Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Аюрведическая медицина, психосоматика
Аюрведическая медицина, психосоматика
Диск Основы Аюрведы. Просто о сложном. Дживита. Дхари. Сат. Анубандха. Врач, доктор медицинских наук, профессор М. А. Суботялов
Психосоматическое направление в традиционной медицине
Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. , преподаватель аюрведы для врачей М.А. Суботялов, врач, специалист по традиционной аюрведе В.Ю. Дружинин
Аюрведическая медицина – одна из трех современных традиционных систем врачевания – в течение тысяч лет формировалась на Индостанском субконтиненте и в наши дни широко используется в различных странах мира. Среди множества направлений, изложенных в канонических текстах аюрведы, обсуждается и психосоматическое направление, которому и посвящена данная работа.
Несмотря на то, что термин «психосоматический» был введён Johann Heinroth в 1818 г., а понятие «психосоматическая медицина» появилось в 1922 г. в лекции Felix Deutch [1], знание о влиянии «души» на тело и идея целостности человека встречаются ещё у древних греков. В диалоге Платона «Хармид» приводится следующее изречение: «Как не следует пытаться лечить глаза отдельно от головы и голову – отдельно от тела, так не следует и лечить тело, не леча душу…
Всё – и хорошее и плохое – порождается в теле и во всем человеке душою, и именно из неё всё проистекает, точно так же как в глазах всё проистекает от головы» [2. С. 345]. В литературе Древней Индии мы также находим элементы психосоматического подхода в медицине, так, Махабхарата (3.2.24–25) говорит:
manasena hi du?khena sariram upatapyate | aya?-pi??ena taptena kumbha-sa?stham ivodakam ||
«От страданий ума всё тело воспаляется, подобно тому, как раскалённый стальной шар нагревает воду в кувшине».
manasa? samayet tasmaj jnanenagnim ivambuna | prasante manase du?khe sariram upasamyati ||
«Как вода тушит пламя, так истинное знание излечивает ум, а когда исцелён ум, то выздоравливает и тело» [3. С.18].
В текстах традиционной аюрведической медицины мы встречаем описание психосоматического подхода. Концепция развития любой болезни в аюрведе неотделима от теории тридоша (trido?a) – наличия трёх факторов (дош), которые в равновесном состоянии поддерживают здоровье, а находясь в дисбалансе, разрушают его.
Вагбхата Муни (VII в. н.э.) в Аштанга-хридайам-самхите
(1.1.20) говорит:
rogas tu do?a-vai?amya?, do?asamyam arogata
– «Болезнь есть следствие нарушения равновесия дош, здоровье – результат их баланса» [4. P. 12].В Чарака-самхите (4.4.34), одном из основных аюрведических текстов, сложившемся к I–II в. н.э., говорится: «Существуют три доши тела – вата, питта и капха, они поражают тело; и две доши ума – раджас и тамас, они поражают ум; когда поражены тело и ум, то рождается заболевание, в обратном же случае – нет» [5. Р. 435]. Поэтому одним из обязательных элементов оценки здоровья в аюрведе является определение качества психики (sattva). Подчёркивая сильную связь «телоум», Чарака-самхита (4.4.36) говорит: «Тело подчиняется уму, а ум подчиняется телу» [5. Р. 435].
Последователь Чараки Вагбхата Муни (VII в.н.э.) в Аштанга-хридайам-самхите (1.1.20–21) говорит:
nijagantu-vibhagena tatra roga dvidha sm?ta? || te?a? kaya-mano-bhedad adhi??hanam api dvidha| rajas tamas ca manaso dvau ca do?av udah?tau ||
«Считается, что болезни делятся на два вида – от внутренних и внешних причин. Мест расположения болезней также два – тело и ум. Раджас и тамас называются болезнетворными началами (do?a) ума» [4. Р. 12].
Тригуна – саттва (sattva), раджас (rajas) и тамас (tamas) – ключевые понятия философии санкхья (sa?khya). Материальная природа (prak?ti) является определённым состоянием этих трёх гун [6]. Из них раджас и тамас поражают ум, в то время как саттва способствует поддержанию здорового состояния ума (manas).
