. В основном они используются для того, чтобы умилостивить духов, принести вред другим и осуществить порочные дела. Изначальные духовные звуки обладают особой силой и в определенной комбинации их воздействие увеличивается по отношении к *? конкретным Божествам. Эта комбинация звуков называется биджа или семя; объединяясь биджи создают слова. Когда эти слова соединяются в определенном порядке, они обретают особую способность совершенным образом представлять Божество. Эти комбинации называются мантры. Сила, которой обладает вся мантра, превосходит силу какого-либо из составляющих ее звуков.
Мантры, неотличные от Божества, являются вечным проявением Божества, они духовны по своей сути. Повторяя мантру, представляющую определенное Божество, поклоняющийся обретает милость этого Божества. Чтение этих мантр (т.е. панчаратрика Гайатри мантр) помогает человеку осознать трансцендентную форму Божества. Так садхака избавляется от иллюзии и обретает свое изначальное духовное положение.
Мантра - это внутренняя форма Господа. По милости Гуру и Вайшнавов, которые олицетворют милость Кришны, Кришна входит в сердце ученика в форме мантры. Мантра очищает ум и сердце ученика и делает его способным служить трансцендентному Господу.
В поклонении Божествам используются шесть основных типов мантр:
1) Дхйана-мантры - медитационные мантры, используемые для того, чтобы вызвать в уме трансцендентную форму Господа, Его обитель и * игры.
2) Биджа Мантры - эти мантры (биджа - семя) предназначены для медитации и очищения предметов, используемых в пудже.
3) Мула-мантры - данные мантры (мула - корень) являются сутью Божества: их произносят, обращаясь к Господу и предлагая Ему какойлибо предмет поклонения .
4) Стути и Стотры - молитвы, читаемые до, во время или после поклонения, прославляющие имя, форму, качества и игры Господа.
5) Пранама мантры - молитвы, читаемые во время предложения поклонов Господу в конце поклонения.
6) Гайатри мантры - мантры Вед или Панчаратрики, ипользуемые при поклонении Господу, пробуждающие три принципа - самбандха, абхидейа, прайоджана.
Слово Гайатри указывает на особый поэтический размер (чханды) в котором поются ведические гимны. Ведические мантры, такие как Брахма-гайатри, называются шабда-брахма (вечная, духовная [апракрита] вибрация, представляющая Господа в форме звука). Итак, мантра - это комбинация определенных энергий в форме звука, повторение мантры пробуждает эти энергии внутри и вовне. Каждая мантра представляет собою комбинацию особых букв, слов, значений, ритмов и мелодий.
У всех истинных мантр Вед или панчаратрики есть четыре аспекта:
1) Риши или мудрецы - личности , способствующие взаимосвязи ь ( коммуникации ), посредники между Богом и человеком, через них мантра дается человечеству. У каждой мантры есть основной риши или святая личность, тот, кто впервые услышал мантру во время медитации и последовательно распрастранял ее на благо другим. Гайтри мантра, например, была дана Вишвамитре Муни после того, как он приобрел трансцендентный опыт медитации, поэтому он считается Риши Брахма-гайатри мантры.
2) Чханды - поэтический размер особой мантры, например, такой как Гайатри, Ануштуп и Джагати. "Ведическимим размерами являются* гайатри, ушник, ануштуп, брихати, панкти, триштуп, джагати, атичханда, атйашти, атиджагати, и ативират. Размер Гайатри насчитывает двадцать четыре слога, ушник - двадцать восемь, ануштуп - тридцать два и т.д., в каждом размере на четыре слога больше чем в предыдущем. Ведический звук называется брихати, или обладающий самой большей способностью к расширению ( всепроникательности ), и поэтому для обыкновенных живых существ невозможно понять все технические подробности этого предмета." (ШБ 11.21.41 с/к)
"В Вишну Пуране говориться, что семь лошадей по имени Гайтри, Брихати, Ушник, Джагати, Триштуп, Ануштуп и Панкти впряжены в колесницу бога Солнца. Данными именами различных ведических размеров называются семь лошадей, влекущих колесницу бога Солнца." (ШБ 5.21.16 к.)
3) Ишта-дева - контролирующее или главное Божество мантры, или Божество, которому поклоняются при помощи мантры. Существует тридцать три милллиона деват (полубогов), у каждого из них есть своя обитель во вселенной. У каждого деваты есть имя или мантра, для которого оно является главным Божеством. Девата призывается чтением его личной мантры и отвечает в соответствии с интенсивностью медитации. Если человек получает мантру Божества или деваты от гуру и со всей серьезностью повторяет ее, медитируя и совершая поклонение, тогда это Божество появится или физически, или во время медитации, чтобы исполнить желания человека.
