Космическое яйцо. Сухотра Свами
Космическое яйцо
Из книги За пределами матрицы. Сухотра Свами
Изучая историю, мы узнаем, что древние египтяне и прочие народы на основании религиозных правил разделяли общество на варны и совершали жертвоприношения. Однако они не воспринимали Высшую Личность как Дхарма-вармана. Вместо того, чтобы поклонять Богу, они поклонялись космическому разнообразию (бахудха) в форме сообщества полубогов-небожителей (то, что греки называли пантеоном), которые, как предполагалось, отвечали за многие природные феномены. Но откуда же, по их мнению, взялись эти полубоги? Книги древних египтян говорят о том, что они вышли из космического яйца, появившегося на берегу океана, что на окраине вселенной. Дохристианские повествования Греции, Китая, Финляндии, Ирана, Индонезии, Полинезии, Южной и Центральной Америки аналогичным образом описывают появление из этого яйца солнца, неба, луны, ураганов, первоэлементов, животных растений, которыми управляют определенные божества. Различные цивилизации поклонялись по-разному. Жрецы и цари совершали жертвоприношение местному пантеону для того, чтобы обеспечить защиту и процветание своих государств.
Веды приводят наиболее подробное описание этой системы. Вселенная, словно семечко, проявляется из дыхания Маха Вишну, формы Кришны, вечно возлежащей на поверхности карана-джала, причинного океана. В его водах вселенная превращается в огромное, сияющее золотом яйцо (анда). Частичное воплощение Маха Вишну входит в это яйцо и ложится в нем, создав внутри его космический океан. Из Его пупка вырастает цветок лотоса, он раскрывается, освобождая четырехглавого Брахму, творца. Господь Вишну передает Брахме знание Вед, после чего тот порождает общество полубогов. Небесная иерархия полубогов (со священником Брихаспати, царем Индрой, казначеем Куверой, архитектором Вишвакармой и т.д.) становится прототипом общественного устройства в гуне благости. Умилостивив полубогов ритуалами категории карма-канда, человечество обеспечивает себе процветание, более того, исполнение этих ритуалов способно перенести их в следующей жизни в небесное сообщество.
Еще пять тысяч лет тому назад, везде господствовала ведическая мезокосмическая религия, так называемая варнашрама-дхарма. Варнашрама-дхарма – это научный способ возвышения людей, чьи сердца погрязли в самсаре. Слово самсара означает «круговорот рождений и смертей» и «семейный круг». Суть в том, что семейная привязанность заставляет душу рождаться и умирать. Привязанность к семье привязывает к фрагментам мертвой материи, формой напоминающей людей. Привязанность, которую душе надлежит питать к Верховной Личности, обращается на праджатанту, или цепь воспроизводства: наши ушедшие предки, ныне здравствующие родственники и будущие потомки. Однако для человека наделенного знанием Вед, праджатанту может служить связующим звеном между человечеством, полубогами и Верховной Личностью. Души, образовавшие поколения людей и полубогов, Брахма принес из подобного лотосу пупка Господа Вишну, дающего семя отца всех разновидностей жизни.
Ритуалы, предписанные Ведами – это возможность для душ, привязанных к материальному, при помощи праджатанту вернуться назад к Вишну. Иными словами, ритуалы Вед используют семейные узы для цели более высокой, нежели простое животное размножение.
У этой задачи две стороны. Нарада Муни, беседуя с царем Юдхиштхирой (Шримад Бхагаватам 7.15. «Наставления цивилизованным людям»), говорит, что одна из целей Вед – это праврити или питри-яна, приносящая материальное процветание. Те, кто удовлетворил полубогов огненными жертвоприношениями питри-яна, после смерти возносятся в небесные области Дхумы, Ратри, Кришнапакши, Дакшинам и Сома. Там они присоединяются к предкам и много тысяч лет ведут жизнь, полную райских чувственных удовольствий. Когда же запас их райской кармы исчерпывается, полубоги отправляют их на землю, благословляя потенциальных родителей рождением благочестивых душ. Они принимают человеческие тела, чтобы накапливать сукрити (запас благочестивой деятельности), которой в следующей жизни вернет их в рай.
Подобные «коммерческие» отношения между землей и раем в сфере праджатанту представляют человечеству доступ к всевозможным, столь желанным, материальным благам. Но поскольку человек, прежде всего, духовная личность, то процветание само по себе не удовлетворяет его. Он ощущает необходимость эзотерического знания о высшем смысле жертвоприношения, которое Нарада называет нивритти или дева-яна.
Человек, желающий следовать путем дева-яна, должен доискаться до истоков праджатанту. Его жертвоприношение принимает формы мистической йоги, что уже не является ритуалистической деятельностью, регламентированной карма-кандой, поскольку собственное и общественное материальное благо его уже не интересует. Он стремится к освобождению из круговорота рождений и смертей.
Накопив мистические силы, душа восходит на путь дева-яна, лежащий за пределами Сомы. Преодолев области, в которых обитают прародители (Махарлока), великие мудрецы (Гьяналока и Тапалока), она, наконец, достигает Брахмалоки, изначальной родины полубогов и людей. Она проведет там миллионы лет, пока космическое проявление не погрузится в ночь.
Порвав с грубой вселенной, она выходит на тонкий уровень, осознавая, что не имеет ничего общего с материей. Углубляя уровень собственного причинного самоосознания, душа обретает творческую власть над материальным проявлением. И, наконец, она достигает состояния, в котором ясно понимает, что Пуруша, Маха-Вишну – это источник ее сущности. Такой уровень реализации Параматмы (Сверхдуши) превосходит простое единение с безличным Брахманом. Однако, вследствие того, что этот процесс имеет больше отношения к мистицизму, нежели к преданности, познание Сверхдуши не допускает любовных взаимоотношений с Высшей Личностью.
Так, даже на пути дева-яны, душа не обретает высшего освобождения, до тех пор, пока с любовью не предастся Кришне. Вдыхая, Маха Вишну сворачивает одно космическое проявление, а выдыхая, начинает новое. Он снова помещает на поверхность причинного океана бесчисленные золотые яйца. И души, лишенные преданности, при помощи мистического процесса осознавшие, что происходят от Вишну, Верховного Отца, привлекаются проявлением Его разнообразия (бахудха). Они снова включаются в процесс творения в роли Брахм, великих мудрецов, предков, полубогов и пр.