Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Аюрведическая медицина, глазные болезни
Профилактика глазных болезней в аюрведической медицине. Ключевые слова: история медицины, Аюрведическая медицина, офтальмология, санскрит, медицинские первоисточники.
Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. , преподаватель аюрведы для врачей М.А. Суботялов, врач, специалист по традиционной аюрведе В.Ю. Дружинин
Книга по теме: Изучаем Аюрведу легко и просто. М. А. Суботялов. Философская Книга
Статья посвящена изучению средств, использующихся для профилактики глазных болезней, в Аюрведической медицинской традиции. Анализируются аутентичные санскритские тексты трёх важнейших медицинских первоисточников – «Сушрута-самхиты», «Чарака-самхиты» и «Аштангахридайа-самхиты».
Продемонстрированы методы, используемые для профилактики глазных болезней. Показан вклад Аюрведической медицины в эту область медицины.
Актуальность.
По данным ВОЗ, в настоящее время в мире имеется около 150 миллионов лиц со значительными зрительными расстройствами, в том числе 40 миллионов слепых людей. За последние 20 лет численность незрячих увеличилась на 12 миллионов человек [1]. Поэтому изучение и разработка профилактических и оздоровительных мер по их снижению является одной из актуальных задач медицинской науки и здравоохранения. В течение последних десятилетий ВОЗ активно содействует изучению и введению в практику здравоохранения опыта традиционной медицины. Одним из ведущих направлений традиционной медицины является Аюрведическая медицина, письменные источники которой насчитывают несколько тысячелетий [2].
Цель исследования.
Изучить методы и средства профилактики глазных болезней в Аюрведической медицинской традиции на основе аутентичных первоисточников.
Результаты исследования.
Понятие здоровья и болезни в Аюрведе неотделимо от теории тридоша (tridoṣa), то есть концепции трёх физиологических факторов, которые при нарушении своего равновесного состояния становятся патофизиологическими [3]. Это подтверждается авторами все канонических трудов.
В Чарака-самхите (1.9.4а) говорится:
vikāro dhātu-vaiṣamyaṁ sāmyaṁ prakṛtir ucyate
– «Болезнь – это неуравновешенность трёх дошей, а их равновесие – это здоровье» [4].
Вагбхата говорит в Аштангахридая-самхите (1.1.20а):
rogas tu doṣa-vaiṣamyaṁ doṣa-sāmyam arogatā – «Болезнь – это следствие дисбаланса дош, а здоровье –
это результат равновесного состояния дош» [5].
Исходя из этой концепции, автор Сушрута-самхиты (6.1.28-29) говорит о 76 типах заболеваний глаз, связанных с дисбалансом каждой доша в отдельности (vāta, pitta, kapha), выходом из равновесия всех трёх доша (sarva-jā), внешними причинами (bāhya) и патологией крови (rakta). Сушрута-самхита (6.1.26-27) также указывает причины, приводящие к дисбалансу дош, а в конечном итоге к глазным болезням.
Среди этиологических факторов Сушрута упоминает купание в воде, когда глаза подверглись влиянию сильного жара или яркого солнечного света, напряжение глаз, вызванное рассматриванием далеко расположенных или мелких предметов, нарушение режима сна (дневной сон при ночном бодрствовании). Далее он говорит о чрезмерной привязанности к чему-либо, долгом и сильном плаче, постоянной раздражительности или длительной скорби и страданиях, травмах, половых излишествах, чрезмерном потреблении кислых продуктов, а также лошадиного горошка (Dolichos biflorus) и урад-дала (Phaseolus mungo), сдерживании естественных потребностей, чрезмерном потении, попадании в глаза дыма, частой рвоте или невозможности её совершить, а также о сдерживании слёз [6]. Следовательно, образ жизни, направленный на предотвращение или уменьшение влияния этих факторов, является профилактикой глазных болезней.
Согласно Аюрведе, существует пять чувств, субстратом которых являются определённые органы. Чарака-самхита говорит (1.8.8): tatra cakṣuḥ śrotram ghrāṇaṁ rasanaṁ sparśanam iti pañcendriyāni - «Пять чувств – это зрение, слух, обоняние, вкус и осязание». Каждое из пяти связано с определённым первоэлементом бытия.
