• Как купить
  • Словарь
  • Бренды
  • О нас
  • Контакты
  • ...
    +7 926 707 64 64+7 926 975 64 64 Заказать звонок
    Вход Регистрация
    Интернет-магазин здорового образа жизни
    • Как купить
    • Словарь
    • Бренды
    • О нас
    • Контакты
    0
    0
    0
    Корзина заказа
    • Как купить
    • Словарь
    • Бренды
    • О нас
    • Контакты
    • Каталог
    • Каталог
      • АЮРВЕДА
        • Артриты, кости, связки, суставы, ревма-проблемы Артриты, кости, связки, суставы, ревма-проблемы
        • Бальзамы натуральные аюрведические Бальзамы натуральные аюрведические
        • Глазные капли, капли для носа, капли для ушей Глазные капли, капли для носа, капли для ушей
        • Помощь при диабете Помощь при диабете
        • Дыхательная система Дыхательная система
        • Желудочно - кишечный тракт. ЖКТ Желудочно - кишечный тракт. ЖКТ
        • Женское здоровье и молодость Женское здоровье и молодость
        • Зубные пасты, порошки аюрведические, языкочистки Зубные пасты, порошки аюрведические, языкочистки
        • Краска для волос натуральная Краска для волос натуральная
        • Крема, гели, лосьоны, скрабы натуральные аюрведические Крема, гели, лосьоны, скрабы натуральные аюрведические
        • Маски Убтаны  аюрведические Маски Убтаны аюрведические
        • Масла натуральные аюрведические, массажные, для волос Масла натуральные аюрведические, массажные, для волос
        • Масло топлёное Гхи - Ги. Масло топлёное Гхи - Ги.
        • Мозговые тоники, спокойствие, память, внимание, концентрация Мозговые тоники, спокойствие, память, внимание, концентрация
        • Мужское здоровье, потенция, выносливость Мужское здоровье, потенция, выносливость
        • Мыло аюрведическое Мыло аюрведическое
        • Натуральные аюрведические средства оздоровления Натуральные аюрведические средства оздоровления
        • Омоложение, иммунитет, очищение, общеукрепляющие Омоложение, иммунитет, очищение, общеукрепляющие
        • Печень под защитой Печень под защитой
        • Почки. Мочеполовая система под защитой Почки. Мочеполовая система под защитой
        • Продукция Бадьянатх Baidyanath Продукция Бадьянатх Baidyanath
        • Продукция Вьяс Vyas Продукция Вьяс Vyas
        • Продукция Дабур Dabur Продукция Дабур Dabur
        • Продукция Занду Zandu Продукция Занду Zandu
        • Продукция Коттакал АВС Kottakal Arya Vaidya Sala Продукция Коттакал АВС Kottakal Arya Vaidya Sala
        • Продукция Нагарджуна Nagarjuna Продукция Нагарджуна Nagarjuna
        • Продукция Патанжали Patanjali Продукция Патанжали Patanjali
        • Продукция Хималая Himalaya Продукция Хималая Himalaya
        • Продукция Шри Ганга Shri Ganga Продукция Шри Ганга Shri Ganga
        • Продукция Шри Шри Аюрведа Shri Shri Ayurveda Продукция Шри Шри Аюрведа Shri Shri Ayurveda
        • Сердце, кровь под защитой, чистая кожа Сердце, кровь под защитой, чистая кожа
        • Снижение веса, похудеть Снижение веса, похудеть
        • Сосуды, варикоз, геморрой Сосуды, варикоз, геморрой
        • Чаванпраш Чаванпраш
        • Шампуни аюрведические, краска для волос Шампуни аюрведические, краска для волос
        • Эндокринная система, гормональный фон
        • Продукция "Жива". Сибирская Аюрведа Продукция "Жива". Сибирская Аюрведа
        • Продукция Biotique Продукция Biotique
        • Книги по Аюрведе Книги по Аюрведе
        • CD/DVD с лекциями по Аюрведе CD/DVD с лекциями по Аюрведе
      • БЛАГОВОНИЯ
      • БРОНЗА, СУВЕНИРЫ
        • Сувениры из Индии, Непала, Шри-Ланки Сувениры из Индии, Непала, Шри-Ланки
        • Бронзовые изделия Бронзовые изделия
      • БУСЫ, КАНТХИМАЛЫ, ПОДВЕСКИ
        • Бусы Туласи в серебре Бусы Туласи в серебре
        • Бусы, браслеты разные Бусы, браслеты разные
        • Бусы, Кантхималы Туласи Бусы, Кантхималы Туласи
        • Подвески Подвески
      • ДИСКИ CD и DVD
