Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Шакти - Энергия
Ша́кти (санскр. शक्ति śakti — мощь, сила) - слово «шакти» имеет много значений. Шакти называют великую вселенскую бесконечную Божественную энергию. Шакти — это Богиня-мать. Шакти — это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу. Шакти называют Богиню, супругу бога Шивы.
Шакти — это внутренняя энергия человека. Шакти — это космический женский принцип. Шакти — это женское начало человека, его женская половина.
Кали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Парвати, Чамунда, Деви,Бхавани,Трипурасундари, Бхайрави, Чанди, Тара, Минакши, Лалита, Камакши, Раджараджешвари — различные формы Шакти; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо её аспект.
СМ. также Шакти Таттва
Из книги "Джайва-дхарма" (том 1, глава 9) Бхактивинода Тхакур
Дигамбара спросил: «Как ты считаешь, почему у людей возникают различные желания?»
Адвайта ответил: «Желания обусловлены прошлой кармой. Тот, чьи материальные желания сильны, приобретает знание о материальных предметах и опыт в материальной деятельности. Безусловно, материальные достижения могут пригодиться и вайшнавам в их служении Господу Кришне.
Однако самим вайшнавам не обязательно изучать Платона, Сократа, медицину или военное дело. Плотник может соорудить повозку, а домохозяин вайшнав может использовать эту повозку, чтобы катать Божества Господа. Пчелы могут собирать мед, а преданные Господа могут предложить этот мед Господу. Не каждый в этом мире интересуется духовным прогрессом. Различные желания порождают различные виды деятельности. Люди бывают разными — одни по природе своей возвышенны, другие низменны. Те, чьи желания низменны, могут заниматься мирской деятельностью, а те, чьи желания возвышенны, могут использовать плоды этого труда для духовных целей. Колесо этого мира крутится, движимое этими различиями. Материалисты самозабвенно трудятся, а вайшнавы используют плоды их труда во благо общества. Материалисты не понимают, что они помогают вайшнавам. Тем не менее, введенные в заблуждение энергией Господа Вишну, майей, они продолжают заниматься этой деятельностью. Таким образом весь мир, сам того не ведая, служит вайшнавам ».
Дигамбара спросил: «Что такое иллюзорная энергия Господа Вишну, которую ты упомянул?»
Адвайта объяснил: «В Чанди махатмье „Маркандея пураны“ сказано:
«Весь мир введен в заблуждение майей, иллюзорной энергией Господа Хари». Эти слова касаются энергии Господа Вишну — майи».
Дигамбара вновь спросил: «Кто же тогда та богиня, которую я знаю под именем Матери Нистарини?»
Адвайта ответил: «Она и есть майя, энергия Господа Вишну».
Дигамбара раскрыл свою книгу о тантрах и торжественно возгласил: «Смотри! Здесь сказано: «Моя Мать — это форма духовного сознания. Ее желания исполняются немедленно. Она находится за пределами влияния трех гун. Более того, Она творит эти три гуны ». Твоя энергия Господа Вишну, майя, не свободна от влияния трех гун. Как смеешь ты утверждать, что майя, энергия Господа Вишну, тождественна моей Матери? Я весьма изумлен невежеством и упрямством вайшнавов!»
Адвайта дас сказал: «Дорогой Дигамбара, пожалуйста, не гневайся. После такой долгой разлуки мы вновь встретились. Я хотел бы порадовать тебя. Брат мой, не будем ссориться. Господь Вишну — всеведущая Верховная Личность Бога. Все сущее является Его энергией. Слово „энергия“ не означает „сущность“. Скорее оно указывает на качество, которым обладает эта сущность. Поэтому утверждение, что энергия является корнем всего бытия, расходится с действительностью. Энергия не может существовать отдельно от своего источника. Поэтому нужно признать существование изначальной сущности, обладающей духовной формой. В „Веданта сутре“ утверждается:
«Энергия и повелитель энергии — едины».
Смысл в том, что энергия не может существовать отдельно от своего источника. Единственный источник всех энергий — Верховная Личность Бога, повелитель энергий. Энергия должна служить Его воле. Когда говорится, что энергия обладает сознанием, подразумевается, что, по аналогии с повелителем энергии, сама энергия также имеет форму духовного сознания, имеет желания, которые незамедлительно исполняются, и находится за пределами влияния трех гун материальной природы. Подобные утверждения не являются заблуждением. Воля и сознание — качества Верховной Личности Бога. Сама по себе энергия не обладает волей; скорее она исполняет волю Верховного Господа. Ты можешь обладать волей, и твои энергии, твои силы, действуют согласно этой воле. Если ты скажешь: «Энергия пришла в действие», — это будет означать, что за действием стоит повелитель этой энергии. Фраза «энергия пришла в действие» — фигура речи и не более того. В действительности, у Верховной Личности Бога только одна энергия. Когда она выполняет духовные действия, она называется духовной энергией, а когда материальные — материальной.
