Гурвадигуна. Стхира - Чала
Диск Основы Аюрведы. Просто о сложном. Дживита. Дхари. Сат. Анубандха. Врач, доктор медицинских наук, профессор М. А. Суботялов
Книга Изучаем Аюрведу легко и просто. Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. М. А. Суботялов. Философская Книга
Гурвадигуна — двадцать качеств, начинающихся с гуру. Мы будем разбирать их попарно, и, для того чтобы их рассматривать, я предлагаю нарисовать таблицу.
Итак, существует десять пар противоположных качеств:
Тяжелая(гуру) – в основном включает в себя проявления тама-гуны. Порождает невежство, тупость, сон. |
Легкая (лагху) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает свежесть, проворство, любовь, веру. |
Медленная (манда) – в основном проявление тама-гунны. Порождает лень, тупость, невежество. |
Резкая (кхара) – является комбинация всех трех гунн. Порождает легкомыслие, жестокость, фанатизм, нетерпимость к мнению окружающих. |
Холодная (шита) – в основном проявление тама-гуны. Порождает оцепенение, сон, страх, невежество, нечувствительность. |
Жарка (ушна) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает гнев, зависть, злобу, неосмысленные действия. |
Сухая (рукша) – комбинация раджа-гуны и саттва-гуны. Порождает беспокойство, нервозность, сострадание, желание помочь. |
Маслянистая (снигдха) – комбинация тама-гуны и раджа-гуны. Порождает сострадание, побуждает к неосмысленному действию. |
Мутная (авила) – в основном проявление тама-гуна. Порождает забвение, оцепенение, сон. |
Ясная (вишада) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает чистоту, отречение, умиротворение, веру в Бога. |
Грубая (стхула) – в основном проявление тама-гунны. Порождает тупость, невежество, страх. |
Тонкая (сукшма – комбинация сатва-гуны и раджа-гуны. Порождает эмоциональность, чувствительность, обидчивость. |
Неподвижная (стхира) – комбинация тама-гунны и саттва-гунны. Порождает стабильность, веру, забывчивость, препятствия. |
Подвижная (чхала) – комбинация раджа-гуны и тама-гуны. Порождает безверие, беспокойства, метание, неосмысленные действия. |
Острая (тишила) – в основном проявление раджа-гунны. Порождает быстроту, страстность, гнев. |
Кроткая (слакшна) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает ненасилие, любовь, веру, терпимость, спокойствие. |
Густая (сандра) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает силу, стремление к действию, основательность. |
Жидкая (драва) – комбинация саттва-гуны и тама-гуны. Порождает привязанность, сострадание, скудоумие. |
Жесткая (катхина) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает неудовлетворенность, зависть, силу, эгоизм, бесчувствие. |
Мягкая (мриду) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает добродетель, мягкосердечие, ненасилие, веру в Бога. |
Следующая пара качеств — стхира и чала.
Стхира — «устойчивость», «неподвижность».
Чала — «подвижность».
Стхира уменьшает вату и питу, капха-дошу увеличивает. Потому что вата и питта подвижны, а капха — неподвижна.
Эта устойчивость проявляется в двух гунах из трех. Прежде всего, тамас, а на втором месте — саттва. Устойчивость может быть в тамасе, а может быть в саттве. Иногда люди путают тамас и саттву. Внешне они иногда могут быть похожи. Только мы говорили, что саттва — это сначала яд, а потом нектар. А тамас — и сначала яд, и потом тоже яд. Мы думаем, что сейчас яд, а потом придет нектар, и мы ждем, ждем, лет 10-15, а он что-то не приходит — перепутали. Это была не саттва, это был тамас.
Поэтому нужно быть очень внимательными, понимать, что такое саттва-гуна. Это то, к чему мы должны стремиться. Это один из главнейших аспектов терапии. Если мы не введем это правило в лечение болезни, лечение будет малоэффективным. Если действовать только по принципу противоположности, мы тоже получим результат, но это будет малоэффективно.
Качество неподвижности: уменьшает агни. Потому что огонь обладает качеством подвижности, а здесь проявлено качество устойчивости.
Стхира проявляется такими характеристиками, как стабильность, равновесие. Стабильность — это то, к чему многие из нас стремятся. Мы все думаем, что еще немного, и в жизни появится стабильность, вот еще немного поработаю, и потом буду отдыхать.
Но этого никогда не будет. Как раз здесь путают саттву и тамас. Человек ошибочно полагает, что сейчас он будет много работать, а потом у него будет отдых. Но стабильности в жизни не может быть. Стабильность может прийти как признак тамаса, но мы думаем, что это саттва. Такое бывает.
Равновесие — тоже проявление стхира. Это неподвижность, не только устойчивость, но и неподвижность. Если это связано с жизнедеятельностью нашего организма, то неподвижность может проявиться на уровне циркуляции энергии в каналах. Есть каналы (нади), есть меридианы, и это качество может спровоцировать закупорку каналов, скопление амы в одном месте, засорение организма. Когда происходит закупорка в канале, меридиане, в нем нарушается ток энергии.
В саттва-гуне стхира проявляется в виде стабильности, но мы не должны путать ее с тама-гуной. Например, стабильность успеха или счастья это саттва-гуна. Это будет проявляться как постоянная удовлетворенность.