        • Астрология ведическая Джйотиш, нумерология, хиромантия диски
        • Аудиокниги ведические
        • Вайшнавизм, бхакти йога, Сознание Кришны диски
          • Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж
          • Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
          • Бхакти Чайтанья Бхарати Свами
          • Бхактиведанта Свами Прабхупада
          • Лекции, семинары, киртаны вайшнавов
          • Шрипад Бхакти Судхир Госвами
          • Чайтанья Чандра Чаран Дас
        • Ведическая культура, Веды аудио видео диски
        • Ведическая психология, саморазвитие аудио-видео диски
        • Жизнь на Земле: ремёсла, традиции, родная культура диски
        • Здоровье, аюрведа, йога, питание диски
        • Музыка
          • Инструментальная, медитативная музыка
          • Национальная Музыка
          • Паоло Тоффани
          • Пение мантр, молитв
        • Мультфильмы Мультфильмы
        • Худ. Фильмы
      • ЕДА
        • Масло пищевое
        • НАПИТКИ
        • Сахар, соль натуральные
        • СПЕЦИИ, СУХИЕ ЗАВТРАКИ из Индии
        • ЧАЙ
        • Книги о здоровом питании Книги о здоровом питании
      • ИГРУШКИ
      • КНИГИ
        • Астрология, нумерология, хиромантия, предсказательные науки
        • Аюрведа, здоровье, йога, питание
        • Бхагавад гита, переводы Бхагаватгиты, купить Бхагавад-гиту
        • Бхакти йога, Вайшнавизм, Сознание Кришны
        • Ведическая культура и современность
        • Детские книги, книги для родителей
        • Древо Жизни, книги Аркадия Петрова, Романа Гирейло
        • Жизнь на Земле, книги по ведической культуре
        • Журналы, плакаты, календари
        • Книги in E n g l i s h
        • Книги по психологии, техникам саморазвития
        • Шри Чайтанья Чаритамрита
        • Шримад Бхагаватам - перевод Бхакти Чайтанья Бхарати Свами
        • Шримад Бхагаватам - перевод Бхактиведанты Свами Прабхупады
      • КОНСУЛЬТАЦИЯ ВЕДИЧЕСКОГО АСТРОЛОГА, ДЖЙОТИШ
      • МЕШОЧКИ для ЧЁТОК
      • ЧЁТКИ 108 ТУЛАСИ, НИМ, КАМЕНЬ, СЧЕТЧИКИ, АЛТАРИ
        • Цифровые счетчики Цифровые счетчики
        • Четки из камня Четки из камня
        • Чётки из дерева сандал, ним, ясень, бук, розовое дерево, рудракша, орех тагуа Чётки из дерева сандал, ним, ясень, бук, розовое дерево, рудракша, орех тагуа
        • Чётки из дерева Туласи Чётки из дерева Туласи
        • Алтари Алтари
      • ЯНТРЫ, МАНДАЛЫ
        • МАНДАЛЫ от Дмитрия и Татьяны Легковых МАНДАЛЫ от Дмитрия и Татьяны Легковых
        • Янтры Янтры
        • CD\DVD по теме Ведической астрологии CD\DVD по теме Ведической астрологии
      • ОБУЧЕНИЕ ПО АЮРВЕДЕ
    • Женщинам
    • Мужчинам
    • Детокс
    • Иммунитет
    • Печень
    • ЖКТ
    • Жива
    • Акции
      • Каталог
        • АЮРВЕДА
          • Артриты, кости, связки, суставы, ревма-проблемы
          • Бальзамы натуральные аюрведические
          • Глазные капли, капли для носа, капли для ушей
          • Помощь при диабете
          • Дыхательная система
          • Желудочно - кишечный тракт. ЖКТ
          • Женское здоровье и молодость
          • Зубные пасты, порошки аюрведические, языкочистки
          • Краска для волос натуральная
          • Крема, гели, лосьоны, скрабы натуральные аюрведические
          • Маски Убтаны аюрведические
          • Масла натуральные аюрведические, массажные, для волос
          • Масло топлёное Гхи - Ги.
          • Мозговые тоники, спокойствие, память, внимание, концентрация
          • Мужское здоровье, потенция, выносливость
          • Мыло аюрведическое
          • Натуральные аюрведические средства оздоровления
          • Омоложение, иммунитет, очищение, общеукрепляющие
          • Печень под защитой
          • Почки. Мочеполовая система под защитой
          • Продукция Бадьянатх Baidyanath
          • Продукция Вьяс Vyas
          • Продукция Дабур Dabur
          • Продукция Занду Zandu
