Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Аюрведическая медицина, диетология
Диетология в традиционной аюрведической медицине.
Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. , преподаватель аюрведы для врачей М.А. Суботялов, врач, специалист по традиционной аюрведе В.Ю. Дружинин
Книга по теме: Изучаем Аюрведу легко и просто. М. А. Суботялов. Философская Книга
Актуальность.
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации организма к окружающей среде. Оценка состояния фактического питания на популяционном уровне выявила серьезные отклонения, являющиеся фактором риска алиментарно-зависимых заболеваний, на долю которых приходится более 60 % в структуре общей смертности населения [1].
На протяжении всей истории Аюрведическая медицина оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины в различных регионах земного шара [2]. В последние годы в обществе заметно вырос практический интерес к традиционной и, в том числе, к Аюрведической медицине. Сегодня мы получили возможность обратиться к этим древним медицинским знаниям, способным повлиять на решение проблем современного общества в целом и медицины в частности. В связи с вышесказанным выявление и изучение информации о питании в Аюрведической медицине является актуальным и востребованным в современном обществе.
Цель исследования.
Изучить знания о диетологии в традиционной Аюрведической медицине на основе источников.
Результаты исследования. В традиционной Аюрведической медицине есть направление анна-виджнана (anna-vijñāna), что можно перевести с санскрита как «знание о пище» или «диетология». В аутентичных литературных источниках (Чарака-самхита, Сушрута-самхита и других) подробно описаны основные факторы, определяющие воздействие пищи на организм, а также правила питания.
В Аюрведе нет описания какой-либо одной универсальной диеты, которая может решить все проблемы. Питание рассматривается дифференцированным образом.
При изучении вопросов питания в первую очередь необходимо обратиться к одному из основных источников Аюрведической медицины - Чарака-самхите (Carakasaṁhitā) [4]. Он гласит: «Пища является наиболее важным из факторов, поддерживающих жизнь. Лишь приѐм полезной пищи способствует правильному росту и развитию человека, употребление же вредной пищи является причиной болезней» [4].
В Чарака-самхите перечисляется восемь важнейших факторов, которые определяют, насколько полезна для организма та или иная пища [4]:
1. Свойства пищи (prakṛti)
2. Способ приготовления пищи (karaṇa)
3. Сочетаемость пищевых продуктов (saṁyoga)
4. Количество пищи (rāśi)
5. Место (deśa)
6. Время (kāla)
7. Правила приѐма пищи (upayoga-saṁstha)
8. Состояние и привычки того, кто принимает пищу (upayoktṛ)
Каждый из этих факторов имеет большое значение для здоровья организма. Рассмотрим их подробнее.
Свойства пищи (prakṛti).
Любой организм обладает определѐнным типом конституции (prakṛti). Пища также имеет свою природу (prakṛti), основанную на таких свойствах как вкус (rasa) и качество (guṇa). Чарака-самхита описывает пракрити как природу, которая есть обладание определѐнными качествами (тяжесть-легкость; сухость-маслянистость; тепло-холод и т.д.) [4]. Соответствие свойств пищи и типа конституции определяет пользу, которую данная пища может принести конкретному организму.
Способ приготовления пищи (karaṇa).
Карана – переработка пищи, приводящая к еѐ трансформации, обогащением новыми свойствами. Эти качества обретаются при вымачивании, тепловой обработке, очищении, пахтании, нахождении в определѐнном месте, под воздействием времени, при высушивании на солнце, охлаждении, настаивании и т. д. [4].
Свойства продукта изменяет, прежде всего, тепловая обработка. Пища, которая прошла такую обработку, предпочтительнее сырой, так как из обработанной пищи организму легче усваивать питательные вещества. Этот принцип необходимо учитывать особенно при ослабленном пищеварении. В Чарака-самхите по этому поводу сказано, что «еда должна быть горячей, так как она приятна на вкус, стимулирует пищеварение, быстро переваривается, способствует уменьшению газов, уменьшает количество слизи» [4].
Сочетаемость пищевых продуктов (saṁyoga).
Самйога – соединение двух или нескольких субстанций с обретением особого свойства, которого нет у этих субстанций, взятых по отдельности [4].
Существуют определѐнные сочетания пищевых продуктов, которые негативно влияют на здоровье. Это происходит в основном при комбинации продуктов, которые обладают противоположными качествами. Например, рыба и молоко, мѐд и мясо, чеснок и молоко и т.д. являются антагонистичными, поэтому их не следует сочетать друг с другом [4].
Количество пищи (rāśi).