4) Винийога - это применение, функция или цель чтения мантры, такая, например, как совершение хомы, самскары или воспевание джапы.
В Сат-крийа-сара Дипике Гопала Бхатта Госвами говорит: "Цель этой системы - обеспечить понимание значения, функции, истинного содержания и интонации читаемой мантры. Как правило, при повторе-
нии любой ведической мантры, необходимо определить риши или святую личность, давшую эту мантру, чханды или размер мантры, Божество, призываемое этой мантрой, и функцию или цель чтения мантры(например, совершение огненной ягйи )."
Традиционный ритуал, исполняемый до чтения Брахма-гайатри предложение поклонов, просьба о благословениях и памятование об этих четырех аспектах.
1) Риши - произнести имя риши данной мантры, касаясь головы, предлагая при этом поклоны этому риши, благодаря его за то, что он обогатил мир этой вдохновляющей мантрой.
2) Чханды - коснуться рта, называя определенную чханду мантры. (У Брахмагайатри размер или чханды - гайатри)
3) Девата - (Ишта-дева) произнести имя Божества мантры, касаясь сердца, указывая тем самым на местонахождение деваты и молиться ему, прося принять молитву.
4) Винийога - вспомнить о цели чтения данной мантры или молитвы. Цель чтения Брахма-гайатри - достигнуть чистого, трансцендентального знания о Боге, обрести умиротворение и научиться тому, как предаваться и вечно служить лотосным стопам Радхи и Кришны с чистой любовью.
Могущество мантры
Все ведические мантры (те, что происходят из шрути - Риг, Сама, Яджур и Атхарва Веда), такие как Брахма-гайтри, явяются вечными звуковыми вибрациями духовного происхождения. Веды - это апаурушейа, они не составлены каким-либо человеком в определенный момент истории. Мантры Вед - вечное проявление Бога в форме звука, шабда брахма. Повторяя определенную мантру под авторитетеным руководством, очистившаяся личность может осознать духовную цель мантры.
В Нарада-панчаратре, Хари-бхакти-судходайе, Хари-бхакти-виласе и многих других писаниях объясняется, что сила мантры проявляется только, если она получена от истинного духовного учителя и читается чисто, без оскорблений. Хотя человек может увидеть мантры, написанные в книгах предыдущих ачарий, например в кигах Шрилы Прабхупады или в этой, и затем попытаться читать их, эти мантры дадут результат только, если будут получены в процессе дикши. Мантры подобны семенам в которых содержится большие потенции, но чтобы их могущество проявилось необходим внешний фактор. Маленькое семечко баньянового дерева содержит в себе форму огромного, полностью выросшего дерева. Но если воробей съест это семечко и оно окажется на земле вместе с его экскриментами, тогда величественное баньяновое дерево начнет расти. Баньяновое семечко * должно пройти этот путь, чтобы дать всход. Подобным образом, если человек начинает читать мантру, услышав ее случайно или прочитав ее в книге, он не обретет кришна-премы. Но если мантру получают правильным образом, выслушав ее от премика-бхакты, тогда она, наполненная гуру-премой, дает возможность проявиться преме в сердце серьезного ученика. "Мантра очищает, если читается с правильным пониманием." (ШБ 11.24.32) В комментарии к этому стиху Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит: "Мантра очищает, если она исходит из устсад-гуру. Истинный духовный учитель дает ученику наставления, касающиеся метода, значения и конечной цели мантры." Это является сокровенным в следующем смысле: можно приобрести опубликованную мантру повсюду, но будучи не принятой в цепи ученической преемственности, она не будет действовать. Обратившись к авторитетным источникам, мы можем узнать, что любая мантра, не полученная от ученической преемственности, не имеет силы." (ШБ 4.8.53к.) "Мантры и процесс преданного служения обладают особой силой, с условием, если они получены от автритетной личности." (ШБ 8.16.24к.)