          • Продукция Коттакал АВС Kottakal Arya Vaidya Sala
          • Продукция Нагарджуна Nagarjuna
          • Продукция Патанжали Patanjali
          • Продукция Хималая Himalaya
          • Продукция Шри Ганга Shri Ganga
          • Продукция Шри Шри Аюрведа Shri Shri Ayurveda
          • Сердце, кровь под защитой, чистая кожа
          • Снижение веса, похудеть
          • Сосуды, варикоз, геморрой
          • Чаванпраш
          • Шампуни аюрведические, краска для волос
          • Эндокринная система, гормональный фон
          • Продукция "Жива". Сибирская Аюрведа
          • Продукция Biotique
          • Книги по Аюрведе
          • CD/DVD с лекциями по Аюрведе
        • БЛАГОВОНИЯ
        • БРОНЗА, СУВЕНИРЫ
          • Сувениры из Индии, Непала, Шри-Ланки
          • Бронзовые изделия
        • БУСЫ, КАНТХИМАЛЫ, ПОДВЕСКИ
          • Бусы Туласи в серебре
          • Бусы, браслеты разные
          • Бусы, Кантхималы Туласи
          • Подвески
        • ДИСКИ CD и DVD
          • Астрология ведическая Джйотиш, нумерология, хиромантия диски
          • Аудиокниги ведические
          • Вайшнавизм, бхакти йога, Сознание Кришны диски
          • Ведическая культура, Веды аудио видео диски
          • Ведическая психология, саморазвитие аудио-видео диски
          • Жизнь на Земле: ремёсла, традиции, родная культура диски
          • Здоровье, аюрведа, йога, питание диски
          • Музыка
          • Мультфильмы
          • Худ. Фильмы
        • ЕДА
          • Масло пищевое
          • НАПИТКИ
          • Сахар, соль натуральные
          • СПЕЦИИ, СУХИЕ ЗАВТРАКИ из Индии
          • ЧАЙ
          • Книги о здоровом питании
        • ИГРУШКИ
        • КНИГИ
          • Астрология, нумерология, хиромантия, предсказательные науки
          • Аюрведа, здоровье, йога, питание
          • Бхагавад гита, переводы Бхагаватгиты, купить Бхагавад-гиту
          • Бхакти йога, Вайшнавизм, Сознание Кришны
          • Ведическая культура и современность
          • Детские книги, книги для родителей
          • Древо Жизни, книги Аркадия Петрова, Романа Гирейло
          • Жизнь на Земле, книги по ведической культуре
          • Журналы, плакаты, календари
          • Книги in E n g l i s h
          • Книги по психологии, техникам саморазвития
          • Шри Чайтанья Чаритамрита
          • Шримад Бхагаватам - перевод Бхакти Чайтанья Бхарати Свами
          • Шримад Бхагаватам - перевод Бхактиведанты Свами Прабхупады
        • КОНСУЛЬТАЦИЯ ВЕДИЧЕСКОГО АСТРОЛОГА, ДЖЙОТИШ
        • МЕШОЧКИ для ЧЁТОК
        • ЧЁТКИ 108 ТУЛАСИ, НИМ, КАМЕНЬ, СЧЕТЧИКИ, АЛТАРИ
          • Цифровые счетчики
          • Четки из камня
          • Чётки из дерева сандал, ним, ясень, бук, розовое дерево, рудракша, орех тагуа
          • Чётки из дерева Туласи
          • Алтари
        • ЯНТРЫ, МАНДАЛЫ
          • МАНДАЛЫ от Дмитрия и Татьяны Легковых
          • Янтры
          • CD\DVD по теме Ведической астрологии
        • ОБУЧЕНИЕ ПО АЮРВЕДЕ
      • Женщинам
      • Мужчинам
      • Детокс
      • Иммунитет
      • Печень
      • ЖКТ
      • Жива
      • Акции
      Будьте всегда в курсе!
      Узнавайте о скидках и акциях первым
      Новости
      Все новости
      12 Августа 2020
      Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
      21 Мая 2020
      Ганга-Дашахара Ягья - 1 июня 2020 года. Приглашаем вас принять участие в режиме он-лайн в Ганга Дашахара ягье
      23 Марта 2020
      Рекомендации министерства АЮШ (AYUSH) для профилактики коронавируса
      20 Января 2020
      Приглашаем Вас к участию в международном Конгрессе стран БРИКС по традиционной медицине Ayurveda Today 2020
      28 Августа 2019
      М.А. Суботялов приглашает на государственный курс по Аюрведе 2019
      Главная
      -
      Ведический медиа Словарь
      -
      О
      АБВГДЕЖЗИ ЙКЛМНПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
      -
      Обучение раздельное

