Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Намабхаса – тень Святого Имени
Намабхаса – тень святого Имени, очистительная стадия воспевания.
IV Намабхаса – очистительная стадия воспевания
1. Экскурс в историю
Многие люди начинают воспевать святые имена, не имея еще какого-либо духовного знания или практики. Может быть их побудило к этому услышанное однажды воспевание других людей или еще какой-то счастливый случай. Давайте заглянем в то время, когда я пришел в сознание Кришны. Мне хотелось бы поговорить об этом времени не под влиянием некой ностальгии, а лишь для того, чтобы привести вам, так сказать, исторический пример намабхасы. Одной из популярных песен того времени, охваченного интересом у «Индийской мудрости», была «Неминуемая карма» Джона Леннона:
Да кто ж тут ставит под вопрос?
Ты думаешь, что ты – суперзвезда?
Прекрасно, пусть так.
Мы все сияем подобно луне,
Звездам или солнцу,
Да, мы все сияем,
Будьте уверены.
Но недуг неминуемой кармы уже настиг тебя
Болезненные путы стягивают тебя по ногам.
Присмотрись-ка получше к своим братьям,
К каждому встречному!
Для чего мы находимся в этом мире?
Ну ведь ясно же, что не затем, чтобы
Постоянно испытывать боль и страх.
В то время пение Харе Кришна было в моде. Маха-мантра занимала третье место в списке самых популярных музыкальных вещей. Каждый свободно мыслящий юнец напевал временами Харе Кришна; я также тогда с удовольствием присоединился к своим сверстникам. Во многих популярных песнях тех лет звучала Харе Кришна мантра. Например, в «Мой сладкий Господь» Джорджа Харрисона; в «Дайте миру шанс» Джона Леннона. Медитация понималась, главным образом, как некое «растекание сознания», которого можно было достичь (как тогда предполагалось) наряду с сотнями других способов и пением Харе Кришна. Однако при этом, конечно же, глубина значения Святого имени была покрыта полным невежеством.
Это и есть пример намабхасы: хотя святое имя и воспевается, но без ясного понимания процесса. Когда солнце святого имени покрывают облака невежества и анартх, сквозь них пробивается лишь слабый свет. На этой стадии воспевание носит название намабхаса (отражение святого имени), Поэтому, если полный свет духовного экстаза во время воспевания не может пробиться в ваше сердце, это значит, что оно покрыто невежеством.
2. Преодоление анартх
Четыре типа анартх.
Под влиянием внешней энергии живое существо, хотя и трансцендентное к трем гунам материальной природы, считает себя продуктом материи. А потому, связанно по рукам и ногам иллюзорной энергией майи, оно вынуждено принимать бесчисленные удары судьбы. Такое плачевное состояние дживы в материальном мире, способствует развитию в ней анартх, материальных привязанностей.
«Артха» значит «ценность», приставка «ан» – «без». Таким образом, анартха переводится «то, что не имеет никакой ценности». Материя, в любом ее проявлении, не заключает в себе никакого блага для живого существа, но как только оно попадает под влияние внешней энергии, оно тут же, к своему несчастию, начинает принимать разного рода анартхи как нечто ценное и так полностью запутывается в них.
Очень важно понимать, что чары анартх могут быть разрушены лишь силой преданного служения. Все анартхи являются ничем иным, как различными проявлениями майи. Однако, майю сравнивают с тьмой, а Кришну – с солнцем. И там, где присутствует Кришна, там нет места тьме (кришна-сурйа-сама, майа хайа андхакара) («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.31)
В «Амнайа-сутре» рассмотрены 4 типа анартх:
1) Слабости сердца (хридайа-даурбалйа), которые в свою очередь также подразделяются на 4 вида:
а) привязанность к вещам, не имеющим никакого отношения к Кришне;
б) склонность обманывать и искать недостатки в окружающих;
в) зависть;
г) жажда признания.
2) Оскорбления (апарадха). Они тоже бывают 4 видов:
а) Оскорбления святого имени (нама-апарадха), которых очень тщательно нужно избегать, если мы хотим пробудить в себе нашу истую любовь к Кришне;
б) Оскорбление формы Господа. Совершается тем, кто считает трансцендентную форму Божества в храме чем-то материальным или отвергает существование какой-либо формы Господа (относится к имперсоналистам) (рупа-апарадха);
в) оскорбление преданных Господа (вайшнава-апарадха);
г) оскорбительное отношение к живым существам, проявляемое в виде жестокости или зависти (джива-химса)
3) Жажда материального (асат-тришна). Различают 4 рода материальных желаний:
а) желания обрести некие притягательные объекты чувств;
б) желания достичь уровня чувственного наслаждения, подобного райскому;
в) желание обрести мистическое могущество;
г) желание освобождения, путем растворения в имперсональном Брахмане.
