Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Ашрам
Ашрам из санскрита означает «защита» - место уединения, медитации и поклонение Божествам. В современной Индии часто используется для обозначения религиозной общины, объеденным каким-то гуру.
Ашрам (санскр. आश्रम, āśrama) — обитель мудрецов и отшельников в древней Индии, которая обычно располагалась в отдалённой местности — в горах или в лесу. В контексте современного индуизма, термин «ашрам» часто используется для обозначения духовной или религиозной общины, куда человек приходит для медитации, молитвы, совершения ритуала и духовного обновления. Основной целью ашрама, как правило, выступает духовное развитие его членов, которые занимаются изучением священных текстов, йогой, медитацией и повторением мантр.
Согласно разным практикам есть разные виды ашрамов. Но тех, кто завоевывает большое доверие известность на Западе – таких немного. Большинство из них являются классическими сугубо индийскими центрами духовной жизни. Они расположены, как правило, в изолированных и труднодоступных местах, для того, чтобы люди находящиеся в них, могли достигнуть максимального уединения.
Ашрам в древние времена считался обителью мудрецов и отшельников, которые обычно находились в лесах или горах. И основной целью ашрама, как правило, выступает духовное развитие его членов, которые занимаются изучением священных текстов, йогой, медитацией и повторением мантр. Религиозный лидер или мистик, возглавляющий ашрам, передает духовное знанием, живущим там ученикам, которое он сам получил от своего гуру и успешно применил его на практике.
Также согласно древним текстам «Бхагавад-Гиты» мы можем найти утверждение Шри Кришны Бхагавана о том, что для полного продвижения в духовной жизни Он разделил человеческое общество на 4 варны и 4 ашрама. Итак, возникло понятие Варнашрама-дхарма-ведическое общественное устройство, которое делит общество по двум принципам – на основе занятий человека (варна) и второй – на основе его духовного положения (ашрама). Согласно этому разделению человеческая жизнь (продолжительность которой берется как 100 лет) делится на 4 равных периода по 25 лет каждый. Итак, продолжительность каждого ашрама разделена на эти отрезки времени.
-Брахмачарья – первый период жизни, стадия обучения, которую ученик проводит как монах, практикуя половое воздержание и занимается служением гуру, получая от него духовное и материальное знание, обретает понимание необходимости развития духовного сознания на протяжении всей жизни. Параллельно с духовным образованием он обучается деятельности своей Варны или профессиональным обязанностям.
-Грихастха-ашрам это период семейной жизни, когда в возрасте 25 лет ученик готов взять на себя ответственность за семью и детей и престарелых родителей. Также этот ашрам поддерживает другие 3 ашрама и святых личностей, жертвуя им часть заработанных средств. Полученное им образование позволит ему стать хорошим мужем, способным вести семью к духовным реализациям.
-Ванапрастха-ашрам - приходит, когда в возрасте 50 лет человек отходит от дел и подготавливается у полному отречению от материального мира. На этой стадии все материальные обязанности уже передаются взрослым детям и больше времени посвящается духовным практикам и паломничеству в святые места.
Санйаса-ашрам – это последний этап жизни, когда в возрасте семидесяти лет мужчина доверяет заботу о жене своему взрослому сыну и полностью отрекается от материального мира. Этот этап жизни характеризуется аскетизмом и полным посвящением самосознаниям и духовным практикам. В этом ашраме осуществляется необходимая подготовка к моменту смерти и достижению мокши.
Уклады жизни
Обязанности человека проистекают из его натуры. Кроме того, они определяются ашрамом, или укладом жизни. В зависимости от своего ашрама человек занимается той или иной деятельностью. Поскольку варны и ашрамы неразрывно связаны друг с другом, соответствующие им обязанности вместе называют варнашрама-дхармой. Существует четыре ашрама : брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса.
Соблюдать брахмачарью разрешается тем, кто обладает природой брахмана. Брахмачари должен укрощать ум, вести себя кротко и смиренно, терпеливо переносить любые неудобства и жить в гурукуле до завершения периода обучения. Затем, достойно вознаградив духовного учителя, он может с его разрешения жениться.
Грихастха-ашрам подходит для представителей всех сословий. Брахманы вступают в семейную жизнь, пройдя обучение в качестве брахмачари. Кшатрии – вернувшись из гурукулы, где они изучили отдельные разделы священных писаний. Вайшьи обзаводятся семьей после того, как научатся ухаживать за коровами, заниматься торговлей и земледелием. А шудры женятся просто по достижении брачного возраста. Когда приходит время дать ребенку образование, отец, семейный жрец, а также другие уважаемые и умудренные опытом люди определяют его варну. Каждый должен получить образование, соответствующее его природе. Учеба является напрасной тратой времени для того, кто не испытывает к ней интереса и более склонен к физическому труду. Если по всем признакам такой человек обладает натурой шудры, его необходимо занять в служении другим сословиям.
