Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Брахманы
Брахманы - варна или социальная группа, высшая каста Индии по происхождению – древнее сословие (варна жрецов). Источники существования большинства брахманов связаны с религиозным культом, земледелием, государственной службой.
Брахман (брамин) также известен как Випра, Двиджа, Двиджоттама (лучший из двидж), Бхусура (бог на Земле),
Брахманы служат духовными наставниками в семьях большинства каст высшего или среднего статуса. Брахманы в большей мере, чем остальные варны (касты) придерживаются занятий или профессий, которые предусматриваются их варной. Из их среды на протяжении многих столетий выходили писцы, писари, священнослужители, учителя и чиновники. Еще в первую половину 20 века в некоторых районах брахманы до 7 5% всех более или менее важных государственных должностей. Однако исторически брахманы были жрецами или учителями, монахами, и только иногда судьями и чиновниками. Убийство брахмана являлось в древней Индии найтягчайшим преступлением. Как исполнители жертвоприношений, толкователи Вед – брахманы составляли господствующую варну.
В современной Индии брахманы составляют значительную часть господствующего классов и интелегенции. И в общении с прочими сословиями не допускают взаимности, так они принимают деньги или подарки от членов других каст, но сами никогда не делают даров ритуального или церемониального характера.
Однако брахманы-вайшнавы, которые поклоняются непосредственно форме Верховной Личности Бога используют свои способности в служении Ему и окружающим людям. Также эта категория брахманов старается следовать тем качествам брахманов, о которых Кришна пишет в « Бхагавад-Гите»: « Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота, обращение к истинному, духовному учителю; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение и смерть, старость и болезни – это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому; невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая преданность Мне; стремление жить в уеденненном месте, отстраненность от мирских людей, признание важности самосознания и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины – это Я объявляю знанием, а все прочее называю невежеством». Мудрые брахманы всегда стремились развивать эти качества и следовали эти путем знания. Совершенствование этих качеств помогало человеку достичь освобождения из этого мира.
Брахманы - также это древнеиндийские священные книги (были записаны в 8-6 веке до н. э,) которые дополняют Веды там содержатся в основном описания и толкования ритуала Ведической религии.
В ведическом обществе всё было устроено так, чтобы постепенно возвысить человека до уровня брахмана (гуна благости), а затем и до уровня вайшнава. Это возвышение происходило в течение многих жизней. Человек рождается, сохраняя тот уровень духовного развития, которого он достиг в прошлой жизни, и в ведическом обществе каждый занимал положение, соответствующее своему уровню. А. Ч. Бхактиведанта Свами пишет:
Система варн и ашрамов предписывает её последователям исполнение многих обязанностей, упорядочивающих жизнь. В соответствии с этими обязанностями, человек, желающий изучать Веды, должен обратиться к истинному духовному учителю с просьбой принять его в ученики. Священный шнур — отличительный знак тех, кто способен изучать Веды под руководством ачарьи — истинного духовного учителя. Шри Шукадева Госвами не проходил подобных очистительных обрядов, поскольку с самого рождения был освобождённой душой.
Человек, как правило, рождается обыкновенным существом, а благодаря очистительным церемониям он получает второе рождение. Увидев всё в новом свете, он в поисках духовного руководства обращается к духовному учителю, чтобы тот помог ему понять Веды. Духовный учитель принимает в ученики только искренне ищущего и даёт ему священный шнур. Так человек становится дваждырождённым, или двиджей. Обретя качества двиджи, человек может изучать Веды, а когда человек становится сведущим в Ведах, его называют випрой. Так випра, или опытный брахман , постигает Абсолют и совершенствуется в духовной жизни, пока не достигнет уровня вайшнава. Уровня вайшнава человек достигает тогда, когда заканчивает своё обучение как брахмана . Совершенствуясь, брахман обязательно должен стать вайшнавом, ибо вайшнав — это учёный брахман , достигший уровня самоосознания.
Шрила Шукадева Госвами с самого начала был вайшнавом, поэтому ему не нужно было проходить через все ступени системы варнашрамы. В конечном счёте цель варнашрама-дхармы в том, чтобы неотёсанного человека превратить в чистого преданного Господа, вайшнава. Поэтому тот, кто стал вайшнавом и кого признал уттама-адхикари, то есть вайшнав первого класса, уже считается брахманом , независимо от своего происхождения и прошлых поступков. Шри Чайтанья Махапрабху следовал этому принципу, признав Шрилу Харидаса Тхакура ачарьей святого имени, хотя Тхакур Харидас родился в мусульманской семье. Итак, Шрила Шукадева Госвами родился вайшнавом, и поэтому уже обладал качествами брахмана . Ему не нужно было проходить никаких обрядов.
Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 1.2.2
Трансцендентным служением Господу должны заниматься все, даже те, кто обладает качествами брахмана . И в Бхагавад-гите, и в Шримад-Бхагаватам утверждается, что желание служить Господу является для живого существа совершенством. Только служа Господу, брахманы , кшатрии, вайшьи и шудры совершенным образом исполняют предписанные им обязанности. Брахманам , постигшим ведическую мудрость, должно быть известно об этом, а представителям других сословий надлежит следовать указаниям брахмана-вайшнава (того, кто, обладая качествами брахмана , действует как вайшнав).
Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 3.6.33
Вот мы и подошли к вопросу о том, кого следует принимать в качестве духовного учителя. Вывод однозначен — настоящий духовный учитель должен быть безраздельно предан Верховному Господу, т.е., он должен быть вайшнавом высочайшего уровня. Тот, кто не является вайшнавом, не должен становиться духовным учителем. Устройство ведического общество предполагает, что духовный учитель принадлежит к сословию брахманов . В этой связи А. Ч. Бхактиведанта Свами отмечает следующее:
По своему происхождению и воспитанию человек может быть брахманом и знатоком Вед (мантра-тантра-вишарадах), но, если такой человек не вайшнав, он не имеет права быть гуру. Это значит, что даже опытный брахман может не быть вайшнавом, но вайшнав — в любом случае брахман .
Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 6.13.3
В шастрах сказано, что, даже если брахман в совершенстве исполняет свои обязанности и очень хорошо знает Веды, он не может давать наставления и занимать положение гуру, не будучи вайшнавом. <…> …Махараджа Амбариша советовался с брахманами , которые были чистыми преданными Господа. Он понимал, что обычные брахманы , знатоки санскрита или даже опытные жрецы, не могут дать ценного совета.
Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 9.4.21
Я уже упоминал о том, что для нашего времени, Кали-юги, характерна ситуация, когда люди в Индии называют себя брахманами лишь на том основании, что они родились в семьях «потомственных брахманов ». Это называется «кастовая система». Великие ачарьи-вайшнавы на протяжении всей истории решительно выступали против такой профанации ведического знания, когда люди объявляют себя брахманами по признаку рождения, даже не обладая необходимыми качествами брахманов , перечисленными в шастрах. А. Ч. Бхактиведанта Свами пишет:
Необходимо отметить, что, когда в этой главе Господь прославляет брахманов , Он имеет в виду преданных-брахманов, то есть вайшнавов. Было бы ошибкой считать, что Господь говорит о тех, кто только называет себя брахманами , то есть о людях, которые появились на свет в семьях брахманов , но не обладают брахманическими качествами.
Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 3.16.4
Система деления общества на сословия в соответствии с качествами людей и родом их деятельности научно обоснована. В наше время система деления общества на сословия брахманов , кшатриев, вайшьев и шудр выродилась в кастовую систему.
Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 3.29.31
А. Ч. Бхактиведанта Свами отмечает, что в наше время люди, даже в Индии, практически полностью перестали следовать изначальной системе варнашрамы, которая действовала в ведическом обществе, и потому настоящий брахман — большая редкость, и практически всё население находится на уровне шудр.
В обществе должны быть четыре варны: брахманы , кшатрии, вайшьи и шудры. Брахманы нужны для того, чтобы вести за собой других людей. Если в человеческом обществе нет системы варнашрама-дхармы и нет наставников-брахманов, всё общество превращается в ад. В Кали-югу, особенно в наши дни, настоящих брахманов нет, поэтому в обществе царит хаос. Раньше такие брахманы были, но сейчас остались только люди, которые считают себя брахманами , хотя на самом деле они не способны помочь другим своими наставлениями.
Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 10.8.6
Верховный Господь разделил человеческое общество на четыре сословия в соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью. Раньше такое деление на четыре сословия — брахманов , кшатриев, вайшьев и шудр — неукоснительно соблюдалось, но со временем, из-за того что принципами варнашрамы стали пренебрегать, появилось много людей, относящихся к категории варна-санкары, и потому от системы варнашрамы сейчас, по сути, ничего не осталось. В нынешнюю эпоху, в век Кали, почти все люди — шудры (калау шудра-самбхавах); сейчас очень трудно найти настоящего брахмана , кшатрия или вайшью.
Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 7.11.18-20
Так называемых кастовых брахманов именуют также смарта-брахманами , поскольку они пытаются обосновывать свою позицию ссылками на определённую категорию писаний, называемых смрити. Большинство из них не обладают качествами настоящих брахманов — более того, поскольку они извращают ведическое учение, им также свойственны различные отрицательные качества, связанные с их невежеством. Поэтому среди преданных Господа само название смарта-брахман стало синонимом этих отрицательных качеств.
Слова мудха вартишйасе катхам свидетельствуют о том, что Шукрачарья был брахманом из сословия жрецов. Таких брахманов главным образом интересует плата, которую они получают от своих учеников. Увидев, как Махараджа Бали рискует своей собственностью, Шукрачарья почувствовал, что это плохо кончится не только для царя, но и для семьи самого Шукрачарьи, зависевшего от милости Бали. В этом разница между вайшнавом и смарта-брахманом . Смарта-брахмана интересует только материальная выгода, а вайшнава — удовлетворение Верховного Господа. Слова Шукрачарьи выдают в нём настоящего смарта-брахмана , живущего исключительно корыстными побуждениями.
Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 8.19.33
По сути, смарта-брахманы — материалисты. Они признают только те разделы Вед, в которых говорится о законах материального мира, и отвергают науку о трансцендентных качествах Верховной Личности Бога. Чтобы стать настоящими брахманами и вайшнавами, им необходимо принять заключение настоящей философии веданты о том, что Бог — трансцендентная личность.
Раньше Сарвабхаума Бхаттачарья был смарта-брахманом , то есть неукоснительно соблюдал законы Вед на материальном уровне. Материальное сознание не позволяет человеку поверить в то, что прасад трансцендентен, что Говинда — изначальный Верховный Господь, а вайшнав — освобождённая душа. Все эти трансцендентные истины выходят за пределы понимания обычного знатока Вед. Большинство последователей Вед составляют ведантисты. Эти так называемые приверженцы философии веданты полагают, что Абсолютная Истина безлична. Они также считают, что, родившись в определённой касте, человек не может сменить её, пока не умрёт и не родится снова. Кроме того, смарта-брахманы отрицают тот факт, что маха-прасад (пища, предложенная Божеству) трансцендентен и свободен от материального осквернения. Прежде Сарвабхаума Бхаттачарья тоже неукоснительно соблюдал все ведические заповеди на материальном уровне. Сейчас же, как говорит Гопинатха Ачарья, по неизъяснимой милости Шри Чайтаньи Махапрабху с ним произошли кардинальные перемены. Став вайшнавом, Сарвабхаума Бхаттачарья ел прасад с другими вайшнавами. Более того, ему выпало счастье сидеть рядом с Самим Шри Чайтаньей Махапрабху.
Комментарий к Чайтанья-чаритамрите, Мадхья-лиле, 12.180
Материалистичные смарта-брахманы заявляют, что если человек не родился в брахманской семье, он не может стать брахманом и духовным учителем.
По мнению смарта-брахманов , человек, не родившийся в семье брахманов , не может достичь уровня брахмана .
Из комментария к Чайтанья-чаритамрите, Мадхья-лиле, 23.105
Это представление, основанное на ошибочном отождествлении с телом и непонимании сути Вед (преданности Верховной Личности Бога), настолько широко распространилось в Индии, что его стали считать неотъемлемой частью «истинного индуизма», несмотря на то, что Господь Чайтанья Сам решительно отверг эту вздорную философию. Он провозгласил:
Кем бы ни был человек — брахманом , санньяси или шудрой, если он знает науку о Кришне, то может стать духовным учителем.
Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.128
А. Ч. Бхактиведанта Свами пишет в комментарии к этому стиху:
Брахман считается духовным учителем всех остальных варн, или сословий, однако, если речь идёт о сознании Кришны, духовным учителем может стать каждый, поскольку философия сознания Кришны полностью духовна. Чтобы распространять сознание Кришны, требуется только одно — понять науку о душе. Не имеет значения, кто человек — брахман , кшатрий, вайшья, шудра, санньяси, грихастха или кто-то ещё. Если он знает эту науку, то может стать духовным учителем.