Раши (количество) состоит из общего количества пищи (сарваграха) и количества отдельного взятого продукта (париграха) [4]. Этот фактор обязательно учитывается в диетологии.
В Чарака-самхите указано, что каждый должен поглощать пищу в правильном объеме. Надлежащим количеством пищи считается то, которое переваривается за определѐнное время и не вызывает нарушения физиологических процессов. Оно будет зависеть от силы пищеварения. Важную роль играет и природа пищи, которую можно разделить на тяжѐлую (guru) и лѐгкую (laghu), в зависимости от силы пищеварительного огня, необходимого для еѐ переваривания. Тяжѐлая пища, принятая в избытке, вредна, но, для сохранения силы пищеварительного огня, не следует употреблять и лѐгкую пищу в слишком большом количестве [4].
Известное правило гласит, что одну треть желудка должна заполнять твѐрдая пища, одну треть – жидкая, а последнюю треть нужно оставить пустой. Чарака-самхита отмечает, что пища, принятая в правильном объѐме, наделяет силой, привлекательностью и счастливой жизнью [4]
Важнейшие признаки того, что пища съедена в надлежащем количестве таковы: после еды не чувствуется чрезмерной тяжести в желудке, ничто не мешает работе сердца, не ощущается давления по бокам грудной клетки и на подчревную область, оптимально работают органы чувств, голод и жажда утолены, человек чувствует себя комфортно стоя, лѐжа, во время ходьбы, при вдохе и выдохе, а также при смехе и речи [4].
Место (deśa).
Чарака-самхита указывает, что необходимо учитывать местность, которая является источником пищи. Флора, произрастающая в холодных регионах, обретает тяжѐлые свойства (guru), в отличие от флоры жарких областей. Также важно то, что в местности с влажным климатом рекомендуется преимущественно горячая, сухая пища, а в засушливой, пустынной области – холодная и маслянистая по своей природе [4].
Время (kāla). Рассматривая категорию времени в диетологии, Чарака-самхита говорит о необходимости изменять диету в зависимости от сезона года (ṛtu-sātmya), возраста, а также при различных заболеваниях и т.д.
Говоря о времени приѐма пищи, классические тексты указывают на следующие признаки подходящего времени:
«Время, когда справлены естественные потребности, когда человек эмоционально спокоен, а предыдущая пища уже переварилась, появляется отрыжка чистым воздухом, аппетит хорошо выражен, нет вздутия живота, пищеварительная активность сильна, органы чувств спокойны и есть лѐгкость в теле, является идеальным» [3].
Правила приѐма пищи (upayoga-saṁstha).
Согласно Чарака-самхите, каждый должен есть пищу тѐплую и маслянистую; в должном количестве; после того, как предыдущая пища переварилась; не антагонистичную; в благоприятном месте; со всеми благоприятными атрибутами; не слишком быстро; не слишком медленно; не разговаривая; не смеясь; с полной концентрацией на пище; после размышления о себе [4].
В последующих текстах эти правила разбираются подробнее.
Каждый должен есть тѐплую пищу, так как она приятна на вкус, стимулирует пищеварение, быстро переваривается, способствует уменьшению газов, уменьшает количество слизи [4].
Каждый должен есть маслянистую пищу, так как она приятна на вкус, съеденная пища стимулирует огонь пищеварения, быстро переваривается, способствует уменьшению газов, питает тело, делает сильными чувства, увеличивает силу, улучшает цвет кожи [4].
Каждый должен есть пищу в правильном количестве, так как такая пища увеличивает продолжительность жизни, легко продвигается к выходу, не ухудшает пищеварение и переваривается без затруднений [4].
Каждый должен есть тогда, когда предыдущая пища переварилась, так как если человек ест при несварении, то съеденная пища, смешанная с предыдущей порцией, быстро выводит организм из равновесия [4].
Каждый должен есть пищу, состоящую из не антагонистичных продуктов. Тот, кто так делает, не повреждается заболеваниями, вызываемыми продуктами, противоположными по своей природе [4].
Следует принимать пищу в благоприятном месте и со всеми благоприятными атрибутами. Тот, кто ест в таком месте, не подвергается ментальным беспокойствам, которые могут быть в неподходящих местах [4].
Никто не должен есть пищу слишком быстро, так как быстрый приѐм пищи может привести к попаданию пищи не в те пути, не приносит удовлетворения, пища не задерживается в нужном месте, невозможно почувствовать недостатки и достоинства пищи [4].