Даже Харе Кришна маха-мантра, если ее повторяют не получив инициацию, имеет большее воздействие, если она получена от продвинутого преданного. Ачарйи утверждают, что чтение Харе Кришна маха-мантры, если она не получена или не услышана от продвинутого, сознающего Кришну вайшнава, принесет плоды бхукти или мукти, а не драгоценный сладкий нектар према-бхакти. Сердца чистых преданных сравниваются с богатыми драгоценными камнями горами премы Радха-Мадхавы; реки мадхурйа-расы стремительно мчатся вниз с этих гор и в их воды погружается каждый, кто принимает милость. Святое имя, произносимое чистым преданным наполнено Кришна-премой. Когда святое имя входит в ухо искреннего ученика, оно питает его маленький росток преданности и помогает вырасти нектарному плоду "према-бхакти".
"Когда Харе Кришна мантра читается с любовью чистым преданным Господа, она оказывает величайшее воздействие на сердца, и потому чтение как таковое должно быть услышано из уст чистого преданного Господа, чтобы был получен непосредственный эффект."(НС)
Чистая звуковая вибрация осознавшего себя гуру действует подобно лесному пожару, сжигающему грехи и нечистоты в уме и сердце ученика. Когда Кришна и Арджуна путешествовали на колеснице, преодолевая оболочки вселенной, Господь Кришна использовал Свою Сударшана "чакру" чтобы рассеять темные и наводящие ужас слои материальных элементов. Подобным образом, святое имя Кришны подобно чакре сжигает дотла все темные покрытия сердца "садхака" и освобождет путь к "преме". Эффект слушания "мантры" от продвинутого, наделенного духовной силой преданного, зависит также от силы стремления "садхака" к совершенствованию в чистой любви к Радхе и Кришне. В великом смирении и скорби Шри Чайтанйа Махапрабху выразил настроение неудачливой обусловленной души.
сарва-шакти наме дила карийа вибхага
амара дурдайва, -- наме нахи анурага
"О Говинда, Ты вложил все Свои энергии в каждое святое имя, но я настолько неудачлив, что не чувствую привязанности к воспевнию Твоих святых имен." (Чч. "Антйа 20.19) Привязанность приходит, если человек достаточно удачлив, чтобы услышать святое имя от истинного, обладающего духовной силой вайшнава. Однако привязанность к чтению и служению Кришне не проявится у "садхаки", слушающего святое имя от вайшнава, лишенного "кришна-шакти".
кали-калера дхарма -- кришна-нама-санкиртана,
кришна-шакти вина нахе тара правартана
"Не получив пономочия от Верховной Личности Бога, Шри Чайтанйи Махапрабху, человек не может распространить святые имена Харе Кришна "маха-мантры" по всему миру." (Чч "Антйа" 7.11) Шрила Бхактисиддханта называл это "нама"-алфавит" в которм воспринимаются лишь буквы святого имени, а не полностью проявленные прекрасные формы Радхи и Кришны, танцующие вдвоем в "йугала-мантре", испытывая "према-дхарму". Истинный духовный учитель должен *обладать силой чистой преданности, придающим могущество святому имени, которое он дает своему ученику. Если по какой-то причине "гуру" не обладает этими полномочиями, то "садхака" все равно может получить силу для совершения "бхаджана", слушая от осознавшего себя и обладающего духовной силой "шикша-гуру". В традиции Гаудия вайшнавов преданные "уттама-адхикари" спускаются на уровень мадхйамы, чтобы проповедывать как "дикша" или как "шикша" гуру. Путешествуя с проповеднической миссией по южной Индии, Шри Чайтанйа Махапрабху давал наставление тысячам людей уже получивших где-то в другом месте "дикша-мантры" повторять Харе Кришна. Благодаря "шикше" Махапрабху они обрели силу повторять, осознавать полную потенцию святых имен Кришны и распространять милость другим.
кришна-намера махима шастра-садху-мукхе
джани намера мадхуре айчхе кахан нахи шуни
"Необходимо узнать о красоте и трансцендентальом положении святого имени Господа, слушая явленные писания из уст преданных. Нигде больше мы не можем услышать о сладости святого имени Господа." (Чч "Антйа" 1.101)
В "Падма Пуране" сказано: "атах шри-кришна-намади на бхавед грахйам индрийайх". Процесс повторения и слушания трансцендентального святого имени Господа не может выполняться обыкновенными чувствами. Трансцендентальная вибрация святого имени Господа абсолютно духовна. Поэтому она должна быть получена из духовных источников и повторяться после того как услышана от духовного учителя. Тот, кто участвует в процессе воспевания Харе Кришна "мантры", должен получить ее от духовного учителя, восприняв ее на слух. (Чч."Антйа" 1.101к.)
