Гурвадигуна. Манда - Тикшна
Диск Основы Аюрведы. Просто о сложном. Дживита. Дхари. Сат. Анубандха. Врач, доктор медицинских наук, профессор М. А. Суботялов
Книга Изучаем Аюрведу легко и просто. Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. М. А. Суботялов. Философская Книга
Гурвадигуна — двадцать качеств, начинающихся с гуру. Мы будем разбирать их попарно, и, для того чтобы их рассматривать, я предлагаю нарисовать таблицу.
Итак, существует десять пар противоположных качеств:
Тяжелая(гуру) – в основном включает в себя проявления тама-гуны. Порождает невежство, тупость, сон. |
Легкая (лагху) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает свежесть, проворство, любовь, веру. |
Медленная (манда) – в основном проявление тама-гунны. Порождает лень, тупость, невежество. |
Резкая (кхара) – является комбинация всех трех гунн. Порождает легкомыслие, жестокость, фанатизм, нетерпимость к мнению окружающих. |
Холодная (шита) – в основном проявление тама-гуны. Порождает оцепенение, сон, страх, невежество, нечувствительность. |
Жарка (ушна) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает гнев, зависть, злобу, неосмысленные действия. |
Сухая (рукша) – комбинация раджа-гуны и саттва-гуны. Порождает беспокойство, нервозность, сострадание, желание помочь. |
Маслянистая (снигдха) – комбинация тама-гуны и раджа-гуны. Порождает сострадание, побуждает к неосмысленному действию. |
Мутная (авила) – в основном проявление тама-гуна. Порождает забвение, оцепенение, сон. |
Ясная (вишада) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает чистоту, отречение, умиротворение, веру в Бога. |
Грубая (стхула) – в основном проявление тама-гунны. Порождает тупость, невежество, страх. |
Тонкая (сукшма – комбинация сатва-гуны и раджа-гуны. Порождает эмоциональность, чувствительность, обидчивость. |
Неподвижная (стхира) – комбинация тама-гунны и саттва-гунны. Порождает стабильность, веру, забывчивость, препятствия. |
Подвижная (чхала) – комбинация раджа-гуны и тама-гуны. Порождает безверие, беспокойства, метание, неосмысленные действия. |
Острая (тишила) – в основном проявление раджа-гунны. Порождает быстроту, страстность, гнев. |
Кроткая (слакшна) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает ненасилие, любовь, веру, терпимость, спокойствие. |
Густая (сандра) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает силу, стремление к действию, основательность. |
Жидкая (драва) – комбинация саттва-гуны и тама-гуны. Порождает привязанность, сострадание, скудоумие. |
Жесткая (катхина) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает неудовлетворенность, зависть, силу, эгоизм, бесчувствие. |
Мягкая (мриду) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает добродетель, мягкосердечие, ненасилие, веру в Бога. |
Следующие пары качеств. Манда — тикшна. Манда это значит «медлительность» или «вязкость». Тикшна это «резкость», «активность», «быстрота».
Манда — «вязкий» или «медлительный». Вата-дошу умень¬шает, потому что вата активная, питта-дошу тоже уменьшает, но капха-дошу увеличивает, так как капха медлительная. Это гуна невежества, тамас.
Агни уменьшается.
Эти качества, которые мы с вами будем разбирать, дополнительные семь пар, они в какой-то степени будут сходны с главными. Например, медлительность будет напоминать тяжесть, но это уже будут оттенки.
Характеристика качества медлительности: замедляет любые эффекты, привносит пассивность в нашу жизнь, тормозит активность. Это тоже нужная вещь. Иногда нам нужно замедлиться в жизни, иногда нужно стать пассивным. Нет плохих и хороших качеств — есть просто разные качества.
В саттва-гуне медлительность проявляется как неторопливость. Очень важное качество. Например, для реализации каких-то проектов нам нужно быть неторопливыми, чтобы не наделать ошибок, «не наломать дров». Пассивность и медлительность это тоже саттва-гуна. Но иногда мы путаем и принимаем человека в тама-гуне за медлительного в саттва-гуне. Человек лежит на диване, «плюет в потолок», медлительный, пассивный, неторопливый, занимается глупостями, тупо смотрит телевизор. А мы думаем: «Какая саттва-гуна?»
В раджасе это будет проявляться как лень. Нужно отличать лень от неторопливости. Вялость сюда же будет относиться.
В тамасе это будет проявляться как тупость, невежество, апатия, самодовольство. Не обязательно все проявления будут представлены у человека, может быть представлено одно качество, а может — и несколько.
Тикшна — очень интересное качество. Оно больше всего характерно для numma-доши и является одним из ярких проявлений nuттa-доши.
Тикшна — это активность, резкость. И понятно, что это больше характерно для ваты и питты и не характерно для капхи. Поэтому вату и питту увеличивает, а капху уменьшает.
Еще тикшна переводится как «проникающий вглубь». Тикшна — очень активное качество, резкое и ярко выраженное у людей с доминирующей питта-дошей. Поэтому такие люди обычно активные, подвижные, резкие. Это качество проникновения вглубь проблемы у них очень сильно проявлено. Такой человек умеет вникать в суть проблемы, находить решения, и кроме того, он умеет смотреть в корень. Такие люди умеют смотреть вглубь другого человека. Есть такое выражение — «насквозь видит».
И если человек, обладающий конституцией питта, использует это качество во благо, то, видя достоинства и недостатки, негативные и позитивные качества того или иного человека, он никогда не будет язвить, критиковать. Но обычно такие люди очень умело, видя человека насквозь, отделяют хорошее от плохого, и потом все свое внимание сосредотачивают на плохом. Такой человек становится язвительным, критичным. Качество тикшна люди конституции питта должны использовать следующим образом.
Например, для врача это очень хорошее качество, и если вы «насквозь видите» человека, видите его позитивные и негативные характеристики, вы можете помочь ему проявить свои позитивные качества и справиться с негативными, не критикуя и не язвя при этом. Понятно, что это качество относится к раджасу. Агни увеличивается.
Люди с конституцией питта имеют сильно проявленное качество тикшна, поэтому им нужно использовать его с позитивной точки зрения.
Характеристика: это любая форма активности — все, что связано с быстрым и немедленным эффектом.
Это качество связано с проникновением (вглубь проблемы, вглубь организма). Например, язвенная болезнь характеризуется качеством тикшна.
Она может проникнуть вглубь слизистой и вызвать прободение — это одно из проявлений качества тикшна.
В саттва-гуне это острота восприятия — позитивное использование этого качества. Строгость. Проницательность. Проникновенность. Искусность, творчество.
В раджасе: чрезмерная четкость, язвительность, едкость, «колкий человек».
В тамасе: жестокость, коварство. Жестокий человек качество тикшна направляет вовне, на других живых существ, а может направить это качество и на себя, это будет называться самоедством. Тот же тамас, только направление другое. Или он жесток по отношению к другим, или он занимается самоедством.