Если к вам пришел пациент, у которого отсутствуют физические проблемы, но нет радости и счастья в сердце, его следует считать больным и лечить. Но если у пациента есть физические проблемы, но при этом присутствует радость и счастье в жизни, его следует считать здоровым и отпустить — он сам вылечится. Но большинство приходит без радости и счастья в сердце, да еще и с физическими проблемами.
Постоянство — тоже проявление в саттва-гуне. Вера. Стхира дает веру, веру в целом. Это не обязательно будет вера в Бога, это может быть уверенность в чем-либо. Как мы говорили, мы все верующие люди, но верим в разные вещи: кто-то в Бога, кто-то в мать-природу. Мы обязательно во что-то верим, иначе мы не смогли бы даже шагу ступить, боялись бы, что земля
может провалиться под ногой, но мы ведь верим в то, что она не провалится.
В раджасе стхира проявляется как инертность. Мы говорили, что инертность характерна для капхи. Это одна из серьезнейших проблем капха-доши, которую им надо решать в течение всей жизни. Им нужно эту инертность из жизни убирать.
И им нужно быть очень внимательными по отношению к этой своей характеристике. Стоит немного запустить свою проблему, причем не только на психологическом, но и на телесном уровне, как доша выходит из равновесия и в организм приходит болезнь. На телесном уровне это сделать легко — начать принимать пищу, которая увеличивает капха-дошу. Например, холодная, тяжелая, маслянистая пища будет увеличивать капха-доша.
В тамасе — это застой в мыслях, сознании, в жизни, в легких, в предстательной железе. Упертость. Только не путайте упертость с принципиальностью или бескомпромиссностью. Это разные вещи.
Упертый человек сравнивается с таким удивительным животным, как ишак. Качество упертости у человека проявляется тогда, когда он начинает действовать так же, как это удивительное животное. Ишак обладает двумя несравненными характе ристиками: упертостью и глупостью. Представьте себе, ишак глупый и упрямый, и на него грузят поклажу. Что делает ишак, когда на него грузят багаж? Он начинает сопротивляться. Но как? Он напрягает ноги, думая, что, если он будет напрягаться, с него все снимут. А что происходит на самом деле? Когда он сопротивляется, на него можно погрузить еще больше.
Но представлять нужно сейчас не ишака, а человека на его месте. Что происходит дальше? Дальше берут пучок травы и вешают на небольшом расстоянии от носа. И ишак идет за ним целый день и думает, что еще чуть-чуть, еще немного. И человек думает точно так же. Вот еще чуть-чуть поработаю, еще немного заработаю и буду отдыхать. А ослик идет за пучком травы, не догадываясь, что он идет тоже по траве, которую можно пощипать в любом количестве.
Многие из нас так и поступают. Мы работаем ради какой-то иллюзорной цели, и когда эта цель достигается, мы понимаем, что это не то, ради чего мы пахали.
Косность, стагнация — это проявление качества стхира в тамасе.
Чала «подвижность». Вата и питта увеличиваются, кап- ха уменьшается. Поэтому для капха-доши подвижность благоприятна. Вату и питту она будет усиливать.
Гуна. На первом месте раджас, на втором — тамас.
Агни будет усиливаться.
С какой характеристикой связана чала? Чала проявляется как любые процессы движения. Например, просто передвижение тела в пространстве. Нам нужно двигаться, нам необходимо это качество. Но проявляться оно будет по-разному. Люди конституции вата быстрее ходят, люди конституции капха — медленнее. Подвижность бывает разная, и подвижность мышления в том числе. Нервные импульсы — это тоже качество подвижности — передаются по нервным волокнам. Кровообращение — это тоже проявление качества подвижности и т. д. Любые изменения связаны с качеством подвижности. Побуждения к чему-либо, например, кто-то более легкий на подъем, кто- то — более тяжелый. Поэтому люди конституции вата и питта более легко побуждаемы к каким-то действиям. Люди такого типа, как капха, более медлительны, но более устойчивы, когда начинают чем-то заниматься. Не подумайте, что это плохо или хорошо. Это просто разные характеристики, потому что в обществе необходимо разнообразие, чтобы была устойчивость. Если в обществе будут представители только одного типа конституции, то возникнут проблемы.
Перемещения, неустойчивость. Помните, мы с вами говорили, что стхира — это устойчивость, а чала — это неустойчивость. Если есть подвижность, то нет устойчивости.
В саттва-гуне это будет проявлено в виде быстроты мышления. Такой человек будет быстро мыслить, легко схватывать информацию, у него хорошая подвижность ума. Это качество необходимо для диспетчеров, операторов, водителей, где нужно быстро мыслить и принимать решения.
В раджасе — это беспокойство. Подвижность ума и беспокойство немного похожи. И мы говорили с вами, что беспокойство ума — это главная материальная болезнь. Метания, неустойчивость, неосмысленные действия, суета, суетливость гак в раджасе проявляется качество чала.
В тамасе — это безверие и разболтанность. Постарайтесь запомнить, что одна из наших главных задач — постараться постепенно, видя проявление тех или иных характеристик у пациента, перевести их на уровень саттва-гуны. Мы видим, что у него доминирует это качество, но оно в основном проявлено будет в раджасе, и его нужно перевести на уровень саттва-гуны.