Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Четыре цели аюрведы
Четыре цели аюрведы
Книга Изучаем Аюрведу легко и просто. Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. М. А. Суботялов. Философская Книга
Теперь поговорим о целях Аюрведы. Существует четыре цели, которые упоминаются во всех канонических текстах.
Первая цель — дхарма, долг, или предназначение человека. Снова подчеркну — свое, уникальное предназначение для каждого. У каждого из нас есть свое предназначение. Понять его не всегда легко. Для этого требуется много знаний, иногда помощь, подсказка. Говорится, что человек, если он выполняет свое предназначение, никогда не устает от того, чем занимается. Если мы не реализуем свое предназначение, то мы страдаем. Современные ученые из штата Массачусетс изучили факторы риска, которые провоцируют появление самых распространенных заболеваний современности — это сердечно-сосудистые заболевания, такие как атеросклероз, стенокардия, инфаркт миокарда. 55 % населения на сегодняшний день умирает от атеросклероза в той или иной его форме. Оказывается, у лиц, перенесших сердечный приступ, в 90 % случаев обнаруживаются две одинаковые черты по данным тестирования их психологического статуса. Первая черта — неудовлетворенность своей деятельностью, т. е. человек занимается трудовой деятельностью, которая ему не нравится, но он продолжает это делать. Это серьезнейший фактор риска развития заболеваний сердца. Согласно Аюрведе, сердце является органом, который символизирует наше «я». Наша духовная природа тоже находится в области сердца, так же как и Параматма, т. е. атма и Параматма находятся рядом.
Есть даже такое образное сравнение: на дереве сидят две птицы: одна большая, другая маленькая. Маленькая прыгает по дереву, ищет себе пропитание, она всегда суетится, ее одолевают беспокойства, а большая птица просто наблюдает. Маленькая птица — это атма, большая — Параматма, Высшая Душа, которая всегда за нами
наблюдает, невидимый наблюдатель. Итак, фактор риска наступления сердечных приступов — неудовлетворенность своей деятельностью, а сердце является символом нашего «я». Это значит, что человек живет не в согласии со своей уникальной природой. Поэтому на сегодняшний день это главная причина смертности населения. Социологи подсчитали, что 90 % работающего населения занимаются не тем видом деятельности, к которому они склонны от природы.
Таким образом, занимаясь медициной, мы вынуждены затрагивать множество дополнительных факторов, в том числе социальных, психологических.
Как врачи мы должны владеть этими знаниями. Должны уметь строить разговор с пациентом таким образом, чтобы дать ему понять это.
Вторая причина, которая может спровоцировать наступление сердечных приступов, — это неудовлетворенность своими личными взаимоотношениями. А на третьем месте в рейтинге мертности, составленном учеными, — курение. На четвертом — избыточное употребление в пищу жиров. На пятом — малоподвижный образ жизни, и т. д. Но первые два места занимают психологические факторы: неудовлетворенность своей деятельностью и неудовлетворенность взаимоотношениями. Это значит, что человек не реализует свой долг, свое предназначение.
Предназначения у нас разные. Это может быть предназначение социальное, семейное, профессиональное. В разные периоды жизни у нас тоже разное предназначение. Оно может зависеть от нашего возраста. И мы должны понять, в чем заключается наше предназначение, чтобы его реализовать. Это не очень просто, но этим нужно заниматься.
Вот основная цель Аюрведы — дать понять человеку его предназначение — как материальное, так и духовное. Духовное предназначение описывается проще, но его сложнее реализовать. Материальное сложнее описывается, но его проще реализовать.
Вторая цель Аюрведы — артха, материальное благополучие. Но в нашем контексте это материальный успех в широком смысле этого слова.
Возможность достичь материального успеха в жизни, успеха в обществе. Успех может быть не только финансовый, но и во взаимоотношениях, в здоровье.
Если человек не добивается первой цели, то второй ему достичь очень сложно или не удастся вообще. Каждая последующая цель достигается после достижения предыдущей: если мы реализуем свое предназначение, к нам приходит успех, мы здоровы, счастливы, удовлетворены и успешны.