4) Неверное восприятие духовного знания (таттва-вибхрама):
а) иллюзия, или невежество относительно своей собственной природы;
б) невежество относительно положения Верховной Личности Бога;
в) невежество, проявляемое относительно процессов садхана-бхакти и према-бхакти;
г) незнание факторов, препятствующих развитию сознания Кришны.
Тем не менее, нас не следует забывать, что потенциальное могущество Святого Имени всегда неизменно, даже если мы еще покрыты анартхами Пурмах шуддха нитья-муктах. Святое имя является нитья-муктах, вечно освобожденным, и пурнах муддхах, вечно чистым. Не само святое имя а наше восприятие его загрязнено и потому мешает нам ощутить его истинную природу. Солнце всегда сияет в полную силу, даже когда облака закрывают его. И это не солнце, а мы испытываем воздействие облаков.
Три типа трансцендентного знания
Вопрос заключается в том, как разрывать эти облака невежества и анартх, покрывающие святое имя. Для этого, человек и обретает трансцендентное знание, и потому совершенно необходимым становится приятие прибежища у истинного духовного учителя. Он наставляет имеющего веру ученика в трех наиболее важных темах, раскрывающих суть духовного самоосознания.
1. Самбандха-гьяна заключает в себе суть понимания о:
а) духовном положении живого существа;
б) духовном положении Шри Кришны;
в) положении материального мира.
Самбандха-гьян в подробности описывает эти три предмета знания и их взаимодействие между собой. Наиболее важным здесь является то, что мы не являемся телом; мы – не биофизические компьютеры. Мы – духовные души, неотъемлемые частички Кришны.
Шрила Прабхупада постоянно подчеркивал это; обычно он говорил: «До того времени, пока людей не интересует тот факт, что они не имеют ничего общего со своим материальным телом, все духовные наставления остаются невостребованными ими. Люди просто неспособны их понять». Прежде всего, духовный учитель должен заложить в ученика фундамент, состоящий из трех основ самбандха-гьян, и когда ученик усвоит их, духовный учитель ведет его дальше.
2. Абхидейа. Этим термином, или процессом определяется искусство совершать преданное служение. Ученик получает наставления о том, как правильно практиковать правила и предписания садханы. Когда духовное имя повторяется на строгой основе духовного знания (самбандха-гьян) и подобающей духовной практики (абхидейи), оно все более и более проявляет свое могущетво. Подобно солнцу, медленно проявляющемуся сквозь рассеивающиеся облака, святое имя рассеет все наши анартхи – как жажду материального, так и слабости сердца.
3. Прайоджана. Когда ученик достигнет успеха в практике (абхидейе), он наконец подходит к конечной цели жизни, прайоджане, чистой любви к Богу.
До тех пор, пока человек не утвердится в понимании самбандха-гьяны, он будет вынужден оставаться в своем воспевании на стадии намабхаса. Если же он, однако, примет прибежище у истинного духовного учителя, который наставит его в том, как нужно правильно совершать преданное служение, тогда облако анартх постепенно рассеется и в его сердце пробудится чистая любовь к Богу.
3. Эффекты намабхасы
Что случается с человеком, воспевающим святое имя на стадии очищения, что указывает на то, что он все еще загрязнен? Все ли здесь бесполезно? Тщетно ли его повторение? Нет, ни в коем случае. Даже воспевание на уровне намабхасы приносит следующие плоды:
1. Вера. Ее пробуждение является первым результатом воспевания на ступени намабхасы. Благодаря этой вере, человек со временем полностью принимает процесс преданного служения.
2. Постепенное уничтожение греховных реакций. Повторение Харе Кришна способно уничтожать последствия грехов даже у обитателей адских планет. Благодаря этому он достигает освобождения от материального существования. Хорошим примером может послужить Бали Махараджа, который родился и жил в обществе демонов, но, являясь преданным Господа, проповедовал им. Итак, даже на стадии намабхасы человек может достичь освобождения, но (заметьте!) – не любви к Богу.
