Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Арча-татва - Служение Божествам
Арча-татва - Служение Божествам
Господь откликается на служение искреннего преданного. По мере роста бхакти в сердце преданного, Господь может проявлять Себя больше и больше разными способами (во снах, в мимолетных видениях, а также в других лилах).
Божества воспринимают служение (настроение) преданного – бхаву.
В чем особенность и отличие арча-аватары от изначального формы Господа?
Господь Кришна - Господь для всех обитателей Земли. Он проявляет заботу о каждом живом существе, знает и помнит о каждом. Но что касается Божеств, Они как правило, находятся в каком-то локализованном месте (доме, семье) и являются прибежищем, для членов семьи или общины, храма. Шакти Господа входит в Божество. Он оказывает Свою милость тому вайшнаву или той семье, где ему служат. Принимает ту пищу и те условия, которые Ему, которые предлагают Ему.
Поскольку Господь самодостаточный, то он не испытывает ни голод, ни жажду. Но Он желает, что мы проявляли заботу, служение и привязанность к Нему.
Если Господь не будет голоден, а мы предлагаем Ему, Он может не принять эту пищу, ведь Он Личность и по Своему усмотрению и желанию принимает решение. Есть мнение, что предлагается, то и есть прасад. Но это не так на самом деле.
В любом случае, если пища стояла перед Господом и освещалась молитвами, то она относится к ягья-шиштха, то есть остатки после жертвоприношения. Это не прасад, но и не бхога.
Если мы вкладываем свою любовь и преданность в бхогу, стараемся приготовить, то Господь начинает испытывать голод, хотя обычно Он не голоден. Господь начинает испытывать голод от наших чувств преданного и об этом говорит и Шрила Вишвататха Чакравати Тхакур.
И так, как возбудить аппетит Господа в Божествах?
Необходимо иметь огромное желание и искренность, чтобы Господь вкусил наше подношение. Господь может принять бхогу, даже посмотрев на нее взлядом (чаще всего), а иногда Он может вкушать, как человек по Своему желанию.
История появления первого Божества Господа Чайтаньи.
У Господа Чайтаньи был близкий спутник Шашишмара. Господь направил его во Вриндаван. Шашишмара не хотел покидать Господа Чайтанью и место где они находились. Господь, чувствуя настроения Шашашмары, сказал: «Чтобы уменьшить жар разлуки в сердце, Я дам тебе Свое Божество, которое будет называться Гаур-Говинда. Поклоняйся, служи Ему и ты получишь тоже самое, ту же радость, что и непосредственно общаясь со Мной». Господь Чайтанья показал своему преданному, что Божество не отлично от него: он начал вкушать пищу и Божество тоже стало вкушать пищу вместе с ним. Шашишмара был очень счастлив. Это было самое первое Божество Господа Чайтаньи.
Господь приближается к преданному, когда тот хочет близких отношений с Ним Господь в форме Божества принимает служение. Господь переживает, когда в семье или храме где Он установлен, происходят проблемы или трудности. И он также радуется, когда происходят благоприятные события.
Изначальный Господь не локализован в отличие от Божеств (арча-аватары), и проявляет заботу обо всех живых существах.
Есть два вида поклонения Божествам:
- Вайтхи-садхана-бхакти - служение через поклонения по правилам и писаниям. В основном это ритуальная практика. Здесь практика основана на понимании, что Господь повелитель всей вселенной, а я слуга. Здесь еще мало присутствует бхакти, спонтанной привязанности к Господу. Здесь больше приверженность к правилам и предписаниям. Часто присутствует страх что-то сделать неправильно в служении и боязнь прогневать Господа.
- Рага-бхакти (рага - спонтанная привязанность, идущая от души) преданный очень сильно привлекается Господом и служением Ему. Господь, завороженный таким поклонением, становится сам слугой в некоторых случаях. Поклонение Божеству в рага-бхакти привилегия не для многих удачных преданных. Необходимо обладать глубокой внутренней привязанностью к Господу и сердце преданного должно быть очищено от большого количества анартх. Преданный служит не только исходя из правил и предписаний, в некоторых случаях он даже может и не выполнять их. Он может вознести ту молитву перед предложением пищи, которая в данный момент больше отражает его сердечные, глубокие отношения к Господу.
