• Как купить
  • Словарь
  • Бренды
  • О нас
  • Контакты
  • ...
    +7 926 707 64 64+7 926 975 64 64 Заказать звонок
    Вход Регистрация
    Интернет-магазин здорового образа жизни
    • Как купить
    • Словарь
    • Бренды
    • О нас
    • Контакты
    0
    0
    0
    Корзина заказа
    • Как купить
    • Словарь
    • Бренды
    • О нас
    • Контакты
    • Каталог
    • Каталог
      • АЮРВЕДА
        • Артриты, кости, связки, суставы, ревма-проблемы Артриты, кости, связки, суставы, ревма-проблемы
        • Бальзамы натуральные аюрведические Бальзамы натуральные аюрведические
        • Глазные капли, капли для носа, капли для ушей Глазные капли, капли для носа, капли для ушей
        • Помощь при диабете Помощь при диабете
        • Дыхательная система Дыхательная система
        • Желудочно - кишечный тракт. ЖКТ Желудочно - кишечный тракт. ЖКТ
        • Женское здоровье и молодость Женское здоровье и молодость
        • Зубные пасты, порошки аюрведические, языкочистки Зубные пасты, порошки аюрведические, языкочистки
        • Краска для волос натуральная Краска для волос натуральная
        • Крема, гели, лосьоны, скрабы натуральные аюрведические Крема, гели, лосьоны, скрабы натуральные аюрведические
        • Маски Убтаны  аюрведические Маски Убтаны аюрведические
        • Масла натуральные аюрведические, массажные, для волос Масла натуральные аюрведические, массажные, для волос
        • Масло топлёное Гхи - Ги. Масло топлёное Гхи - Ги.
        • Мозговые тоники, спокойствие, память, внимание, концентрация Мозговые тоники, спокойствие, память, внимание, концентрация
        • Мужское здоровье, потенция, выносливость Мужское здоровье, потенция, выносливость
        • Мыло аюрведическое Мыло аюрведическое
        • Натуральные аюрведические средства оздоровления Натуральные аюрведические средства оздоровления
        • Омоложение, иммунитет, очищение, общеукрепляющие Омоложение, иммунитет, очищение, общеукрепляющие
        • Печень под защитой Печень под защитой
        • Почки. Мочеполовая система под защитой Почки. Мочеполовая система под защитой
        • Продукция Бадьянатх Baidyanath Продукция Бадьянатх Baidyanath
        • Продукция Вьяс Vyas Продукция Вьяс Vyas
        • Продукция Дабур Dabur Продукция Дабур Dabur
        • Продукция Занду Zandu Продукция Занду Zandu
        • Продукция Коттакал АВС Kottakal Arya Vaidya Sala Продукция Коттакал АВС Kottakal Arya Vaidya Sala
        • Продукция Нагарджуна Nagarjuna Продукция Нагарджуна Nagarjuna
        • Продукция Патанжали Patanjali Продукция Патанжали Patanjali
        • Продукция Хималая Himalaya Продукция Хималая Himalaya
        • Продукция Шри Ганга Shri Ganga Продукция Шри Ганга Shri Ganga
        • Продукция Шри Шри Аюрведа Shri Shri Ayurveda Продукция Шри Шри Аюрведа Shri Shri Ayurveda
        • Сердце, кровь под защитой, чистая кожа Сердце, кровь под защитой, чистая кожа
        • Снижение веса, похудеть Снижение веса, похудеть
        • Сосуды, варикоз, геморрой Сосуды, варикоз, геморрой
        • Чаванпраш Чаванпраш
        • Шампуни аюрведические, краска для волос Шампуни аюрведические, краска для волос
        • Эндокринная система, гормональный фон
        • Продукция "Жива". Сибирская Аюрведа Продукция "Жива". Сибирская Аюрведа
        • Продукция Biotique Продукция Biotique
        • Книги по Аюрведе Книги по Аюрведе
        • CD/DVD с лекциями по Аюрведе CD/DVD с лекциями по Аюрведе
      • БЛАГОВОНИЯ
      • БРОНЗА, СУВЕНИРЫ
        • Сувениры из Индии, Непала, Шри-Ланки Сувениры из Индии, Непала, Шри-Ланки
        • Бронзовые изделия Бронзовые изделия
      • БУСЫ, КАНТХИМАЛЫ, ПОДВЕСКИ
        • Бусы Туласи в серебре Бусы Туласи в серебре
        • Бусы, браслеты разные Бусы, браслеты разные
        • Бусы, Кантхималы Туласи Бусы, Кантхималы Туласи
        • Подвески Подвески
      • ДИСКИ CD и DVD
        • Астрология ведическая Джйотиш, нумерология, хиромантия диски