3. Освобождение от влияния Кали-юги. Благодаря воспеванию на стадии намабхасы человек способен преодолеть влияние Кали-юги. Хотя мы и живем в этот век раздоров и конфликтов, его воздействие на нас уже не может долго распространяться даже если мы еще не достигли высшей стадии в повторении святых имен.
4. Исчезновение страха и приход мира в душу. Некоторые люди полагают, что шанти (внутренний мир) является высшим смыслом жизни. Но это не так, наивысшая цель жизни – это любовь к Богу. Тем не менее, на очистительной стадии из сердца уходят тревоги и оно наполняется миром.
5. Защита от влияния духов и неблагоприятных планет. Даже не находясь на стадии воспевания шуддха-нама, человек способен избежать воздействия духов и тому подобных феноменов.
6. Достижение 4-х целей жизни (пурушартха). Веды указывают на 4 цели жизни – религиозность, экономическое развитие, удовлетворение чувств и освобождение. Всего этого возможно достичь, находясь на стадии намабхасы.
7. Духовное блаженство. Даже если человек находится лишь на стадии намабхаса, ему гарантируется ощущение духовного блаженства и вечное пребывание на планетах Вайкунтхи. Особенно в Кали-югу, когда других средств достижения этих планет попросту нет.
Короче говоря, в святом имени содержится все. В этом и кроется причина того, что воспевание на ступени намабхаса считается даже более важным, чем изучение Вед и паломничество в святые места! Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет, что в силу того, что святое имя обладает всеми энергиями, его могуществом можно достичь всех целей дхармы, артхи, камы и мокши даже на уровне намабхасы. «Это воспевание дарует нам счастье в материальном мире. Оно – единственная помощь для беспомощных».
Святое имя настолько важно, что может животное обратить в человека и исполнить все человеческие чаяния. Конечно же это не означает, что варнашрама-дхарма не имеет никакого значения; как дополнительное, вечно действующее средство, она, определенно, весьма благоприятна. Шрила Прабхупада настаивал на развитии варнашрама-дхармы, как на прокладывании дороги, которая могла уберечь нас от несчастных случаев или сбивания с пути. И мы заинтересованы в дайви-варнашраме, варнашраме, центром которой является Бог, и где святое имя звучит повсеместно, но не в системе материальной варнашрама-дхармы, которая является лишь отражением истинной.
4. Подразделения намабхасы
Неосознанное повторение святых имен.
Воспевание на стадии намабхаса характеризуется, прежде всего, осознанным стремлением повторять мантру с полным вниманием и избегать оскорблений. Однако, существует еще 4 вида повторения святого имени, которое происходит непреднамеренно. По милости Господа, тем не менее, это приносит определенные благоприятные результаты, а потому рассматривается как относящееся к намабхасе. Это еще один пример того, сколь безгранично могущество святого имени и сильного желания Господа возвысить обусловленные души и вернуть их обратно домой, в Свою обитель. (Шримад-Бхагаватам, 6.2.14)
1 Санкетйа (случайное повторение) относится к людям, которые произносят святое имя с материальным подходом, подразумевая при этом что-то иное. Например, какой-нибудь прохожий может сказать: «Посмотри, Мод, опять здесь эти ребята из Харе Кришна, похожие на цветовое пятно в нашем городе». Или кто-то может произнести святое имя , при этом имея ввиду что-то совсем другое. Это наглядно иллюстрирует история с Аджамилой, который произнес имя своего сына, Нараяны, и так достиг освобождения. Или, например, жена говорит мужу: «Гарри, пожалуйста, принеси маргарин «Рама».
Разумеется, все это примеры неосознанного повторения, но святое имя столь милостиво, что Кришна расценивает подобные случаи как благочестивую деятельность.
2 Парихасйа (насмешливое повторение) Однажды Кришна, Бхима и Арджуна, переодевшись брахманами, пришли во дворец Джарасандхи, чтобы попросить милостыню. Но Джарасандха быстро распознал в одном из гостей Самого Кришну и начал насмешничать над Ним. Или другой пример. Когда какие-то прохожие видят на улице преданных они могут сказать в шутку: «О, счастливые Хари пошли», повторив имя Господа Хари.
3 Стобха (музыкальное выступление) Даже если человек поет святое имя на сцене, такое музыкальное выступление воспринимается Кришной как воспевание.