Слово sattva происходит от добавления суффикса tva (tvan) к корню sat (?ad?), означающему, по Панини (Дхату-патха, 1427), растворение (visara?a), движение (gati) и уныние (avasadana) [7]. По мнению Амарасимхи (Амара-коша 3.3.212), саттва означает богатство (dravya), жизнь (asu), решимость (vyavasaya) и живое существо
(jantu) [8]. В Санкхья-карике Ишваракришны (12–13) sattva описывается как имеющая природу удовольствия (priti), её назначение – просветление, просвещение (prakasa). Она легка (laghu) и светла (prakasaka) [9].
Слово rajas происходит от прибавления суффикса as (asun) к корню ranj, который, по Панини (Дхату-патха, 999), означает привязанность (raga) [7]. Согласно словарю Амара-коша (1.4.29), слово rajas используется в значении пыли (re?u), влечения (raga), менструальных выделений (stripu?pa) и одного из модусов материальной природы (gu?a-bheda) [8]. В Санкхья-карике Ишваракришны (12–13) rajas описывается как имеющий природу несчастья (apriti), его назначение – активная деятельность (prav?tti). Он переменчив (cala) и оказывает возбуждающее действие (upa??ambhaka) [9].
Слово tamas происходит от добавления суффикса as (asun) к корню tam, который означает разрушение, упадок, истощение (glani). Слово tamas, согласно словарю Амара-коша (3.3.231), может означать планету Раху (rahu), темноту (dhvanta) и один из модусов материальной природы (gu?a) [8]. Ишваракришна описывает tamas как
имеющий природу глубокой скорби, оцепенения (vi?ada), его назначение – ограничение чего-либо (niyama). Он тяжелый (guru) и способен покрывать (vara?aka) [9].
Согласно Арунадатте (XIII в.), одному из комментаторов Аштанга-хридайам-самхиты, раджас и тамас, будучи болезнетворными началами ума, не описаны так подробно в аюрведической литературе, как теория тридоша (вата и т.д.) [10]. Тема трёх гун подробно изложена как в текстах философии санкхья, так и в эпической литературе Древней Индии (Махабхарата, Бхагавата-пурана и т.д.).
Большой пласт знаний по этому вопросу содержится в Бхагавад-Гите (Гитопанишад), входящей в состав Махабхараты [11].
Согласно Гитопанишад (18.27), человек в модусе раджас (rajasa?) характеризуется несколькими качествами. Первое из них – ragi. Шанкара объясняет его как наличие привязанности, Рамануджа – как желание славы, Шридхара – как привязанность к детям и т.д. [12], Вишванатха Чакраварти Тхакур – как привязанность к деятельности [13]. Следующее качество – karma-phala-prepsu?.
Большинство комментаторов толкуют его как сильное желание получить плоды своей деятельности [12], Баладева Видьябхушана отмечает, что такой человек жаждёт обрести домашний скот, сыновей, хорошую пищу и, в конце концов, попадание в райские миры [13]. Следующее качество –lubdhа?. Шанкара толкует его как желание чужого богатства, Мадхусудана Сарасвати добавляет неспособность отречься от собственного богатства [12], Вишванатха Чакраварти Тхакур – как привязанность к чувственным наслаждениям [13].
Далее следует hi?satmakа? – склонность причинять страдания или смерть другим. Следующее качество – asuci?, внешняя и внутренняя нечистота, в том числе в совершаемой деятельности. И последнее – har?a-sokanvita?, склонность радоваться при достижении желаемого и огорчаться при разлучении с таковым, а также ощущение горя при неспособности достигнуть желанной цели [12].
Человек под влиянием гуны тамас (tamasa?) характеризуется следующими качествами. Первое из них – ayukta?, обозначающее того, кто занимается бесполезной деятельностью, как трактуют этот термин Вишванатха Чакраварти Тхакур и Баладева Видьябхушана [13]. Шанкарачарья объясняет его как того, кто не занимается медитацией.
Рамануджа – того, кто занимается деятельностью, противоречащей писаниям. Шридхара Свами – как невнимательного или небрежного человека, Мадхусудана Сарасвати добавляет, что невнимательность в деятельности происходит из-за поглощённости сознания чувственными наслаждениями.
