Гурвадигуна. Сукшма - Стхула
Диск Основы Аюрведы. Просто о сложном. Дживита. Дхари. Сат. Анубандха. Врач, доктор медицинских наук, профессор М. А. Суботялов
Книга Изучаем Аюрведу легко и просто. Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. М. А. Суботялов. Философская Книга
Гурвадигуна — двадцать качеств, начинающихся с гуру. Мы будем разбирать их попарно, и, для того чтобы их рассматривать, я предлагаю нарисовать таблицу.
Итак, существует десять пар противоположных качеств:
Тяжелая(гуру) – в основном включает в себя проявления тама-гуны. Порождает невежство, тупость, сон. |
Легкая (лагху) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает свежесть, проворство, любовь, веру. |
Медленная (манда) – в основном проявление тама-гунны. Порождает лень, тупость, невежество. |
Резкая (кхара) – является комбинация всех трех гунн. Порождает легкомыслие, жестокость, фанатизм, нетерпимость к мнению окружающих. |
Холодная (шита) – в основном проявление тама-гуны. Порождает оцепенение, сон, страх, невежество, нечувствительность. |
Жарка (ушна) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает гнев, зависть, злобу, неосмысленные действия. |
Сухая (рукша) – комбинация раджа-гуны и саттва-гуны. Порождает беспокойство, нервозность, сострадание, желание помочь. |
Маслянистая (снигдха) – комбинация тама-гуны и раджа-гуны. Порождает сострадание, побуждает к неосмысленному действию. |
Мутная (авила) – в основном проявление тама-гуна. Порождает забвение, оцепенение, сон. |
Ясная (вишада) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает чистоту, отречение, умиротворение, веру в Бога. |
Грубая (стхула) – в основном проявление тама-гунны. Порождает тупость, невежество, страх. |
Тонкая (сукшма – комбинация сатва-гуны и раджа-гуны. Порождает эмоциональность, чувствительность, обидчивость. |
Неподвижная (стхира) – комбинация тама-гунны и саттва-гунны. Порождает стабильность, веру, забывчивость, препятствия. |
Подвижная (чхала) – комбинация раджа-гуны и тама-гуны. Порождает безверие, беспокойства, метание, неосмысленные действия. |
Острая (тишила) – в основном проявление раджа-гунны. Порождает быстроту, страстность, гнев. |
Кроткая (слакшна) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает ненасилие, любовь, веру, терпимость, спокойствие. |
Густая (сандра) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает силу, стремление к действию, основательность. |
Жидкая (драва) – комбинация саттва-гуны и тама-гуны. Порождает привязанность, сострадание, скудоумие. |
Жесткая (катхина) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает неудовлетворенность, зависть, силу, эгоизм, бесчувствие. |
Мягкая (мриду) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает добродетель, мягкосердечие, ненасилие, веру в Бога. |
Следующая пара противоположностей: сукшма и стхула.
Сукшма — это «тонкий», «маленький». А стхула — это «грубый», «большой».
Вы, наверное, заметили, что когда мы разбираем эти пары противоположностей, часть из них имеет больше женскую характеристику, а часть — мужскую. Инь — ян.
Сукшма — «маленький» или «тонкий», соответственно, вату и питту он будет увеличивать, потому что вата и питта — маленькие и тонкие по своим характеристикам. Капха — более грубая, и поэтому капху будет уменьшать, для капха-доши сукшма будет благоприятна.
Сукшма проявляется в тригуна как саттва и раджас. Агни будет усиливаться.
Сукшма — качество тонкости. Проявляется в следующих характеристиках: все, что связано с пронизыванием, проникновением. Например, сосудистая система в теле. Есть крупные сосуды (артерии, вены), а есть мелкие сосуды, капилляры, они проникают туда, куда не проникают крупные сосуды. Капилляры несут в себе это качество сукшма, они маленькие и тонкие. Пробивание чего-либо, прокалывание. На уровне чувств это утончение ощущений и чувств, такие люди более тонко чувствуют.
Возьмем характерный пример. Мы говорим, что сукшма характерна для вата- и питта-доиш. Представьте себе, что ваш пациент имеет конституцию питта-вата. Но если вы сразу подумаете, что для него характерны все признаки питта и вата, то вы можете допустить ошибку, потому что для него признаки капха-доши тоже характерны. Вы подумаете, что раз человек конституции питта-вата, у него должны быть утонченные чувства, он должен быть склонен к музыке, пению, рисованию, — и допустите ошибку, потому что у него, например, из этой пары будет проявлена стхула — качество капха-доши. Это очень важный момент.
