Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Самскара - впечатление
Самскара - впечатление
Из книги Книга САМСКАР. Очистительные Обряды для Успешной Жизни. Према Раса Дас (Риваулт Филипп) Сандипани Муни Дас (Сордон Лук)
Слово «самскара» (от санскритского сам-с-кара), означает «выполненный в совершенстве». Самскара - это обладающая величайшим благом, очищающая и освящающая церемония. В основе ее лежит последовательность действий, совершающихся на внешнем уровне, гармонирующих с метафизическими законами, которые проявлены в незримой реальности, недоступной восприятию наших грубых чувств. Самскары уничтожают дурную карму и увеличивают благоприятное влияние материальной природы.
Но что конкретно мы подразумеваем под самскарами? Как они проводятся? Каково их назначение в Вайшнавизме для наших современников, для мужчин и женщин нашего века?
Эта книга доступно разъясняет нам эти вопросы и многие другие. Долгожданная общиной вайшнавов, эта книга открывает кладезь ясной и простой для понимания информации, которая несомненно привлечет внимание читателей.
Безусловно, данная книга будет воспринята без враждебности в отношении к проведению самскар, очистительных ритуалов, в современной вайшнавской общине, даже вопреки некоторым возражениям, которые могут возникнуть в следствии прошлой предвзятости или недостатку комплексного подхода к шастрам. Приведем здесь возможные возражения двух видов:
- Поскольку мужчины и женщины в Кали-югу рождаются шудрами, то самскары (такими, как они представлены в традиции Вайшнавизма), уже более не пригодны для них. Нужно просто следовать методу Панчаратрики и вместе с тем повторять маха-мантру, более всего подходящую для этого железного века.
- В Кали-югу брахманы не обладают должной квалификацией. Они уже не имеют необходимых мистических сил, которые позволяли им в прежние времена в совершенстве, успешно проводить разные самскары. Свледствии этого, результаты таких обрядов более не заслуживают доверия. Так чего ради вообще беспокоиться об этом, если гораздо практичнее и уместнее совершать Хари-нама-санкиртана-яджну?
Ответы на эти возражения, предлагаемые вашему вниманию в данной книги, вратце можно свести к следующему:
- То, что является частью первозданной традиции, берущей начало от Самого Кришны, должно сохраняться вечно ради духовного и материального блага человечества. Следовательно, совершение разнообразных самскар не должно игнорироваться или прекращаться. Необходимость введения метода Панчаратрики, существующая Кали-югу, вовсе не означает предание забвению исполнение других самскар, которые могут предоставить много преимуществ и предать б,ольшую весомость Традиции. А именно:
- Способствовать восстановлению варнашрама-дхармы, которая ялвяется необходимым условием для выживания всей вайшнавской общины для ныне живущих и будующих поколений. Отсутствие социальной структуры, основанной на божественных заповедях изначальной Традиции, может привести лишь к хаосу и анархии, в короткий или, более или менее, долгий срок.
- Установить общественные и культурные ценности Вайшнавской веданты, включенные в Бхагавата-дхарму, так, чтобы могло б,ольшее число людей и стран принять их.
- Поддержать и дополнить обрядовую сторону метода Панчаратрики, тем самым усилив ее духовное воздействие. Таким образом самскары могут компенсировать, в некоторой степени, то упущение, что маха-мантра повторяется не совсем чисто. Одним словом, тому, кто занимается бхакти-йогой, требуется какое-то время, перед тем, как он сможет повторять Святое Имя Господа, не нанося Ему оскорблений, когда оно раскрывает полностью свое могущество и свое воздействие. Самскары могут действовать как своего рода стимулятор ускорения в духовном развитии от ваидхи-бхакти к пара-бхатки.
- Распространение практики самскар, дает нам надежду, что со временем, по мере очищения большего числа людей, на свет будут появляться дети, превосходящие шудр по качествам, даже несмотря на Кали-югу. Так что самскары будут применяться непосредственно в соотвествии с их статусом (статусом представителей грядущих поколений на период последующих десяти тысяч лет* этой эпохи). Новые брахманы будут кроме того более компетентны и квалифицированы. Тем не менее, они будут заботиться о том, чтобы повторение маха-мантры систематически распространялось среди прихожан на всех обрядовых церемониях. Это демонстрирует нам двойное преимущество совершения самскар, совмещенного с повторением маха-мантры. Первое помогает в каком-то смысле улучшить последнее, тогда как последнее гарантирует эффеткивность первого.