      Обучение раздельное

      Нейродинамика и психофизиология школьников при раздельном и традиционном обучении.

      Диск  Семь ключей к празднику жизни. Аюрведический семинар-тренинг. Врач, доктор медицинских наук, профессор М. А. Суботялов. 7 ч. 35 мин. CD mp3

      И. В. Пирумова, М. А. Суботялов, Р. И. Айзман

      Все более актуальной становится проблема соответствия организации обучения и воспитания возрастно-половым особенностям психофизиологического и социального
      развития учащихся [1]. В настоящее время нет специальной программы раздельного обучения для мальчиков и девочек. При одних и тех же системах и методиках обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки осваивают определенный объем информации, используя разные стратегии
      мышления [2; 3].
      Целью исследования явилось изучение нейродинамических и психофизиологических показателей школьников в возрастной динамике в условиях традиционного и раз дельного обучения.

      Материал и методы

      Обследовано 320 школьников 12–15 лет, учащихся общеобразовательной школы № 82 г. Новосибирска, в основу структуры и содержания учебно-воспитательного процесса которой положены принципы раздельного обучения мальчиков и девочек. На базе этого учреждения существуют классы как раздельного, так и традиционного обучения. Все дети учились в условиях традиционного (ТО) и раздельного (РО) типа обучения с первого класса. Из числа обследованных по РО девочек было 88, мальчиков –
      82; по ТО девочек оказалось 80, а мальчиков 70.

      Исследование проводилось с помощью компьютерной программы «Оценка психофизиологического состояния организма человека «Status PF» [4]. Изучались следующие психофизиологические показатели.
      Простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР) на световой раздражитель исследовалась в режиме определения реакции правой руки на каждый раздражитель с регистрацией среднего значения латентного периода ПЗМР при предъявлении 30 однородных раздражителей, а также фиксировались и другие статические характеристики вариационного ряда.
      Сложная зрительно-моторная реакция (СЗМР), связанная с выбором двух из трех предъявляемых сигналов (цветовых), изучалась в режиме определения реакций правой и левой рук на определенный раздражитель.
      Определение уровня функциональной подвижности нервных процессов (УФП НП) осуществлялось при работе прибора в режиме «обратной связи», когда длительность
      экспозиции тестирующего сигнала изменялась автоматически в зависимости от харак-тера ответных реакций испытуемого.
      Объем механической памяти (запоминание чисел). Испытуемому предъявлялись 10 двузначных чисел, затем он должен был воспроизвести их в любом порядке. Регистрировалось количество правильно воспроизведенных чисел.
      Кроме того, оценены объем смысловой памяти (запоминание слов), объем внимания и характер переключения внимания.
      Отбор учащихся проводился сплошной выборкой при условии получения согласия родителей на участие детей в исследовании, что соответствует этическим положениям Хельсинкской декларации. Все обследова-ния проводились в первой половине дня.
      Полученный материал обработан общепринятыми методами статистики. Различия показателей между типами обучения и возрастными группами оценивались методами вариационной и разностной статистики по t-критерию Стьюдента и считались досто-верными при p ≤ 0,05.
      Результаты исследования и обсуждение Проанализированы нейродинамические различия между учащимися одного пола, находящимся в условиях РО и ТО, проведена оценка нейродинамических параметров в возрастной динамике, а также изучены межполовые различия в рамках каждого типа обучения. 