Чарака-самхита (1.8.14) объясняет это следующим образом:
tejas-cakṣuṣi khaṁ śrotre ghrāṇe kṣitiḥ āpo rasane sparśane'nilo viśeṣeṇopapadyate
– «В органе зрения преобладает элемент огня, в органе слуха – эфир, в органе обоняния – земля, в органе вкуса – вода, в органе осязания - воздух». Вследствие антагонистичных взаимоотношений, избыток слизи вреден для органа зрения, обладающего огненной природой.
Чарака-самхита (1.5.16) говорит:
cākṣus-tejomayaṁ tasya viśeṣāc-chleṣmato bhayam |
tataḥ śleṣma-haraṁ karma hitaṁ dṛṣteḥ prasādanam ||
«Зрение имеет природу огня, а потому боится шлешмы (слизи), из-за этого применение средств, прогоняющих слизь, оказывает благо зрению» [4].
Таким средством, использующимся для профилактики глазных болезней, являются анджана (añjanam), или каджджала (kajjalam).
Существует несколько видов этих лекарственных средств – саувира-анджана, раса-анджана, сротонджана, пушпанджана и ниланджана.
Чарака-самхита 1.5.15) говорит:
sauvīram añjanaṁ nityaṁ hitam akṣṇoḥ prayojayet |
pañcarātre'ṣṭarātre vā srāvaṇārthe rasāñjanam ||
«Для блага глаз саувира-анджану следует применять каждый день, раса-анджану же один раз в пять или восемь ночей для усиления слёзоотделения»
[4].
Как правило, под саувира-анджаной понимается трисульфид сурьмы, или стибнит. Естественно, что путём различных процессов это сырьё очищается и преобразовывается, что делает его применение безопасным [7].
Раса-анджана – это экстракт чёрного цвета, образуемый при кипячении азиатского барбариса (ствола дерева) и молока в равных частях до нужной
консистенции [8]. Азиатский барбарис (Berberis asiatica, dāruharidrā), входящий в её состав, обладает множеством полезных свойств. Раса-анджана, таким образом, является раздражающим веществом и вызывает слезотечение.
Чарака-самхита (1.5.17-18а) говорит об особенностях использования раса-анджаны:
divā tan na prayoktavyaṁ netrayos tīkṣṇam-añjanam |
vireka durbalā dṛṣṭir ādityaṁ prāpya sīdati ||
tasmāt srāvyaṁ niśāyāṁ tu dhruvam añjanam iśyate |
«Анджану, имеющую жгучую природу, не следует использовать днём, так как зрение теряет силу из-за выделения слёз при ярком солнечном свете.
Поэтому средства, вызывающие слезотечение, используют на ночь» [4].
Вагбхата (1.23.23-24) также упоминает случаи, когда не следует использовать анджаны:
nāñjayed bhīta-vamita-viriktāśita-vegite |
kruddha-jvarita-tāntākṣi-śiro-ruk-śoka-jāgare || 23 ||
adṛṣṭe 'rke śiraḥ-snāte pītayor dhūma-madyayoḥ |
ajīrṇe 'gny-arka-saṃtapte divā-supte pipāsite || 24 ||
«Анджаны не используются у людей, испытывающих страх, которым назначена рвотная или слабительная терапия, которые голодны, сдерживают естественные потребности или разгневаны. Во время лихорадки, при утомлении глаз, головной боли, в состоянии скорби и при потере сна, когда солнце скрыто, после омовения головы, курения или употребления алкоголя, при несварении, жажде, усталости вследствие чрезмерного воздействия огня и солнца, а также после дневного сна анджаны не должны быть использованы» [5].
Помимо анджан, наносимых на край нижнего века, в Аюрведической медицине используются также глазные капли (āścyotana), припарки (piṇḍika) и охлаждающие аппликации (tarpaṇa) [9].
Чарака-самхита (1.5.18б-1.5.20а) говорит о благе использования средств по уходу за глазами:
yathā hi kanakādīnāṁ malināṁ vividhātmanām ||
dhautānāṁ nirmalā śuddhis taila-cela-kacādibhiḥ |
evaṁ netreṣu martyānām añjanāścyotanādibhiḥ ||
dṛṣtir nirākulā bhāti nirmale nabhas īnduvat |
«Подобно тому, как загрязненное золото и другие металлы очищаются от дефектов при помощи масла, ткани, щётки и других способов, так и глаза людей становятся чистыми при использовании этих средств. При их применении зрение становится таким же ясным, как луна на безоблачном небосклоне» [10].
