Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Антардвипа — центральный остров Навадвипы
Антардвипа — центральный остров Навадвипы, который сравнивают с чашечкой лотоса. Его сердцевина — Йогапитх, место явления Господа Чайтаньи Махапрабху и центр духовного мира и Гауда-мандала-бхуми.
Слава сыну Шачи — Господу Шри Чайтанье Махапрабху; слава жизни и душе Джахнавы-деви — Шри Нитьянанде Прабху; слава высочайшему из всех святых мест, Навадвипа-дхаме — краю, в котором в эпоху Кали пришел на землю Господь Чайтанья! Нитьянанда Прабху сказал: «О Джива, внимай Моим словам: святая земля Шри Чайтаньи, Навадвипа, неотлична от Вриндаваны, священной земли Шри Кришны.
Протяженность ее внешних границ — тридцать две мили; она образована девятью островами, формирующими восьмилепестковый лотос, тихо плывущий по водам Ганги. Восемь островов составляют восемь лепестков этого лотоса, сердцевину его образует девятый остров, известный как Антардвипа.
В центре Антардвипы находится город Майяпура, и в пределах его расположена вечная сфера проявления высших, духовных сил, известная как Йога-питха — священное место рождения Шри Чайтаньи и вечная сцена Его исполненных радости игр. В облике Шри Чайтаньи предстает Сам Всевышний Господь Кришна — так Он играет роль Своего приверженца. Он же приходит как изначальный гуру в образе Нитьянанды, и как аватара-преданный Он — Шри Адвайта. Как энергия преданности Кришна проявляется в облике Гададхары, и как Его последователь — в облике Шривасы. Эти пять качеств, аспектов Бога известны как Панча-таттва — пять великих священных сущностей. И все они пребывают в области рождения Шри Чайтаньи, известном как Йога-питха; поэтому Йога-питха — священнейшее из всех священных мест. Внешняя граница Майяпуры имеет протяженность три с половиной мили, а диаметр ее — миля с четвертью».
Нитьянанда продолжал: «Волей Господа, весьма скоро всю эту область скроют от глаз воды Ганги, и Его же волей, впоследствии, эта святая земля снова явится во всей своей славе. Святая земля вечна и никогда не будет утрачена, однако порой она сокрыта, в иное время она видима для глаз. Тем самым явление и исчезновение святой обители в чем-то подобно восходу и закату солнца.
Почитаемый Мною Господь Шри Чайтанья вечно пребывает в Майяпуре на восточном берегу Ганги. На взгляд обычных людей, Господь принял санньясу и покинул Навадвипу, уйдя куда-то еще, но в действительности Чайтанья никогда не оставлял Майяпуру и Навадвипу. Только преданные способны постичь здесь Его деяния — протекающие в этом самом месте, исполненные радости и вечно новые каждый день. О Джива, наступит час, когда и ты узришь танец Чайтаньи Махапрабху. Майяпура стоит на острове Антардвипа — том самом острове, где Господь Брахма воочию видел Шри Чайтанью. О Джива, если желаешь постичь все эти сокровенные истины, тебе будет полезно паломничество в эти края».
Выслушав речь Господа Нитьянанды, Джива Госвами, не в силах сдержать слез, пал к стопам Господа со словами: «Ты явишь истинную милость сей несчастной душе, если возьмешь меня в паломничество по святой Навадвипа-дхаме!» Вняв мольбам Дживы, Нитьянанда Прабху отвечал: «О Джива, быть по сему! Сегодня мы обойдем Майяпуру, а завтра посетим другие святые места, и путь наш будет намного больше».
С этими словами Нитьянанда поднялся и двинулся вперед, а безмерно счастливый Джива последовал за Ним. Нитьянанда шествовал медленно — телом Его двигала священная любовь гаура-према. Пленительный облик Нитьянанды вызывал неодолимое очарование, Его тело было обильно убрано золотыми украшениями; движимое волнами духовных чувств, оно сияло и переливалось чудесным светом. Лотосные стопы Нитьянанды, достичь коих невозможно даже Брахме и Шиве в их священных медитациях, были милостиво дарованы Дживе Госвами; следуя за Нитьянандой, он взял в руку пыль от Его лотосных стоп. Затем, умастив себя ею, Джива в великом порыве устремился за своим наставником.
Так они достигли дома Джаганнатхи Мишры, и, вступив в дом, Нитьянанда Прабху представил Дживу Шри Шачимате: «О Мать, перед тобой Шри Джива. Необыкновенно счастливая и возвышенная душа, он — дорогой слуга Шри Чайтаньи». При этих словах Нитьянанды Джива пал наземь, подобно дереву, вырванному с корнями свирепой бурей. Распростершись у ног Шачидеви, он не в силах был вымолвить слова, но тело его проявляло неудержимые признаки экстаза.