Следующее качество – prak?ta?. По мнению Шанкары, оно означает недоразвитого человека, с разумом, подобным ребёнку. Рамануджа трактует как человека, лишённого знания, Шридхара – человека, лишённого способности различать [12], Баладева Видьябхушана – человека, следующего материалистичному образу жизни, согласно своей
природе, а не предписаниям священных писаний [13]. Далее следует качество stabdha?, которое обозначает упрямого человека, не выражающего никому почтения.
Следующая характеристика – sa?ha?, или лживый, коварный человек, занимающийся низменной деятельностью (магия и т.п.), обманывающий других для достижения собственных целей. Далее – nai?k?tika?, и ли т от, к то о скорбляет и поносит других. Шанкара говорит, что это тот, кто сеет вражду. Качество alasa? означает
человека праздного, не желающего никакой активной деятельности, ленивого. Следующее качество – vi?adi, постоянная подавленность, скорбь, отчаяние [12]. Последним в этом списке перечисляется dirgha-sutri, или стремление делать всё очень медленно, откладывая в долгий ящик. Баладева Видьябхушана говорит, что такой человек делает работу, требующую одного дня, в течение года [13].
Гитопанишад также описывает качества разума и решимости людей под влиянием различных модусов природы (18.30-35), о видах счастья, к которым они стремятся (18.37-39), характеристиках знания, которыми они обладают (18.20-22) и деятельностью, которой занимаются (23-25). Встречаются описания веры (17.4), пищи, которая наиболее приятна (17.8-10), природы пожертвований, которые они совершают (17.11-13) и т.д.
Подобно этому, описывая различные типы психики (sattva), автор Чарака-самхиты (4.4.36) приводит следующую классификацию типов психики (trividha? khalu sattva?) – чистую (suddha?), раджасичную (rajasa?) и тамасичную (tamasam). Первый из этих типов лишён дефектов (ado?a) и является благотворным (kalya?a), два других – имеют недостатки (sado?a), вследствие раздражительности и гнева (ro?a), а также иллюзии и глупости (moha) соответственно.
Далее автор трактата приводит примеры различных видов психики, он говорит, что, хотя существует бесконечное разнообразие индивидуальных различий, можно выделить 16 типов – семь в саттва-гуне, шесть – в гуне раджас и три – в гуне тамас [5]. Приведём эту
классификацию.
По словам Чараки (4.4.40), эта классификация помогает выбрать правильное лечение (upacara) для людей с различными типами психики [5]. Мы также можем увидеть определённые характеристики личности под влиянием трёх модусов природы (gu?a).
Описывая причины развития заболеваний, Чарака и другие авторы канонических трудов нередко указывают такие, как гнев (в случае одного из видов расстройств лихорадки (jvara), скорбь (при гемолитической анемии (pa??u-roga), тревожность и страх (при лёгочном туберкулёзе) и т.д. Таким образом, люди, находящиеся под влиянием различных модусов материальной природы, приобретают определённые качества психики, которые могут привести к соматическим заболеваниям.
Вагбхата описывает несколько способов лечения дош ума (раджас и тамас). В Аштанга-хридайам-самхите (1.1.26) он говорит: dhidhairyatmadi-vijnana? mano-do?au?adha? param – «Лучшей терапией дош ума являются развитие разума (dhi), то есть способности различать полезное и вредное, способность терпеть неудобства (dhairya), как, например, отказ от неблагоприятного, при использовании того, что является благим,а также изучение науки об Абсолютной Истине
(atmadi-vijnana)» [4. Р.14; 10. Р. 16].
В Чарака-самхите (1.11.54) также описывается метод лечения ума (sattvavajaya), заключающийся в удерживании ума от неблагоприятных объектов
(punar ahitebhyo'mano-nigraha) [5].
Таким образом, в текстах традиционной аюрведической медицины мы встречаем описание роли психологических факторов в развитии соматических заболеваний, способы их диагностики и лечения.
ЛИТЕРАТУРА
1. James L. Levenson. The American Psychiatric Publishing textbook of psychosomatic medicine. American Psychiatric Pub., 2005. 1092 p.
2. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / общ. ред. А.Ф. Лосева и др. ; пер. с древнегреч. М: Мысль, 1990. Т. I 860 с.
3. Махабхарата. Книга третья. Лесная (Араньяка-парва): пер. с санскр., предисл. и комм. Я.В. Василькова и С.Л. Невелевой. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. 799 с.