Заключение.
Проведенный обзор медицинских первоисточников демонстрирует несомненную историческую и научно-практическую значимость методов и средств профилактики глазных болезней в Аюрведической медицинской традиции.
Список литературы:
1. Либман Е. С. Слепота и инвалидность вследствие патологии органа зрения в России / Е. С. Либман, Е. В. Шахова // Вестник офтальмологии — 2006. — № 1. — С. 35–37.
2. Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений/ Т.С. Сорокина. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 560 с.
3. Dash V.B., Kashyap L. Basic Principles Of Ayurveda. – New Delhi-110059. – 1994. – 627 p.
4. Caraka-saṃhitā. Agniveśa`s treatise refined and annotated by Caraka and redacted by Dṛḍhabala. Text with English translation. Editor-translator prof.
Priyavrat Sharma. Vol. 1. Varanasi: Chaukambha Orientalia, 2001. – 544 p.
5. Vāgbhaṭa’s Aṣṭāṅga Hṛdayam, translated by К. R. Srikantha Murthy, vol. 1. - Krishnadas Academy: Varanasi, India, 1991. – 523 p.
6. An English translation of The Sushruta Samhita by Kaviraj Kunja Lal Bhishagratna, vol.3. – Calcutta. – 1916. – 416 p.
7. Даш Бхагван. Алхимия и применение лекарств на основе металлов в аюрведе. – М.: Саттва, 2001. – 240 с.
8. The Materia Medica Of The Hindus, Compiled From Sanskrit Medical Works by Udoy Chand Dutt. – Calcutta. – 1877. – 355 p.
9. Sudarshan S.R. Encyclopaedia of Indian medicine: basic concepts, Vol. 2, 2005. – 236 p.
10. The Charakasamhitā by Agniveśa. Revised by Charaka and Dṛdhabala. With the Āyurveda-dipikā Commentary of Chakrapāṇidatta. – Bombay. – 1941. – 801 p.
Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. , преподаватель аюрведы для врачей М.А. Суботялов, врач, специалист по традиционной аюрведе В.Ю. Дружинин
Книга по теме: Изучаем Аюрведу легко и просто. М. А. Суботялов. Философская Книга
Статья посвящена изучению средств, использующихся для профилактики глазных болезней, в Аюрведической медицинской традиции. Анализируются аутентичные санскритские тексты трёх важнейших медицинских первоисточников – «Сушрута-самхиты», «Чарака-самхиты» и «Аштангахридайа-самхиты».
Продемонстрированы методы, используемые для профилактики глазных болезней. Показан вклад Аюрведической медицины в эту область медицины.
Актуальность.
По данным ВОЗ, в настоящее время в мире имеется около 150 миллионов лиц со значительными зрительными расстройствами, в том числе 40 миллионов слепых людей. За последние 20 лет численность незрячих увеличилась на 12 миллионов человек [1]. Поэтому изучение и разработка профилактических и оздоровительных мер по их снижению является одной из актуальных задач медицинской науки и здравоохранения. В течение последних десятилетий ВОЗ активно содействует изучению и введению в практику здравоохранения опыта традиционной медицины. Одним из ведущих направлений традиционной медицины является Аюрведическая медицина, письменные источники которой насчитывают несколько тысячелетий [2].
Цель исследования.
Изучить методы и средства профилактики глазных болезней в Аюрведической медицинской традиции на основе аутентичных первоисточников.
Результаты исследования.
Понятие здоровья и болезни в Аюрведе неотделимо от теории тридоша (tridoṣa), то есть концепции трёх физиологических факторов, которые при нарушении своего равновесного состояния становятся патофизиологическими [3]. Это подтверждается авторами все канонических трудов.
В Чарака-самхите (1.9.4а) говорится:
vikāro dhātu-vaiṣamyaṁ sāmyaṁ prakṛtir ucyate
– «Болезнь – это неуравновешенность трёх дошей, а их равновесие – это здоровье» [4].
