Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Готра - происхождение, род, родословная
Готра - происхождение, род, родословная
Решение проблем существования
Таков смысл этого стиха из «Брихад-араньяка-упанишад» — там эва дхиро вигйайа прагйам курвита брахманах.
В своем комментарии к «Бхагавад-гите» (2.7) Шрила Прабхупада цитирует стих из той же Упанишады: йо ва этад акшарам гаргй авидитвасмал-локат праити са крипанах — «Того, кто, получив тело человека, не разрешает проблем существования и покидает этот мир, будучи ничем не лучше кошки или собаки, т. е. не познав науки духовного самоосознания, следует считать скупцом». Такой человек — крипана, являющийся противоположностью брахмана. Кто же является брахманом? Йо ва этад акшарам гарги видитвасмал-локат праити са брахманах — «Тот, кто покидает этот мир, найдя решение проблем существования,— мудрый брахман». Он познал непогрешимого Господа Вишну. Тот же, кто не постиг Вишну,— крипана. Тот, кто познал Вишну, может разрешить проблемы существования, иным путем это сделать невозможно. Цель жизни — постичь и осознать Вишну, обрести Вишну. В шастрах много говорится об этом. Так, «Ману-самхита» (2.168) гласит:
йо ‘нидхитйа двиджо ведам анйатра курите шрамам
са дживан эва шудратвам ашу гаччхати санвайах
«Тот, кто проходит обряд получения священного шнура, гаятри-мантра дикшы, обретает второе рождение и становится двиджей. Такой брахман, двиджа, должен жить в ашраме гуру и изучать Веды. Но если он, пройдя упанайану, мантра дикшу, покидает ашрам гуру и обращается к материальной деятельности, он становится шудрой. И все его потомки также будут шудрами».
Таким образом, в Кали-югу все являются шудрами. В эту югу нет брахманов, так как после упанайаны, мантра дикшы, они посвящают себя не изучению Вед, а различным видам материальной деятельности.
Потомок Верховного Господа
Поэтому Прабхупада говорил: «Мы воспитываем брахманов. Мы обучаем тому, как стать брахманом, так как общество нуждается в них. Общество, не имеющее головы, не может быть совершенным». Такие брахманы представляют собой сословие разумных людей и являются гуру остальных варн: кшатриев, вайшьев и шудр. В «Шримад-Бхагаватам» (4.21.12) говорится:
сарватраскхалитадешах
сапта-двипаика-данда-дхрик
анйатра брахмана-кула
данйатрачйута-готратах
«У Махараджи Притху не было соперников, и власть его простиралась на все семь островов, расположенных на поверхности земли. Все приказы царя беспрекословно выполнялись, и ослушаться его не мог никто, кроме брахманов и вайшнавов (ачьюта-готратах)».
Так называемых брахманов именуют чьюта-готрой, но тот, кто становится вайшнавом, превращается в ачьюта-готру. Готра значит «происхождение» или «род, родословная», и его можно определить, только если известен его отец. Так называемые брахманы являются ришикула датта, то есть они происходят от одного из риши: Гаутамы, Кашьяпы, Бхарадваджи, Васиштхи, Ваишамаяны и др. Если вы спросите их, к какой готре они принадлежат, они скажут: к готре Кашьяпы, Бхарадваджи или Гаутамы. Но когда человек становится вайшнавом, он превращается в ачьюта-готру — потомка Верховной Личности Бога, а не ришикулы.
Таким образом, сарватраскхалитадешах — правление Притху не распространялось на брахманов и вайшнавов, так как они являются гуру остальных варн. Они существуют для того, чтобы направлять и наставлять нас. Цари-кшатрии будут править под их руководством, и такое правление будет совершенным, а иначе они будут совершать ошибки.
Итак, брахма джанатити брахманах — брахман — это тот, кто знает брахма-таттву. Что означает слово «брахма»? Брахма — это брихад-васту, величайший и всепроникающий — чид-ананда висеша-вишну. Брахман — это тот, кто знает всепроникающего Вишну, являющегося сач-чид-анандой, и сознает эту таттву. Не познав всепроникающего Вишну, никто не может стать брахманом или гуру. Тот, кто становится вайшнавом, превращается в совершенного брахмана, парамартхика брахмана.
Тот, кто в совершенстве и во всей полноте овладел ведическим знанием, является брахма-вадинах, и такому человеку нельзя причинять ни малейшего вреда, о чем говорится в «Шримад-Бхагаватам» (9.9.31): «Ты хорошо известен и почитаем среди ученых людей. Как же ты смеешь убивать этого брахмана — святого, безгрешного человека, во всей полноте овладевшего ведическим знанием? Убить его — все равно что погубить зародыш во чреве матери или умертвить корову». Убийство такого человека — тяжкий грех.