Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Доши ума в аюрведе
Доши ума в аюрведе
Диск Основы Аюрведы. Просто о сложном. Дживита. Дхари. Сат. Анубандха. Врач, доктор медицинских наук, профессор М. А. Суботялов
Книга Изучаем Аюрведу легко и просто. Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. М. А. Суботялов. Философская Книга
Кроме трех дош: Вата, Пита, Капха, — которые называются шарира доши, т. е. телесные доши, у нас еще существуют доши ума, которые называются манаса доша.
Манас — значит «ум».
Шарира доша — то, что разрушает тело. Манаса доша — то, что разрушает ум. Шарира дош — три: В, П и К. Что относится к манаса дошам? Раджас и тамас. Поясню.
Раджас и тамас — это доши ума. И они относятся к три- гуна. Тригуна — это три качества, или свойства этого мира: caттва, раджас и тамас.
Из них раджас и тамас являются дошами ума, а саттва не является. Хотя школа Сушруты говорит, что саттва тоже является дошей ума. В этом есть определенный смысл, но сейчас мы не будем говорить об этом, чтобы вас не запутывать.
Есть еще двадцать качеств, которые тоже называются гуна. Чтобы не путаться, о каких гунах идет речь, будем называть саттва, раджас и тамас — тригуна, или махагуна, т.е. «великие гуны». Есть еще двадцать качеств, о которых мы будем говорить позже. И чтобы не путаться, говоря о трех гунах, будем называть их тригуна. А двадцать качеств — просто гуны.
Гуна дословно переводится «веревка», или «то, что нас связывает». Гуны связывают нас в этом мире, и это влияет на наше сознание. Итак, представьте себе, что если мы возьмем емкость с чистой водой, ровный аквариум, и посмотрим на какой-то объект за водой, то мы его видим так же, как и без воды, без искажений, — это саттва-гуна. Если мы что-то видим без искажений, т. е. реально воспринимаем действительность, то это саттва, и именно поэтому саттва имеет еще одно значение — «умиротворенный ум». В санскрите если один и тот же термин имеет несколько значений, то эти значения между собой тесно связаны, но мы не всегда видим эту связь.
Саттва — это когда мы осознаём реальность без искажений. Мы понимаем ее такой, какая она есть. Поэтому саттва переводится еще как «чистота», «ясность», «доброта», «добродетель», «благость», «безупречность».
Теперь представьте себе, что в эту воду мы капнем чернил. Эти чернила чуть-чуть замутят воду. Мы будем видеть через воду, но уже появится искажение, и будем воспринимать реальность не совсем такой, какая она на самом деле. Мы ее будем видеть, но немного затуманенно, потому что появилось какое-то пятно. Раджас дословно так и переводится — «пятно». Но обычно мы переводим раджас как «страсть». Именно этот перевод отражает суть этого термина, этого качества. Раджас мотивирует нас на деятельность, на ту деятельность, к плодам которой мы привязываемся.
Это очень важная характеристика раджаса. Обязательно присутствует привязанность к результату. Когда мы привязаны к результату, то прилагаем огромное количество сил, энергии, времени, здоровья, чтобы этот результат получить. И, как часто потом обнаруживается, это не то, что нам было нужно. Ведь когда мы привязаны к результату, мы видим только этот результат, а остальные миллионы возможных вариантов даже не берем в расчет. Мы решили, что так для нас будет лучше. Например, маленький ребенок вдруг обнаружил, что на кухне включена плита. А ребенок познает мир через осязание, ему надо все пощупать. Плита включена, она горячая, а ребенок не знает, что раз она горячая, то он может обжечься. У него — инстинкт исследователя. И вот он идет к этой плите, уже руку тянет. Если родители увидят, они его схватят за руку. Родитель спасает ребенка, он делает для него благо. Какова реакция ребенка? Он начинает кричать, протестовать, плакать. Он недоволен, не получил результата, который хотел. Это раджас. У нас такое в жизни тоже часто бывает. Мы такие силы прикладываем, чтобы чего-то добиться, и вдруг раз — и что-то не получилось. И вместо того чтобы поблагодарить судьбу за то, что мы от чего- то ушли, мы, поскольку не видим всего замысла и не понимаем его, опять идем напролом. Когда что-то делаешь три раза и не получается, то на четвертый раз вам дадут возможность это сделать, но это не значит, что это будет благом. Ребенок будет три раза тянуться к горячей плите, а во время четвертой попытки родитель подумает: «Я ведь не всегда буду на кухне, чтобы успеть схватить его за руку, и рано или поздно он обожжется». Родитель дает ему возможность обжечься под своим контролем, чуть-чуть, и ребенок туда уже больше не полезет — он запомнил, что там горячо, и впредь будет осторожен.
