Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Панчакарма - система омоложения
Панчакарма (дословно "пять действий", "пять процедур") - это древнейшая программа очищения и омоложения тела, а также для очищения сознания и ума. Панчакарма благотворно воздействует на общее состояние здоровья, самочувствие, самовосстановление, устранение стрессов.
Целью панчакармы является восстановление равновесия жизненных начал человеческого организма путём эвакуации накопленных в результате нездорового образа жизни патологических избытков трёх доша и токсических продуктов, возникающих из-за сбоев в обмене веществ и пищеварении, возникших в результате этих избытков. Панчакарму делают только тем пациентам, которые сильны и способны перенести очищение. Ослабленных больных сначала укрепляют, если это возможно.
Панчакарма производится в три основных этапа. Первый этап включает в себя предварительное очищение и подготовку системы пищеварения к приёму масляных препаратов. Затем приём масляных препаратов, имеющий своей целью растворить и абсорбировать токсические вещества и избытки дош для их дальнейшего выведения за пределы тела. А также прогревание тела с целью расширить телесные каналы, способствовать ещё большему растворению и абсорбции, а также более лёгкому выведению. Этот этап также позволяет приготовить тело к тому, чтобы совершить основной очистительный этап без побочных явлений.
Согласно канонам ведической медицины, без предварительного промасливания и прогревания очистительные меры сломают тело, как сильное изгибание сломает сухую палку. На втором этапе производят собственно очистительные процедуры. На третьем этапе восстанавливают и вновь настраивают обмен веществ и нормальные физиологические функции организма, питают и восстанавливают повреждённые ткани, лечат основное заболевание или применяют омолаживающие средства. Есть знаменитое аюрведическое утверждение о том, что лечение серьёзных хронических болезней без предварительного очищения подобно окрашиванию грязной ткани. Сначала нужно отстирать ткань, а потом красить.
Из книги
Аюрведическая терапия. Дэвид Фроули
Аюрведическая очищающая терапия. Панча-карма
Очищающая терапия включает в себя пять компонентов: «очищающие клизмы, очищение носа, использование слабительных, вызывание рвоты и кровопускание» (Аштанга Хридайя XIV, 5). Эти методы широко известны под названием «Панчакарма» — пять очищающих действий. Они считаются наиболее радикальным средством очищения организма, окончательно устраняющим доши, вызывающие болезни.
Эти методы могут применяться при острых заболеваниях. Так, рвотная терапия используется для лечения астматических приступов. Можно обучить пациента самостоятельному применению этих методов для очищения организма — например, рвотной терапии в качестве средства от ожирения при высокой Капхе. Методы Панчакармы являются сильнодействующими, и применять их можно только тогда, когда пациент не слишком ослаблен.
Некоторые из этих методов могут использоваться как составная часть какой-либо другой терапии. Например, клизмы с тонизирующими травами применяются при тонизирующей терапии.
В задачу данной книги не входит подробное описание практики Панчакармы. Это в основном клиническая практика, выполнение которой без соответствующих приспособлений может быть лишь весьма ограниченным. В программу подготовки медицинских сестер по Аюрведе обязательно входят навыки выполнения процедур Панчакармы, а также методики измерения выведенных из организма субстанций. Однако ниже я изложу в общих чертах основные принципы этого важного направления врачебного искусства. Панчакарма еще не встретила на Западе должного понимания, а ошибочных представлений о ней бытует уже достаточно много. Прежде всего нужно понять, что система Панчакармы включает в себя несколько терапевтических методов и что пути их применения могут быть различными. Методы варьируются в зависимости от характера заболевания, индивидуальных особенностей больного, от времени года, условий конкретной культуры и т.д. Многие их моди-фикации можно использовать более широко, в том числе и в гигиенических целях.
Предварительные практики (Пурва карма) Подготовка
Панчакарме обычно предшествует паллиативная тера-пия, включающая в себя предварительное устранение токсинов и снижение Амы, с учетом доминирующей доши пациента. Она проводится в течение короткого (неделя), среднего (месяц) или длительного (6 месяцев) периода. При острых состояниях применяется краткосрочная паллиативная терапия.