4. Vagbha?a’s A??a?ga H?dayam, translated by К. R.Srikantha Murthy, vol. 1. – Krishnadas Academy: Varanasi, India, 1991. 523 p.
5. Caraka-sa?hita. Agnivesa`s treatise refined and annotated by Caraka and redacted by D??habala. Text with English translation. Editor-translator prof. Priyavrat Sharma. Vol. 1. Varanasi: Chaukambha Orientalia, 2001. 544 p.
6. Шохин В.К. Лунный свет санкхьи. Ишваракришна. Гаудапада. Вачаспати Мишра. М.: Ладомир, 1995. 384 с.
7. The Dhatupa?ha Of Pa?ini With The Dhatvartha Prakasika Notes by Pt. Kanakalal Sarma. Varanasi-1, 1969. 52 p.
8. The Namalinganusasana (Amarakosha) of Amarasimha. With the Commentary (Vyakhyasudha or Ramasrami) Of Bhanuji Dikshit. Bombay, 1929. 535 p.
9. The Sa?khya-karika. Isvara K???a`s Memorable Verses on Sa?khya Philosophy with the Commentary of Gau?apadacarya. Poona: The Oriental Book Agency, 1933. 61 p.
10. The Astangah?daya. A Compendium Of The Ayurvedic System, Composed By Vagbha?a With the Commentaries (Sarvangasundara) of Arunadatta and (Ayurvedarasayana) of
Hemadri. Bombay, 1939. 1146 p.
11. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Психосоматический подход в Гитопанишад // Бхагавад-гита в истории и в современном обществе: материалы V Всероссийской научной
конференции с международным участием. Томск, 2012. С. 276–279.
12. The Bhagavad-Gita with Eleven Commentaries. First Collection. Vol. III (Thirteenth to Eighteenth Adhyayas). Bombay: The Gujarati Printing Press, 1938. 448 p.
13. Bhagavad-Gita With Sarartha-var?i?i of Visvanatha Cakravarti and Gita-bhu?a?a of Baladeva Vidyabhu?a?a. (ed.) K???adasa. Kusumasarovara, 1956. 486 p.
Диск Основы Аюрведы. Просто о сложном. Дживита. Дхари. Сат. Анубандха. Врач, доктор медицинских наук, профессор М. А. Суботялов
Психосоматическое направление в традиционной медицине
Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. , преподаватель аюрведы для врачей М.А. Суботялов, врач, специалист по традиционной аюрведе В.Ю. Дружинин
Аюрведическая медицина – одна из трех современных традиционных систем врачевания – в течение тысяч лет формировалась на Индостанском субконтиненте и в наши дни широко используется в различных странах мира. Среди множества направлений, изложенных в канонических текстах аюрведы, обсуждается и психосоматическое направление, которому и посвящена данная работа.
Несмотря на то, что термин «психосоматический» был введён Johann Heinroth в 1818 г., а понятие «психосоматическая медицина» появилось в 1922 г. в лекции Felix Deutch [1], знание о влиянии «души» на тело и идея целостности человека встречаются ещё у древних греков. В диалоге Платона «Хармид» приводится следующее изречение: «Как не следует пытаться лечить глаза отдельно от головы и голову – отдельно от тела, так не следует и лечить тело, не леча душу…
Всё – и хорошее и плохое – порождается в теле и во всем человеке душою, и именно из неё всё проистекает, точно так же как в глазах всё проистекает от головы» [2. С. 345]. В литературе Древней Индии мы также находим элементы психосоматического подхода в медицине, так, Махабхарата (3.2.24–25) говорит:
manasena hi du?khena sariram upatapyate | aya?-pi??ena taptena kumbha-sa?stham ivodakam ||
«От страданий ума всё тело воспаляется, подобно тому, как раскалённый стальной шар нагревает воду в кувшине».
manasa? samayet tasmaj jnanenagnim ivambuna | prasante manase du?khe sariram upasamyati ||
«Как вода тушит пламя, так истинное знание излечивает ум, а когда исцелён ум, то выздоравливает и тело» [3. С.18].
