Гурвадигуна. Гуру - Лагху
Диск Основы Аюрведы. Просто о сложном. Дживита. Дхари. Сат. Анубандха. Врач, доктор медицинских наук, профессор М. А. Суботялов
Книга Изучаем Аюрведу легко и просто. Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. М. А. Суботялов. Философская Книга
Гурвадигуна — двадцать качеств, начинающихся с гуру. Мы будем разбирать их попарно, и, для того чтобы их рассматривать, я предлагаю нарисовать таблицу.
Итак, существует десять пар противоположных качеств:
Тяжелая(гуру) – в основном включает в себя проявления тама-гуны. Порождает невежство, тупость, сон. |
Легкая (лагху) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает свежесть, проворство, любовь, веру. |
Медленная (манда) – в основном проявление тама-гунны. Порождает лень, тупость, невежество. |
Резкая (кхара) – является комбинация всех трех гунн. Порождает легкомыслие, жестокость, фанатизм, нетерпимость к мнению окружающих. |
Холодная (шита) – в основном проявление тама-гуны. Порождает оцепенение, сон, страх, невежество, нечувствительность. |
Жарка (ушна) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает гнев, зависть, злобу, неосмысленные действия. |
Сухая (рукша) – комбинация раджа-гуны и саттва-гуны. Порождает беспокойство, нервозность, сострадание, желание помочь. |
Маслянистая (снигдха) – комбинация тама-гуны и раджа-гуны. Порождает сострадание, побуждает к неосмысленному действию. |
Мутная (авила) – в основном проявление тама-гуна. Порождает забвение, оцепенение, сон. |
Ясная (вишада) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает чистоту, отречение, умиротворение, веру в Бога. |
Грубая (стхула) – в основном проявление тама-гунны. Порождает тупость, невежество, страх. |
Тонкая (сукшма – комбинация сатва-гуны и раджа-гуны. Порождает эмоциональность, чувствительность, обидчивость. |
Неподвижная (стхира) – комбинация тама-гунны и саттва-гунны. Порождает стабильность, веру, забывчивость, препятствия. |
Подвижная (чхала) – комбинация раджа-гуны и тама-гуны. Порождает безверие, беспокойства, метание, неосмысленные действия. |
Острая (тишила) – в основном проявление раджа-гунны. Порождает быстроту, страстность, гнев. |
Кроткая (слакшна) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает ненасилие, любовь, веру, терпимость, спокойствие. |
Густая (сандра) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает силу, стремление к действию, основательность. |
Жидкая (драва) – комбинация саттва-гуны и тама-гуны. Порождает привязанность, сострадание, скудоумие. |
Жесткая (катхина) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает неудовлетворенность, зависть, силу, эгоизм, бесчувствие. |
Мягкая (мриду) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает добродетель, мягкосердечие, ненасилие, веру в Бога. |
Первая пара на сансрите звучит как Гуру–Лагху. Гуру переводится как «тяжелый». Гуру – это тот, кто отягощен знанием. Лагху – «легкий», похоже на русское слово.
Гуру – это качество тяжести. Оно может проявляться по-разному.
Влияние на доши:
Вату – уменьшает. Если проявлена вата-доша, то нужно применить качество тяжести в лечении, тогда мы уменьшим вату.
Например, качеством тяжести обладает растение ашвагандха, или физалис солнечнолистный. Тяжесть очень благоприятна для вата-доши.
Питта – тоже уменьшается под качеством тяжести, потому что пита тоже легкая.
Капха – увеличивается, потому что однотипна по проявлению. Если каха увеличена, то нужно стараться качество тяжести не вносить в организм, а наоборот, внести качество легкости. Чрезмерно увеличенная капха – это там-гуна. Тамас – тяжелый по своим проявлениям, потому что когда человек находится под влиянимем тамаса, он ощущает подавленность, тяжесть, апатию. Это влияет на сознание.
Как качество гуру влияет на агни? Уменьшает его. Тяжелая пища, например, будет подавлять огонь пищеварения, уменьшать его. Агни локализуется в районе желудка и двенадцатиперстной кишки – это огонь пищеварения, но этот же самый огонь участвует в усвоении информации. Мы иногда говорим: «Я не могу усвоить материал лекции». Причем здесь усвоение? Оно же где-то в тонком кишечнике должно идти. Но мы говорим так. Или: «Я не не перевариваю соседа по парте». Не буквально же. Просто я не переношу эти взаимоотношения. Это тот же самый огонь, но действует или через ум, или через пищеварение.
Характеристика этого качества: утяжеляет ткани и тело. Как только в теле начинают проявляться качество гуру, ткани и тело утяжеляются.
Саттва, раджас и тамас – это проявления деятельности ума, ум находится под влиянием этих тригуна. Из них раджас и тамас разрушают ум, саттва – поддерживает. Фактически, когда мы говорим, как проявляется то или иное качество под влиянием тригуна, мы должны обратить внимание на состояние ума, на эмоциональную сферу.
Когда вы обнаружите у пациента проявление тех или иных качеств, то вы уже сможете определить, какое качество и на каком уровне у него проявлено.