Сейчас мы с вами разбираем содержательное заполнение дош. Они содержат эти качества, и каждая конституция заполнена ими. Ваша задача — попытаться понять пациента, увидеть, какие качества у него проявлены. И если он имеет конституцию питта-вата, это не значит, что у него нет характеристик капха-доши. У него они будут, но мало выражены. Одно из них может быть стхула, например. Это будет иметь большое значение в терапии.
Итак, на уровне саттва-гуны сукшма проявляется как тонкость восприятия. Такой человек — тонко чувствующий, эмоциональный, чувствительный. Приводится еще такая характеристика, как ловкость. Но у нас совсем другие ассоциации. Мы путаем ловкого и хитрого человека. Ловкий человек — этот тот, кто все делает хорошо, быстро. Это позитивное качество, но не путайте его с хитростью.
А вот в раджасе это будет именно хитрость, неуловимость. Вроде бы он и на работе и даже, кажется, что-то делает, но никто его никогда не видит, неуловимый.
В тамасе это проявляется как чрезмерная ранимость. Грань между тонко чувствующим человеком в саттва-гуне и ранимым — когда он находится под влиянием тамаса, он становится ранимым, обидчивым. Обида — это гуна невежества. Это очень серьезная анартха в нашей жизни, очень серьезное препятствие. Если мы склонны на кого-то обижаться — это очень серьезная проблема, которая препятствует нашему прогрессу, нашему успеху. Это гуна невежества, и качество сукшма дает такое проявление.
Стхула — «грубый» или «большой», и это характерно для капха-доши. Поэтому вата и питта уменьшаются, а капха увеличивается. Конечно, это гуна невежества — гуна невежества связана с грубостью.
Тригуна — тамас.
Агни будет уменьшаться.
Эта гуна проявляет себя через такие характеристики, как увеличение чего-либо. Например, увеличение веса, опухоли - это тоже увеличение, и неважно, доброкачественная или злокачественная опухоль. Эта характеристика связана с массой тела, с толщиной подкожно-жировой клетчатки, с процессом ожирения. Если, например, есть избыточный вес, то нужно обязательно обращать внимание на качество стхула. Также это связано с работой каналов и меридианов, которые могут закупориваться амой, может происходить засорение организма.
В саттва-гуне это качество проявляется примерно так же, как качество гуру, качество тяжести — основательность. Человек большой, грубый, но основательный. Это саттва-гуна.
Я хочу, чтобы вы рассмотрели каждое качество на трех уровнях, потому что это позволит увидеть, что одна и та же характеристика может проявляться по-разному. Есть хорошее проявление, а есть то, которое в итоге вызывает страдание.
В раджасе — это вульгарность. Человек грубый, вульгарный, пошлый. Обычно эти люди склонны к сквернословию, часто используют нецензурную брань для связки слов. Помните, мы с вами говорили, что речь человека четко отражает его внутреннее содержание. Если врач внимательный, то, просто выслушав пациента, уже может ставить диагноз.
Мы говорим, что любовь — это очень большая сила, которая позволяет нам существовать в этом мире. Любовь склеивает все взаимоотношения в этом мире, и не только в этом мире. В духовном мире любовь — тоже главная движущая сила. Но любовь должна быть выше диафрагмы, а не ниже. Она должна быть на уровне сердца. Здесь грубость низводит проявление взаимоотношений на низкий уровень, на уровень низших чакр, и такой человек грубо строит взаимоотношения, и у него всегда будут проблемы репродуктивной сферы. У мужчин это могут быть проблемы с предстательной железой, у женщин — проблемы с яичниками.
В тамасе — это просто тупость. Тупой человек, невежественный, бесчувственный. Нечувствителен к страданиям других. Еще это может проявляться в виде страха.
Хочу напомнить вам, что растения тоже обладают всеми этими качествами. Когда мы используем для лечения растения, то привносим те или иные качества этих растений сначала в сознание человека, а потом и в его тело.
И пища обладает теми или иными из этих двадцати качеств. Любую пищу можно охарактеризовать посредством этих качеств. Если мы будем это знать и использовать в фитотерапии, в диетотерапии, в ароматерапии, то мы сможем добиться очень высоких результатов. Мы можем получить результат на уровне ума, даже не применяя психотерапевтические методы, просто используя фито-, арома-, диетотерапию, массаж с применением специальных масел. Это будет, конечно, более грубый результат, но он позволит нам получить эффекты, которые необходимы для дальнейшей терапии пациентов.