Третья цель Аюрведы — кама. Слово кама имеет несколько переводов, но в данном контексте это просто «удовлетворение потребностей чувств» — вкуса, зрения, обоняния, осязания и т. д. Удовлетворять их необходимо, но чтобы не было негативных последствий. Очень часто бывает так, что, удовлетворяя потребности своих чувств, человек потом вынужден за это платить. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, у него могут возникнуть проблемы.
Просто отказаться от этого удовлетворения трудно, практически невозможно. Мы об этом поговорим, когда будем разбирать наше метафизическое строение.
Теоретически это возможно, но практически — нет. Очень мало кому это доступно. Поэтому наслаждения необходимы, но так, чтобы не было негативных последствий. Например, если мы хотим получить удовлетворение посредством получения вкуса, питание должно быть таким, чтобы оно не разрушало наш организм, но при этом должно быть и приятно. Кто-то может услаждать свой слух тяжелым роком, но ученые выяснили, что тяжелый рок разрушителен даже на телесном уровне. Поэтому идеология Аюрведы — дать органам чувств здоровую альтернативу. Например, вместо тяжелого рока мы можем слушать красивую
музыку. Вместо пищи, разрушающей наш организм, мы можем принимать здоровую пищу и при этом получать удовлетворение.
Четвертая цель Аюрведы — мокша. Мокша происходит от санскритского слова мукти — «освобождение». Но от чего мы должны освобождаться?
К сожалению, часто этот термин многие понимают неправильно. Его воспринимают как освобождение от индивидуальности, желание раствориться в Абсолюте. Это пагубное желание.
Я уже говорил о духовном самоубийстве. Это то, чего мы должны бояться. В Аюрведе есть такой препарат «Мукти чурна», буквально — «порошок для освобождения». Он лечит запоры, очень сильный препарат. Мокша же означает «освобождение от невежества». Вот какой смысл этого термина в Аюрведе.
Четвертая цель Аюрведы — освобождение от невежества, от того, что нам мешает в духовном развитии. Эти препятствия на санскрите называются анартхи.
Они препятствуют достижению успеха в жизни, не дают нам развиваться. Что же такое анартха с точки зрения аюрведической медицины?
Это негативный стереотип поведения, который тормозит наше развитие. Иногда их называют врагами ума, потому что все эти стереотипы находятся в нашем уме.
Существует шесть главных врагов ума, и они вызывают серьезные страдания. Страдания начинаются в уме, потом проецируются на тело.
Фактически все болезни сначала начинаются в уме, а потом проецируются на тело.
Итак, Аюрведа имеет четыре цели. Большинство людей хотят достичь сразу второй и третьей. Чтобы был успех, а органы чувств испытывали наслаждение.
А потом — хоть трава не расти. Но для достижения этих целей необходимы определенные усилия. И усилия эти связаны с реализацией своего предназначения.
К первой и четвертой цели стремится меньшинство. Но это главные цели, а вторая и третья — промежуточные.
Идея заключается в том, что сначала, реализовав свое предназначение и достигнув второй и третьей целей, человек уходит от этих целей и освобождается от врагов ума, от невежества. Он достигает успеха в том, что освобождается от препятствий, анартх. Их очень много. Я говорил о шести главных, а есть еще второстепенные. Если их разбирать, то это тема отдельного семинара.
Об этом много пишет автор замечательных книг Джон Фэйворс. Это очень интересная личность. У него несколько серий книг.
Первая серия, состоящая из двух книг, называется « Лидер новой эпохи». Вторая серия — «Духовный воин». Она посвящена, прежде всего, войне с «врагами ума» и победе над ними. В этой серии шесть книг. В серии из четырех книг, которая называется « Нищий», представлены медитативные зарисовки.
И особая серия книг — «Размышления о сакральных истинах», где раскрывается очень глубокая философия. Он провел серию семинаров и тренингов. Сам он — психолог по образованию, закончил Принстон в 1971 году и был первым чернокожим выпускником в истории Принстонского университета.