Возражения, представленные здесь, хотя на первый взгляд и уместны, теперь в некоторой степени утрачивают свои основания. И благо от совершения самскар становится неоспоримым, при условии, что правила их проведения применяются в сочетании с Хари-нама-санкиртаной.
Таким образом, данное руководство вполне достойно интереса читателей. И потому мы приглашем любого, кому не терпится сделать свою жизнь или жизнь своих близких совершенной, извлечь из этой книги полезные знания, подобные драгоценным камням, отражающим сияние шуддха-саттвы.
Каким образом подняться до уровня юкта-вайрагьи тем, кто не принял не исполняет обязанностей уклада жизни санньяси, а вынужден постоянно сталкиваться с трудностями повседневной жизни? Шрила Гопала Бхатта Госвам написал в этой связи книгу, под названием Сат-крия-дипика, представляющую собой практическое руководство по самскарам, представленным таким образом, чтобы домохозяева-Вайшнавы смогли понять, как такие обряды могут помочь им и их родственникам в духовной жизни. Книга, которую сейчас вы читаете, основана на данной работе великого Госвами. Она предназначена помочь нам научиться юкта-вайрагье.
Если хоть малейший намек на материальные представления о жизни все еще живут в глубине нашего сознания, нам, для того, чтобы обрести чистую любовь к Богу, необходимо научиться совладать со своим телом, умом и чувствми,. Все первостепенные и вторичные принципы, которыми руководствуется в своей жизни Вайшнав, являются средствами, позволяющими добиться такого самообладания, ибо они помогают постоянно помнить о Господе. Вайшнав всегда должен помнить о Вишну и никогда не забывать Его. И правила и предписания, которым он следует, помогают ему практиковаться в этом (Падма-пурана). Поскольку самскары входят в эти предписания, Вайшнавам не следует недооценивать их значения.
В Первой Песни Шримад-Бхагаватам (глава12, текст 13) описывается очитсительная церемония, совершенная Махараджей Юдхиштхирой по случаю рождения Махараджи Парикшита:
тасйа прита-мана раджа
випрайр дхаумья-крипадбхих
джатакам карайам аса
вачайитва ча мангалам
?Царь Юдхиштхира, обрадованный рождением Махараджи Парикшита, провел при его рождении очистительную церемонию. Ученые брахманы, возглавляемые Дхаумьей и Крипой, декламировали благоприятные гимны?.
Чтобы прояснить значение стиха, мы приводим здесь комментарий Шрилы Прабхупады: «Существует потребность в сословии добродетельных и разумных брахманов, умеющих проводить очистительные обряды, которые предписывает система варнашрама-дхармы. Без проведения таких очистительных церемоний население не может быть добродетельным, и поскольку в век Кали этого не делается, население всего мира обладает качествами шудр или еще более низкими. Но возродить ведический метод очищения в этом веке невозможно, так как нет ни необходимых для этого условий, ни истинных брахманов, поэтому для нашего века рекомендована также система Панчаратрики. Система Панчаратрики рассчитана на сословие шудр, которые, по идее, и составляют все неселение Кали-юги. Это предписанный метод очищения, соответствующий нашему веку. Его применяют только для духовного продвижения и ни для чего иного. Духовное совершенствование не может быть обусловлено высоким или низким происходжением.
За очистительным обрядом гарбхадхана следуют другие самскары: симантоннайана, садха-бхакшанам и т.д., относящиеся к периоду беременности. Первая же очистительная церемония после рождения ребенка называется джата-карма. Махараджа Юдхиштхира провел ее как положено с помощью добродетельных и ученых брахманов, среди которых были Дхаумья, царский жрец, и Крипачарья, не только жрец, но и великий полководец. Чтобы провести церемонию, Махараджа Юдхиштхира пригласил этих сведущих и безупречных жрецов, которым помогали и другие достойные брахманы. Следовательно, все самскары (очистительные обряды) не являются простой формальностью или традиционным торжеством. Все они преследуют практические цели, и только такие искусные брахманы, как Дхаумья и Крипа, могли правильна проводить их. Подобные брахманы не только редки, в этом веке их просто не существует, вот почему для духовного прогресса в наш век деградации Госвами предпочитают ведическим ритуалам очистительные церемонии по правилам панчаратрики...»