        • Аудиокниги ведические
        • Вайшнавизм, бхакти йога, Сознание Кришны диски
          • Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж
          • Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
          • Бхакти Чайтанья Бхарати Свами
          • Бхактиведанта Свами Прабхупада
          • Лекции, семинары, киртаны вайшнавов
          • Шрипад Бхакти Судхир Госвами
          • Чайтанья Чандра Чаран Дас
        • Ведическая культура, Веды аудио видео диски
        • Ведическая психология, саморазвитие аудио-видео диски
        • Жизнь на Земле: ремёсла, традиции, родная культура диски
        • Здоровье, аюрведа, йога, питание диски
        • Музыка
          • Инструментальная, медитативная музыка
          • Национальная Музыка
          • Паоло Тоффани
          • Пение мантр, молитв
        • Мультфильмы Мультфильмы
        • Худ. Фильмы
      • ЕДА
        • Масло пищевое
        • НАПИТКИ
        • Сахар, соль натуральные
        • СПЕЦИИ, СУХИЕ ЗАВТРАКИ из Индии
        • ЧАЙ
        • Книги о здоровом питании Книги о здоровом питании
      • ИГРУШКИ
      • КНИГИ
        • Астрология, нумерология, хиромантия, предсказательные науки
        • Аюрведа, здоровье, йога, питание
        • Бхагавад гита, переводы Бхагаватгиты, купить Бхагавад-гиту
        • Бхакти йога, Вайшнавизм, Сознание Кришны
        • Ведическая культура и современность
        • Детские книги, книги для родителей
        • Древо Жизни, книги Аркадия Петрова, Романа Гирейло
        • Жизнь на Земле, книги по ведической культуре
        • Журналы, плакаты, календари
        • Книги in E n g l i s h
        • Книги по психологии, техникам саморазвития
        • Шри Чайтанья Чаритамрита
        • Шримад Бхагаватам - перевод Бхакти Чайтанья Бхарати Свами
        • Шримад Бхагаватам - перевод Бхактиведанты Свами Прабхупады
      • КОНСУЛЬТАЦИЯ ВЕДИЧЕСКОГО АСТРОЛОГА, ДЖЙОТИШ
      • МЕШОЧКИ для ЧЁТОК
      • ЧЁТКИ 108 ТУЛАСИ, НИМ, КАМЕНЬ, СЧЕТЧИКИ, АЛТАРИ
        • Цифровые счетчики Цифровые счетчики
        • Четки из камня Четки из камня
        • Чётки из дерева сандал, ним, ясень, бук, розовое дерево, рудракша, орех тагуа Чётки из дерева сандал, ним, ясень, бук, розовое дерево, рудракша, орех тагуа
        • Чётки из дерева Туласи Чётки из дерева Туласи
        • Алтари Алтари
      • ЯНТРЫ, МАНДАЛЫ
        • МАНДАЛЫ от Дмитрия и Татьяны Легковых МАНДАЛЫ от Дмитрия и Татьяны Легковых
        • Янтры Янтры
        • CD\DVD по теме Ведической астрологии CD\DVD по теме Ведической астрологии
      • ОБУЧЕНИЕ ПО АЮРВЕДЕ
    • Женщинам
    • Мужчинам
    • Детокс
    • Иммунитет
    • Печень
    • ЖКТ
    • Жива
    • Акции
      • Каталог
        • АЮРВЕДА
          • Артриты, кости, связки, суставы, ревма-проблемы
          • Бальзамы натуральные аюрведические
          • Глазные капли, капли для носа, капли для ушей
          • Помощь при диабете
          • Дыхательная система
          • Желудочно - кишечный тракт. ЖКТ
          • Женское здоровье и молодость
          • Зубные пасты, порошки аюрведические, языкочистки
          • Краска для волос натуральная
          • Крема, гели, лосьоны, скрабы натуральные аюрведические
          • Маски Убтаны аюрведические
          • Масла натуральные аюрведические, массажные, для волос
          • Масло топлёное Гхи - Ги.
          • Мозговые тоники, спокойствие, память, внимание, концентрация
          • Мужское здоровье, потенция, выносливость
          • Мыло аюрведическое
          • Натуральные аюрведические средства оздоровления
          • Омоложение, иммунитет, очищение, общеукрепляющие
          • Печень под защитой
          • Почки. Мочеполовая система под защитой
          • Продукция Бадьянатх Baidyanath
          • Продукция Вьяс Vyas
          • Продукция Дабур Dabur
          • Продукция Занду Zandu
          • Продукция Коттакал АВС Kottakal Arya Vaidya Sala