Замечу, что одно и то же качество может проявить себя позитивно, а может негативно.
Сейчас я хочу донести до вас очень важную идею, которая заключается в том, что в современной психологии существует идея замещения плохих, негативных черт хорошими. Но это неверно, ведь хорошее и плохое — это просто две стороны одного и того же. Поэтому мы не можем заместить.
Если мы что-то убираем, то мы убрали и хорошее и плохое одновременно. Поэтому фактически мы должны по-другому проявить это же самое качество. Запомните. Это очень важный момент. Мы должны трансформировать это качество. Знаете историю про четырех слепых и слона? Они ощупывали одного и того же слона, но с разных сторон, при этом каждый описывал только то, что сам ощущал, поэтому описания их сильно отличались, хотя это был один и тот же объект. Так вот фактически это качество все равно одно и то же — качество гуру, — но оно будет проявлено по-разному. Наша задача — помочь пациенту проявить его в саттва-гуне. Как только это удастся сделать, это значит, что вы ему очень сильно помогли.
Сейчас я вам поведаю одну тайну: как только мы переходим под влияние саттва-гуны, влияние шарира доши — ваты, питты и капхи — становится второстепенным. Это очень важная информация!
Влияние доши является первостепенным. Мы об этом говорили. Это самое главное, что мы хотим. Мы хотим привести в равновесие конституцию, дошу.
И это важно. Мы хотим устранить викрити и вернуться к пракрити, действовать противоположными качествами, и это самое главное.
Но есть один секрет. Это влияние саттва-гуны. Когда ум переходит на уровень саттва-гуны, в теле это тоже проявится. Не сразу, еще некоторое время будут какие-то проблемы. Это сравнивается с вентилятором. Когда вентилятор включен в розетку, он крутится, там действует ток — раджас. Из розетки выдернули — влияние раджаса прекратили, но он еще какое-то время продолжает крутиться. Мы перестали действовать негативно, но еще какое-то время остатки этого влияния по инерции будут присутствовать. Саттва-гуна очень важна. Как только мы переходим под ее влияние, доши становятся второстепенными. Вы уже будете меньше задумываться о том, какие проблемы приносит вам ваша конституция. Потому что в саттва-гуне будут естественным образом развиваться благоприятные качества вашей конституции.
Вот такой секрет.
Роберт Свобода говорит, что конституция — это ваши бедные родственники. Знаете, кто такие бедные родственники? Каждый день приходят и деньги просят.
Отказать трудно, потому что родственники, да к тому же еще и бедные. У них денег никогда не было, нет, и не будет. А они еще и ленивые, работать не хотят и каждый раз к вам приходят и говорят: «Дай денег». Вам трудно отказать, потому что они — ваши близкие люди. И вот так же конституция: она всегда с вами, никуда не денется, и у нее много проблем. Нет хорошей и нет плохой конституции. У каждой — свои достоинства и недостатки. Например, вата — качество сухости.
Как вы можете избежать этого качества извне? Оно всегда будет на вас действовать, и вата будет усиливаться. Питта — качество огня будет усиливаться. Капха — качество тяжести будет усиливаться. Трудно избежать.
Но если вы живете под влиянием саттва-гуны, то эти внешние влияния для вас становятся менее значимыми. Если вы питаетесь, например, в саттва-гуне, то вы уже не должны особо задумываться над тем, как пища усиливает капху или как она повлияет на вату. Но если вы находитесь под влиянием раджаса, вам придется над этим задумываться, потому что иначе пища разрушит ваш организм. Вот насколько хорошо действует эта таблетка под названием саттва.
Итак, на уровне саттва-гуны качество гуру дает такую черту характера, как основательность, — это значит, что человек саттвично использует данное ему Богом качество тяжести. Тяжесть характерна для капхи. И у человека, обладающего конституцией капха, это качество заведомо проявлено больше. Поэтому его задача в жизни стать основательным, если делать что-то, то делать основательно. Быть состоявшимся, т. е. состояться в какой- то сфере.
Теперь рассмотрим, как это качество преобразуется в раджасе. Такой человек становится материалистом, приземленным. Он думает только о земных вопросах. А это раджас. Мы уже говорили о том, что раджас — это привязанность к результату. Человек приземленно мыслит, никогда не задумывается о духовном. А мы говорили, что мирское и духовное надо уравновешивать. Чуть в одну сторону перекос — будут проблемы. В сторону духовного перекос и мы не сможем твердо на ногах стоять в жизни, мы не сможем обеспечить себя, свою семью, если только мы не в отшельники ушли. Раз мы находимся в материальном мире, мы должны твердо стоять на ногах. А если произошел перекос в сторону мирского? Тогда пострадает наша духовная жизнь. А это опасно. Поэтому все должно быть уравновешено.
Раджас — перекос всегда в сторону мирского. Раджас никакого отношения к духовной жизни не имеет.
Тамас даже и к нормальной мирской жизни отношения не имеет. Caттвa— это уже ближе к духовному, но caттва- это еще не духовность, это шаг в сторону духовной жизни. Есть еще шуддха-саттва (чистая благость), или ниргуна. Но это отдельный разговор.