Вот что такое раджас. Вы прикладываете силы для того, чтобы что-то получить, но это не всегда вам нужно. И если этого не произошло, возникло какое-то препятствие для реализации ваших идей, то у вас возникнет гнев. Неудовлетворенное вожделение порождает гнев. Это один из серьезных врагов ума.
Что такое тамас? Это когда в аквариум мы налили только чернила. Если при раджасе было еще хоть что-то видно, мотивы к деятельности были, то тамас— это просто отупение, глупость. Тамас — это тьма. Ученье — свет, а неученье — тамас, тьма, иллюзия, невежество. Поэтому тамас часто переводят как «невежество», «лень», «инерция», «сонливость». Обычно, люди, живущие на уровне тамаса, не заботятся ни о себе, ни о своих близких. Они склонны неправильно питаться, употреблять наркотики, алкоголь, проявлять насилие по отношению к другим живым существам.
Это три уровня сознания. Из них два — раджас и тамас — разрушают наш ум. Саттва поддерживает его. Подавляющее большинство людей сейчас находится под влиянием раджа-гуны. Одна из важнейших задач в Аюрведе — изменить сознание от раджасаи тамаса к саттве, вывести человека на уровень сат- тва-гуны.
Вспомним историю с Махатмой Ганди, где был показан ачар, личный пример. Если вы сами не стремитесь к саттва-гуне, как вы сможете помочь человеку? Курящий или пьющий врач разве может работать наркологом? Трудновато ему будет. Его никто не будет слушать, потому что он шарлатан, обманщик.
На самом деле, к врачу в Аюрведе предъявляются очень строгие требования, и одно из них — полный отказ от алкоголя, табака и наркотиков. Это минимальное требование, без которого и речи не идет о том, чтобы заниматься медициной. И есть еще много других требований. Мы должны посмотреть сквозь призму разума и серьезно задуматься. Если мы задумались и стали серьезными — это разум. Если сказали: «ерунда» — это ум.
Когда ум чувствует, что у него почва уходит из-под ног, он сразу начинает что-то придумывать. Это называется «уловки ума».
Гуны действуют на доши. Каждая доша может находиться под влиянием той или иной из тригуна. Вата может быть проявлена как под влиянием саттвы, так и под влиянием раджаса и тамаса. Питта и капха — точно так же. Сколько вариантов тогда получается? Девять вариантов проявления трех дош.
Диск Основы Аюрведы. Просто о сложном. Дживита. Дхари. Сат. Анубандха. Врач, доктор медицинских наук, профессор М. А. Суботялов
Книга Изучаем Аюрведу легко и просто. Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. М. А. Суботялов. Философская Книга
Кроме трех дош: Вата, Пита, Капха, — которые называются шарира доши, т. е. телесные доши, у нас еще существуют доши ума, которые называются манаса доша.
Манас — значит «ум».
Шарира доша — то, что разрушает тело. Манаса доша — то, что разрушает ум. Шарира дош — три: В, П и К. Что относится к манаса дошам? Раджас и тамас. Поясню.
Раджас и тамас — это доши ума. И они относятся к три- гуна. Тригуна — это три качества, или свойства этого мира: caттва, раджас и тамас.
Из них раджас и тамас являются дошами ума, а саттва не является. Хотя школа Сушруты говорит, что саттва тоже является дошей ума. В этом есть определенный смысл, но сейчас мы не будем говорить об этом, чтобы вас не запутывать.
Есть еще двадцать качеств, которые тоже называются гуна. Чтобы не путаться, о каких гунах идет речь, будем называть саттва, раджас и тамас — тригуна, или махагуна, т.е. «великие гуны». Есть еще двадцать качеств, о которых мы будем говорить позже. И чтобы не путаться, говоря о трех гунах, будем называть их тригуна. А двадцать качеств — просто гуны.
Гуна дословно переводится «веревка», или «то, что нас связывает». Гуны связывают нас в этом мире, и это влияет на наше сознание. Итак, представьте себе, что если мы возьмем емкость с чистой водой, ровный аквариум, и посмотрим на какой-то объект за водой, то мы его видим так же, как и без воды, без искажений, — это саттва-гуна. Если мы что-то видим без искажений, т. е. реально воспринимаем действительность, то это саттва, и именно поэтому саттва имеет еще одно значение — «умиротворенный ум». В санскрите если один и тот же термин имеет несколько значений, то эти значения между собой тесно связаны, но мы не всегда видим эту связь.
Саттва — это когда мы осознаём реальность без искажений. Мы понимаем ее такой, какая она есть. Поэтому саттва переводится еще как «чистота», «ясность», «доброта», «добродетель», «благость», «безупречность».
