Гурвадигуна. Снигдха - Рукша
Диск Основы Аюрведы. Просто о сложном. Дживита. Дхари. Сат. Анубандха. Врач, доктор медицинских наук, профессор М. А. Суботялов
Книга Изучаем Аюрведу легко и просто. Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. М. А. Суботялов. Философская Книга
Гурвадигуна — двадцать качеств, начинающихся с гуру. Мы будем разбирать их попарно, и, для того чтобы их рассматривать, я предлагаю нарисовать таблицу.
Итак, существует десять пар противоположных качеств:
Тяжелая(гуру) – в основном включает в себя проявления тама-гуны. Порождает невежство, тупость, сон. |
Легкая (лагху) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает свежесть, проворство, любовь, веру. |
Медленная (манда) – в основном проявление тама-гунны. Порождает лень, тупость, невежество. |
Резкая (кхара) – является комбинация всех трех гунн. Порождает легкомыслие, жестокость, фанатизм, нетерпимость к мнению окружающих. |
Холодная (шита) – в основном проявление тама-гуны. Порождает оцепенение, сон, страх, невежество, нечувствительность. |
Жарка (ушна) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает гнев, зависть, злобу, неосмысленные действия. |
Сухая (рукша) – комбинация раджа-гуны и саттва-гуны. Порождает беспокойство, нервозность, сострадание, желание помочь. |
Маслянистая (снигдха) – комбинация тама-гуны и раджа-гуны. Порождает сострадание, побуждает к неосмысленному действию. |
Мутная (авила) – в основном проявление тама-гуна. Порождает забвение, оцепенение, сон. |
Ясная (вишада) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает чистоту, отречение, умиротворение, веру в Бога. |
Грубая (стхула) – в основном проявление тама-гунны. Порождает тупость, невежество, страх. |
Тонкая (сукшма – комбинация сатва-гуны и раджа-гуны. Порождает эмоциональность, чувствительность, обидчивость. |
Неподвижная (стхира) – комбинация тама-гунны и саттва-гунны. Порождает стабильность, веру, забывчивость, препятствия. |
Подвижная (чхала) – комбинация раджа-гуны и тама-гуны. Порождает безверие, беспокойства, метание, неосмысленные действия. |
Острая (тишила) – в основном проявление раджа-гунны. Порождает быстроту, страстность, гнев. |
Кроткая (слакшна) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает ненасилие, любовь, веру, терпимость, спокойствие. |
Густая (сандра) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает силу, стремление к действию, основательность. |
Жидкая (драва) – комбинация саттва-гуны и тама-гуны. Порождает привязанность, сострадание, скудоумие. |
Жесткая (катхина) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает неудовлетворенность, зависть, силу, эгоизм, бесчувствие. |
Мягкая (мриду) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает добродетель, мягкосердечие, ненасилие, веру в Бога. |
Следующая пара, которую мы будем рассматривать, — это сухость и влажность, маслянистость. Маслянистость это то же самое, что и влажность, просто два разных обозначения для одного и того же качества. На санскрите влажность называется снигдха, а сухость — рукша.
Это третья пара из тех, что мы уже разобрали. Это основные пары, которые вам нужно запомнить. Остальные будут уже дополнением, и вы их запомните постепенно.
Маслянистость, или важность. Вата — уменьшается, питта и каша увеличиваются. И мы сразу обнаруживаем, что вата-доша уникальна по проявлению качества сухости. Маслянистость участвует в двух из трех гун. Это тамас и раджас.
Агни уменьшается.
Маслянистость проявляется тем, что это качество питает, смазывает, увлажняет. И еще очень важно: маслянистость дает силу. Например, если вы принимаете пищу, в которой нет жиров, нет липидов, обезжиренную пищу, то постепенно почувствуете, что пища не дает вам сил. Именно поэтому многие люди не могут перестроиться на вегетарианское питание.
Давайте сейчас затронем этот момент. Современная медицина тоже уже пришла к тому, особенно на Западе, что здоровое питание — это молочно-растительное питание.
Это нужно сейчас просто принять как факт, какие бы уловки ума ни были. Но проблема в том, что мясные продукты, а также рыба, птица, яйца, являются источником прежде всего белков и липидов. Липидов в них действительно много. Правда, они тяжело усваиваются, способствуют атеросклерозу. Но когда человек употребляет их в пищу, он чувствует сытость. И когда человек в силу правильных желаний и убеждений пытается изменить свой рацион, отказывается от этих продуктов, это очень хороший шаг, потому что молочно-растительное питание — более здоровое. Но там тоже должны быть липиды, и в достаточном количестве. Но какие липиды в растениях, в овощах, фруктах?
В яблоках, например? Там их мало, практически нет. Что является источником жиров? Масла. Они должны быть растительные и животные. Более важны животные масла.
И самое главное из них — топленое масло. На санскрите оно называется гхи. Очень важно наличие масла в рационе. Потому что если не будет хватать липидов, то качество снигдха уменьшится. Не будет силы, сытости, питания тканей, смазывания. У нас почти все процессы в организме протекают с участием липидов.