      Оказалось, что в условиях РО как у мальчиков, так и у девочек, отмечена более высокая скорость простой и сложной зрительно-моторных реакций по сравнению с учащимися того же пола при ТО. Кроме того, школьники при РО отличались более стабильной реакцией, о чем свидетельствовали более низкие показатели ошибки средней экспозиции, а девочки при таком же типе обучения допускали достоверно меньше ошибок, выполняя задания, по сравнению с учащимися по ТО. В условиях ТО у мальчиков наблюдалось лучшее время выхода на минимальную экспозицию при изучении УФП НП и более стабильная реакция во время СЗМР по сравнению с мальчиками при РО.
      Психологические параметры также имели отличия в зависимости от типа обучения. Школьники обоего пола в условиях РО отличались более высокими показателями механической и смысловой памяти по сравнению с учащимися при ТО. Девочки при РО продемонстрировали более высокий объем внимания, а мальчики при этом более высокую скорость переключения внимания.

      Время простой сенсомоторной реакции является адекватным показателем функцио-нального состояния нервной системы, а также интегральной величиной скорости проведения возбуждения по различным элементам рефлекторной дуги [5; 6]. Изучение возрастной динамики простой зрительно-моторной реакции мальчиков позволило установить достоверное улучшение време-ни реагирования в период с 12 до 15 лет в условиях РО, в то время как у мальчиков при ТО достоверных улучшений показателя в возрастной динамике не установлено. Кроме того, мальчики, находящиеся в условиях раздельного обучения, превосходили таковых при традиционном типе обучения по скорости реагирования на зрительный раздражитель во всех возрастных группах. В возрастном интервале от 12 до 15 лет у мальчиков при РО наблюдалось достоверное снижение показателя ошибки средней экспозиции, что свидетельствует об улучшении стабильности реагирования в условиях РО относительно ТО. Дети мужского пола при РО в возрасте 14 и 15 лет обнаружили достоверно меньший показатель ошибки средней экспозиции при выполнении ПЗМР, что свидетельствует о более оптимальном уровне функционирования центральной нервной системы мальчиков в условиях РО по сравнению с лицами, обучающимися традиционно.

      Анализ возрастной динамики времени простой зрительно-моторной реакции девочек продемонстрировал достоверное улучшение скорости реакции в период с 13 до 15 лет в условиях РО в сравнении с ТО. Кроме того, девочки 14–15 лет в условиях РО отличались лучшей скоростью реакции на зрительный раздражитель по сравнению с ТО. Отмечено, что девочки 12–14 лет при РО допускали достоверно меньше ошибок, что свидетельствует о более высоком ка-честве выполняемой работы во время реа-гирования на зрительный раздражитель по сравнению таковым показателем при ТО. В возрастной динамике у девочек при ТО с 13 до 15 лет выявлено достоверное уменьшение количества ошибок и показателя ошибки средней экспозиции при выполнении ПЗМР, что указывает на улучшение качества выполняемой работы и стабильности реагирования. Однако у девочек в возрасте 13–14 лет при РО ПЗМР была достоверно более стабильной при сравнении с ТО.

      Латентное время сложной зрительно-моторной реакции у мальчиков при РО и ТО с возрастом не изменилось, однако в 14 лет мальчики при РО превосходили детей с ТО по скорости реагирования. В возрасте 12 лет у мальчиков при ТО отмечена более стабильная реакция (низкий показатель ошибки средней экспозиции) по сравнению с подростками в усло-виях РО.
      В отношении количества ошибок у мальчиков при выполнении СЗМР не наблюдалось различий в зависимости от условий обучения. В 14 лет установлена лучшая стабильность реакции (более низкий показатель ошибки средней экспозиции) у мальчиков при РО.
      У девочек 13 лет, обучающихся раздельно, скорость реагирования была достоверно выше по сравнению с девочками при ТО, о чем свидетельствует меньшее время СЗМР.
      Количество ошибок при СЗМР у девочек при РО достоверно снижалось в возрастной период 13–15 лет. В возрасте 13 лет у детей женского пола в условиях РО отмечена более стабильная реакция по сравнению с девочками того же возраста при ТО, на что указывали более низкие показатели ошибки средней экспозиции.

