Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Статьи
Все статьи
Единство исторических корней традиционной медицины Руси и Индии. К. Ештокин
Единство исторических корней традиционной медицины Руси и Индии
Вдревнерусском своде законов «Русская Правда», упоминается о народных врачевателях — лечцах, выходцах из монахов. Знания лечцы черпали из редких, доходивших до Руси книг по медицине и врачеванию, а свой опыт передавали из поколения в поколение. Этот опыт и был описан в множестве травников и лечебников. Руси: «Сборник Святослава», «Сборник Нестора», «Галиново на Иппократа» и др. Многие из этих трудов были утрачены во времена войн и пожаров. До наших дней сохранились лишь малая часть древнерусских травников и лечебников.
Первые медицинские знания на Руси часто культивировало и передавало духовенство, через канонические писания и дополняющие их летописи и трактаты. Монахи становились врачевателями – лечцами. Их наблюдательность, желание разгадать тайны природы и устройства человеческого организма способствовало проявлению таланта врачевания. Лекари древности успешно владели приемами диагностики, терапии, хирургии и психиатрии. Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской Лавры, куда поступали на лечение раненые и больные со всей Руси. Для тяжелобольных, при монастыре были выделены специальные помещения, которые и назывались "больницами". Некоторые древнерусские монастырские больницы были также и центрами просвещения, где обучали медицине, содержали архивы индийских, греческих и персидских рукописей. В процессе перевода рукописей с иноземных языков монахи дополняли их знаниями, основанными на собственном опыте.
В одном их древнейших, дошедших до нас, трудов по Аюрведе - «Чарака Самхита» - описываются различные аспекты медицинской науки, опирающиеся на философскую традицию «Санкхья». Аюрведа, как наука о здоровье, основывалась не только на здоровье физического тела, но и на здоровом мировосприятии. Наиболее древние части «Чарака Самхита» описывают методы, которые находят прямое сходство в методах панчакармы – современного полного Аюрведического очищения организма: «снехана-карма» (промасливание), «сведана-карма» (прогревание, потение), «вамана-карма» (лечебная рвота), «виречана-карма» (прием слабительного) «басти-карма» (вливания, клизма), «рактамокша» (кровопускание).
«Аюрведа» является частью Вед, самых древних на Земле знаний об устройстве вселенной, предназначенных для всего человечества. Существуют 4 Веды: «Риг Веда», «Яджур Веда», «Сама Веда» и «Атхарва Веда». В каждой Веде есть Упаведы, где описано не духовное знание, а прикладные науки: в «Риг Веде» это «Дханур Веда» - знание воинского искусства. В «Яджур Веде» это «Стапатсья Веда» – знание о законах архитектуры - «Васту-шастра». В «Сама Веде» это «Гандхарва Веда» - наука о музыке. В «Атхарва Веде» это «Аюрведа», прикладная наука о медицине и философии здоровья.
Аюрведа насчитывает 8 специальных областей медицины: лечение заболеваний внутренних органов, женские болезни, хирургию, акушерство, лечение заболеваний головы и шеи, токсикологию и педиатрию. В Индии с незапамятных времен о здоровье заботились вайдьи – хранители и знатоки Аюрведы, последователи целителей древности Ашвини-кумаров, прославившихся достижениями в области медицины и хирургии. Вайдьи - лекари, владеющие знаниями о диагностике и лечении.
В лечебниках Руси важное значение отдавалось растениям, минералам и эссенциям растительного происхождения. Их заготовка выходит на первое место после введения государственного Указа«Аптекарский Приказ». В сборнике «Вертоград» уже можно найти более ста названий лекарств, которыми торговали на Руси.
В Индии, в основном, так же лечение проводилось препаратами растительного и натурального происхождения: «свараса» – соки; «чурна» – порошки; «пханта» – инфузии; «сита-кашая» - холодные инфузии; «праш, кханда или пака»- медицинские варенья и джемы; «таила» – масла; «гхрита» - препараты с маслом гхи; «бати» - таблетки и драже; «басма» - прокаленные препараты.
Особое место в медицинах древности занимало пропаривание тела. В Индии пропаривали и прогревали тело маслами растительного происхождения, процедура называется «сведана».
На Руси пропаривали классически в русской бане. В «Летописи Нестора» содержится первое письменное упоминание о бане, которая в те времена являлась эффективным методом врачевания. Так же там упоминается и то, что бани у славян видел еще Апостол Андрей Первозванный. Баня была самым чистым помещением, поэтому она использовалась не только по прямому назначению, но и как место, где принимали роды и первое время ухаживали за новорожденными, проводили кровопускания, делали массаж, лечили от разных заболеваний, растирали и проводили вливание различных по составу лекарственных средств.
Индия, в силу своего культурного консерватизма, сохранила веру в качество традиционной медицины и не позволила знанию об Аюрведе угаснуть. Популярность во всем мире и несомненная эффективность методов лечения Аюрведы побудили правительство Индии предпринять меры для ее популяризации и обучения специалистов.
Ныне зарегистрировано примерно 350 000 врачей, практикующих методы лечения Аюрведы в Индии, их деятельность контролируется особым Советом.
Правительство Индии учредило два исследовательских центра в области Аюрведы; зарегистрировано более 150 научных центров, как правило при медицинских вузах; с десяток предприятий производят лекарства по традиционным рецептурам Аюрведы, под контролем правительства.