Мембраны клеток содержат липиды.
Я специально это отмечаю, чтобы и вы сами меняли свое питание, если собираетесь серьезно заниматься Аюрведой, иначе вы не сможете работать с пациентами. Только если вы сами будете правильно питаться, вы сможете объяснять пациентам нюансы питания. Не будет в питании липидов — будут проблемы.
К сожалению, у нас нет такой традиции — регулярно использовать топленое масло. Хорошо, если растительное используют, и то часто неправильно.
Например, растительное масло нельзя нагревать, кроме оливкового. А топленое можно. У нас принято использовать в основном подсолнечное масло, а оно охлаждает, поэтому зимой лучше применять согревающие масла. Хотя для питта-доши это хорошо. А для ваты и каши не очень благоприятно.
Можно использовать, например, горчичное масло. Оно согревает и хорошо подходит для капха-доши. Для ваты идеально кунжутное масло.
Итак, снигдха дает силу. Удивительным образом это качество проявляется в саттве. Те характеристики, которых нам в обществе не хватает и которые мы должны культивировать. Проблема в том, что мы не знаем, как внести в свою жизнь снигдха или снеха, снехана. Интересно, что в переводе с санскрита снеха означает «жир», и еще это переводится как «любовь». Есть разные термины для обозначения разных уровней любви. Есть любовь к другому человеку, есть любовь к ребенку, любовь к жене, мужу, есть любовь к Богу, природе. Все это обозначается разными терминами. Мы все называем словом «любовь», и даже по телевизору говорят: «заниматься любовью». На санскрите так сказать невозможно, потому что любовь и секс — разные вещи. Интересно, что одним и тем же термином обозначен и жир, и любовь. Когда мы будем говорить об избыточном весе, мы к этому вернемся.
Итак, проявления в саттва-гуне: сострадание, любовь, мягкосердечие. В обществе дефицит этих качеств. Для какой доши характерны эти качества?
Для капхи, потому что у нее больше представлено качество снигдха. А капха— женская доша, она является эталоном женских качеств. Питта является эталоном мужских качеств. Но это вовсе не значит, что женщина конституции питта будет мужеподобной, просто это значит, что доши связаны с полом. Нам не хватает в обществе женских качеств. Они должны быть проявлены именно в саттва-гуне. Мы видим в обществе много качеств питты. Доминирует мужское мышление. Общество живет по мужским стереотипам. И так как повсюду доминирует раджас, в обществе присутствует питта в раджасе. А нужно культивировать ненасилие и саттвичные качества.
В раджасе снигдха проявляет себя совсем по-другому. Сентиментальностью. Та же самая любовь становится сентиментальной. Появляются оттенки привязанности.
А в тамасе это будет привязанность, плаксивость.
Теперь поговорим о сухости. Сухость на санскрите — рукша. Это очень интересное качество, с медицинской точки зрения оно интересно тем, что это уникальное качество вата-доши.
Когда мы говорим: вата, подразумеваем — «сухость». Говорим: «сухость», подразумеваем — вату. Сухость увеличивает вату и, соответственно, уменьшает питту и капху.
Тригуна: раджас и caттвa.
Агни усиливается. Сухие дрова хорошо горят, а влажные — не очень. Представьте себе губку: когда она сухая, она в себя все легко впитывает, поэтому качество сухости отвечает за абсорбцию всего и вся, всасывание питательных веществ в кишечнике. Представьте себе, что на сухую кожу вы нанесли масло и оно впиталось. У людей конституции вата, когда им проводятся масляные процедуры, масло впитывается кожей очень быстро.
Кунжутное масло в этом отношении лучше, потому что, во-первых, оно подходит для вата-доши, во-вторых, кунжутное единственное масло, которое проникает через все слои кожи.
Поэтому в процедурах часто используется именно кунжутное (сезамовое) масло. Рукша дает слабость, в отличие от снигдха, которая дает силу. Поэтому люди конституции вата более слабы физически, хотя энтузиазма у них много. Сухость кожи, сухость слизистых, сухие во взаимоотношениях, эмоционально сухие, им свойственны беспокойство, нервозность. Часто бывает так, что у людей конституции вата, поскольку качество сухости преобладает, сухая слизистая вызывает дискинезию кишечника, и у них формируется склонность к запорам. Но запор бывает не только в кишечнике.
Запор бывает еще и в уме. Качество эмоциональной сухости может дать запор в сознании.
Как сухость проявляется в саттве? Рукша под влиянием саттва-гуны дает нам способность поглощать что-либо. Помните, мы говорили с вами про губку? Вам сейчас здесь приходится проявлять это качество — поглощенность чем-либо. Вы поглощены изучением Аюрведы и благодаря этому можете впитывать в себя информацию. Если бы этого качества у вас не было, вы бы не смогли учиться. У кого этого качества не хватает, тем труднее.