Вагбхата говорит в Аштангахридая-самхите (1.1.20а):
rogas tu doṣa-vaiṣamyaṁ doṣa-sāmyam arogatā – «Болезнь – это следствие дисбаланса дош, а здоровье –
это результат равновесного состояния дош» [5].
Исходя из этой концепции, автор Сушрута-самхиты (6.1.28-29) говорит о 76 типах заболеваний глаз, связанных с дисбалансом каждой доша в отдельности (vāta, pitta, kapha), выходом из равновесия всех трёх доша (sarva-jā), внешними причинами (bāhya) и патологией крови (rakta). Сушрута-самхита (6.1.26-27) также указывает причины, приводящие к дисбалансу дош, а в конечном итоге к глазным болезням.
Среди этиологических факторов Сушрута упоминает купание в воде, когда глаза подверглись влиянию сильного жара или яркого солнечного света, напряжение глаз, вызванное рассматриванием далеко расположенных или мелких предметов, нарушение режима сна (дневной сон при ночном бодрствовании). Далее он говорит о чрезмерной привязанности к чему-либо, долгом и сильном плаче, постоянной раздражительности или длительной скорби и страданиях, травмах, половых излишествах, чрезмерном потреблении кислых продуктов, а также лошадиного горошка (Dolichos biflorus) и урад-дала (Phaseolus mungo), сдерживании естественных потребностей, чрезмерном потении, попадании в глаза дыма, частой рвоте или невозможности её совершить, а также о сдерживании слёз [6]. Следовательно, образ жизни, направленный на предотвращение или уменьшение влияния этих факторов, является профилактикой глазных болезней.
Согласно Аюрведе, существует пять чувств, субстратом которых являются определённые органы. Чарака-самхита говорит (1.8.8): tatra cakṣuḥ śrotram ghrāṇaṁ rasanaṁ sparśanam iti pañcendriyāni - «Пять чувств – это зрение, слух, обоняние, вкус и осязание». Каждое из пяти связано с определённым первоэлементом бытия.
Чарака-самхита (1.8.14) объясняет это следующим образом:
tejas-cakṣuṣi khaṁ śrotre ghrāṇe kṣitiḥ āpo rasane sparśane'nilo viśeṣeṇopapadyate
– «В органе зрения преобладает элемент огня, в органе слуха – эфир, в органе обоняния – земля, в органе вкуса – вода, в органе осязания - воздух». Вследствие антагонистичных взаимоотношений, избыток слизи вреден для органа зрения, обладающего огненной природой.
Чарака-самхита (1.5.16) говорит:
cākṣus-tejomayaṁ tasya viśeṣāc-chleṣmato bhayam |
tataḥ śleṣma-haraṁ karma hitaṁ dṛṣteḥ prasādanam ||
«Зрение имеет природу огня, а потому боится шлешмы (слизи), из-за этого применение средств, прогоняющих слизь, оказывает благо зрению» [4].
Таким средством, использующимся для профилактики глазных болезней, являются анджана (añjanam), или каджджала (kajjalam).
Существует несколько видов этих лекарственных средств – саувира-анджана, раса-анджана, сротонджана, пушпанджана и ниланджана.
Чарака-самхита 1.5.15) говорит:
sauvīram añjanaṁ nityaṁ hitam akṣṇoḥ prayojayet |
pañcarātre'ṣṭarātre vā srāvaṇārthe rasāñjanam ||
«Для блага глаз саувира-анджану следует применять каждый день, раса-анджану же один раз в пять или восемь ночей для усиления слёзоотделения»
[4].
Как правило, под саувира-анджаной понимается трисульфид сурьмы, или стибнит. Естественно, что путём различных процессов это сырьё очищается и преобразовывается, что делает его применение безопасным [7].
Раса-анджана – это экстракт чёрного цвета, образуемый при кипячении азиатского барбариса (ствола дерева) и молока в равных частях до нужной
консистенции [8]. Азиатский барбарис (Berberis asiatica, dāruharidrā), входящий в её состав, обладает множеством полезных свойств. Раса-анджана, таким образом, является раздражающим веществом и вызывает слезотечение.