В текстах традиционной аюрведической медицины мы встречаем описание психосоматического подхода. Концепция развития любой болезни в аюрведе неотделима от теории тридоша (trido?a) – наличия трёх факторов (дош), которые в равновесном состоянии поддерживают здоровье, а находясь в дисбалансе, разрушают его.
Вагбхата Муни (VII в. н.э.) в Аштанга-хридайам-самхите
(1.1.20) говорит:
rogas tu do?a-vai?amya?, do?asamyam arogata
– «Болезнь есть следствие нарушения равновесия дош, здоровье – результат их баланса» [4. P. 12].В Чарака-самхите (4.4.34), одном из основных аюрведических текстов, сложившемся к I–II в. н.э., говорится: «Существуют три доши тела – вата, питта и капха, они поражают тело; и две доши ума – раджас и тамас, они поражают ум; когда поражены тело и ум, то рождается заболевание, в обратном же случае – нет» [5. Р. 435]. Поэтому одним из обязательных элементов оценки здоровья в аюрведе является определение качества психики (sattva). Подчёркивая сильную связь «телоум», Чарака-самхита (4.4.36) говорит: «Тело подчиняется уму, а ум подчиняется телу» [5. Р. 435].
Последователь Чараки Вагбхата Муни (VII в.н.э.) в Аштанга-хридайам-самхите (1.1.20–21) говорит:
nijagantu-vibhagena tatra roga dvidha sm?ta? || te?a? kaya-mano-bhedad adhi??hanam api dvidha| rajas tamas ca manaso dvau ca do?av udah?tau ||
«Считается, что болезни делятся на два вида – от внутренних и внешних причин. Мест расположения болезней также два – тело и ум. Раджас и тамас называются болезнетворными началами (do?a) ума» [4. Р. 12].
Тригуна – саттва (sattva), раджас (rajas) и тамас (tamas) – ключевые понятия философии санкхья (sa?khya). Материальная природа (prak?ti) является определённым состоянием этих трёх гун [6]. Из них раджас и тамас поражают ум, в то время как саттва способствует поддержанию здорового состояния ума (manas).
Слово sattva происходит от добавления суффикса tva (tvan) к корню sat (?ad?), означающему, по Панини (Дхату-патха, 1427), растворение (visara?a), движение (gati) и уныние (avasadana) [7]. По мнению Амарасимхи (Амара-коша 3.3.212), саттва означает богатство (dravya), жизнь (asu), решимость (vyavasaya) и живое существо
(jantu) [8]. В Санкхья-карике Ишваракришны (12–13) sattva описывается как имеющая природу удовольствия (priti), её назначение – просветление, просвещение (prakasa). Она легка (laghu) и светла (prakasaka) [9].
Слово rajas происходит от прибавления суффикса as (asun) к корню ranj, который, по Панини (Дхату-патха, 999), означает привязанность (raga) [7]. Согласно словарю Амара-коша (1.4.29), слово rajas используется в значении пыли (re?u), влечения (raga), менструальных выделений (stripu?pa) и одного из модусов материальной природы (gu?a-bheda) [8]. В Санкхья-карике Ишваракришны (12–13) rajas описывается как имеющий природу несчастья (apriti), его назначение – активная деятельность (prav?tti). Он переменчив (cala) и оказывает возбуждающее действие (upa??ambhaka) [9].
Слово tamas происходит от добавления суффикса as (asun) к корню tam, который означает разрушение, упадок, истощение (glani). Слово tamas, согласно словарю Амара-коша (3.3.231), может означать планету Раху (rahu), темноту (dhvanta) и один из модусов материальной природы (gu?a) [8]. Ишваракришна описывает tamas как
имеющий природу глубокой скорби, оцепенения (vi?ada), его назначение – ограничение чего-либо (niyama). Он тяжелый (guru) и способен покрывать (vara?aka) [9].
Согласно Арунадатте (XIII в.), одному из комментаторов Аштанга-хридайам-самхиты, раджас и тамас, будучи болезнетворными началами ума, не описаны так подробно в аюрведической литературе, как теория тридоша (вата и т.д.) [10]. Тема трёх гун подробно изложена как в текстах философии санкхья, так и в эпической литературе Древней Индии (Махабхарата, Бхагавата-пурана и т.д.).
Большой пласт знаний по этому вопросу содержится в Бхагавад-Гите (Гитопанишад), входящей в состав Махабхараты [11].