В «Чайтанья-чаритамрите» о Мурари Гупте говорится, что он никогда ни от кого не принимал даров и содержал семью на деньги, заработанные честным трудом. Прежде чем стать семейным человеком, нужно научиться зарабатывать средства к существованию. Разные сословия делают это по-разному. Шесть основных занятий брахмана – это проведение богослужений и жертвоприношений и помощь другим в отправлении этих религиозных обрядов, изучение священных писаний и их преподавание, раздача и сбор пожертвований. Исполнением обязанностей священнослужителя, учительством и сбором пожертвований брахманы зарабатывают себе на жизнь, а накопленные средства тратят на поклонение Богу, изучение священных писаний и раздачу милостыни. Кшатрии существуют за счет сбора налогов и пошлин, а также за счет силы своего оружия. Вайшьям доход приносит разведение коров, земледелие и торговля, а шудрам – служение трем другим сословиям. «Существует шесть занятий, предназначенных для брахманов. Те же занятия дозволены и кшатриям, за исключением одного: кшатрий не должен принимать пожертвования. Кшатрию–царю также не разрешается взимать налоги с брахманов, но он может обеспечивать себя, взимая невысокие налоги, пошлины и штрафы с других своих подданных. Люди торгового сословия должны всегда руководствоваться указаниями брахманов и заниматься такой деятельностью, как земледелие, торговля и защита коров. А шудра просто должен найти себе господина из более высокого сословия и служить ему» (Шримад-Бхагаватам 7.11.14–7.11.15). «Если человек выполняет работу, которая соответствует его положению в гунах материальной природы, и постепенно прекращает эту деятельность, он достигает уровня нишкамы» (Шримад-Бхагаватам 7.11.32).
В исключительной ситуации брахману разрешается выполнять обязанности кшатрия или вайшьи, однако делать работу шудры три высших сословия могут только в случае крайней нужды.
Мужчина должен жениться в соответствии с заповедями священных писаний и произвести на свет потомство. Он также должен делать ритуальное подношение (пинду) предкам, устраивать жертвоприношения в честь полубогов, принимать и кормить гостей и уважительно относиться ко всем живым существам. Поскольку странствующие санньяси и брахмачари зависят от щедрости семейных людей, грихастха-ашрам считается лучшим из всех укладов жизни.
Достигнув преклонного возраста, мужчине нужно оставить жену на попечение сына и принять ванапрастху. Если у него нет сына, он может взять жену с собой в лес. Ванапрастха должен подвергать себя лишениям, спя на голой земле, нося одежду из древесной коры, не бреясь, соблюдая обет молчания, омываясь три раза в день, по мере возможностей служа гостям, питаясь лесными плодами и кореньями и в уединении поклоняясь Господу. Стать ванапрастхой могут представители любого сословия.
Четвертым, и последним, укладом жизни является санньяса. «Тот, кто хочет обуздать ум, должен оставить свою семью и поселиться в уединенном месте, где нет оскверняющего общения. Ради своего пропитания он должен просить милостыню, но лишь столько, сколько ему необходимо для жизни» («Шримад-Бхагаватам». 7.15.30). Санньяси по-другому называют бхикшу или паривраджакой. Брахмачари, грихастха или ванапрастха, который развил в себе непреклонный дух самоотречения, свободен от привязанности к семейной жизни, способен вынести любые невзгоды, постиг истину, избавился от стремления к мирской дружбе, видит равенство всех живых существ, свободен от зависти, исполнен милосердия, устремил все помыслы на Господа и посвятил себя занятиям йогой, может принять санньясу. Санньяси всегда погружен в медитацию на Господа. Он не остается в одном месте больше чем на ночь, за исключением особых случаев, например, во время чатурмасьи. Вначале санньяси просит милостыню только у брахманов. Принимать санньясу разрешается только брахманам.
Что касается людей слабых в умственном или физическом отношении (инвалидов, детей и стариков), то они не относятся ни к одному из ашрамов. Поскольку они полностью зависят от других ашрамов, им необходимо помогать, насколько это возможно.
Для женщин предназначен только грихастха- и ванапрастха-ашрам. Хотя некоторые особо одаренные женщины, глубоко постигшие священные писания и усмирившие свои чувства, могут дать обет брахмачарьи или санньясы, это скорее исключение, чем правило, поскольку тело женщины, а также ее вера и разум от природы не очень сильны.
По сути, семейный уклад жизни является единственным ашрамом, так как три остальных ашрама зависят от него. Большинство людей живет в семье. Лишь самые достойные становятся брахмачари, ванапрастхами и санньяси, но они составляют меньшинство. Без деления людей на ашрамы общественное самосознание не может быть совершенным.
Принципы семейной жизни подробно описаны в двадцати дхарма-шастрах и в Пуранах. Ману, риши и праджапати указали в священных писаниях, что семейный человек должен делать и чего избегать. Кроме того, они описали повседневные обязанности семейного человека, а также обязанности, которые нужно выполнять каждые две недели, каждый месяц, каждые полгода и год. Все эти многочисленные правила являются темой отдельной книги, поэтому здесь они упомянуты вскользь.