Чарака-самхита (1.5.17-18а) говорит об особенностях использования раса-анджаны:
divā tan na prayoktavyaṁ netrayos tīkṣṇam-añjanam |
vireka durbalā dṛṣṭir ādityaṁ prāpya sīdati ||
tasmāt srāvyaṁ niśāyāṁ tu dhruvam añjanam iśyate |
«Анджану, имеющую жгучую природу, не следует использовать днём, так как зрение теряет силу из-за выделения слёз при ярком солнечном свете.
Поэтому средства, вызывающие слезотечение, используют на ночь» [4].
Вагбхата (1.23.23-24) также упоминает случаи, когда не следует использовать анджаны:
nāñjayed bhīta-vamita-viriktāśita-vegite |
kruddha-jvarita-tāntākṣi-śiro-ruk-śoka-jāgare || 23 ||
adṛṣṭe 'rke śiraḥ-snāte pītayor dhūma-madyayoḥ |
ajīrṇe 'gny-arka-saṃtapte divā-supte pipāsite || 24 ||
«Анджаны не используются у людей, испытывающих страх, которым назначена рвотная или слабительная терапия, которые голодны, сдерживают естественные потребности или разгневаны. Во время лихорадки, при утомлении глаз, головной боли, в состоянии скорби и при потере сна, когда солнце скрыто, после омовения головы, курения или употребления алкоголя, при несварении, жажде, усталости вследствие чрезмерного воздействия огня и солнца, а также после дневного сна анджаны не должны быть использованы» [5].
Помимо анджан, наносимых на край нижнего века, в Аюрведической медицине используются также глазные капли (āścyotana), припарки (piṇḍika) и охлаждающие аппликации (tarpaṇa) [9].
Чарака-самхита (1.5.18б-1.5.20а) говорит о благе использования средств по уходу за глазами:
yathā hi kanakādīnāṁ malināṁ vividhātmanām ||
dhautānāṁ nirmalā śuddhis taila-cela-kacādibhiḥ |
evaṁ netreṣu martyānām añjanāścyotanādibhiḥ ||
dṛṣtir nirākulā bhāti nirmale nabhas īnduvat |
«Подобно тому, как загрязненное золото и другие металлы очищаются от дефектов при помощи масла, ткани, щётки и других способов, так и глаза людей становятся чистыми при использовании этих средств. При их применении зрение становится таким же ясным, как луна на безоблачном небосклоне» [10].
Заключение.
Проведенный обзор медицинских первоисточников демонстрирует несомненную историческую и научно-практическую значимость методов и средств профилактики глазных болезней в Аюрведической медицинской традиции.
Список литературы:
1. Либман Е. С. Слепота и инвалидность вследствие патологии органа зрения в России / Е. С. Либман, Е. В. Шахова // Вестник офтальмологии — 2006. — № 1. — С. 35–37.
2. Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений/ Т.С. Сорокина. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 560 с.
3. Dash V.B., Kashyap L. Basic Principles Of Ayurveda. – New Delhi-110059. – 1994. – 627 p.
4. Caraka-saṃhitā. Agniveśa`s treatise refined and annotated by Caraka and redacted by Dṛḍhabala. Text with English translation. Editor-translator prof.
Priyavrat Sharma. Vol. 1. Varanasi: Chaukambha Orientalia, 2001. – 544 p.
5. Vāgbhaṭa’s Aṣṭāṅga Hṛdayam, translated by К. R. Srikantha Murthy, vol. 1. - Krishnadas Academy: Varanasi, India, 1991. – 523 p.
6. An English translation of The Sushruta Samhita by Kaviraj Kunja Lal Bhishagratna, vol.3. – Calcutta. – 1916. – 416 p.
7. Даш Бхагван. Алхимия и применение лекарств на основе металлов в аюрведе. – М.: Саттва, 2001. – 240 с.
8. The Materia Medica Of The Hindus, Compiled From Sanskrit Medical Works by Udoy Chand Dutt. – Calcutta. – 1877. – 355 p.
9. Sudarshan S.R. Encyclopaedia of Indian medicine: basic concepts, Vol. 2, 2005. – 236 p.
10. The Charakasamhitā by Agniveśa. Revised by Charaka and Dṛdhabala. With the Āyurveda-dipikā Commentary of Chakrapāṇidatta. – Bombay. – 1941. – 801 p.