"Господь Шива захотел встретиться с сыновьями царя, чтобы благословить и облагодетельствовать их. Он сам произнес для них "мантру", чтобы она стала более могущественной, и велел сыновьям царя повторять ее. Когда "мантру" произносит великий преданный, она становится еще более могущественной. Харе Кришна "маха-мантра" сама по себе обладает огромной силой, но во время посвящения ученик должен услышать ее от духовного учителя, так как "мантра", произнесенная духовным учителем, становится более могущественной. Господь Шива велел сыновьям царя слушать его внимательно, ибо тот, кто слушает духовного учителя невнимательно, наносит ему оскорбление." (ШБ 4.24.32)
"Существуют различные типы мантр для различного рода преданных ( например, Рама-мантра, Нрисимха-мантра, Гопала-мантра и т.д.). Каждая мантра имеет свое собственное духовное значение. Духовный учитель должен выбрать "мантру" для своего ученика, учитывая способности ученика в воспевании различных "мантр." (Чч. "Мадхйа" 24.331к.)
Во время инициации гуру дает ученику ведическую мантру или "панчаратрика-мантру" в соответствии с традицией "парампары". Совершая пуджу, должным образом инициированный ученик, свободный от невежества, осознает отношение между духовным значением мантр, исполняемых им в процессе "джапы" и "арчаны", и тождеством Божества, которому оказывается поклонение. Хотя существуют особые "мула" и Гайатри "мантры", помогающие сосредоточить ум на духовном учителе, в "шастрах" дается совет видеть духовного учителя во всех "мантрах", полученных от него. В Ведах говорится:
йо мантрах са гурух сакшат
йо гурух са харих свайам
гуру-йасйа бхавет туштас-
тасйа тушто харих свайам
"Мантра, даннная гуру, сама по себе является "гуру", а "гуру" является непосредственно Верховный Господь Хари. Если кто-то удовлетворяет духовного учителя, он также удовлетворяет Самого Шри Хари." "Ачарйи" объясняют, что с помощью мантры духовный учитель передает ученику свое внутренне настроение служения Радхе и Кришне. Ученик не воспринимает это немедленно, он поймет все постепенно благодаря "гуру бхакти", "севе" и медитации на данную ему "мантру". "Мантра" поэтому явяется непосредственным представителем духовного учителя. История Гопа-кумара, описанная в "Брихад-бхагаватамрите", иллюстрирует могущество повторения "мантры". Благодаря хорошей карме, Гопа-кумара принял рождение в семье пастуха во Вриндаване. Однажды пася коров, он заметил святого человека, который пел и непрестанно плакал. Гопа-кумара привлекся им и начал служить, принося ему молоко. Однажды святой дал ему Гопала-мантру. Произнеся лишь половину "мантры", Гопа-кумара начал плакать, и после этого он потерял сознание. Святой однако исчез, не научив даже как правильно читать мантру. Тем не менее, Гопа-кумара начал читать ее с верой, и скоро у него пропали все материальные желания. Постоянно повторяя гопала-мантру он путешествовал по вселенной и в духовном небе. Посетив Брахмалоку, Шивалоку, Вайкунтху, Айодхйу, Двараку и Мадхуру, Гопа-кумара, наконец, встретил Кришну во Вриндаване. Он получил эту необыкновенную удачу благоаря повторению Гопала-мантры.
Результат повторения "мантры" зависит от концепций, которых мы придерживаемся в своем уме во время ее повторения. Обычно Брахма-гайатри дает "мукти", но понимание того, что савита является Господом Вишну, приводит повторяющего эту мантру на Вайкунтху. Если Кама-гайатри повторяется с пониманием того, что она не отлична от Кришны в Его изначальной конечной? "расика" форме, тогда повторяющий ее достигает этой формы.То же самое касается воспевания Харе Кришна "маха-мантры, которая содержит в себе все. Если воспевать с материальными жеаниями, то они будут достигнуты;если воспевающий желает "мукти", он получит его. Если повторять Харе Кришна "маха-мантру", понимая, что Радха и Кришна лично присутствуют в ней, наслаждаясь сокровенными играми во Вриндаване, тогда можно обрести вечное любовное служение Им. В конечном счете сущность "мантры" не может быть отделена от умонастроения "садхаки". Играет роль и то и другое. "Повторяющий "мантру" должен знать ее значение; не зная значения мантры, невозможно достичь цели". (Йагйавалкйа-смрити)