<…> Тот… кто понимает истинную природу сознания Кришны и действительно хочет обрести трансцендентное знание, позволяющее достичь в жизни совершенства, может принять духовного учителя, принадлежащего к любому сословию, при условии, что такой духовный учитель в совершенстве знает науку о Кришне. <…> По сути, квалификация духовного учителя определяется его познаниями в науке о Кришне. Кто он — брахман , кшатрий, вайшья или шудра, — не имеет никакого значения. <…> Того, кто по-настоящему знает духовную науку о Кришне, ни в коем случае нельзя считать шудрой, даже если он родился в семье шудр. И наоборот, випра, или брахман , безукоризненно выполняющий шесть обязанностей брахманов (патхана, паатхана, йаджана, йааджана, дана, пратиграха) и хорошо знающий ведические гимны, не имеет права становиться духовным учителем, если не является вайшнавом. Однако человек, происходящий из семьи чандалов, но при этом весьма сведущий в науке сознания Кришны, вполне может стать гуру. Так гласят шастры.
Об этом говорится в Падма-пуране, в стихе, который часто цитируют ачарьи, принадлежащие к нашей цепи ученической преемственности:
Учёный брахман , сведущий во всех областях ведического знания, не имеет права становиться духовным учителем, если не является вайшнавом, то есть не владеет наукой сознания Кришны. Но вайшнав, будь он даже самого низкого происхождения, может стать духовным учителем.
Теперь пришло время объяснить, что такое сознание Кришны. В Кали-югу все понятия деградируют мгновенно — невежественные люди очень быстро подменяют суть различного рода формальными признаками. Сознание Кришны — это не организация и не принадлежность к организации. Это именно сознание. Вайшнав — это не тот, кто одет определённым образом или внешне ведёт себя определённым образом. Это человек, обладающий определёнными внутренними качествами. «Сознание Кришны», или «сознание Бога» означает, что человек предан истине, Богу, постоянно думает о Боге и старается служить Ему в своей жизни. Такого сознания невозможно достичь, просто сменив одежду, побрив голову и нарисовав на лбу тилак, или даже став активным членом какой-то «духовной организации» (потому что организации также деградируют — люди начинают использовать их для своих целей, не имеющих ничего общего со служением Богу). Стать вайшнавом может только тот, кто с полной искренностью принял в своей жизни руководство настоящего духовного учителя, сад-гуру — настоящего вайшнава, преданного Господа. Это отношения с личностью, а не с какой-то безличной «организацией», или церковью. И эта личность, духовный учитель, должен быть настоящим преданным, а не просто рядиться в одежды преданного, как волк в овечью шкуру. В Кали-югу очень много таких псевдовайшнавов, поэтому нам нужно быть очень внимательными и осторожными, а в конце концов, просто искренними, потому что искренних искателей истины Бог защищает и ведёт изнутри, а неискренние найдут себе какого-нибудь шарлатана и будут называть его великим гуру или примкнут к какой-нибудь «церкви», найдут себе «гуру», утверждённого голосованием какого-то центрального комитета этой церкви и будут думать: «Нас так много — не могут же столько людей ошибаться». Конечно же, рано или поздно это закончится разочарованием и страданием, но может пройти не одна жизнь, прежде чем человек прозреет.
В Кали-югу настоящий вайшнав — очень большая редкость, и поскольку система варнашрамы не действует, такой вайшнав может происходить из любой семьи. Например, ачарья святого имени Шрила Харидас Тхакур родился в 15-м веке в мусульманской семье (в то время в Индии мусульмане, несмотря на то, что они были завоевателями и правили многими частями страны, считались низшими из людей, т.е., ниже шудр, поскольку были даже не собакоедами, а «убийцами коров», что намного хуже). В священных писаниях утверждается, что такой вайшнав занимает более возвышенное положение, чем брахман , не желающий принять прибежище в Боге.
Если брахман — пусть он даже обладает всеми двенадцатью брахманскими достоинствами [перечисленными в книге «Санат-суджата»] — не предан Господу и не желает укрыться под сенью Его лотосных стоп, он, несомненно, стоит ниже преданного, который родился среди собакоедов, но посвятил все свои мысли, слова, действия, богатства и саму жизнь Верховному Господу. Такой преданный способен очистить всю свою семью, поэтому он лучше так называемого брахмана , который кичится высоким происхождением, но не может очистить даже самого себя.
Шримад-Бхагаватам, 7.9.10