Методы масляной и потогонной терапии
Масляная терапия (снехана) — один из эффективных аюрведических методов лечения, включающий в себя как наружное, так и внутреннее применение масел. Другим эффективным методом является шведана — паровая терапия, или терапевтическое потение. Оба метода ис-пользуются в Панчакарме, но эффективны и сами по себе при лечении различных болезненных состояний и в профилактических целях. Это основные предварительные практики Панчакармы.
За очищением от токсинов следует период ежедневных масляных и потогонных процедур, который продолжается не менее одной недели, если лечение профилактическое, и не менее трех недель при серьезном заболевании. Все тело обильно смазывается теплым кунжутным маслом. На области, непосредственно пораженные болезнью, можно в небольших количествах наносить специальные лекарст-венные масла (например Нараян или Маханараян). Мы не будем рассматривать здесь приемы массажа, поскольку работа с телом — это серьезное искусство, требующее отдельной темы для рассмотрения. В масляной терапии главное не массаж, а нанесение масел. Одновременно масла (чаще всего ги) принимаются внутрь.
Спустя некоторое время после масляных процедур вы-полняются потогонные. Для них используют специальную камеру, наполненную парами потогонных трав (камфоры, эвкалипта, мяты полевой, мирта), а если больной ослаблен — тонизирующих средств (Дашамулы и балы). Травы настаивают под давлением в специальном сосуде, к верхней части которого прикреплен шланг (нади шведа). Насыщенный целебными веществами пар направляют на определенные участки тела (например, на опухшие сус-тавы при лечении артрита).
Следует заметить, что масляная терапия и терапевти-ческое потение — это не вся Панчакарма и даже не ос-новная ее часть, а лишь главные из предварительных практик. Хотя эти методы требуют больше времени, чем основные практики. Терапия Панчакармы в значительной степени представляет собой подготовку к выведению из организма токсинов, и главную роль здесь играют масляная терапия и терапевтическое потение. Когда такая подготовка проведена, само очищение осуществляется достаточно быстро. Но остановиться на этом предварительном этапе значило бы не выполнить Панчакарму.
Цель масляной и потогонной терапии — переместить возбужденные доши в желудочно-кишечный тракт для последующего выведения из организма. Благодаря этим процедурам доши смягчаются и разжижаются, и тогда их легче направить с внешнего пути распространения болезни, то есть из плазмы и крови, на внутренний — в желудочно-кишечный тракт. Если остановиться на этом, то возбужденные доши вернутся в места их первоначального скопления, что может вновь вызвать болезненные расстройства и заболевания. Если не вывести доши из организма, они снова впитаются в те же ткани.
Если, например, привести в движение Вату, но не уда-лить ее при помощи основных процедур Панчакармы (таких как использование клизм), то она вызовет нарушения аппетита, газообразование, вздутие живота, запоры и бессонницу. Питта в аналогичном случае приведет к раздражительности, лихорадочному состоянию и гиперактивности, а Капха — к потере аппетита, слабости и застойным явлениям.
Нанесение избыточного количества масла может ока-зать подавляющее действие на пищеварительный огонь и нарушить пищеварение, вызвав потерю аппетита и запоры. Поэтому при масляной терапии нужно соблюдать меру. Можно уравновешивать ее приемом имбиря или других пряностей, усиливающих пищеварительный огонь.
Ежедневное умеренное нанесение масел в течение длительного периода во многом дает тот же эффект, что и кратковременный курс интенсивного масляного масса-жа. Для потогонных процедур можно использовать сауну, теплые ванны или душ, а также потогонный чай, например из корицы или имбиря. Но и в этом случае следует время от времени выполнять основные процедуры Панчакармы, например, использовать клизмы или слабительные, чтобы предотвратить скопление дош. Принимая лекарственные масла в больших количествах внутрь, также следует помнить о поддержке пищеварительного огня при помощи соответствующих трав и специй.