          • Продукция Нагарджуна Nagarjuna
          • Продукция Патанжали Patanjali
          • Продукция Хималая Himalaya
          • Продукция Шри Ганга Shri Ganga
          • Продукция Шри Шри Аюрведа Shri Shri Ayurveda
          • Сердце, кровь под защитой, чистая кожа
          • Снижение веса, похудеть
          • Сосуды, варикоз, геморрой
          • Чаванпраш
          • Шампуни аюрведические, краска для волос
          • Эндокринная система, гормональный фон
          • Продукция "Жива". Сибирская Аюрведа
          • Продукция Biotique
          • Книги по Аюрведе
          • CD/DVD с лекциями по Аюрведе
        • БЛАГОВОНИЯ
        • БРОНЗА, СУВЕНИРЫ
          • Сувениры из Индии, Непала, Шри-Ланки
          • Бронзовые изделия
        • БУСЫ, КАНТХИМАЛЫ, ПОДВЕСКИ
          • Бусы Туласи в серебре
          • Бусы, браслеты разные
          • Бусы, Кантхималы Туласи
          • Подвески
        • ДИСКИ CD и DVD
          • Астрология ведическая Джйотиш, нумерология, хиромантия диски
          • Аудиокниги ведические
          • Вайшнавизм, бхакти йога, Сознание Кришны диски
          • Ведическая культура, Веды аудио видео диски
          • Ведическая психология, саморазвитие аудио-видео диски
          • Жизнь на Земле: ремёсла, традиции, родная культура диски
          • Здоровье, аюрведа, йога, питание диски
          • Музыка
          • Мультфильмы
          • Худ. Фильмы
        • ЕДА
          • Масло пищевое
          • НАПИТКИ
          • Сахар, соль натуральные
          • СПЕЦИИ, СУХИЕ ЗАВТРАКИ из Индии
          • ЧАЙ
          • Книги о здоровом питании
        • ИГРУШКИ
        • КНИГИ
          • Астрология, нумерология, хиромантия, предсказательные науки
          • Аюрведа, здоровье, йога, питание
          • Бхагавад гита, переводы Бхагаватгиты, купить Бхагавад-гиту
          • Бхакти йога, Вайшнавизм, Сознание Кришны
          • Ведическая культура и современность
          • Детские книги, книги для родителей
          • Древо Жизни, книги Аркадия Петрова, Романа Гирейло
          • Жизнь на Земле, книги по ведической культуре
          • Журналы, плакаты, календари
          • Книги in E n g l i s h
          • Книги по психологии, техникам саморазвития
          • Шри Чайтанья Чаритамрита
          • Шримад Бхагаватам - перевод Бхакти Чайтанья Бхарати Свами
          • Шримад Бхагаватам - перевод Бхактиведанты Свами Прабхупады
        • КОНСУЛЬТАЦИЯ ВЕДИЧЕСКОГО АСТРОЛОГА, ДЖЙОТИШ
        • МЕШОЧКИ для ЧЁТОК
        • ЧЁТКИ 108 ТУЛАСИ, НИМ, КАМЕНЬ, СЧЕТЧИКИ, АЛТАРИ
          • Цифровые счетчики
          • Четки из камня
          • Чётки из дерева сандал, ним, ясень, бук, розовое дерево, рудракша, орех тагуа
          • Чётки из дерева Туласи
          • Алтари
        • ЯНТРЫ, МАНДАЛЫ
          • МАНДАЛЫ от Дмитрия и Татьяны Легковых
          • Янтры
          • CD\DVD по теме Ведической астрологии
        • ОБУЧЕНИЕ ПО АЮРВЕДЕ
      • Женщинам
      • Мужчинам
      • Детокс
      • Иммунитет
      • Печень
      • ЖКТ
      • Жива
      • Акции
      Будьте всегда в курсе!
      Узнавайте о скидках и акциях первым
      Новости
      Все новости
      12 Августа 2020
      Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
      21 Мая 2020
      Ганга-Дашахара Ягья - 1 июня 2020 года. Приглашаем вас принять участие в режиме он-лайн в Ганга Дашахара ягье
      23 Марта 2020
      Рекомендации министерства АЮШ (AYUSH) для профилактики коронавируса
      20 Января 2020
      Приглашаем Вас к участию в международном Конгрессе стран БРИКС по традиционной медицине Ayurveda Today 2020
      28 Августа 2019
      М.А. Суботялов приглашает на государственный курс по Аюрведе 2019
      Главная
      -
      Ведический медиа Словарь
      -
      А
      БВГДЕЖЗИ ЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
      -
      Аюрведическая медицина, психосоматика