Теперь представьте себе, что в эту воду мы капнем чернил. Эти чернила чуть-чуть замутят воду. Мы будем видеть через воду, но уже появится искажение, и будем воспринимать реальность не совсем такой, какая она на самом деле. Мы ее будем видеть, но немного затуманенно, потому что появилось какое-то пятно. Раджас дословно так и переводится — «пятно». Но обычно мы переводим раджас как «страсть». Именно этот перевод отражает суть этого термина, этого качества. Раджас мотивирует нас на деятельность, на ту деятельность, к плодам которой мы привязываемся.
Это очень важная характеристика раджаса. Обязательно присутствует привязанность к результату. Когда мы привязаны к результату, то прилагаем огромное количество сил, энергии, времени, здоровья, чтобы этот результат получить. И, как часто потом обнаруживается, это не то, что нам было нужно. Ведь когда мы привязаны к результату, мы видим только этот результат, а остальные миллионы возможных вариантов даже не берем в расчет. Мы решили, что так для нас будет лучше. Например, маленький ребенок вдруг обнаружил, что на кухне включена плита. А ребенок познает мир через осязание, ему надо все пощупать. Плита включена, она горячая, а ребенок не знает, что раз она горячая, то он может обжечься. У него — инстинкт исследователя. И вот он идет к этой плите, уже руку тянет. Если родители увидят, они его схватят за руку. Родитель спасает ребенка, он делает для него благо. Какова реакция ребенка? Он начинает кричать, протестовать, плакать. Он недоволен, не получил результата, который хотел. Это раджас. У нас такое в жизни тоже часто бывает. Мы такие силы прикладываем, чтобы чего-то добиться, и вдруг раз — и что-то не получилось. И вместо того чтобы поблагодарить судьбу за то, что мы от чего- то ушли, мы, поскольку не видим всего замысла и не понимаем его, опять идем напролом. Когда что-то делаешь три раза и не получается, то на четвертый раз вам дадут возможность это сделать, но это не значит, что это будет благом. Ребенок будет три раза тянуться к горячей плите, а во время четвертой попытки родитель подумает: «Я ведь не всегда буду на кухне, чтобы успеть схватить его за руку, и рано или поздно он обожжется». Родитель дает ему возможность обжечься под своим контролем, чуть-чуть, и ребенок туда уже больше не полезет — он запомнил, что там горячо, и впредь будет осторожен.
Вот что такое раджас. Вы прикладываете силы для того, чтобы что-то получить, но это не всегда вам нужно. И если этого не произошло, возникло какое-то препятствие для реализации ваших идей, то у вас возникнет гнев. Неудовлетворенное вожделение порождает гнев. Это один из серьезных врагов ума.
Что такое тамас? Это когда в аквариум мы налили только чернила. Если при раджасе было еще хоть что-то видно, мотивы к деятельности были, то тамас— это просто отупение, глупость. Тамас — это тьма. Ученье — свет, а неученье — тамас, тьма, иллюзия, невежество. Поэтому тамас часто переводят как «невежество», «лень», «инерция», «сонливость». Обычно, люди, живущие на уровне тамаса, не заботятся ни о себе, ни о своих близких. Они склонны неправильно питаться, употреблять наркотики, алкоголь, проявлять насилие по отношению к другим живым существам.
Это три уровня сознания. Из них два — раджас и тамас — разрушают наш ум. Саттва поддерживает его. Подавляющее большинство людей сейчас находится под влиянием раджа-гуны. Одна из важнейших задач в Аюрведе — изменить сознание от раджасаи тамаса к саттве, вывести человека на уровень сат- тва-гуны.
Вспомним историю с Махатмой Ганди, где был показан ачар, личный пример. Если вы сами не стремитесь к саттва-гуне, как вы сможете помочь человеку? Курящий или пьющий врач разве может работать наркологом? Трудновато ему будет. Его никто не будет слушать, потому что он шарлатан, обманщик.
На самом деле, к врачу в Аюрведе предъявляются очень строгие требования, и одно из них — полный отказ от алкоголя, табака и наркотиков. Это минимальное требование, без которого и речи не идет о том, чтобы заниматься медициной. И есть еще много других требований. Мы должны посмотреть сквозь призму разума и серьезно задуматься. Если мы задумались и стали серьезными — это разум. Если сказали: «ерунда» — это ум.
Когда ум чувствует, что у него почва уходит из-под ног, он сразу начинает что-то придумывать. Это называется «уловки ума».
Гуны действуют на доши. Каждая доша может находиться под влиянием той или иной из тригуна. Вата может быть проявлена как под влиянием саттвы, так и под влиянием раджаса и тамаса. Питта и капха — точно так же. Сколько вариантов тогда получается? Девять вариантов проявления трех дош.