Книга Изучаем Аюрведу легко и просто. Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. М. А. Суботялов. Философская Книга
Теперь поговорим о целях Аюрведы. Существует четыре цели, которые упоминаются во всех канонических текстах.
Первая цель — дхарма, долг, или предназначение человека. Снова подчеркну — свое, уникальное предназначение для каждого. У каждого из нас есть свое предназначение. Понять его не всегда легко. Для этого требуется много знаний, иногда помощь, подсказка. Говорится, что человек, если он выполняет свое предназначение, никогда не устает от того, чем занимается. Если мы не реализуем свое предназначение, то мы страдаем. Современные ученые из штата Массачусетс изучили факторы риска, которые провоцируют появление самых распространенных заболеваний современности — это сердечно-сосудистые заболевания, такие как атеросклероз, стенокардия, инфаркт миокарда. 55 % населения на сегодняшний день умирает от атеросклероза в той или иной его форме. Оказывается, у лиц, перенесших сердечный приступ, в 90 % случаев обнаруживаются две одинаковые черты по данным тестирования их психологического статуса. Первая черта — неудовлетворенность своей деятельностью, т. е. человек занимается трудовой деятельностью, которая ему не нравится, но он продолжает это делать. Это серьезнейший фактор риска развития заболеваний сердца. Согласно Аюрведе, сердце является органом, который символизирует наше «я». Наша духовная природа тоже находится в области сердца, так же как и Параматма, т. е. атма и Параматма находятся рядом.
Есть даже такое образное сравнение: на дереве сидят две птицы: одна большая, другая маленькая. Маленькая прыгает по дереву, ищет себе пропитание, она всегда суетится, ее одолевают беспокойства, а большая птица просто наблюдает. Маленькая птица — это атма, большая — Параматма, Высшая Душа, которая всегда за нами
наблюдает, невидимый наблюдатель. Итак, фактор риска наступления сердечных приступов — неудовлетворенность своей деятельностью, а сердце является символом нашего «я». Это значит, что человек живет не в согласии со своей уникальной природой. Поэтому на сегодняшний день это главная причина смертности населения. Социологи подсчитали, что 90 % работающего населения занимаются не тем видом деятельности, к которому они склонны от природы.
Таким образом, занимаясь медициной, мы вынуждены затрагивать множество дополнительных факторов, в том числе социальных, психологических.
Как врачи мы должны владеть этими знаниями. Должны уметь строить разговор с пациентом таким образом, чтобы дать ему понять это.
Вторая причина, которая может спровоцировать наступление сердечных приступов, — это неудовлетворенность своими личными взаимоотношениями. А на третьем месте в рейтинге мертности, составленном учеными, — курение. На четвертом — избыточное употребление в пищу жиров. На пятом — малоподвижный образ жизни, и т. д. Но первые два места занимают психологические факторы: неудовлетворенность своей деятельностью и неудовлетворенность взаимоотношениями. Это значит, что человек не реализует свой долг, свое предназначение.
Предназначения у нас разные. Это может быть предназначение социальное, семейное, профессиональное. В разные периоды жизни у нас тоже разное предназначение. Оно может зависеть от нашего возраста. И мы должны понять, в чем заключается наше предназначение, чтобы его реализовать. Это не очень просто, но этим нужно заниматься.
Вот основная цель Аюрведы — дать понять человеку его предназначение — как материальное, так и духовное. Духовное предназначение описывается проще, но его сложнее реализовать. Материальное сложнее описывается, но его проще реализовать.
Вторая цель Аюрведы — артха, материальное благополучие. Но в нашем контексте это материальный успех в широком смысле этого слова.
Возможность достичь материального успеха в жизни, успеха в обществе. Успех может быть не только финансовый, но и во взаимоотношениях, в здоровье.
Если человек не добивается первой цели, то второй ему достичь очень сложно или не удастся вообще. Каждая последующая цель достигается после достижения предыдущей: если мы реализуем свое предназначение, к нам приходит успех, мы здоровы, счастливы, удовлетворены и успешны.