Основные практики (Прадхана карма)
Очистительные клизмы
Клизмы (басти) относятся к числу щадящих методов те-рапии и могут использоваться при многих болезненных состояниях. Существует множество видов клизм, из кото-рых одни применяются в тонизирующей, а другие в облегчающей терапии. Очистительные клизмы (нируха басти) используются в Панчакарме для удаления высокой Ваты из толстого кишечника, где она обычно локализуется. Для очистительных клизм используют отвары трав, снижающих Вату. Хотя тонизирующие и питательные клизмы, строго говоря, не относятся к Панчакарме, их нередко назначают после очистительных клизм как часть последующих практик и как омолаживающее средство.
Типичную очистительную клизму можно приготовить с такими травами, как аир, фенхель и имбирь, добавив на литр настоя 1 — 2 чайные ложки каменной соли и не бо-лее 1/2 чашки кунжутного масла. Без добавления масла или смягчающих трав типа солодки очистительные клиз-мы могут оказаться чрезмерно осушающими и истощаю-щими.
Очищение через нос
В Аюрведе существует обширный перечень способов непосредственного воздействия на носовые проходы с помощью травяных отваров, растительных масел, ги, курения трав. На санскрите они называются «насья» (буквально — «то, что относится к носу»). При процедурах Панчакармы в нос закапывают травяные отвары или масла или вдыхают носом порошки из трав. К числу подходящих для этого трав относятся аир, мирт, шалфей, базилик, брами.
Для прочистки пазух можно вдыхать носом порошок из аира, мирта, шалфея или имбиря. Ги и масла с аиром или брами применяются в виде капель для очищения и питания мозга. Для очищения носовых проходов курят гвоздику, аир и мирт.
Насья полезна при многих расстройствах Ваты и Капхи. Она оказывает непосредственное воздействие на Прану и мозг. Обладая сильным противозастойным действием, она способствует более целенаправленному использованию отхаркивающих трав. Насья также помогает при некоторых нарушениях Питты и при заболеваниях головы и носовых проходов.
Масляный массаж головы и лица в сочетании с вдыханием пара способствует выведению токсинов из мест их локализации и повышает эффективность Насьи, поэтому обычно он предваряет ее применение.
Очищение при помощи слабительных
Очищение при помощи слабительных (виречана) — са-мый простой из методов Панчакармы, но его результаты весьма ощутимы. Используются сильные слабительные — ревень, сенна, порошок алоэ или касторовое масло. Можно смешать четыре части корня ревеня с фенхелем, имбирем и солодкой (по одной части) и принять это перед сном по 2 — 5 г с медом или теплой водой. Можно также выпить 2 чайные ложки касторового масла в теплом молоке с имбирем. Трипхала, мягкое аюрведическое слабительное, оказывает достаточно сильное действие только в больших дозах — обычно от 10 до 30 г.
Слабительные используются для устранения высокой Питты из места ее локализации — тонкого кишечника. Следует иметь в виду, что для лечения толстого кишечника они не очень подходят, поскольку очищают не только толстый, но и тонкий кишечник, а очищение тонкого кишечника может ослабить пищеварительный огонь, что нежелательно при Вата-конституции, а именно при этой конституции чаще всего встречается расстройство толстого кишечника.
Терапию с применением слабительных можно исполь-зовать во всех случаях, когда нужно очистить кишечник. Она может способствовать излечению запоров, застаре-лых лихорадок, острого поноса, дизентерии, пищевых отравлений и заболеваний, связанных с избытком желчи или наличием в крови токсинов.
Слабительные травы обычно принимают вечером, что-бы на следующий день кишечник очистился, опорожнив-шись 5-8 раз. Лучшее время для такого лечения — конец весны и лето.
Терапия с применением слабительных противопоказана детям и старикам, во время беременности, ослабленным и истощенным пациентам, а также при хроническом поносе.
Терапевтическая рвота
Искусственно вызываемая рвота требует осторожности. Излишнее напряжение при этой процедуре может привести к расстройству нервных рефлексов, поэтому она обычно противопоказана при Вата-конституции. Можно научиться вызывать рвоту самостоятельно (т.е. без вспомогательных средств), для этого нужны терпение и некоторая практика. Такую рвоту можно регулярно применять для очищения желудка. Иногда рвота используется как часть паллиативной терапии.