      Аюрведическая медицина, психосоматика

      Аюрведическая медицина, психосоматика

      Диск Основы Аюрведы. Просто о сложном. Дживита. Дхари. Сат. Анубандха. Врач, доктор медицинских наук, профессор М. А. Суботялов

      Психосоматическое направление в традиционной медицине

      Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. , преподаватель аюрведы для врачей М.А. Суботялов,  врач, специалист по традиционной аюрведе  В.Ю. Дружинин

      Аюрведическая медицина – одна из трех современных традиционных систем врачевания – в течение тысяч лет формировалась на Индостанском субконтиненте и в наши дни широко используется в различных странах мира. Среди множества направлений, изложенных в канонических текстах аюрведы, обсуждается и психосоматическое направление, которому и посвящена данная работа.

      Несмотря на то, что термин «психосоматический» был введён Johann Heinroth в 1818 г., а понятие «психосоматическая медицина» появилось в 1922 г. в лекции Felix Deutch [1], знание о влиянии «души» на тело и идея целостности человека встречаются ещё у древних греков. В диалоге Платона «Хармид» приводится следующее изречение: «Как не следует пытаться лечить глаза отдельно от головы и голову – отдельно от тела, так не следует и лечить тело, не леча душу… 
      Всё – и хорошее и плохое – порождается в теле и во всем человеке душою, и именно из неё всё проистекает, точно так же как в глазах всё проистекает от головы» [2. С. 345]. В литературе Древней Индии мы также находим элементы психосоматического подхода в медицине, так, Махабхарата (3.2.24–25) говорит:

      manasena hi du?khena sariram upatapyate | aya?-pi??ena taptena kumbha-sa?stham ivodakam || 

      «От страданий ума всё тело воспаляется, подобно тому, как раскалённый стальной шар нагревает воду в кувшине».

      manasa? samayet tasmaj jnanenagnim ivambuna | prasante manase du?khe sariram upasamyati ||

      «Как вода тушит пламя, так истинное знание излечивает ум, а когда исцелён ум, то выздоравливает и тело» [3. С.18].

      В текстах традиционной аюрведической медицины мы встречаем описание психосоматического подхода. Концепция развития любой болезни в аюрведе неотделима от теории тридоша (trido?a) – наличия трёх факторов (дош), которые в равновесном состоянии поддерживают здоровье, а находясь в дисбалансе, разрушают его. 

      Вагбхата Муни (VII в. н.э.) в Аштанга-хридайам-самхите
      (1.1.20) говорит: 

      rogas tu do?a-vai?amya?, do?asamyam arogata 

      – «Болезнь есть следствие нарушения равновесия дош, здоровье – результат их баланса» [4. P. 12].В Чарака-самхите (4.4.34), одном из основных аюрведических текстов, сложившемся к I–II в. н.э., говорится: «Существуют три доши тела – вата, питта и капха, они поражают тело; и две доши ума – раджас и тамас, они поражают ум; когда поражены тело и ум, то рождается заболевание, в обратном же случае – нет» [5. Р. 435]. Поэтому одним из обязательных элементов оценки здоровья в аюрведе является определение качества психики (sattva). Подчёркивая сильную связь «телоум», Чарака-самхита (4.4.36) говорит: «Тело подчиняется уму, а ум подчиняется телу» [5. Р. 435].