4 Хелана (безразличие или презрение) Такого рода намабхаса случается порой, когда преданный повторяет святые имена невнимательно, занимаясь при этом другой деятельностью. Или это может проявляться как презрительное повторение святого имени. Ярким примером является Шишупала, который оскорблял Кришну во время раджа-суста-йагйи. «Этот Кришна просто трус!» (Однако, признанные ученые считают, что упрекая Кришну Шишупала косвенным образом прославлял Его, т.к. санскритские слова, использованные Шишупалой, могут быть переведены иным образом; так, что станут восхвалением Кришны.)
Шраддха-намабхаса (повторение с верой)
Причиной 4-х вышеперечисленных видов намабхасы является недостаток истинной веры в Кришну, шраддхи. Шраддха-намабхаса же, с другой стороны, указывает на воспевание с верой, хотя еще и не совсем чистое. Эта стадия воспевания, хотя еще и покрытое анартхами (ненужными желаниями), утверждает в сердце живого существа самбандха-гьян. Привязанность к святому имени развивается, и, если человек устойчив в воспевании, он достигает уровня, на котором его анартхи сводятся к нулю. И, наконец, он достигает стадии чистого воспевания.
Намабхаса с небольшими оскорблениями
Даже повторние святых имен с небольшими оскорблениями (апарадхами) иногда считается как намабхаса, а не нама-апарадха. Лишь когда оскорбления довольно серьезные, они полностью разрушают результаты воспевания. До тех пор, пока человек воспевает на стадии намабхаса, он способен совершать дальнейший процесс в духовной жизни.
Как уже говорилось выше, существуют 4 рода апарадх, которые очень тщательно должен избегать человек, находящийся на стадии намабхаса. То: оскорбления святого имени, Самого Кришны, Его преданных и других живых существ. Для преданного очень важно быть вежливым во взаимоотношениях даже с непреданными. Материальные привязанности, причина всех оскорблений, постепенно сами собой уйдут от человека, который продолжает повторять святое имя на стадии намабхасы.
«Постоянным повторением святого имени, которое является даброжелателем каждого, человек освобождается от оскорблений даже самого святого имени.» (Падма Пурана», цитируется в «Шри Бхаджана-сахасье», Двитйа-йама-садхана)
Искаженная и истинная намабхаса
Что же еще можно сказать, чтобы подбодрить нас в дальнейшем продолжать повторять святые имена с полной верой, несмотря на то, что мы находимся пока на стадии уровня намабхасы? Сам процесс воспевания очистит нас от оскорблений и поспособствует нашему духовному продвижению. В связи с этим, очень важно уметь распознавать мотивы и образ мышления, стоящие за обычным оскорблением святого имени. Для этого следует различать два вида намабхасы:
1. Пратибимба-абхаса (искаженная намабхаса) Характерна для людей, которые обладают глубоко укоренившимся в их сердце устремлением, например, к материальному успеху или освобождению. Преисполненные решимости достичь их они хотят воспользоваться повторением святого имени для достижения своих материальных целей. Как уже упоминалось, одним из эффектов воспевания является установление мира в душе и избавление от всех волнений и тревог. Некоторые люди могут повторять святое имя именно с этой целью. Они намерены и дальше оставаться в материальном мире, но уже без тревог и забот. Такие люди не могут очиститься, т.к. они всегда остаются под влиянием привязанности.
Можно привести пример солнца, отражающегося в воде. Когда солнце выглядывает из-за облаков и роняет свои лучи на поверхность водоема, то мы видим там лишь его искаженное отражение. Подобно этому, повторение святого имени искажается, отразившись в материалистичном менталитете. Лучшим примером здесь могут послужить так называемые группы йоги, которые практикуют свои новоиспеченные методы воспевания, смешивая их с материальной психо-практикой; с такой, как, например, «углубленное дыхание». Они пытаются достичь духовного прогресса своим материальным могуществом, но они не имеют даже силы воли, чтобы отказаться от своих материальных привязанностей. Поскольку изначальным мотивом здесь является намерение продолжат материальное существование, здесь нет и речи о настоящем продвижении, даже если мантра повторяется со вниманием
2. Чайа-абхаса (истинная намабхаса) совершается ради избавления от невежества или слабости сердца. Все анартхи, которые все еще остаются на этой стадии, будут уничтожены, благодаря продолжающемуся упорному воспеванию святого имени. Таким образом, решающим фактором являются те мотивы, которыми мы руководствуемся в воспевании святых имен. Если мы повторяем их с желанием повернуться в сторону Кришны, а не с намерением улучшить свое материальное положение, тогда мы находимся в состоянии чайа-абхасы, т.е. на верном пути к чистому воспевании.