Рвотными средствами служат крепкие чаи из солодки, соли, аира, ромашки или лобелии. Непосредственно пе-ред рвотой следует выпить 0,5 л чая из ветрогонных трав (например мяты или фенхеля), а затем пальцем вызвать в горле рвотный рефлекс. Опорожнить желудок легче при помощи одного-двух сильных рефлексов, чем нескольких слабых. Это уменьшает и вероятность побочных эффек-тов. Важно, чтобы желудок был опорожнен полностью.
Рвотная терапия противопоказана при анорексии и су-хом кашле, а также ослабленным, детям, пожилым и вы-здоравливающим. Она предназначена для устранения застоя слизи в легких и желудке, что чаще всего имеет место при Капха-конституции. Лучшее время для рвотной терапии — весна, особенно конец весны, когда становится тепло. Не следует проводить ее в ветреную и дождливую погоду. Рвотная терапия особенно эффективна в период полнолуния, а самое благоприятное для ее проведения время суток — утреннее, после восхода солнца.
Положительные результаты, достигающиеся примене-нием рвотной терапии, можно также получить через дли-тельный прием отхаркивающих трав, например имбиря, аира или состава Трикату, с одновременным соблюдени-ем снижающей Капху диеты.
Терапевтическое кровопускание
При правильном кровопускании из различных частей тела (обычно из примыкающей к позвоночнику области спины) выводится токсичная кровь, которая имеет темный цвет. Как только она становится ярко-красной, процедуру прекращают. Обычно выводится от 60 до 250 мл крови.
Некоторые рекомендуют вместо этого сдавать кровь. Донорство действительно способствует образованию новой крови, но при этом не всегда выводится именно токсичная кровь.
В настоящее время терапевтическое кровопускание в Панчакарме используется не так широко, как раньше, хотя оно по-прежнему распространено во всех остальных системах восточной медицины.
Последующие процедуры (Уттара карма)
Панчакарма включает в себя также ряд последующих процедур. Это не обособленная терапия, которую можно выполнить один раз и затем забыть о ней, — она должна гармонично вписаться в повседневную жизнь. Во-первых, может возникнуть необходимость повторить всю Панча-карму. Для удаления глубоко сидящих токсинов может потребоваться несколько курсов лечения, особенно при сокращенных (недельных или еще более коротких) вари-антах Панчакармы. Промежутки между курсами должны быть не менее 1 — 3 месяцев. Хорошие результаты дает ежегодное повторение курса.
Во-вторых, после Панчакармы следует вернуться к той диете и тому образу жизни, которые соответствуют вашей конституции, либо, если прежде вы их не придерживались, начать соблюдать их. Панчакарма не заменяет правильного образа жизни — она помогает следовать ему. Если после Панчакармы вернуться к своим дурным привычкам, то активизированная энергия организма, будучи подавленной ими, может отрицательно сказаться на здоровье.
И наконец, самое важное: если лечение прошло успеш-но, нужно быть готовым к проведению тонизирующей терапии более высокого уровня. Устранив болезнетворный избыток дош, вы получаете возможность восстановить поврежденные ткани на новом уровне чистоты и силы.
Омоложение (Расаяна)
Омоложение — это особая разновидность тонизирую-щей терапии. В отличие от обычной тонизирующей тера-пии она, подобно Панчакарме, направлена на глубокое очищение организма и удаление из него избытка дош, поскольку настоящее обновление возможно лишь после того, как устранены факторы, вызывающие старение. Поэтому Расаяна не назначается ослабленным пациентам.
Омолаживающая диета в основном тонизирующая. Главная цель Расаяны — увеличение Оджаса (первичной жизненной энергии) и Саттвы (ясности ума). Поэтому некоторые из тяжелых веществ, используемых в тонизирующей терапии (например мясо), при Расаяне исключаются.
Если Расаяна направлена на омоложение ума (Брахма расаяна), то диета должна быть одновременно саттвич-ной и тонизирующей. При этом применяются специальные травы, воздействующие на ум (брами, аир), ги, травяные джемы типа Брахма расаян, а также йогические практики — асаны, пранаямы и мантры. Расаяну лучше проводить в спокойной и уединенной обстановке в течение как минимум месяца.