В Ведах («Шветашватара упанишада» 6.8) объясняется: «Энергия Господа проявляется в самых разных формах».
Энергия, которая отвечает за три гуны, является материальной энергией. Она создает и уничтожает материальные вселенные. Таковы ее обязанности. Пураны и тантры называют эту энергию разными именами — Вишну майя, Маха майя, Майя. Кроме того, ее называют «Матерью Брахмы, Вишну и Шивы», «убийцей Шумбхи и Нишумбхи» и многими другими именами, характеризующими ее разнообразную деятельность. Пока душа связана путами материального сознания, она пребывает во власти этой энергии. Но достигнув чистого духовного знания, душа может постичь свою изначальную духовную форму. Тогда она освобождается из тюрьмы майи и попадает под власть духовной энергии».
Дигамбара спросил: «Находишься ли ты во власти одной из этих энергий или, может быть, нет?»
Адвайта ответил: «Да, конечно. Но мы, люди, тоже являемся энергией. Мы — джива шакти, души. Освобождаясь из пут майи, мы оказываемся во власти духовной энергии».
Дигамбара уточнил: «Стало быть, ты тоже шакта, почитатель энергии (шакти )».
Адвайта ответил: «Конечно же, вайшнавы являются шактами. Мы слуги Шри Радхики, которая является духовной энергией. Под Ее покровительством мы поклоняемся и служим Господу Кришне. Кто может быть большим шактой, чем мы? Я не вижу никакого различия между шактами и вайшнавами. Однако тех, кто не ищут прибежища в духовной энергии, а довольствуются прибежищем энергии материальной, майи, нельзя назвать вайшнавами, хотя возможно, при этом они являются шактами. Но они материалисты. В «Нарада панчаратре» богиня Дурга объясняет:
«О Кришна, я Радха, которая покоится на Твоей груди во время танца раса в лесу Вриндавана».
Проанализировав слова Дурги деви, мы можем сделать вывод, что у Господа только одна энергия. Она проявляется как духовная энергия Радхика и как материальная энергия Вишну — майя. Когда энергия свободна от материальных гун, она зовется духовной энергией, а когда она действует в сфере материальных гун, она именуется материальной энергией».
Дигамбара спросил: «Ты сказал, что сам являешься энергией, джива шакти. Что это за энергия?»
Адвайта сказал: «В „Бхагавад гите“ (7.4—7.5) Всевышний Господь объясняет: «Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго — эти восемь частей составляют Мою отдельную материальную энергию.
Помимо этой низшей энергии, о могучерукий Арджуна, существует Моя высшая энергия, которая включает в себя все живые существа, которые сражаются с материальной природой и поддерживают вселенную».
О Дигамбара, известна ли тебе репутация «Бхагавад гиты»? Это лучшее писание из всех ныне существующих. Она дает ответы на все вопросы жизни. Она провозглашает, что индивидуальные души выше мертвой материи и что они являются одной из энергий Господа. Мудрые считают индивидуальные души татастха шакти (пограничной энергией). Пограничная энергия выше мертвой материи, но ниже чит шакти, внутренней энергии Господа. Таким образом, индивидуальные духовные души все же являются одной из энергий Господа».
Из книги "Джайва-дхарма" (том 1, глава 14) Бхактивинода Тхакур
Враджанатх сказал: «Брахманы ортодоксы утверждают, что Всевышний, являющий Себя в качестве имперсонального Брахмана, не имеет власти над энергиями. Он имеет власть над различными энергиями только тогда, когда являет Себя в форме Верховного Повелителя. А что говорят об этом Веды?»
Бабаджи ответил: «Энергии Господа находятся под Его властью всегда, независимо от того, в каком аспекте Он Себя проявляет. В Ведах („Шветашватара упанишада“ 6.8) утверждается: Тело Господа отличается от тела обычного живого существа. Между Его телом и Его душой нет никакого различия. Он абсолютен. Все Его чувства трансцендентны и любое из них может исполнять функции другого. Поэтому никто не равен с Ним и не превосходит Его. Его энергии
многогранны.
Иччха шакти, энергия Господа, исполняющая все Его желания, описывается следующими словами («Шветашватара упанишада» 1.3): Погрузившись в медитацию, мудрецы узрели таинственную энергию и трансцендентные качества Верховной Личности Бога, изначальной причины, которая господствует над всеми вторичными причинами, начиная временем и кончая индивидуальными живыми существами.
Джива шакти, энергия Господа, которой и являются индивидуальные духовные души, описывается следующими словами («Шветашватара упанишада»
4.5):
Нерожденный мужчина наслаждается связью с нерожденной красно бело черной женщиной, которая порождает множество подобных ей детей. Другой нерожденный мужчина сначала наслаждается ею, но в конце концов покидает ее.*
Майя шакти, энергия Господа, олицетворяющая материальный мир, описывается так («Шветашватара упанишада» 4.9): Веды представляют собой бесконечное множество различных гимнов, молитв, описаний жертвоприношений, обрядов, обетов, подвижничества, а также исторических повествований и предсказаний будущего. Просто изучая Веды, обусловленной душе, введенной в заблуждение майей, очень трудно постичь Верховного Господа, повелителя иллюзорной энергии и творца бесчисленных материальных вселенных.