      Последователь Чараки Вагбхата Муни (VII в.н.э.) в Аштанга-хридайам-самхите (1.1.20–21) говорит:

      nijagantu-vibhagena tatra roga dvidha sm?ta? || te?a? kaya-mano-bhedad adhi??hanam api dvidha| rajas tamas ca manaso dvau ca do?av udah?tau ||

      «Считается, что болезни делятся на два вида – от внутренних и внешних причин. Мест расположения болезней также два – тело и ум. Раджас и тамас называются болезнетворными началами (do?a) ума» [4. Р. 12].
      Тригуна – саттва (sattva), раджас (rajas) и тамас (tamas) – ключевые понятия философии санкхья (sa?khya). Материальная природа (prak?ti) является определённым состоянием этих трёх гун [6]. Из них раджас и тамас поражают ум, в то время как саттва способствует поддержанию здорового состояния ума (manas).
      Слово sattva происходит от добавления суффикса tva (tvan) к корню sat (?ad?), означающему, по Панини (Дхату-патха, 1427), растворение (visara?a), движение (gati) и уныние (avasadana) [7]. По мнению Амарасимхи (Амара-коша 3.3.212), саттва означает богатство (dravya), жизнь (asu), решимость (vyavasaya) и живое существо
      (jantu) [8]. В Санкхья-карике Ишваракришны (12–13) sattva описывается как имеющая природу удовольствия (priti), её назначение – просветление, просвещение (prakasa). Она легка (laghu) и светла (prakasaka) [9].

      Слово rajas происходит от прибавления суффикса as (asun) к корню ranj, который, по Панини (Дхату-патха, 999), означает привязанность (raga) [7]. Согласно словарю Амара-коша (1.4.29), слово rajas используется в значении пыли (re?u), влечения (raga), менструальных выделений (stripu?pa) и одного из модусов материальной природы (gu?a-bheda) [8]. В Санкхья-карике Ишваракришны (12–13) rajas описывается как имеющий природу несчастья (apriti), его назначение – активная деятельность (prav?tti). Он переменчив (cala) и оказывает возбуждающее действие (upa??ambhaka) [9].

      Слово tamas происходит от добавления суффикса as (asun) к корню tam, который означает разрушение, упадок, истощение (glani). Слово tamas, согласно словарю Амара-коша (3.3.231), может означать планету Раху (rahu), темноту (dhvanta) и один из модусов материальной природы (gu?a) [8]. Ишваракришна описывает tamas как
      имеющий природу глубокой скорби, оцепенения (vi?ada), его назначение – ограничение чего-либо (niyama). Он тяжелый (guru) и способен покрывать (vara?aka) [9].
      Согласно Арунадатте (XIII в.), одному из комментаторов Аштанга-хридайам-самхиты, раджас и тамас, будучи болезнетворными началами ума, не описаны так подробно в аюрведической литературе, как теория тридоша (вата и т.д.) [10]. Тема трёх гун подробно изложена как в текстах философии санкхья, так и в эпической литературе Древней Индии (Махабхарата, Бхагавата-пурана и т.д.).

      Большой пласт знаний по этому вопросу содержится в Бхагавад-Гите (Гитопанишад), входящей в состав Махабхараты [11].
      Согласно Гитопанишад (18.27), человек в модусе раджас (rajasa?) характеризуется несколькими качествами. Первое из них – ragi. Шанкара объясняет его как наличие привязанности, Рамануджа – как желание славы, Шридхара – как привязанность к детям и т.д. [12], Вишванатха Чакраварти Тхакур – как привязанность к деятельности [13]. Следующее качество – karma-phala-prepsu?.
      Большинство комментаторов толкуют его как сильное желание получить плоды своей деятельности [12], Баладева Видьябхушана отмечает, что такой человек жаждёт обрести домашний скот, сыновей, хорошую пищу и, в конце концов, попадание в райские миры [13]. Следующее качество –lubdhа?. Шанкара толкует его как желание чужого богатства, Мадхусудана Сарасвати добавляет неспособность отречься от собственного богатства [12], Вишванатха Чакраварти Тхакур – как привязанность к чувственным наслаждениям [13]. 
      Далее следует hi?satmakа? – склонность причинять страдания или смерть другим. Следующее качество – asuci?, внешняя и внутренняя нечистота, в том числе в совершаемой деятельности. И последнее – har?a-sokanvita?, склонность радоваться при достижении желаемого и огорчаться при разлучении с таковым, а также ощущение горя при неспособности достигнуть желанной цели [12].