(Подготовил Ештокин Кирилл клиника DoctorFeelGood)
Вдревнерусском своде законов «Русская Правда», упоминается о народных врачевателях — лечцах, выходцах из монахов. Знания лечцы черпали из редких, доходивших до Руси книг по медицине и врачеванию, а свой опыт передавали из поколения в поколение. Этот опыт и был описан в множестве травников и лечебников. Руси: «Сборник Святослава», «Сборник Нестора», «Галиново на Иппократа» и др. Многие из этих трудов были утрачены во времена войн и пожаров. До наших дней сохранились лишь малая часть древнерусских травников и лечебников.
Первые медицинские знания на Руси часто культивировало и передавало духовенство, через канонические писания и дополняющие их летописи и трактаты. Монахи становились врачевателями – лечцами. Их наблюдательность, желание разгадать тайны природы и устройства человеческого организма способствовало проявлению таланта врачевания. Лекари древности успешно владели приемами диагностики, терапии, хирургии и психиатрии. Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской Лавры, куда поступали на лечение раненые и больные со всей Руси. Для тяжелобольных, при монастыре были выделены специальные помещения, которые и назывались "больницами". Некоторые древнерусские монастырские больницы были также и центрами просвещения, где обучали медицине, содержали архивы индийских, греческих и персидских рукописей. В процессе перевода рукописей с иноземных языков монахи дополняли их знаниями, основанными на собственном опыте.
В одном их древнейших, дошедших до нас, трудов по Аюрведе - «Чарака Самхита» - описываются различные аспекты медицинской науки, опирающиеся на философскую традицию «Санкхья». Аюрведа, как наука о здоровье, основывалась не только на здоровье физического тела, но и на здоровом мировосприятии. Наиболее древние части «Чарака Самхита» описывают методы, которые находят прямое сходство в методах панчакармы – современного полного Аюрведического очищения организма: «снехана-карма» (промасливание), «сведана-карма» (прогревание, потение), «вамана-карма» (лечебная рвота), «виречана-карма» (прием слабительного) «басти-карма» (вливания, клизма), «рактамокша» (кровопускание).
«Аюрведа» является частью Вед, самых древних на Земле знаний об устройстве вселенной, предназначенных для всего человечества. Существуют 4 Веды: «Риг Веда», «Яджур Веда», «Сама Веда» и «Атхарва Веда». В каждой Веде есть Упаведы, где описано не духовное знание, а прикладные науки: в «Риг Веде» это «Дханур Веда» - знание воинского искусства. В «Яджур Веде» это «Стапатсья Веда» – знание о законах архитектуры - «Васту-шастра». В «Сама Веде» это «Гандхарва Веда» - наука о музыке. В «Атхарва Веде» это «Аюрведа», прикладная наука о медицине и философии здоровья.
Аюрведа насчитывает 8 специальных областей медицины: лечение заболеваний внутренних органов, женские болезни, хирургию, акушерство, лечение заболеваний головы и шеи, токсикологию и педиатрию. В Индии с незапамятных времен о здоровье заботились вайдьи – хранители и знатоки Аюрведы, последователи целителей древности Ашвини-кумаров, прославившихся достижениями в области медицины и хирургии. Вайдьи - лекари, владеющие знаниями о диагностике и лечении.
В лечебниках Руси важное значение отдавалось растениям, минералам и эссенциям растительного происхождения. Их заготовка выходит на первое место после введения государственного Указа«Аптекарский Приказ». В сборнике «Вертоград» уже можно найти более ста названий лекарств, которыми торговали на Руси.
В Индии, в основном, так же лечение проводилось препаратами растительного и натурального происхождения: «свараса» – соки; «чурна» – порошки; «пханта» – инфузии; «сита-кашая» - холодные инфузии; «праш, кханда или пака»- медицинские варенья и джемы; «таила» – масла; «гхрита» - препараты с маслом гхи; «бати» - таблетки и драже; «басма» - прокаленные препараты.
Особое место в медицинах древности занимало пропаривание тела. В Индии пропаривали и прогревали тело маслами растительного происхождения, процедура называется «сведана».
На Руси пропаривали классически в русской бане. В «Летописи Нестора» содержится первое письменное упоминание о бане, которая в те времена являлась эффективным методом врачевания. Так же там упоминается и то, что бани у славян видел еще Апостол Андрей Первозванный. Баня была самым чистым помещением, поэтому она использовалась не только по прямому назначению, но и как место, где принимали роды и первое время ухаживали за новорожденными, проводили кровопускания, делали массаж, лечили от разных заболеваний, растирали и проводили вливание различных по составу лекарственных средств.
Индия, в силу своего культурного консерватизма, сохранила веру в качество традиционной медицины и не позволила знанию об Аюрведе угаснуть. Популярность во всем мире и несомненная эффективность методов лечения Аюрведы побудили правительство Индии предпринять меры для ее популяризации и обучения специалистов.
Ныне зарегистрировано примерно 350 000 врачей, практикующих методы лечения Аюрведы в Индии, их деятельность контролируется особым Советом.
Правительство Индии учредило два исследовательских центра в области Аюрведы; зарегистрировано более 150 научных центров, как правило при медицинских вузах; с десяток предприятий производят лекарства по традиционным рецептурам Аюрведы, под контролем правительства.
(Подготовил Ештокин Кирилл клиника DoctorFeelGood)