Слова парасья шактих («Шветашватара упанишада» 6.8) указывают на то, что из многочисленных энергий Господа только одна является основной. Нигде в Ведах не говорится о том, что какой либо аспект Всевышнего лишен власти над энергиями. Обладая всеми сущими в творении качествами, Господь является Верховной Личностью Бога. Не обладая качествами во всей полноте, Он являет Себя как безличный Брахман.
Главная божественная энергия способствует проявлению Господа в форме безличного Брахмана. Иными словами, имперсональный Брахман обладает энергией. Эта энергия описана в Ведах, которые называют ее разными именами: пара шакти, сварупа шакти, чит шакти. Имперсоналисты воображают, что безличный Брахман лишен власти над энергиями. Однако безличный Брахман находится за пределами мыслительных способностей имперсоналистов. Веды утверждают, что Всевышний проявляет Себя в двух аспектах — один из них обладает качествами, а другой не имеет качеств. Тот факт, что безличный аспект Господа обладает энергиями, подтверждается следующими словами Вед («Шветашватара упанишада». 4.1):
Не имея качеств, Всевышний, тем не менее, сотворил материальный мир, прибегнув к помощи Своих энергий.
Тот факт, что личный аспект Господа тоже обладает энергиями, подтверждается следующими словами Вед («Шветашватара упанишада». 3.1): Используя Свои многочисленные энергии, Верховная Личность творит материальный мир.
Досконально изучив священные писания, ты можешь убедиться в том, что Всевышний никогда не теряет власти над Своими энергиями. Они всегда служат Верховному Господу. Следующая мантра Вед («Шветашватара упанишада». 6.16) описывает Всевышнего Господа, повелителя трех вечных энергий:
Верховный Господь, творец бесконечного космического проявления, знает каждый закоулок Своего творения. Он является причиной этого творения, но Его появление не имеет причины. Он обладает всей полнотой сознания. Он — Сверхдуша, владыка непознаваемых качеств, и под Его властью находится все космическое проявление. Рабство, характерное для обусловленного состояния материального бытия, а также освобождение от этого рабства тоже находятся в ведении Господа.
В этом стихе описаны три основные энергии Господа. Слово прадхана указывает на майю шакти Господа, слово кшетраджна — на энергию индивидуальных духовных душ, а слово кшетраджна пати — на духовную энергию Господа. Суждение о том, что безличный аспект Всевышнего не обладает энергиями, а личный — обладает, порождено богатым воображением имперсоналистов. Господь вечно является повелителем Своих энергий. Когда Господь является во всем Своем великолепии, когда Его изначальное верховное положение не вызывает сомнений, когда Он проявляется как Верховная Личность, Его всегда сопровождают Его энергии».
Из книги Шрилы Саччидананда Бхактивинода Тхакура
Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху
Веданта учит нас шакти-паринамваде, а не ошибочной вивартаваде Шанкарачарьи1.
Учение Шанкары объясняется по-разному. Некоторые говорят, что мир и джива изошли из Бога, другие утверждают, что джива и мир лишь экспансии Божества. Шанкара, стремясь избежать брахма-паринамы, то есть идеи о преображении Бога в мир, утверждает, что Вьяса учит нас вивартаваде, заключающейся в следующем: Бог не претерпевает никаких изменений, но именно майя, скрывающая часть Божества (так же, как горшок заключает в себе часть пространства), создает мир; или же что Бог отражается в авидье или неведении, тогда как в действительности помимо Бога ничто никогда не существовало. Все это ничтожные и невразумительные доводы.
Очевидно, что Веданта учит нас, что Бог неизменен и никогда не подвергается преобразованиям. Одна лишь Его энергия создает дживу и материальный мир своим собственным паринамом (трансформацией). Примером может служить действие алхимического камня: его энергия проявляется в виде золота, тогда как камень остается неизменным. Таким же образом чит-шакти предстает в форме чит-джагат со всеми своими особенностями вечной расы, а джива-шакти проявляется в виде бесчисленных джив, некоторые из которых остаются на Вайкунтхе как паршады или ангелы, а другие оказываются в этом мире в различных формах и обличиях и в самых разных обстоятельствах. Для обитания и развлечения падших душ майя-шакти создает многочисленные миры. Несомненно, вивартавада ошибочна и полностью противоречит учению Вед.
Лишь только шакти-паринамвада истинна и подтверждает факт, что духовная любовь вечна. Если бы вивартавада была истиной, естественным следствием ее было бы заключение, что духовная любовь — временный принцип.