Милосердная Шачимата благословила его, и там же, в доме Джаганнатхи Мишры, Нитьянанда и Джива Госвами приняли послеполуденный прасад. По просьбе Шачиматы Вишнуприя-деви приготовила им различные виды риса, овощей, чатни и сладостей. Вамшивадана Тхакура заботливо предложил бхогу алтарному изображению Шри Чайтаньи Махапрабху, а Ишана Тхакура, старый слуга в семье Джаганнатхи Мишры, живший в ней со времени принятия санньясы Нимаем Пандитом, радостно преподнес прасад Нитьянанде Прабху.
С материнской нежностью Шачидеви говорила Нитьянанде: «Вкушай Свой рис, дитя мое! Сейчас Ты в доме Своей матери. Невидимый Тобой воочию, Нимай уже принял Свою трапезу. Если и Ты не откажешься от еды, это одарит меня несравненным счастьем». Вняв исполненным материнской любви словам Шачидеви, Нитьянанда Прабху с великой радостью насладился Своим обедом, а Джива Госвами воздал честь оставшимся после Него кушаньям.
И когда прошло время трапезы, Джива Госвами заметил: «Какое благословение выпало на мою долю: я узнал счастье принять прасад в майяпурском доме Шри Чайтаньи!» Затем Нитьянанда Прабху простился со святыми стопами Шачидеви и удалился, пригласив с Собой Вамшивадану Тхакуру. Джива Госвами выразил почтение лотосным стопам Вамшиваданы, причем Нитьянанда пояснил ему: «От преданных не сокрыто, что Вамшивадана — собственная дорогая флейта Кришны, милостью которой к Богу привлекаются внимание и любовь многочисленных душ, и те жадно впитывают возвышеннейшую мелодию преданности.
Взгляни, о Джива! Вот в этот дом приглашал нас к Себе Шри Чайтанья — там мы вершили дивные, поразительные дела. Взгляни — вот храм Джаганнатхи Мишры, где проводил он свое ежедневное поклонение Вишну, вот в этом доме принимал он своих гостей, а здесь нашла себе приют туласи. Когда-то он жил в этом доме, исполняя обряды, которые совершал прежде его отец, а теперь Ишана каждый день совершает те же предписанные обряды, руководствуясь надежными указаниями Вамшиваданы Тхакуры. Некогда здесь стояло дерево ним — оно исчезло от божественного прикосновения Шри Чайтаньи».
В продолжение Своего рассказа Нитьянанда плакал от горького чувства разлуки, и Вамшивадана тоже не мог удержаться от слез. Затем, из любопытства, к ним присоединился Шриваса Тхакура, издали заметивший группу преданных, и вчетвером они покинули дом Джаганнатхи Мишры. Вместе они отошли на двести метров к югу и оказались во внутреннем дворе Шривасы Тхакуры, известном преданным как «Шривасангам». В нем обыкновенно проводил Свои киртаны Шри Чайтанья. С сердцем, исполненным неземного блаженства, Нитьянанда показывал Дживе дом Шривасы, и по мере того, как в том пробуждалось воспоминание о чудесных деяниях Господа, все его существо оказалось во власти блаженного экстаза.
И в то время как Джива постепенно приходил в сознание, пред взором его предстало видение одного из удивительнейших деяний Господа: Шри Чайтанья танцевал со Своими ближайшими преданными, и в той великой группе киртана Джива с ликованием наблюдал небывалый танец Адвайты Ачарьи, Нитьянанды Прабху, Гададхары Пандиты и сладостно поющего Харидасы Тхакуры. Там плясал и великий преданный Шукламбара, окруженный сотнями других приверженцев, также вступивших в самозабвенную, полную блаженства пляску. Следя за происходящим, Джива снова лишился чувств в экстазе священной любви.
Когда же, придя в себя, он обнаружил, что его покинуло видение удивительных деяний Господа, он стал сокрушаться, плача: «Увы! Почему я не пришел в мир немного раньше? Я столь несчастен! Родившись слишком поздно, я не смогу вкусить ослепительного блаженства такого киртана. Но милосердие Нитьянанды не знает границ, и по Его милости, мне выпало мгновение счастья. Единственное мое желание — навсегда остаться в Майяпуре, и пусть уйдут прочь все несчастья материальной жизни! Но воля Господа сильнее, чем желание бедного слуги, так что вскоре мне суждено тронуться в путь. И все же сердце мое неспокойно при мысли об уходе из Майяпуры».
В это время Нитьянанда Прабху пригласил Дживу в дом Адвайты, стоявший всего в двадцати метрах к северу. «Здесь, в доме Адвайты Ачарьи, — обратился Он к Дживе, — вайшнавы собирались для бесед о Кришне. Здесь поклонялся Кришне Адвайта Прабху, и Его громкий зов стал причиной бесценного прихода Шри Чайтаньи Махапрабху в этот мир».
Затем четверо преданных перешли на десять метров восточнее и оказались у дома Гададхары Пандита; таким образом Нитьянанда показал Дживе Госвами обители всех ближайших спутников Господа. Осмотрев дома брахманов, четыре великих души в глубокой радости спустились к берегам Ганги. Там, на окраине Майяпуры, Джива Госвами увидел храм Вриддха Шивы.