      Необходимо отметить, что при изучении СЗМР у девочек при ТО в возрасте 13 лет, по сравнению с предыдущим годом жизни, происходило значительное ухудшение ско-рости и стабильности реакции, что проявлялось в увеличении латентного времени реагирования и показателя ошибки средней экспозиции. В то же время у девочек при РО подобной тенденции не наблюдалось. В период с 13 до 15 лет у девочек при ТО происходило улучшение скорости и стабильности СЗМР.
      Определение уровня функциональной подвижности нервных процессов проводилось в режиме навязанного ритма, что, по определению В. И. Гусельникова [7], заключается «…в изменении спонтанной активности коры мозга, в результате чего активность коры мозга приобретает ритмический характер с частотой либо равной, либо в целое число большей или меньшей, чем частота ритмических зрительных (световых) раздражений». Изучение у человека становления данной реакции в онтогенезе показывает, что «характер реакции усвоения ритма на каждом этапе развития определяется взаимодействием возбуждения, поступающего в кору по специфическому и неспецифическому каналам передачи афферентного сигнала, и способностью воспринимающего аппарата коры реагировать на приходящую импульсацию» [8].
      В наших исследованиях было установлено, что в период с 12 до 14 лет у мальчиков при РО происходило уменьшение времени выхода на минимальную экспозицию, тогда как у мальчиков при ТО, наоборот, данный показатель увеличивался в период с 13 до 15 лет. Кроме того, в условиях ТО у мальчиков 12–13 лет установлена более быстрая генерация процессов возбуждения в центральной нервной системе, о чем свидетельствует лучшее время выхода на минимальную экспозицию при УФП НП по сравнению с мальчиками в условиях РО. Время выхода на минимальную экспозицию при УФП НП также демонстрирует период врабатываемости или время вхождения в ритм при выполнении задания [9].

      Возрастная динамика времени выхода на минимальную экспозицию у девочек при РО и ТО в период с 12 до 15 лет достоверно не изменилась.
      Скорость зрительно-моторной реакции в режиме навязанного ритма по-разному менялась в динамике обучения и имела достоверные различия у мальчиков в зависимости от типа обучения. В возрасте 14 лет скорость и качество реакции в режиме навязанного ритма были достоверно лучше у мальчиков при РО, о чем свидетельствуют более низкие показатели латентного времени реакции, а также меньшее количество ошибок у мальчиков. В возрасте 14 лет у мальчиков при ТО наблюдалось ухудшение качества СЗМР по сравнению с предыдущим возрастным периодом, на что указывает увеличение количества ошибок.
      Девочки при РО превосходили девочек при ТО по скорости реакции в режиме навязанного ритма в возрасте 12, 13 и 15 лет. Девочки при РО в 13–15 лет отличались более высоким качеством выполняемой работы, о чем свидетельствовал более низкий процент ошибок у них во время зрительно-моторной реакции в режиме навязанного ритма по сравнению с девочками того же возрастного периода в условиях ТО.