Третья цель Аюрведы — кама. Слово кама имеет несколько переводов, но в данном контексте это просто «удовлетворение потребностей чувств» — вкуса, зрения, обоняния, осязания и т. д. Удовлетворять их необходимо, но чтобы не было негативных последствий. Очень часто бывает так, что, удовлетворяя потребности своих чувств, человек потом вынужден за это платить. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, у него могут возникнуть проблемы.
Просто отказаться от этого удовлетворения трудно, практически невозможно. Мы об этом поговорим, когда будем разбирать наше метафизическое строение.
Теоретически это возможно, но практически — нет. Очень мало кому это доступно. Поэтому наслаждения необходимы, но так, чтобы не было негативных последствий. Например, если мы хотим получить удовлетворение посредством получения вкуса, питание должно быть таким, чтобы оно не разрушало наш организм, но при этом должно быть и приятно. Кто-то может услаждать свой слух тяжелым роком, но ученые выяснили, что тяжелый рок разрушителен даже на телесном уровне. Поэтому идеология Аюрведы — дать органам чувств здоровую альтернативу. Например, вместо тяжелого рока мы можем слушать красивую
музыку. Вместо пищи, разрушающей наш организм, мы можем принимать здоровую пищу и при этом получать удовлетворение.
Четвертая цель Аюрведы — мокша. Мокша происходит от санскритского слова мукти — «освобождение». Но от чего мы должны освобождаться?
К сожалению, часто этот термин многие понимают неправильно. Его воспринимают как освобождение от индивидуальности, желание раствориться в Абсолюте. Это пагубное желание.
Я уже говорил о духовном самоубийстве. Это то, чего мы должны бояться. В Аюрведе есть такой препарат «Мукти чурна», буквально — «порошок для освобождения». Он лечит запоры, очень сильный препарат. Мокша же означает «освобождение от невежества». Вот какой смысл этого термина в Аюрведе.
Четвертая цель Аюрведы — освобождение от невежества, от того, что нам мешает в духовном развитии. Эти препятствия на санскрите называются анартхи.
Они препятствуют достижению успеха в жизни, не дают нам развиваться. Что же такое анартха с точки зрения аюрведической медицины?
Это негативный стереотип поведения, который тормозит наше развитие. Иногда их называют врагами ума, потому что все эти стереотипы находятся в нашем уме.
Существует шесть главных врагов ума, и они вызывают серьезные страдания. Страдания начинаются в уме, потом проецируются на тело.
Фактически все болезни сначала начинаются в уме, а потом проецируются на тело.
Итак, Аюрведа имеет четыре цели. Большинство людей хотят достичь сразу второй и третьей. Чтобы был успех, а органы чувств испытывали наслаждение.
А потом — хоть трава не расти. Но для достижения этих целей необходимы определенные усилия. И усилия эти связаны с реализацией своего предназначения.
К первой и четвертой цели стремится меньшинство. Но это главные цели, а вторая и третья — промежуточные.
Идея заключается в том, что сначала, реализовав свое предназначение и достигнув второй и третьей целей, человек уходит от этих целей и освобождается от врагов ума, от невежества. Он достигает успеха в том, что освобождается от препятствий, анартх. Их очень много. Я говорил о шести главных, а есть еще второстепенные. Если их разбирать, то это тема отдельного семинара.
Об этом много пишет автор замечательных книг Джон Фэйворс. Это очень интересная личность. У него несколько серий книг.
Первая серия, состоящая из двух книг, называется « Лидер новой эпохи». Вторая серия — «Духовный воин». Она посвящена, прежде всего, войне с «врагами ума» и победе над ними. В этой серии шесть книг. В серии из четырех книг, которая называется « Нищий», представлены медитативные зарисовки.
И особая серия книг — «Размышления о сакральных истинах», где раскрывается очень глубокая философия. Он провел серию семинаров и тренингов. Сам он — психолог по образованию, закончил Принстон в 1971 году и был первым чернокожим выпускником в истории Принстонского университета.