Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Артха - наука процветания общества
Артха - слово санскрита, которое обычно ассоциируют с понятием материального благосостояния. Этот термин переводится как «дело» или «выгода», (еще переводится вещь, предмет, объект, цель) и включает в себя средства, способствующие достижению материального благополучия и мирских жизненных успехов.
В индуизме артха – это одна из 4 целей человеческой жизни, которые известны как пурушартхи. Артха рассматривается как достижение цели только при условии, что она следует Ведическим моральным принципам. Артха включает в себя достижение славы, накопление богатств и обретение высокого социального положения. Это вторая ступень на этой лестнице пурушартхи – ниже стоит кама (физическое и эмоциональное удовлетворение), а выше артхи – дхарма (добродетель и обязанности) и мокша (спасение, освобождение). Артха является одной из главных обязанностей или дхарм в семейной жизни – грихастха-ашраме. На этой стадии одной из обязанностей или дхарм человека является накопление богатств без проявления алчности или какой-либо привязанности к накопленному. Основной целью артхи выступает мотив поддержание своей семьи и других ашрамов.
В учении об артхе серьезное внимание уделяется правителям, их обязанностям и правам. Самым ранним и наиболее значительным произведением, посвященным вопросам архи, является «Артха-шастры», приписываемые Каутилье – министру индийского царя Чандрагупты Маурьи (4-3вв до н.э).
Принцип артха относится к любому человеку в отличии деления хизни на 4 ашрама, введенного Ведантой для представителей высших варн и связанного с регламентацией духовной жизни. Термин «артха» образует такое словосочетание как «артха-вада» (учение о смысле слов), артхапатти (предположение, неявное содержание), артха-правритти – таттва (это значит операции со смыслами в сознании).
«Артха-шастры» рассматривают политические, экономические и социальные вопросы, право и мораль.
Теоретики «Артха-шстры» утверждали, что дхарма и кама основываются на артхе и даже в комментариях Меджатитхи о Законах Ману приводится указание как пример, что если царь вынужден делать выбор между следованием дхарме и большими потерями, то следует отказаться от первого. « Артха-шастры» называют артху «общим успехом», в котором как бы сливаются артха, кама и дхарма. Трактовки артхи получают развитие полунаучном стихотворном трактате «Нити-шастры». Там отмечается, к примеру, что подданные царя страдают от 5 источников бедствий: чиновников, воров, проходимцев, царских фаворитов и собственной алчности. И если царь устраняет эти причины страданий для подданных, то он сможет преуспеть в достижении этих главных трех целей. Подобно тому, как корова дает молоко после корма, а лиана цветет после поливки, так и подданные должны быть вначале защищены и только потом от них можно что-то требовать.
Также «Кама-сутра» также описывает артху как приобретение знаний, земли, золота, скота, зерна, домашней утвари, друзей и умножение приобретенного. «Артхашастры состоят из 15 разделов» и на ней основывается целая традиция политико-дидактических сочинений, посвященных искусному поведению и политики.