Согласно Гитопанишад (18.27), человек в модусе раджас (rajasa?) характеризуется несколькими качествами. Первое из них – ragi. Шанкара объясняет его как наличие привязанности, Рамануджа – как желание славы, Шридхара – как привязанность к детям и т.д. [12], Вишванатха Чакраварти Тхакур – как привязанность к деятельности [13]. Следующее качество – karma-phala-prepsu?.
Большинство комментаторов толкуют его как сильное желание получить плоды своей деятельности [12], Баладева Видьябхушана отмечает, что такой человек жаждёт обрести домашний скот, сыновей, хорошую пищу и, в конце концов, попадание в райские миры [13]. Следующее качество –lubdhа?. Шанкара толкует его как желание чужого богатства, Мадхусудана Сарасвати добавляет неспособность отречься от собственного богатства [12], Вишванатха Чакраварти Тхакур – как привязанность к чувственным наслаждениям [13].
Далее следует hi?satmakа? – склонность причинять страдания или смерть другим. Следующее качество – asuci?, внешняя и внутренняя нечистота, в том числе в совершаемой деятельности. И последнее – har?a-sokanvita?, склонность радоваться при достижении желаемого и огорчаться при разлучении с таковым, а также ощущение горя при неспособности достигнуть желанной цели [12].
Человек под влиянием гуны тамас (tamasa?) характеризуется следующими качествами. Первое из них – ayukta?, обозначающее того, кто занимается бесполезной деятельностью, как трактуют этот термин Вишванатха Чакраварти Тхакур и Баладева Видьябхушана [13]. Шанкарачарья объясняет его как того, кто не занимается медитацией.
Рамануджа – того, кто занимается деятельностью, противоречащей писаниям. Шридхара Свами – как невнимательного или небрежного человека, Мадхусудана Сарасвати добавляет, что невнимательность в деятельности происходит из-за поглощённости сознания чувственными наслаждениями.
Следующее качество – prak?ta?. По мнению Шанкары, оно означает недоразвитого человека, с разумом, подобным ребёнку. Рамануджа трактует как человека, лишённого знания, Шридхара – человека, лишённого способности различать [12], Баладева Видьябхушана – человека, следующего материалистичному образу жизни, согласно своей
природе, а не предписаниям священных писаний [13]. Далее следует качество stabdha?, которое обозначает упрямого человека, не выражающего никому почтения.
Следующая характеристика – sa?ha?, или лживый, коварный человек, занимающийся низменной деятельностью (магия и т.п.), обманывающий других для достижения собственных целей. Далее – nai?k?tika?, и ли т от, к то о скорбляет и поносит других. Шанкара говорит, что это тот, кто сеет вражду. Качество alasa? означает
человека праздного, не желающего никакой активной деятельности, ленивого. Следующее качество – vi?adi, постоянная подавленность, скорбь, отчаяние [12]. Последним в этом списке перечисляется dirgha-sutri, или стремление делать всё очень медленно, откладывая в долгий ящик. Баладева Видьябхушана говорит, что такой человек делает работу, требующую одного дня, в течение года [13].
Гитопанишад также описывает качества разума и решимости людей под влиянием различных модусов природы (18.30-35), о видах счастья, к которым они стремятся (18.37-39), характеристиках знания, которыми они обладают (18.20-22) и деятельностью, которой занимаются (23-25). Встречаются описания веры (17.4), пищи, которая наиболее приятна (17.8-10), природы пожертвований, которые они совершают (17.11-13) и т.д.
Подобно этому, описывая различные типы психики (sattva), автор Чарака-самхиты (4.4.36) приводит следующую классификацию типов психики (trividha? khalu sattva?) – чистую (suddha?), раджасичную (rajasa?) и тамасичную (tamasam). Первый из этих типов лишён дефектов (ado?a) и является благотворным (kalya?a), два других – имеют недостатки (sado?a), вследствие раздражительности и гнева (ro?a), а также иллюзии и глупости (moha) соответственно.
Далее автор трактата приводит примеры различных видов психики, он говорит, что, хотя существует бесконечное разнообразие индивидуальных различий, можно выделить 16 типов – семь в саттва-гуне, шесть – в гуне раджас и три – в гуне тамас [5]. Приведём эту
классификацию.
