Гурвадигуна. Вишада - Авила
Диск Основы Аюрведы. Просто о сложном. Дживита. Дхари. Сат. Анубандха. Врач, доктор медицинских наук, профессор М. А. Суботялов
Книга Изучаем Аюрведу легко и просто. Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. М. А. Суботялов. Философская Книга
Гурвадигуна — двадцать качеств, начинающихся с гуру. Мы будем разбирать их попарно, и, для того чтобы их рассматривать, я предлагаю нарисовать таблицу.
Итак, существует десять пар противоположных качеств:
Тяжелая(гуру) – в основном включает в себя проявления тама-гуны. Порождает невежство, тупость, сон. |
Легкая (лагху) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает свежесть, проворство, любовь, веру. |
Медленная (манда) – в основном проявление тама-гунны. Порождает лень, тупость, невежество. |
Резкая (кхара) – является комбинация всех трех гунн. Порождает легкомыслие, жестокость, фанатизм, нетерпимость к мнению окружающих. |
Холодная (шита) – в основном проявление тама-гуны. Порождает оцепенение, сон, страх, невежество, нечувствительность. |
Жарка (ушна) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает гнев, зависть, злобу, неосмысленные действия. |
Сухая (рукша) – комбинация раджа-гуны и саттва-гуны. Порождает беспокойство, нервозность, сострадание, желание помочь. |
Маслянистая (снигдха) – комбинация тама-гуны и раджа-гуны. Порождает сострадание, побуждает к неосмысленному действию. |
Мутная (авила) – в основном проявление тама-гуна. Порождает забвение, оцепенение, сон. |
Ясная (вишада) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает чистоту, отречение, умиротворение, веру в Бога. |
Грубая (стхула) – в основном проявление тама-гунны. Порождает тупость, невежество, страх. |
Тонкая (сукшма – комбинация сатва-гуны и раджа-гуны. Порождает эмоциональность, чувствительность, обидчивость. |
Неподвижная (стхира) – комбинация тама-гунны и саттва-гунны. Порождает стабильность, веру, забывчивость, препятствия. |
Подвижная (чхала) – комбинация раджа-гуны и тама-гуны. Порождает безверие, беспокойства, метание, неосмысленные действия. |
Острая (тишила) – в основном проявление раджа-гунны. Порождает быстроту, страстность, гнев. |
Кроткая (слакшна) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает ненасилие, любовь, веру, терпимость, спокойствие. |
Густая (сандра) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает силу, стремление к действию, основательность. |
Жидкая (драва) – комбинация саттва-гуны и тама-гуны. Порождает привязанность, сострадание, скудоумие. |
Жесткая (катхина) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает неудовлетворенность, зависть, силу, эгоизм, бесчувствие. |
Мягкая (мриду) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает добродетель, мягкосердечие, ненасилие, веру в Бога. |
Последняя пара называется вишада и авила.
Вишада — «чистота» или «ясность». Мы с вами говорили о качестве мриду и о вере в Бога в саттва-гуне. Это второй признак, который отвечает за веру в Бога. А противоположное качество ясности — мутный.
Вишада увеличивает вату и питту, потому что вата и питта по определению ясные. А капха — мутная или слизистая. Еще один перевод слова авила — «слизистый».
Вишада характерна для гуны добродетели, для саттва-гуны.
Агни увеличивается.
Характеристики: ясность восприятия, человек легко и ясно воспринимает информацию. Умиротворение. Ясность и чистота отвечают за изоляцию в широком смысле этого слова. Как изоляцию человека в обществе, например, одиночество, уединение, так и за изоляцию волокон нервной системы, они покрыты миелиновым волокном. Отрыв от чего-либо, отделение — это тоже характеристика вишады. В саттва-гуне это проявляется такими хорошими качествами, как ясность, чистота, отрешенность, или отказ от разного рода глупостей. Ведь отрешенный человек — это не тот, кто спрятался от мира. В Кали-югу спрятаться и уединиться от мира — это недейственный способ. По отношению к внешнему миру выделяют два типа людей, занимающихся духовной практикой. На санскрите это называется бхаджанананди и гоштхананди.