Никто не должен есть пищу слишком медленно, так как медленный приѐм пищи не приводит к насыщению, человек съедает слишком много, пища остывает, плохо переваривается [4].
Каждый должен вкушать пищу молча и без смеха, а также с полной концентрацией. Если же он принимает пищу, разговаривая или смеясь, с блуждающим умом, то в таком приѐме пищи есть определѐнные недостатки, как например, слишком быстрое принятие пищи [4].
Каждый должен принимать пищу после размышления о себе самом. «Это подходит мне, это не подходит мне». Если человек действует таким образом, то в этом случае пища становится подходящей [4].
Состояние и привычки того, кто принимает пищу (upayoktṛ).
Согласно Чарака-самхите, пища не будет правильно переварена, если человек находится под влиянием беспокойства, горя, страха, ярости, страдания, сонливости или слишком долгого бодрствования [4].
Выделяется также такое понятие как oka-sātmya, или подходящее качество пищи для отдельного человека, выявленное путѐм жизненного опыта [4].
Аюрведические тексты говорят, что каждый должен стремиться понять принципы правильного питания и следовать им. Пища, или любая другая вещь, которая нравится, но является неподходящей и ведѐт к неблагоприятным последствиям, не должна быть использована по невежеству или невнимательности [4].
Заключение. Проведенный обзор литературных медицинских источников традиционной Аюрведической медицины показывает несомненную историческую и научно-практическую значимость диетологического направления в Аюрведической медицине.
Эта информация остаѐтся актуальной и востребованной и в наши дни.
Список литературы
1. Тутельян В. А. Наука о питании: прошлое, настоящее, будущее: к 75-летию Института питания РАМН / В. А. Тутельян // Вопр. питания. – 2005. – Т. 74, № 6. – С. 3–10.
2. Сорокина Т. С. История медицины : учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений/ Т. С. Сорокина. – 9-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 560 с.
3. Vagbhata’s Ashtanga Hridayam, translated by / K. R. Srikantha Murthy. – Krishnadas Academy : Varanasi, India, 1991. – Vol. 1. – 523 p.
4. Caraka-saṁhitā. Agniveśa`s treatise refined and annotated by Caraka and redacted by Dṛḍhabala. Text with English translation. Editor-translator prof. Priyavrat Sharma. –Varanasi : Chaukambha Orientalia, 2001. – Vol. 1. – 544 p.
Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. , преподаватель аюрведы для врачей М.А. Суботялов, врач, специалист по традиционной аюрведе В.Ю. Дружинин
Книга по теме: Изучаем Аюрведу легко и просто. М. А. Суботялов. Философская Книга
Актуальность.
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации организма к окружающей среде. Оценка состояния фактического питания на популяционном уровне выявила серьезные отклонения, являющиеся фактором риска алиментарно-зависимых заболеваний, на долю которых приходится более 60 % в структуре общей смертности населения [1].
На протяжении всей истории Аюрведическая медицина оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины в различных регионах земного шара [2]. В последние годы в обществе заметно вырос практический интерес к традиционной и, в том числе, к Аюрведической медицине. Сегодня мы получили возможность обратиться к этим древним медицинским знаниям, способным повлиять на решение проблем современного общества в целом и медицины в частности. В связи с вышесказанным выявление и изучение информации о питании в Аюрведической медицине является актуальным и востребованным в современном обществе.
Цель исследования.
Изучить знания о диетологии в традиционной Аюрведической медицине на основе источников.
Результаты исследования. В традиционной Аюрведической медицине есть направление анна-виджнана (anna-vijñāna), что можно перевести с санскрита как «знание о пище» или «диетология». В аутентичных литературных источниках (Чарака-самхита, Сушрута-самхита и других) подробно описаны основные факторы, определяющие воздействие пищи на организм, а также правила питания.
В Аюрведе нет описания какой-либо одной универсальной диеты, которая может решить все проблемы. Питание рассматривается дифференцированным образом.
При изучении вопросов питания в первую очередь необходимо обратиться к одному из основных источников Аюрведической медицины - Чарака-самхите (Carakasaṁhitā) [4]. Он гласит: «Пища является наиболее важным из факторов, поддерживающих жизнь. Лишь приѐм полезной пищи способствует правильному росту и развитию человека, употребление же вредной пищи является причиной болезней» [4].