По словам Чараки (4.4.40), эта классификация помогает выбрать правильное лечение (upacara) для людей с различными типами психики [5]. Мы также можем увидеть определённые характеристики личности под влиянием трёх модусов природы (gu?a).
Описывая причины развития заболеваний, Чарака и другие авторы канонических трудов нередко указывают такие, как гнев (в случае одного из видов расстройств лихорадки (jvara), скорбь (при гемолитической анемии (pa??u-roga), тревожность и страх (при лёгочном туберкулёзе) и т.д. Таким образом, люди, находящиеся под влиянием различных модусов материальной природы, приобретают определённые качества психики, которые могут привести к соматическим заболеваниям.
Вагбхата описывает несколько способов лечения дош ума (раджас и тамас). В Аштанга-хридайам-самхите (1.1.26) он говорит: dhidhairyatmadi-vijnana? mano-do?au?adha? param – «Лучшей терапией дош ума являются развитие разума (dhi), то есть способности различать полезное и вредное, способность терпеть неудобства (dhairya), как, например, отказ от неблагоприятного, при использовании того, что является благим,а также изучение науки об Абсолютной Истине
(atmadi-vijnana)» [4. Р.14; 10. Р. 16].
В Чарака-самхите (1.11.54) также описывается метод лечения ума (sattvavajaya), заключающийся в удерживании ума от неблагоприятных объектов
(punar ahitebhyo'mano-nigraha) [5].
Таким образом, в текстах традиционной аюрведической медицины мы встречаем описание роли психологических факторов в развитии соматических заболеваний, способы их диагностики и лечения.
ЛИТЕРАТУРА
1. James L. Levenson. The American Psychiatric Publishing textbook of psychosomatic medicine. American Psychiatric Pub., 2005. 1092 p.
2. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / общ. ред. А.Ф. Лосева и др. ; пер. с древнегреч. М: Мысль, 1990. Т. I 860 с.
3. Махабхарата. Книга третья. Лесная (Араньяка-парва): пер. с санскр., предисл. и комм. Я.В. Василькова и С.Л. Невелевой. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. 799 с.
4. Vagbha?a’s A??a?ga H?dayam, translated by К. R.Srikantha Murthy, vol. 1. – Krishnadas Academy: Varanasi, India, 1991. 523 p.
5. Caraka-sa?hita. Agnivesa`s treatise refined and annotated by Caraka and redacted by D??habala. Text with English translation. Editor-translator prof. Priyavrat Sharma. Vol. 1. Varanasi: Chaukambha Orientalia, 2001. 544 p.
6. Шохин В.К. Лунный свет санкхьи. Ишваракришна. Гаудапада. Вачаспати Мишра. М.: Ладомир, 1995. 384 с.
7. The Dhatupa?ha Of Pa?ini With The Dhatvartha Prakasika Notes by Pt. Kanakalal Sarma. Varanasi-1, 1969. 52 p.
8. The Namalinganusasana (Amarakosha) of Amarasimha. With the Commentary (Vyakhyasudha or Ramasrami) Of Bhanuji Dikshit. Bombay, 1929. 535 p.
9. The Sa?khya-karika. Isvara K???a`s Memorable Verses on Sa?khya Philosophy with the Commentary of Gau?apadacarya. Poona: The Oriental Book Agency, 1933. 61 p.
10. The Astangah?daya. A Compendium Of The Ayurvedic System, Composed By Vagbha?a With the Commentaries (Sarvangasundara) of Arunadatta and (Ayurvedarasayana) of
Hemadri. Bombay, 1939. 1146 p.
11. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Психосоматический подход в Гитопанишад // Бхагавад-гита в истории и в современном обществе: материалы V Всероссийской научной
конференции с международным участием. Томск, 2012. С. 276–279.
12. The Bhagavad-Gita with Eleven Commentaries. First Collection. Vol. III (Thirteenth to Eighteenth Adhyayas). Bombay: The Gujarati Printing Press, 1938. 448 p.
13. Bhagavad-Gita With Sarartha-var?i?i of Visvanatha Cakravarti and Gita-bhu?a?a of Baladeva Vidyabhu?a?a. (ed.) K???adasa. Kusumasarovara, 1956. 486 p.