Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Смрити — память. Сатьянанда Сарасвати
Смрити — память. Сатьянанда Сарасвати
Anubhu̱tavis̤aya̱asampramos̤ah smritih
Anubhu̱ta — испытанный на опыте;
vas̤aya — объекты чувственного восприятия;
asampramos̤ah — не допускающий ускользания;
smritih — память.
Свойство не допускать ускользания из ума испытанных на опыте объектов есть память. Память — это пятая вритти ума.
Она бывает двух типов: сознательная память и подсознательная память. Функция сознательной памяти — вызывать опыт прошлого.
Она включает в себя вспоминание вещей, которые уже испытаны на опыте. Подсознательная память — это сновидение.
Здесь вы не вспоминаете сознательно, вы помните бессознательно. Эта память также двух видов: одна — воображаемая и другая — реальная.
Иногда во сне происходят фантастические переживания, которые не имеют какого бы то ни было отношения к реальной жизни.
Можно видеть себя раздавленным под колесами поезда или можно увидеть себя умершего. Это фантазия ума, и поэтому этот вид памяти называется воображаемой подсознательной памятью.
Но мы должны понимать, что каждый сон имеет некоторую основу и что не бывает снов без основы.
В случае реальной подсознательной памяти во сне вспоминается нечто, что действительно происходило в прошлом, без искажения фактов. Это память, которая выявляет впечатления подсознательного плана и развертывает их на сознательном плане, является одной из способностей нашего сознания и поэтому классифицируется как вритти.
Объекты опыта бывают пяти видов в соответствии с органами чувств, посредством которых они воспринимаются: глаза, уши, кожа, язык и нос. Когда мы воспринимаем эти объекты на опыте, наш ум через индрии входит с ними в контакт. Если этому опыту не позволяется ускользнуть из ума, в следующий раз, когда происходит подобный контакт, появляется память прошлого опыта.
Если опыту удается вырваться, память нас подводит. Таким образом, слово «асампрамоша» используется Патанджали, чтобы подчеркнуть тот факт, что опыту не позволяется ускользать из ума. Слово имеет следующие составляющие: «а» — «не», «сам» — «полностью», «пра» — «высокий» или «сильный» и «мокша» — «освобождение», «утекание».
Таким образом, буквально слово означает «непозволение утекать». Итак, по пяти вритти, о которых говорит Патанджали, можно подвести следующий итог.
Первая вритти включает в себя правильное знание, вторая — неправильное знание, третья — воображаемое знание, четвертая — отсутствие знания и пятая — прошлое знание.
Эти вритти покрывают все поле нашего сознания. Определяя йогу, Патанджали отмечает, что суть йоги в блокировании или остановке всех вритти.
В следующей сутре он описывает средства, которые должны использоваться для этой цели.
Anubhu̱tavis̤aya̱asampramos̤ah smritih
Anubhu̱ta — испытанный на опыте;
vas̤aya — объекты чувственного восприятия;
asampramos̤ah — не допускающий ускользания;
smritih — память.
Свойство не допускать ускользания из ума испытанных на опыте объектов есть память. Память — это пятая вритти ума.
Она бывает двух типов: сознательная память и подсознательная память. Функция сознательной памяти — вызывать опыт прошлого.
Она включает в себя вспоминание вещей, которые уже испытаны на опыте. Подсознательная память — это сновидение.
Здесь вы не вспоминаете сознательно, вы помните бессознательно. Эта память также двух видов: одна — воображаемая и другая — реальная.
Иногда во сне происходят фантастические переживания, которые не имеют какого бы то ни было отношения к реальной жизни.
Можно видеть себя раздавленным под колесами поезда или можно увидеть себя умершего. Это фантазия ума, и поэтому этот вид памяти называется воображаемой подсознательной памятью.
Но мы должны понимать, что каждый сон имеет некоторую основу и что не бывает снов без основы.
В случае реальной подсознательной памяти во сне вспоминается нечто, что действительно происходило в прошлом, без искажения фактов. Это память, которая выявляет впечатления подсознательного плана и развертывает их на сознательном плане, является одной из способностей нашего сознания и поэтому классифицируется как вритти.
Объекты опыта бывают пяти видов в соответствии с органами чувств, посредством которых они воспринимаются: глаза, уши, кожа, язык и нос. Когда мы воспринимаем эти объекты на опыте, наш ум через индрии входит с ними в контакт. Если этому опыту не позволяется ускользнуть из ума, в следующий раз, когда происходит подобный контакт, появляется память прошлого опыта.
Если опыту удается вырваться, память нас подводит. Таким образом, слово «асампрамоша» используется Патанджали, чтобы подчеркнуть тот факт, что опыту не позволяется ускользать из ума. Слово имеет следующие составляющие: «а» — «не», «сам» — «полностью», «пра» — «высокий» или «сильный» и «мокша» — «освобождение», «утекание».
Таким образом, буквально слово означает «непозволение утекать». Итак, по пяти вритти, о которых говорит Патанджали, можно подвести следующий итог.
Первая вритти включает в себя правильное знание, вторая — неправильное знание, третья — воображаемое знание, четвертая — отсутствие знания и пятая — прошлое знание.
Эти вритти покрывают все поле нашего сознания. Определяя йогу, Патанджали отмечает, что суть йоги в блокировании или остановке всех вритти.
В следующей сутре он описывает средства, которые должны использоваться для этой цели.