Однако, следование методу Панчаратрики не подразумевает полного прекращения регулярного исполнения самскар в соответствии с традицией Вайшнавизма.
Кроме того, Шрила Гопала Бхатта Госвами, великий провидец, составил руководство по ведическим самскарам (Сат-крия-сара-дипику), как для своих современников, так и для будующих поколений Вайшнавов. Таким образом он привел искусство исполнение самскар в соответствие с приемлемыми для преданных идеями Вайшнавизма.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, великий ачарья в цепи преемственности идущей от Чаитанйи Махапрабху, признал Хари-бхакти-виласу авторитетным руководством в поклонению Божеству. Точно также он считал Сат-крия-сара-дипику Шрилы Гопалы Бхатты Госвами единственным действенным руководством по самскарам для грядущих поколений Вайшнавов.
В своей книге Шрила Гопала Бхатта Госвами, основаясь на доводах священных писаний, утверждает поклонение только одному Вишну, и упразняет поклонение полубогам. Во время исполнения самскар было принято по обычаю поклоняться таким полубогам как Ганеша, или шакти-таттве (Дурге и другим), а также господствующим божествам различных планет. Но Шрила Гопала Бхатта Госвами заменил подобное поклонение поклонением Господу Вишну, приносящим поклоняющемуся освобождение, чего нельзя сказать о поклонении полубогам, результаты которого материальны и потому преходящи: «Те, кто поклоняются полубогам, родятся среди полубогов; те, кто поклоняются предкам, отправятся к предкам; те, кто поклоняются привидениям и духам, родятся среди этих существ; а те, кто поклоняются Мне, будут жить со Мной?. (Бхагавад-гита 9.25.)
Как объясняется в Бхагавад-гите (2.42-23): «Люди, обладающие скудными знаниями, прельщаются цветистыми словами «Вед?, предлагающих заниматься различными видами кармической деятельности и в награду сулят вознесение на райские планеты, рождение в знатной семье, могущество и многое другое. Стремясь к чувственному удовлетворению и богатой жизни, такие люди говорят, что нет ничего превыше этого?. В отличие от вайшнавов, такие люди в своей деятельности ищут лишь материальной выгоды, и совершая самскары они руководствуются теми же соображениями, тогда как первые делают это только для того, чтобы приблизиться к Кришне.
Хотя поклонение полубогам обычно приносит лишь материальное благосостояние, и в редких случаях - освобождение, не следует проявлять непочтение к ним. Даже если Вайшнавы не и занимаются поклонением полубогам, они все равно должны выражать почтение по отношению к ним:
харир эва садарадхйах сарва-девешварешварах
итаре брахма-рудрадйа наваджнейах кадачана
«Кришна, Хари, - владыка всех полубогов, и потому Он всегда является объектом поклонения. Но это не означает, что не следует оказывает почтения полубогам». (Падма Пурана)
По традиции, исполнение самскар проводится в соответствии с той из Вед, которой следует семья. Но, в любом случае, процесс в основе своей один и тот же во всех Ведах. Отличаются только мантры. В Шад-крия-сара-дипике используются мантры из Гобхила-грихья-сутры, сутры, относящейся к Сама Веде.
Цель самскар в том, чтобы освятить каждый важный этап в жизни человека. Поэтому они проводятся в строго определенное время. И хотя их можно считать менне важными по сравнению с вечной деятельностью души (према-бхакти, кришна-сева и т. д.) это не преуменьшает их значения, так как эти обряды очищают и тело и душу, подготавливая их для преданного служения Богу.
Для практики преданного служения достаточно одной лишь веры. Тем не менее, прохождение самскар предоставляет возможность положить хорошее начало своей духовной практике и приобрести все необходимые качества для того, чтобы играть достойную роль в обществе. Именно поэтому, ачарьи (духовные учителя) подчеркивали важность самскар, закладывающих фундамент для общества, основанного на принципах гармоничного сосуществования.