Например, он может вознести молитву:
«О Господь, Ты мой единственный родственник, ты мой высший гуру, ты мое единственное общение, ты мое величайшие богатство, ты моя высшая удача, пожалуйста, прими, что я приготовил и т.д.»
От преданного, который поклоняется через рага-бхакти или спонтанную привязанность, Господь всегда принимает пищу, поскольку у Него всегда возбуждается аппетит. И такая пища не будет ягья-шиштха.
Поклонения через вайбххи-садхана-бхакти - общепринятое поклонение, которое определены правилами и предписаниями, Господь может принять пищу, а может и не принять.
Предположим, была совершена сева-апаратха. Господь почувствует себя огорченным и не примет пищу на сегодняшний день. То есть Господь не примет пищу, которую готовили механически, считая, что она невкусная. Возможно, преданный подносит бхогу без чувства радости, думая о чём-то другом. Господь также отказывается принимать эту пищу, имея независимое решение. Как правило, преданный, забывает об этом, из-за материальной обусловленности, поэтому такое поклонение обладает слабой силой. Господь не принимает пищу только потому, чтобы научить такого преданного искусству совершенного служения.
Поклонение через рага-бхакти обладает огромной силой привлечения, и Господь, видя, как вайшнав совершает поклонения, даже если его сердце не совсем чисто, все равно принимает его подношения.
Рага-марг (вид преданного служения) - это прерогатива для немногих преданных. Сначала необходимо подняться на определённую ступень преданности.
На стадии анартха-ниврити уже есть зачатки рага-марг, что проявляется в практике служения Божествам, повторении Святого Имени. ништхи. Рага-марг начинает развиваться на стадии анартха-ниврити, далее на стадии ништхи развивается в полной мере.
Рага-бхакти, возможно получить тогда, когда:
- есть достаточного количества бхакти-сукрити и наличие шраддхи в сердце.
- от того, кто уже стоит на данной ступени и обладает спонтанной привязанности – только от этой личности.
От вайтхи-бхакты – невозможно, получить рага-бхакти, даже если он находится на высокой ступени. Семя раги способен дать, только тот, кто обладает спонтанной привязанностью, и выращивать это семя под его руководством, через личную практику. Только через рага-бхакти, можно прийти во Вриндаван, через вайтхи-бхакти возможно прийти только на Вайкунтхи (где правит Господь Вишну).
Преданный, имея цель прийти на стадию рага-бхакти, должен развить стремление к внутренней бхаджане. На такой стадии преданный чувствует, что анартхи также влияют на личную бхаджану (на созерцания форм, качеств Господа и т.д). Поэтому преданный использует практику вайтхи-бхакти, чтобы пройти стадию анартха-ниврити., и только потом он сможет полностью погрузится в рага-марг. На стадии анартха-ниврити преданный еще не может проявить спонтанной привязанности, однако он может применять элементы рага-марг.
Когда душа вайшнава очистится, Господь смотрит на душу как на цветок и видит, как душа прекрасна и неповторима. Такая душа приносит радость Господу. И Господь начинает больше участвовать в жизни такого преданного. Так он хочет, что такая душа быстрее пришла к Нему.
В «Брихат-бхагаватам» Санатана Госвами Госвами описывает:
Гоп Кумар после долгих странствований в материальном мире пришел на Вайкунтху. И Господь Нарайна сказал ему:
« О, как ты долго отсуствовал в материальном мире. Я так страдал в разлуке с тобой. Я так сильно хотел найти какой-то предлог, привести тебя скорей. Помогал твоему рождению у Холма Гавардхан. Сам стал твоим гуру (Джаянти), чтобы давать тебе духовное знание. Я так сильно хотел, чтобы ты пришел ко мне. И наконец, эта радостная встреча состоялась. И теперь ничто не будет мешать и омрачать наше общение с тобой и то блаженство, которое мы получим друг от друга будет возрастать.»
по материалам Яшодадулал пр. yashodadulal.ru