Сидят, ничего впитать не могут, абсорбция нарушена. Итак, рукша в саттве дает поглощенность, увлеченность чем-либо, каким-то направлением, какой-то деятельностью.
Это очень важно, потому что если мы не увлечемся, то не сможем приступить к той или иной деятельности. На каком-то этапе нам нужна эта увлеченность.
Человеком, например, наукой, направлением, знанием. Если не будет увлеченности, человек не сможет заняться этим. Вот вы увлеклись Аюрведой, и в вашу жизнь пришла большая удача. Важно, чтобы эта увлеченность не пропала с годами, а осталась с вами, потому что если все время присутствует только увлеченность, то это что-то поверхностное. Важно, чтобы увлеченность переросла в серьезность.
Если сразу будет серьезность, то это может оттолкнуть. Увлеченность позволяет инициировать, захватить.
В раджасе — это эмоциональная сухость. Я люблю приводить пример со старыми фильмами, где играет Челентано. Эмоционально сухой персонаж, например, в фильме «Укрощение строптивого». В Аюрведе такого человека сравнивают с сухой палкой, и говорится, что если палка сухая и вы начнете с ней что-то делать, она сломается. Для этого ее сначала надо промаслить. И для этого процедуры очищения организма начинаются с этапа, который называется снехана, т. е. промасливание.
Есть русское слово, которое это обозначает, — умащение. Нужно сначала промаслить организм, прежде чем очищать.
Излишняя рассудочность — тоже проявление рукша в раджасе. Сухой человек много рассуждает, даже в тех ситуациях, где нужно принять решение просто сердцем.
Охваченность горем — тоже рукши в раджасе. Человек охвачен горем и поддерживает в себе это состояние горя длительное время. Даже это используется как механизм, чтобы к нему проявляли сострадание, а сострадание — это противоположное качество, снигдха. Как от этого избавиться? Умащением. Умащение может быть через пищу, а может быть через отношение, сострадание, мягкосердечие, любовь. А еще нужно переводить человека в саттва-гуну, пусть он увлечется чем-нибудь полезным, чем развивает в себе эмоциональную сухость и охваченность горем.
Человек потому и в горе, что ему нечем увлечься.
В тамасе это качество проявится как фанатизм. Фанатизм — это когда человек излишне рассудителен, он сухой и считает, что все, что делает он, правильно. Все, что делают остальные, неправильно. Есть футбольные фанаты, есть религиозные фанаты: Моя религия — самая правильная, я иду верным путем, все остальные — неверные заблуждаются. Это касается любой религии. Фанатизм не есть привилегия одной какой-то традиции, он может проявляться в любой религии. Нет идеальной религии. Везде есть фанатики. Более того, фанатизм является одним из этапов духовного пути.
Этот путь приходится пройти многим на духовном пути, чтобы укрепиться в верности своего пути. Но если это затягивается, то это уже тама-гуна.
Это может быть в течение нескольких месяцев, но становится опасным, когда принимает постоянную форму. Это не является характеристикой религии. Но мы часто сталкиваемся с фанатиками и думаем, что религиозный человек — это фанатик. Все истинные религиозные движения хороши.
В тамасе это качество проявляется еще как ложное отречение. Это когда человек соблюдает аскезы, которые совершает по отношению к себе насильно. Помните, мы с вами говорили, что изменения в жизнь надо привносить естественным путем, постепенно, чтобы это было для вас естественно. Предложите правоверному индусу, например, блюдо из мяса. Он вас не поймет, и тем более если ему предложите говядину.
Ложное отречение означает, что человек отказывается от чего-либо, но сам при этом страдает. Но это страдание он не хочет никому демонстрировать. Вот я какой! Бывает, что человек изучает Аюрведу, получает знания, но эта информация у него не трансформируется и не применяется на практике. Я много езжу по регионам и вижу людей, которые соблюдают какие-то правила, предписания, но они еще не готовы этого делать. Например, есть такое правило в Аюрведе — вставать в брахма-мухурту. Но не все готовы это делать. Человек напрягается, встает рано, но у него есть причины, по которым он не может проснуться рано. Он заводит пять будильников, встает, а в итоге весь день мучается. Тогда меняйте свою жизнь постепенно, и вы сможете легко вставать рано и без будильников. Тогда не будет ложного отречения. Ложное отречение приводит к
проблемам. Такие люди становятся фанатиками. Все изменения в свою жизнь нужно вносить постепенно, кроме, конечно, каких-то экстренных случаев. Например, если человек — наркоман, то нужно всё менять срочно. А простые вещи меняйте постепенно, чтобы не становиться фанатиками, чтобы не было ложного отречения.
Чтобы не было ложного отречения и фанатизма, нам нужно из гуны невежества, тамаса, перейти сначала в раджас, а затем в саттва-гуну.
Когда вы будете изучать растения, сразу смотрите, что делает это растение: утяжеляет или облегчает, согревает или охлаждает, увлажняет или осушает, и вы уже будете знать главное.