Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Методы очищения в аюрведе
Методы очищения в аюрведе
Книга Домашние средства аюрведы. В Лад
Предположим, вы были неосознанны, не приняли корректирующие меры для восстановления равновесия и начали заболевать. Что делать в этом случае?
Применение принципа противоположностей является почти универсально действенным и полезным на любой стадии заболевания. Однако, если болезнь уже начала развиваться, его одного будет недостаточно. На этой стадии необходимо дополнительно использовать методы очищения тела от избытка дош и образовавшихся ядов.
Как мы уже видели, возбуждение дош из-за плохого или неправильного питания, нездорового образа жизни, отрицательных эмоций или других факторов нарушает работу агни (метаболического огня тела, который управляет перевариванием и усвоением пищи). Когда агни ослабевает или нарушается, пища не переваривается должным образом. Непереваренные и неусвоенные частицы пищи накапливаются в желудочно-кишечном тракте и превращаются в ядовитую липкую субстанцию, называемую ама. На третьей стадии (стадии распространения) болезненного процесса ама засоряет кишечник, и ее избыток, распространяясь через каналы тела, такие как кровеносные сосуды и т. д., засоряет ткани и вызывает заболевание.
Ама является ключевым звеном в процессе заболевания. Присутствие амы в организме ощущается в виде утомления или чувства тяжести. Она может вызывать запор, несварение, метеоризм, понос, дурной запах изо рта, неприятный вкус во рту, ригидность мышц и помрачение ума. Легче всего обнаружить аму по налету на языке.
Болезнь является «кризисом амы», при котором тело стремится устранить накопившиеся яды. Таким образом, чтобы остановить развитие заболе-вания, нужно помочь телу избавиться от ядов.
Для удаления амы из организма в Аюрведе используются многие программы внутреннего очищения. Одной из них, наиболее широко известной на Западе, является состоящая из пяти процедур программа под названием «панчакарма» (что в переводе означает «пять действий»).
Программы панча-кармы, применяемые в аюрведических лечебных центрах, включают в себя подготовку к очищению и собственно очищение.
Первым подготовительным шагом является «внутреннее промасливание». Пациент ежедневно в течение нескольких дней принимает определенное количество жидкого ги (гхи) - топленого сливочного масла. Масло образует в каналах тела тонкую пленку, которая смазывает их и позволяет осевшей в соединительных тканях аме лучше продвигаться к желудочно-кишечному тракту, не прилипая при этом к стенкам каналов.
«Внутреннее промасливание» проводится в течение трех-пяти дней или дольше, в зависимости от состояния пациента.
За этим следуют «внешнее промасливание» ( снехана) и пропотевание (сведана). Масло наносят на все тело с помощью специального массажа, кото-рый помогает движению ядов к желудочно-кишечному тракту. Кроме того, массаж размягчает поверхностные и глубокие ткани, помогая ослабить в них напряжение и укрепить нервную систему. После этого пациент потеет, например парится в бане, что еще больше высвобождает токсины и усиливает их движение к желудочно-кишечному тракту.
После трех-семи дней таких процедур доши становятся достаточно «созревшими», и тогда врач решает, что пациент готов к устранению избытка дош и скоплений амы. В качестве путей для удаления избыточных дош выбираются наиболее подходящие из следующих пяти процедур (карм):
• лечебная рвота (вамана) для удаления ядов и избытка капхи из желудка;
• слабительные средства (виречана), чтобы удалить аму и избыточную питту из тонкого и толстого кишечника, почек, желудка, печени и селезенки;
• лекарственные клизмы ( басти), для удаления избытка ваты из толстой кишки. Возбужденная вата является одним из главных этиологических факторов в проявлении заболеваний. Если мы сможем контролировать вату, используя басти, то устраним причины большинства заболеваний;
• введение лекарств через нос (насья). Сухие порошки трав или масла, вводимые через нос, помогают удалению дош, накопившихся в голове, пазухах и носоглотке, и приводят в порядок дыхание;
• очищение крови (ракта мокша), которое традиционно осуществляется двумя способами. Одним из них является кровопускание, когда из вены выпускают небольшое количество крови, однако в США, например, этот метод считается незаконным и потому недоступен. Второй способ предполагает использование кровоочистительных трав, например таких, как лопух.
Панчакарма — не единственный метод, используемый в Аюрведе для удаления амы из организма. В зависимости от общего состояния человека и от серьезности заболевания используется один из двух основных подходов. Если человек слаб или изнурен, а болезнь сильна, следует отдать предпочтение методам, которые приносят временное облегчение и успокоение (шамана), когда ама нейтрализуется с помощью более мягких методов очищения, включая травы. Если у пациента больше сил и энергии, а болезнь является не столь серьезной или протекает без осложнений, то больше показаний для применения панчакармы.
ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ: Панчакарма является интенсивной процедурой, для проведения которой нужен надлежащим образом обученный персонал, а не просто кто-то с умеренной аюрведической подготовкой. Панчакарма проводится индивидуально для каждого человека, с учетом его конституции и состояния здоровья, и требует внимательного наблюдения и контроля на каждой стадии, в том числе в восстановительный период после очищения
Книга Домашние средства аюрведы. В Лад
Предположим, вы были неосознанны, не приняли корректирующие меры для восстановления равновесия и начали заболевать. Что делать в этом случае?