В Чарака-самхите перечисляется восемь важнейших факторов, которые определяют, насколько полезна для организма та или иная пища [4]:
1. Свойства пищи (prakṛti)
2. Способ приготовления пищи (karaṇa)
3. Сочетаемость пищевых продуктов (saṁyoga)
4. Количество пищи (rāśi)
5. Место (deśa)
6. Время (kāla)
7. Правила приѐма пищи (upayoga-saṁstha)
8. Состояние и привычки того, кто принимает пищу (upayoktṛ)
Каждый из этих факторов имеет большое значение для здоровья организма. Рассмотрим их подробнее.
Свойства пищи (prakṛti).
Любой организм обладает определѐнным типом конституции (prakṛti). Пища также имеет свою природу (prakṛti), основанную на таких свойствах как вкус (rasa) и качество (guṇa). Чарака-самхита описывает пракрити как природу, которая есть обладание определѐнными качествами (тяжесть-легкость; сухость-маслянистость; тепло-холод и т.д.) [4]. Соответствие свойств пищи и типа конституции определяет пользу, которую данная пища может принести конкретному организму.
Способ приготовления пищи (karaṇa).
Карана – переработка пищи, приводящая к еѐ трансформации, обогащением новыми свойствами. Эти качества обретаются при вымачивании, тепловой обработке, очищении, пахтании, нахождении в определѐнном месте, под воздействием времени, при высушивании на солнце, охлаждении, настаивании и т. д. [4].
Свойства продукта изменяет, прежде всего, тепловая обработка. Пища, которая прошла такую обработку, предпочтительнее сырой, так как из обработанной пищи организму легче усваивать питательные вещества. Этот принцип необходимо учитывать особенно при ослабленном пищеварении. В Чарака-самхите по этому поводу сказано, что «еда должна быть горячей, так как она приятна на вкус, стимулирует пищеварение, быстро переваривается, способствует уменьшению газов, уменьшает количество слизи» [4].
Сочетаемость пищевых продуктов (saṁyoga).
Самйога – соединение двух или нескольких субстанций с обретением особого свойства, которого нет у этих субстанций, взятых по отдельности [4].
Существуют определѐнные сочетания пищевых продуктов, которые негативно влияют на здоровье. Это происходит в основном при комбинации продуктов, которые обладают противоположными качествами. Например, рыба и молоко, мѐд и мясо, чеснок и молоко и т.д. являются антагонистичными, поэтому их не следует сочетать друг с другом [4].
Количество пищи (rāśi).
Раши (количество) состоит из общего количества пищи (сарваграха) и количества отдельного взятого продукта (париграха) [4]. Этот фактор обязательно учитывается в диетологии.
В Чарака-самхите указано, что каждый должен поглощать пищу в правильном объеме. Надлежащим количеством пищи считается то, которое переваривается за определѐнное время и не вызывает нарушения физиологических процессов. Оно будет зависеть от силы пищеварения. Важную роль играет и природа пищи, которую можно разделить на тяжѐлую (guru) и лѐгкую (laghu), в зависимости от силы пищеварительного огня, необходимого для еѐ переваривания. Тяжѐлая пища, принятая в избытке, вредна, но, для сохранения силы пищеварительного огня, не следует употреблять и лѐгкую пищу в слишком большом количестве [4].
Известное правило гласит, что одну треть желудка должна заполнять твѐрдая пища, одну треть – жидкая, а последнюю треть нужно оставить пустой. Чарака-самхита отмечает, что пища, принятая в правильном объѐме, наделяет силой, привлекательностью и счастливой жизнью [4]
Важнейшие признаки того, что пища съедена в надлежащем количестве таковы: после еды не чувствуется чрезмерной тяжести в желудке, ничто не мешает работе сердца, не ощущается давления по бокам грудной клетки и на подчревную область, оптимально работают органы чувств, голод и жажда утолены, человек чувствует себя комфортно стоя, лѐжа, во время ходьбы, при вдохе и выдохе, а также при смехе и речи [4].
Место (deśa).
Чарака-самхита указывает, что необходимо учитывать местность, которая является источником пищи. Флора, произрастающая в холодных регионах, обретает тяжѐлые свойства (guru), в отличие от флоры жарких областей. Также важно то, что в местности с влажным климатом рекомендуется преимущественно горячая, сухая пища, а в засушливой, пустынной области – холодная и маслянистая по своей природе [4].
Время (kāla). Рассматривая категорию времени в диетологии, Чарака-самхита говорит о необходимости изменять диету в зависимости от сезона года (ṛtu-sātmya), возраста, а также при различных заболеваниях и т.д.