Как качество гуру появится в тамасе? Вялостью, апатией, сонливостью, слабоумием, тяжестью. Такие люди говорят: «Тяжесть на меня навалилась, тяжело я себя чувствую. Тяжело мне».
Как определить, где в нашей жизни caттва? Саттва означает: «Сначала яд потом нектар». Потому что сначала нам это не привычно. Мы привыкли жить по-другому, поэтому сначала — яд, но потом приходит нектар.
Как определить, где раджас? «Сначала нектар — потом яд». Сначала нам нравится то, что мы делаем, а потом пожинаем горькие плоды.
Что такое тамас? «Сначала яд и потом яд». Что в начале, что в конце — разницы нет. Итак, почему мы должны говорить пациентам о саттвичном образе жизни? Чтобы благодаря образу жизни они постепенно перешли от раджаса и тамаса к саттва- гуне. Для людей, которые находятся в глубоком тамасе, хорошо уже то, что они перейдут хотя бы к раджасу. Ну а потом уже — от раджаса к саттве. Но у вас не будет таких пациентов. В тамасе — это жуткие пациенты. Они не склонны быть пациентами вообще. Они не склонны заботиться о своем здоровье.
Мы берем одно и то же качество и из раджаса и тамаса переводим в саттву. Человека, который приземлен, можно сделать основательным. И он сам станет основательным, когда изменится. Поэтому в лечении мы должны использовать саттвичные методы: фитотерапию, ароматерапию, диетотерапию, аюрведические масляные процедуры, массажи. Это все саттвичные методы, они действуют аккуратно и положительно. Рекомендуйте ему изучать литературу, слушать лекции, посещать тренинги.
Следующее качество называется лагху — «легкий». Вата увеличивается, патта увеличивается, капха — уменьшается. Тригуна — caттва.
Легко воспринимается мир, все хорошо, все легко. Жизнь не так проста, как кажется, — она еще проще. Что происходит с агни? Агни увеличивается. Например, у вас горит огонь пищеварения, и вы легкую пищу покушали, съели половину яблока, и через полчаса он еще разгорелся и требует нормальной пищи. Поэтому нужно знать, какая пища относится к тяжелой. Если огонь горит, нужно тяжелой пищи поесть. О мясе мы не говорим. Мясо предназначено для другой формы тела. Мы не ветеринарией занимаемся, а медициной. Мы говорим о человеческой форме тела. Хотя в Аюрведе описывается лечение лошадей, слонов, коров и т. д., здесь мы говорим о человеческой форме тела. Мы не о хищниках говорим, хотя человеческая форма тела склонна быть хищником в силу агрессии, и неправильное питание является одним из инициирующих факторов. Какая пища относится к тяжелой? Зерновые, творог, бобовые, соя.
Характеристика: легкость проявляется следующим образом — она помогает пищеварению и усвоению. Нам нужно это качество легкости, чтобы что-то переварить и усвоить, причем не только пищу, но и информацию. Caттва-гуна облегчает.
Это качество необходимо нам в процедурах очищения организма, поскольку очищает ткани. В саттва-гуне легкость проявляется как резвость, проворность, свежесть — утром проснулся и свежим себя чувствует, выспавшимся, легким на подъем. Это саттва-гуна. Утром встал вовремя — легкость будет проявлена.
Вовремя — значит в брахма-мухурту. Я позже расскажу, как ее правильно высчитать для вашего региона. А если поздно встал, то уже качество тяжести будет преобладать и человек будет находиться в тама-гуне. Потом придет на консультацию и будет доказывать, что он к пернатым относится: «Я - сова». Вот у совы проявлено качество гуру, поэтому в мультфильмах сова — гуру.
Как будет проявляться это качество под влиянием раджаса? Бдительностью. Был проворный, резвый, свежий, а теперь бдительный, настороженный. Человек постоянно чувствует, что может что-то случиться с близкими или с дальними. Это применимо в разведке, но это качество разрушает ум, если все время находиться в состоянии настороженности и бдительности. Иногда это нужно проявлять. Постарайтесь понять, что мы не можем полностью освободиться отраджаса и тамаса. Хотя наша идея в том, чтобы перейти под влияние саттва-гуны, но полностью освободиться от влияния раджаса и тамаса невозможно. Точно так же, как у каждого из нас есть все три доши в конституции, они все три и останутся, только их соотношение будет разное. И так же с гунами. У вас тамас останется до тех пор, пока вы будете просто спать. Раджас нам тоже нужен, он нужен для деятельности. Мы говорим о преимущественном влиянии саттва-гуны. Поэтому бдительность, настороженность — всё это нужно, но в меру.
В тамасе качество легкости будет проявлено как беспочвенность, безосновательность. Помните, мы говорили, что гуру в саттве — это основательность и состоятельность, а здесь — наоборот, лагху в тамасе — это безосновательность, несостоятельность, беспочвенность. Такой человек не может твердо стоять на ногах в жизни, это хронический неудачник, он не чувствует защиты и опоры в жизни, не чувствует твердой почвы под ногами. И поскольку здесь влияние тамаса, он всегда будет настроен негативно. П
оэтому этого человека нужно перевести в саттва-гуну.