Применение принципа противоположностей является почти универсально действенным и полезным на любой стадии заболевания. Однако, если болезнь уже начала развиваться, его одного будет недостаточно. На этой стадии необходимо дополнительно использовать методы очищения тела от избытка дош и образовавшихся ядов.
Как мы уже видели, возбуждение дош из-за плохого или неправильного питания, нездорового образа жизни, отрицательных эмоций или других факторов нарушает работу агни (метаболического огня тела, который управляет перевариванием и усвоением пищи). Когда агни ослабевает или нарушается, пища не переваривается должным образом. Непереваренные и неусвоенные частицы пищи накапливаются в желудочно-кишечном тракте и превращаются в ядовитую липкую субстанцию, называемую ама. На третьей стадии (стадии распространения) болезненного процесса ама засоряет кишечник, и ее избыток, распространяясь через каналы тела, такие как кровеносные сосуды и т. д., засоряет ткани и вызывает заболевание.
Ама является ключевым звеном в процессе заболевания. Присутствие амы в организме ощущается в виде утомления или чувства тяжести. Она может вызывать запор, несварение, метеоризм, понос, дурной запах изо рта, неприятный вкус во рту, ригидность мышц и помрачение ума. Легче всего обнаружить аму по налету на языке.
Болезнь является «кризисом амы», при котором тело стремится устранить накопившиеся яды. Таким образом, чтобы остановить развитие заболе-вания, нужно помочь телу избавиться от ядов.
Для удаления амы из организма в Аюрведе используются многие программы внутреннего очищения. Одной из них, наиболее широко известной на Западе, является состоящая из пяти процедур программа под названием «панчакарма» (что в переводе означает «пять действий»).
Программы панча-кармы, применяемые в аюрведических лечебных центрах, включают в себя подготовку к очищению и собственно очищение.
Первым подготовительным шагом является «внутреннее промасливание». Пациент ежедневно в течение нескольких дней принимает определенное количество жидкого ги (гхи) - топленого сливочного масла. Масло образует в каналах тела тонкую пленку, которая смазывает их и позволяет осевшей в соединительных тканях аме лучше продвигаться к желудочно-кишечному тракту, не прилипая при этом к стенкам каналов.
«Внутреннее промасливание» проводится в течение трех-пяти дней или дольше, в зависимости от состояния пациента.
За этим следуют «внешнее промасливание» ( снехана) и пропотевание (сведана). Масло наносят на все тело с помощью специального массажа, кото-рый помогает движению ядов к желудочно-кишечному тракту. Кроме того, массаж размягчает поверхностные и глубокие ткани, помогая ослабить в них напряжение и укрепить нервную систему. После этого пациент потеет, например парится в бане, что еще больше высвобождает токсины и усиливает их движение к желудочно-кишечному тракту.
После трех-семи дней таких процедур доши становятся достаточно «созревшими», и тогда врач решает, что пациент готов к устранению избытка дош и скоплений амы. В качестве путей для удаления избыточных дош выбираются наиболее подходящие из следующих пяти процедур (карм):
• лечебная рвота (вамана) для удаления ядов и избытка капхи из желудка;
• слабительные средства (виречана), чтобы удалить аму и избыточную питту из тонкого и толстого кишечника, почек, желудка, печени и селезенки;
• лекарственные клизмы ( басти), для удаления избытка ваты из толстой кишки. Возбужденная вата является одним из главных этиологических факторов в проявлении заболеваний. Если мы сможем контролировать вату, используя басти, то устраним причины большинства заболеваний;
• введение лекарств через нос (насья). Сухие порошки трав или масла, вводимые через нос, помогают удалению дош, накопившихся в голове, пазухах и носоглотке, и приводят в порядок дыхание;
• очищение крови (ракта мокша), которое традиционно осуществляется двумя способами. Одним из них является кровопускание, когда из вены выпускают небольшое количество крови, однако в США, например, этот метод считается незаконным и потому недоступен. Второй способ предполагает использование кровоочистительных трав, например таких, как лопух.
Панчакарма — не единственный метод, используемый в Аюрведе для удаления амы из организма. В зависимости от общего состояния человека и от серьезности заболевания используется один из двух основных подходов. Если человек слаб или изнурен, а болезнь сильна, следует отдать предпочтение методам, которые приносят временное облегчение и успокоение (шамана), когда ама нейтрализуется с помощью более мягких методов очищения, включая травы. Если у пациента больше сил и энергии, а болезнь является не столь серьезной или протекает без осложнений, то больше показаний для применения панчакармы.
ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ: Панчакарма является интенсивной процедурой, для проведения которой нужен надлежащим образом обученный персонал, а не просто кто-то с умеренной аюрведической подготовкой. Панчакарма проводится индивидуально для каждого человека, с учетом его конституции и состояния здоровья, и требует внимательного наблюдения и контроля на каждой стадии, в том числе в восстановительный период после очищения