Существует два типа обрядов - нитья и наймиттика. Первый тип - это повседневные ритуалы, исполняемые в таком же виде незапамятных времен, такие как, джапа, поклонения Божеству и т. д. Ко второму типу относятся все остальные ритуалы, включая установление Божества, открытие храма, и семейные обряды (грихья). К обрядам наймиттика относят обряды, именуемые сраута, принятые в традиции конкретной местности или в духовной ученической преемственности.
Такие обряды, исполняемые на благо всех членов семьи, обычно проводятся главой семьи (грихастхой), если тот является брахманом, за исключение трех случаев: свадебного обряда (вивахи), инициации (упанаяна) и погребальной церемонии (аньешти). Для проведения этих самскар (так же как и для других обрядов, которые сам домохозяин провести не в состоянии), приглашается испоняющий богослужение брахман (ритвик).
Шрила Гопала Бхатта Госвами в своей Шат-крия-сара-дипике приводит перечень самскар, начинающийся с обряда бракосочетания, без которого, по сути дела, не может быть и всех последующих. Поскольку с этого торжественного принятия обетов зарождается семья, можно сказать, что это первый очистительный обряд.
Некоторые считают, что человек становится индивидуальностью только в момент рождения. В таком случае, пока он находится в утробе своей матери, его, практически говоря, не существует, так как, у него нет никакого статуса: ни социального, ни какого-бы то ни было еще. Другие полагают, что жизнь человека начинается с того, как сформировывается эмбрион, третьии думают, что жизнь ребенка начинается с зачатия. Но Вайшнавы, как и остальные последователи идей Веданты, считают, что индивидуальность существует еще за долго до зачатия. И потому нам необходимо правильно подготовиться к принятию и очищению жизни существа, которое должно будет родится у нас.
Вот перечень основных вайшнавских самскар:
- виваха (бракосочетание)
- гарбхадхана (ритуал зачатия)
- пумсавана (обряд для того, чтобы произвести на свет здорового ребенка или ребенка мужского пола)
- симантонаяна (ритуал укладывания волос жены на прямой пробор, при котором муж отмечает его линией, символизирующей защиту от дурного влияния и подключение к благоприятным космическим энергиям)
- сошьянти (обряд для облегчения родов)
- джата-карма (рождение)
- нишкармана (первое появление ребенка перед окружающим миром)
- нама-карана (наречение именем)
- паушти-карма (обряд, совершаемый ради здоровья ребенка)
- мундана (обрезание первых волос)
- анна-прашана (первый прием твердой пищи, то есть, злаков).
- карна-ведха (прокалывание ушей)
- чуда-карана (первое подстрижение волос)
- видьярамбха (начало учебы)
- упанаяна (инициация)
- антьешти-крия (погребальные ритуалы).
Мы можем осознавать присутствие Кришны, живя здесь, на Земле. Но большинству людей, вставших на путь бхакти, но живущих в обществе, где дхарма, артха, кама и мокша являются текущими темами, для духовного благоденствия требуется прочная духовная основа и вайшнавская культура. Им необходимо понять, для чего нужен тот или иной обряд, и какую помощь он окажет им в их духовном развитии. Иначе говоря, пока человек не стал чистым преданным, ему следует проявлять как осторожность, так и терпение. «До тех пор, пока человек не отказался от кармичекой деятельности и пока в нем, благодаря слушанию и повторению, не пробудился вкус к преданному служению Вишну, ему надлежит следовать принципам, предписанным Ведами?. (Шримад-Бхагаватам 11.20.9.)
Шрила Бхактивинода Тхакур, в своей книге "Шри Бхактьялока? объясняет то, как живое существо, находящееся в этой вселенной, может подняться с самого низшего положения до самого возвышеного. Между двумя этими уровнями существует множество ступеней, соответствующих разным стадиям развития, и нельзя не считаться с особыми правилами и предписаниями, существующими для каждой из них. Если достигнув какой-то высокой ступени человек хочет остаться на ней, он должен следовать всем правилам и ограничениям, соответствующей этому уровню. И это предоставляет ему возможность для дальнейшего развития. В противном случае, он опять скатится до низжей ступени. Добросовестно следуя правилам, подобающим его положению и, утвердившись в оном, человек может выполнять то, что называется «предписанными обязанностями?. В этом заключается сама основа благочестия.