Бхаджанананди — это те, кто уединяются от мира и испытывают счастье от духовной практики в уединении. Санскритский корень ананда обозначает «счастье». Бхаджан — это «воспевание», «повторение молитв, мантр», «духовная практика». Бхаджанананди это люди, которые уединяются и погружаются в свой бхаджан изолированно. Но таких — единицы. В современную эпоху для большинства это нереально, особенно для людей западного мира. А второй тип людей, занимающихся духовной практикой, называется гоштхананди. Отсюда происходит русское слово «гости». Это те, кто идет в гости, но не водку пить, а вместе заниматься духовной практикой, вместе повторять мантры, молитвы, петь бхаджаны, изучать священные писания, философию. Быть гоштхананди в современную эпоху лучше ДЛЯ большинства из нас. Мы должны стать гоштхананди, получать счастье от общения в коллективе, вместе с другими людьми, йот такие гости должны быть.
В саттва-гуне вишада и мриду, мягкость и ясность, дают нам возможность верить в Бога. Это очень важное качество. Поэтому, когда мы в саттва-гуне, мы можем верить в Бога.
В раджасе это отвлеченность, когда человек не склонен или не может сосредоточиться на чем-то одном. Иногда даже пациенты на это жалуются.
В тамасе - это одиночество. Такой человек сидит один и плачет. У него печаль и горе. В Аюрведе говорится, что причин для горя и печали нет. Это наша выдумка, мы так решили. Говорится, что это иллюзия. Когда мы находимся в горе и печали - это иллюзия. Потому что мы на самом деле нереально воспринимаем окружающий мир. Окружающий мир является источником радости, если мы умеем видеть эту радость, если мы умеем видеть Всевышнего в этом мире. Хотя в целом мир, в котором мы живем, называется на санскрите витая - «то, что нас окружает». И что интересно это же слово имеет еще один перевод. Помните, мы с вами говорили, что если санскритское слово имеет несколько значении, то эти значения связаны между собой. Витая имеет еще такой интересный перевод, как «яд». Говорится, что материальный мир - яд, который нас отравляет. Если мы думаем, что это и есть конечная цель нашего существования он нас может отравить. Он реально существует, это не иллюзия, но он преходящий.
Последнее качество - авипа, «мутность» или «слизистость». Понятно, что это качество характерно для капха-доши. Это качество уникально, оно характерно только для капха-доша. Поэтому вату и питту это качество уменьшает, а капху увеличивает.
Это гуна невежества, потому что гуна невежества — мутная, слизистая.
Агни уменьшается.
Авила проявляется через такие характеристики, как загрязнение, нечистота. Это характеристика токсинов в нашем теле, шлаков, грязи, амы. Ама имеет слизистую природу, она мутная.
В саттве это проявляется как терпение и снисходительность. Поэтому люди, у которых доминирует это качество, представители конституции капха, должны развивать в себе терпение и снисходительность. Для них это качество более характерно изначально.
В раджасе это жадность и материалистичность.
В тамасе сонливость, оцепенение, забвение, потеря памяти. Говорится, что память — это одна из характеристик хорошего пациента.
Пациент должен хорошо помнить, что было и что вы ему назначили.
Это все, что касается этих двадцати качеств.
Постарайтесь понять, что у каждого человека доминируют в данный момент десять качеств из двадцати. Остальные десять присутствуют, но не доминируют — они рецессивно представлены. И эти десять характеристик более полно описывают конституцию пациента, нежели тридоша. Хотя тридоша для нас очень важна.
Если вы освоите первые три пары для работы, это будет уже более чем достаточно. Постепенно овладеете и остальными.
В первую очередь мы должны определить конституцию пациента. Нужно определить и пракриты, и викрити.
Переходим к вопросам, которые мне задают после лекций.
Сострадание и любовь имеют много общего. Мы говорили с вами, что сострадание — это когда мы вместе переживаем страдание. Это одна из характеристик любви. Кроме того, сама идея любви рассматривается на разных уровнях, начиная от физического влечения полов до любви к Богу. Любовь к Богу на санскрите называется према, а любовь мужчины и женщины называется кама. Канон, посвященный взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, называется «Кама-сутра». Одно из определений слова бхакти (любви и служения Богу) — «любовь ко всем живым существам». Бхакти развивается в процессе практики йоги. В нашу эпоху бхакти-йога — самый эффективный способ достижения Бога.