      Человек под влиянием гуны тамас (tamasa?) характеризуется следующими качествами. Первое из них – ayukta?, обозначающее того, кто занимается бесполезной деятельностью, как трактуют этот термин Вишванатха Чакраварти Тхакур и Баладева Видьябхушана [13]. Шанкарачарья объясняет его как того, кто не занимается медитацией.
      Рамануджа – того, кто занимается деятельностью, противоречащей писаниям. Шридхара Свами – как невнимательного или небрежного человека, Мадхусудана Сарасвати добавляет, что невнимательность в деятельности происходит из-за поглощённости сознания чувственными наслаждениями.

      Следующее качество – prak?ta?. По мнению Шанкары, оно означает недоразвитого человека, с разумом, подобным ребёнку. Рамануджа трактует как человека, лишённого знания, Шридхара – человека, лишённого способности различать [12], Баладева Видьябхушана – человека, следующего материалистичному образу жизни, согласно своей
      природе, а не предписаниям священных писаний [13]. Далее следует качество stabdha?, которое обозначает упрямого человека, не выражающего никому почтения. 

      Следующая характеристика – sa?ha?, или лживый, коварный человек, занимающийся низменной деятельностью (магия и т.п.), обманывающий других для достижения собственных целей. Далее – nai?k?tika?, и ли т от, к то о скорбляет и поносит других. Шанкара говорит, что это тот, кто сеет вражду. Качество alasa? означает
      человека праздного, не желающего никакой активной деятельности, ленивого. Следующее качество – vi?adi, постоянная подавленность, скорбь, отчаяние [12]. Последним в этом списке перечисляется dirgha-sutri, или стремление делать всё очень медленно, откладывая в долгий ящик. Баладева Видьябхушана говорит, что такой человек делает работу, требующую одного дня, в течение года [13].

      Гитопанишад также описывает качества разума и решимости людей под влиянием различных модусов природы (18.30-35), о видах счастья, к которым они стремятся (18.37-39), характеристиках знания, которыми они обладают (18.20-22) и деятельностью, которой занимаются (23-25). Встречаются описания веры (17.4), пищи, которая наиболее приятна (17.8-10), природы пожертвований, которые они совершают (17.11-13) и т.д. 

      Подобно этому, описывая различные типы психики (sattva), автор Чарака-самхиты (4.4.36) приводит следующую классификацию типов психики (trividha? khalu sattva?) – чистую (suddha?), раджасичную (rajasa?) и тамасичную (tamasam). Первый из этих типов лишён дефектов (ado?a) и является благотворным (kalya?a), два других – имеют недостатки (sado?a), вследствие раздражительности и гнева (ro?a), а также иллюзии и глупости (moha) соответственно. 
      Далее автор трактата приводит примеры различных видов психики, он говорит, что, хотя существует бесконечное разнообразие индивидуальных различий, можно выделить 16 типов – семь в саттва-гуне, шесть – в гуне раджас и три – в гуне тамас [5]. Приведём эту
      классификацию.

      По словам Чараки (4.4.40), эта классификация помогает выбрать правильное лечение (upacara) для людей с различными типами психики [5]. Мы также можем увидеть определённые характеристики личности под влиянием трёх модусов природы (gu?a).
      Описывая причины развития заболеваний, Чарака и другие авторы канонических трудов нередко указывают такие, как гнев (в случае одного из видов расстройств лихорадки (jvara), скорбь (при гемолитической анемии (pa??u-roga), тревожность и страх (при лёгочном туберкулёзе) и т.д. Таким образом, люди, находящиеся под влиянием различных модусов материальной природы, приобретают определённые качества психики, которые могут привести к соматическим заболеваниям.