Говоря о времени приѐма пищи, классические тексты указывают на следующие признаки подходящего времени:
«Время, когда справлены естественные потребности, когда человек эмоционально спокоен, а предыдущая пища уже переварилась, появляется отрыжка чистым воздухом, аппетит хорошо выражен, нет вздутия живота, пищеварительная активность сильна, органы чувств спокойны и есть лѐгкость в теле, является идеальным» [3].
Правила приѐма пищи (upayoga-saṁstha).
Согласно Чарака-самхите, каждый должен есть пищу тѐплую и маслянистую; в должном количестве; после того, как предыдущая пища переварилась; не антагонистичную; в благоприятном месте; со всеми благоприятными атрибутами; не слишком быстро; не слишком медленно; не разговаривая; не смеясь; с полной концентрацией на пище; после размышления о себе [4].
В последующих текстах эти правила разбираются подробнее.
Каждый должен есть тѐплую пищу, так как она приятна на вкус, стимулирует пищеварение, быстро переваривается, способствует уменьшению газов, уменьшает количество слизи [4].
Каждый должен есть маслянистую пищу, так как она приятна на вкус, съеденная пища стимулирует огонь пищеварения, быстро переваривается, способствует уменьшению газов, питает тело, делает сильными чувства, увеличивает силу, улучшает цвет кожи [4].
Каждый должен есть пищу в правильном количестве, так как такая пища увеличивает продолжительность жизни, легко продвигается к выходу, не ухудшает пищеварение и переваривается без затруднений [4].
Каждый должен есть тогда, когда предыдущая пища переварилась, так как если человек ест при несварении, то съеденная пища, смешанная с предыдущей порцией, быстро выводит организм из равновесия [4].
Каждый должен есть пищу, состоящую из не антагонистичных продуктов. Тот, кто так делает, не повреждается заболеваниями, вызываемыми продуктами, противоположными по своей природе [4].
Следует принимать пищу в благоприятном месте и со всеми благоприятными атрибутами. Тот, кто ест в таком месте, не подвергается ментальным беспокойствам, которые могут быть в неподходящих местах [4].
Никто не должен есть пищу слишком быстро, так как быстрый приѐм пищи может привести к попаданию пищи не в те пути, не приносит удовлетворения, пища не задерживается в нужном месте, невозможно почувствовать недостатки и достоинства пищи [4].
Никто не должен есть пищу слишком медленно, так как медленный приѐм пищи не приводит к насыщению, человек съедает слишком много, пища остывает, плохо переваривается [4].
Каждый должен вкушать пищу молча и без смеха, а также с полной концентрацией. Если же он принимает пищу, разговаривая или смеясь, с блуждающим умом, то в таком приѐме пищи есть определѐнные недостатки, как например, слишком быстрое принятие пищи [4].
Каждый должен принимать пищу после размышления о себе самом. «Это подходит мне, это не подходит мне». Если человек действует таким образом, то в этом случае пища становится подходящей [4].
Состояние и привычки того, кто принимает пищу (upayoktṛ).
Согласно Чарака-самхите, пища не будет правильно переварена, если человек находится под влиянием беспокойства, горя, страха, ярости, страдания, сонливости или слишком долгого бодрствования [4].
Выделяется также такое понятие как oka-sātmya, или подходящее качество пищи для отдельного человека, выявленное путѐм жизненного опыта [4].
Аюрведические тексты говорят, что каждый должен стремиться понять принципы правильного питания и следовать им. Пища, или любая другая вещь, которая нравится, но является неподходящей и ведѐт к неблагоприятным последствиям, не должна быть использована по невежеству или невнимательности [4].
Заключение. Проведенный обзор литературных медицинских источников традиционной Аюрведической медицины показывает несомненную историческую и научно-практическую значимость диетологического направления в Аюрведической медицине.
Эта информация остаѐтся актуальной и востребованной и в наши дни.
Список литературы
1. Тутельян В. А. Наука о питании: прошлое, настоящее, будущее: к 75-летию Института питания РАМН / В. А. Тутельян // Вопр. питания. – 2005. – Т. 74, № 6. – С. 3–10.
2. Сорокина Т. С. История медицины : учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений/ Т. С. Сорокина. – 9-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 560 с.
3. Vagbhata’s Ashtanga Hridayam, translated by / K. R. Srikantha Murthy. – Krishnadas Academy : Varanasi, India, 1991. – Vol. 1. – 523 p.
4. Caraka-saṁhitā. Agniveśa`s treatise refined and annotated by Caraka and redacted by Dṛḍhabala. Text with English translation. Editor-translator prof. Priyavrat Sharma. –Varanasi : Chaukambha Orientalia, 2001. – Vol. 1. – 544 p.