      При изучении памяти и внимания были отмечены более высокие показатели механической памяти в условиях РО у мальчиков в 13–14 лет, у девочек в 12–13 лет. 
      У мальчиков при РО в 12–15 лет выявлено улучшение механической памяти, тогда как у мальчиков при ТО существенных улучшений не наблюдалось. Среди девочек при РО в 12–14 лет и при ТО в 12–15 лет также было установлено улучшение показателей механической памяти.
      Изучая смысловую память школьников, мы установили более высокие показатели в условиях РО как у мальчиков, так и у девочек во всех возрастных группах. 
      Среди мальчиков изменений в динамике не отмечено, тогда как девочки при РО и ТО в период 12–15 лет продемонстрировали улучшение показателей смысловой памяти.
      При анализе показателей внимания выявлен более высокий его уровень у девочек в условиях РО в 13–15 лет. При РО у мальчиков установлены лучшие показатели по времени переключения внимания по сравнению таковыми при ТО в 14 лет.
      Анализ нейродинамических параметров школьников в зависимости от половой принадлежности в рамках одного типа обучения показал, что мальчики, находящиеся в условиях РО в возрасте 13–14 лет, превос-ходили девочек по скорости реагирования на зрительный раздражитель. Это свиде-тельствует о более оптимальном уровне функционирования ЦНС мальчиков. При ТО межполовых различий по времени реакции не установлено.

      Время сложной зрительно-моторной реакции было меньше у девочек 13 лет по сравнению с мальчиками при обоих типах обучения.
      При РО и ТО у девочек 12–15 лет определен более высокий уровень функциональной подвижности основных нервных процессов. Этот факт указывает на достоверно лучшее время реагирования и меньшее количество ошибок у девочек на зрительный раздражитель в режиме навязанно-го ритма при УФП НП.
      В условиях РО по объему механической памяти межполовых различий не установлено, тогда как смысловая память повысилась у девочек в большей степени, чем у мальчиков. При ТО в 12 лет отмечены более высокие показатели механической и смысловой памяти у мальчиков по сравнению с девочками. К 14–15 годам, наоборот, объем памяти стал выше у девочек. В отношении внимания межполовые различия установлены в условиях ТО, где его объем был больше у мальчиков в возрасте 13 лет. При изучении скорости переключения внимания межполовых различий не выявлено.

      Заключение

      При РО у подростков обоего пола нейродинамические показатели (УФП, динамичность, стабильность, время сенсомоторных реакций) находились на более оптимальном уровне, а психофизиологические (память, внимание) отличались более высокими показателями.
      Анализ возрастной динамики психофизиологических показателей в зависимости от типа обучения продемонстрировал более выраженное улучшение скорости сенсомоторных реакций, качества и стабильности реагирования на зрительный раздражитель, памяти и внимания у школьников обоего пола в условиях раздельного обучения.
      У мальчиков определена более высокая скорость ПЗМР, объем внимания по сравнению с девочками в условиях РО. Как приРО, так и при ТО, у девочек отмечено лучшее время СЗМР, а также меньшее количество ошибок при выполнении задания. В возрасте 12 лет показатели памяти были лучше у мальчиков. Однако, к 14–15 годам объем механической и смысловой памяти у девочек возрастал по сравнению с мальчиками вне зависимости от типа обучения.

      Список литературы

      1. Геодакян В. А. Теория дифференциации полов в проблеме человека // Человек в системе наук. М., 1989. С. 171–189.
      2. Литвинова Н. А., Иванов В. И., Березина М. Г. Автоматизированные методы психодиагностики. Кемерово, 2002.
      3. Хризман Т. П., Еремеева В. П. Мальчики и девочки – они такие разные // Первое сентября. 2003. № 17. С. 18–19.
      4. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки – два разных мира. СПб., 2000.
      5. Горшков С. И., Злина З. М., Мойкин Ю. В. Методики исследования в физиологии труда. Л., 1974.
      6. Пейсахов Н. М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. Казань, 1974.
      7. Гусельников В. И. Электрофизиология головного мозга. М., 1976.
      8. Фарбер Д. А., Алферова В. В. Элек-троэнцефалограмма детей и подростков. М., 1972.
      9. Голубева Э. А. Реакция навязывания ритма как метод исследования в дифферен-циальной психофизиологии // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1972. С. 7–24.



      
      2021 © Vedayu.Ru интернет-магазин для здорового образа жизни
      КОМПАНИЯ
      ПОМОЩЬ
      ИНФОРМАЦИЯ
      • О компании
      • Контакты
      • Новости
      • Партнеры
      • Как купить
      • Сертификаты
      • Словарь
      • Производители
      • Авторы
      +7 926 707 64 64+7 926 975 64 64 Заказать звонок
      Мы в социальных сетях:
      2021 © Vedayu.Ru интернет-магазин для здорового образа жизни