      Вагбхата описывает несколько способов лечения дош ума (раджас и тамас). В Аштанга-хридайам-самхите (1.1.26) он говорит: dhidhairyatmadi-vijnana? mano-do?au?adha? param – «Лучшей терапией дош ума являются развитие разума (dhi), то есть способности различать полезное и вредное, способность терпеть неудобства (dhairya), как, например, отказ от неблагоприятного, при использовании того, что является благим,а также изучение науки об Абсолютной Истине
      (atmadi-vijnana)» [4. Р.14; 10. Р. 16].

      В Чарака-самхите (1.11.54) также описывается метод лечения ума (sattvavajaya), заключающийся в удерживании ума от неблагоприятных объектов
      (punar ahitebhyo'mano-nigraha) [5].
      Таким образом, в текстах традиционной аюрведической медицины мы встречаем описание роли психологических факторов в развитии соматических заболеваний, способы их диагностики и лечения.

      ЛИТЕРАТУРА
      1. James L. Levenson. The American Psychiatric Publishing textbook of psychosomatic medicine. American Psychiatric Pub., 2005. 1092 p.
      2. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / общ. ред. А.Ф. Лосева и др. ; пер. с древнегреч. М: Мысль, 1990. Т. I 860 с.
      3. Махабхарата. Книга третья. Лесная (Араньяка-парва): пер. с санскр., предисл. и комм. Я.В. Василькова и С.Л. Невелевой. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. 799 с.
      4. Vagbha?a’s A??a?ga H?dayam, translated by К. R.Srikantha Murthy, vol. 1. – Krishnadas Academy: Varanasi, India, 1991. 523 p.
      5. Caraka-sa?hita. Agnivesa`s treatise refined and annotated by Caraka and redacted by D??habala. Text with English translation. Editor-translator prof. Priyavrat Sharma. Vol. 1. Varanasi: Chaukambha Orientalia, 2001. 544 p.
      6. Шохин В.К. Лунный свет санкхьи. Ишваракришна. Гаудапада. Вачаспати Мишра. М.: Ладомир, 1995. 384 с.
      7. The Dhatupa?ha Of Pa?ini With The Dhatvartha Prakasika Notes by Pt. Kanakalal Sarma. Varanasi-1, 1969. 52 p.
      8. The Namalinganusasana (Amarakosha) of Amarasimha. With the Commentary (Vyakhyasudha or Ramasrami) Of Bhanuji Dikshit. Bombay, 1929. 535 p.
      9. The Sa?khya-karika. Isvara K???a`s Memorable Verses on Sa?khya Philosophy with the Commentary of Gau?apadacarya. Poona: The Oriental Book Agency, 1933. 61 p.
      10. The Astangah?daya. A Compendium Of The Ayurvedic System, Composed By Vagbha?a With the Commentaries (Sarvangasundara) of Arunadatta and (Ayurvedarasayana) of
      Hemadri. Bombay, 1939. 1146 p.
      11. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Психосоматический подход в Гитопанишад // Бхагавад-гита в истории и в современном обществе: материалы V Всероссийской научной
      конференции с международным участием. Томск, 2012. С. 276–279.
      12. The Bhagavad-Gita with Eleven Commentaries. First Collection. Vol. III (Thirteenth to Eighteenth Adhyayas). Bombay: The Gujarati Printing Press, 1938. 448 p.
      13. Bhagavad-Gita With Sarartha-var?i?i of Visvanatha Cakravarti and Gita-bhu?a?a of Baladeva Vidyabhu?a?a. (ed.) K???adasa. Kusumasarovara, 1956. 486 p.







      
      2021 © Vedayu.Ru интернет-магазин для здорового образа жизни
      КОМПАНИЯ
      ПОМОЩЬ
      ИНФОРМАЦИЯ
      • О компании
      • Контакты
      • Новости
      • Партнеры
      • Как купить
      • Сертификаты
      • Словарь
      • Производители
      • Авторы
      +7 926 707 64 64+7 926 975 64 64 Заказать звонок
      Мы в социальных сетях:
      2021 © Vedayu.Ru интернет-магазин для здорового образа жизни