Нитьянанда сказал ему в пояснение: «Господь Шива — защитник святой земли Майяпуры, и в этой местности всегда находится его вечная супруга Праудха-майя. Когда же Господь покинет этот материальный мир, Его волей Ганга поднимется, скрыв под собой Майяпуру. Город окажется под водой на целую сотню лет, после чего воды реки снова пойдут на спад. Здесь уже не будет никаких строений, и некоторое время земля эта будет пустынной. Затем по воле Господа на ней, как прежде, поселятся люди, и снова явятся эти гхаты на берегах Ганги, и преданные построят здесь свои храмы. Здесь же возведут один удивительный, необыкновенный храм, из которого вечное служение Шри Чайтанье будет проповедано всему миру. В то время сюда вернется Праудха-майя и волей Господа она исполнит свой долг — явит взору людей Его божественную обитель».
Выслушав слова Нитьянанды, Джива Госвами почтительно сложил руки и коснулся ими лотосных стоп Господа, обратившись к Нему с вопросом: «О Господь, Ты — Сама Абсолютная Истина: в Тебе пребывают святая земля, святое имя и священная форма Господа. И хотя как Гуру всех живых существ Ты действуешь в соответствии с волей Господа, все же Тебя постигают как Всевышнего — ведь Ты содержишь в Себе все энергии. О Господь: всякого полагающего, что существует различие между Тобой и Шри Чайтаньей, мудрые причисляют к безбожникам. Всевышний всеведущий Господь, Ты низошел в мир с целью явить в нем Свои удивительные деяния, но в моем сердце пробудилось одно сомнение: куда уйдут Господь Шива и его энергия, его супруга Праудха-майя, когда Майяпура скроется под водами Ганги?»
Нитьянанда отвечал: «О Джива, внимательно прислушайся к Моим словам: взгляни туда, на западный берег Ганги! Та высокая песчаная коса известна как Параданга, и там живет община брахманов. К северу от нее, на берегу, находится Чхинна Данга. Там, в селении, что появится здесь в будущем, и проживут какое-то время Шива и его супруга-энергия.
Кто сможет достойно поведать о славе той местности на берегу реки Ганги? Оно — место танца раса. И хотя обычный глаз заметит там лишь песчаную полоску земли, в действительности это место — священнейшее из всех святых мест; оно украшено нематериальными драгоценными камнями и служит сценой постоянных священных игр. Майяпура неотлична от великого леса Махавана в Гокула Вриндаване, а Параданга — это СатТика, раса-мандала Вриндаваны. В будущем преданные станут громко воспевать славу этого края, сейчас же тебе следует понять, что эта Майяпура, ее берега и вся эта область Ганги есть часть священной обители Шри Чайтаньи Махапрабху. Любой, проходящий в пределах этих десяти миль, сможет видеть великолепную Майяпуру, раскинувшуюся по берегу Ганги, а совершающий это паломничество в обществе преданных, в день полнолуния месяца Пхалгуна (соответствующего февралю-марту), несомненно достигнет вечного сокровища священной любви.
О Джива, теперь узнай от Меня еще одну тайну. Прекрасное алтарное изображение Чайтаньи Махапрабху, первоначально установленное и почитавшееся здесь Вишнуприйей деви, вскоре вновь появится в этом святом месте, Сат Тика-дхаме, и будет почитаться здесь брахманами — потомками рода Джаганнатхи Мишры. Четыре столетия спустя со дня пришествия Шри Чайтаньи Махапрабху поклонение этому святому изображению вернется к своему высочайшему уровню. Но храни в тайне эти сокровенные истины: сейчас их еще нельзя открывать людям. Теперь же давай продолжим паломничество — оно подарит нам великое духовное блаженство».
Нитьянанда продолжал: «В шести метрах от места священных омовений, известного как Вриддха Шива Гхата, ты видишь место омовений Самого Шри Чайтаньи. В детские годы Он играл в этих водах и совершил здесь немало проказ. Некогда, видя счастье реки Ямуны, в воде которой играл юный Кришна, дочь Гималаев, Гангадеви, совершала подвижничество, стремясь достичь такой же близости к Господу. Наконец, Кришна даровал Гангадеви Свою милость. Представ перед ней, Он обещал: «Совсем, совсем скоро, в золотом облике Шри Чайтаньи Махапрабху, Я буду смеяться и весело играть в твоих водах». Эти-то игры и были явлены здесь владыкой трех миров — Шри Чайтаньей Махапрабху». Увидев святое место, известное как Гауранга Гхата — место, где совершал Свои священные омовения Господь, Джива Госвами обрел великую радость.
Нитьянанда продолжал: «В сотне метров к северу находится место омовений, известное как Мадхай Гхата, а еще десятью метрами севернее расположена прекрасная гхата, любимая всеми горожанами. Это исключительно красивое место омовений называют «Баракона Гхата». Когда-то, по велению Шри Кришны, оно было создано самим Вишвакармой. В этом месте ты увидишь пять храмов Шивы с Шива-лингами, сверкающими и сияющими собственным светом. Все эти четыре гхаты — собственная гхата Чайтаньи Махапрабху, Вриддха Шива Гхата, Гхата Мадхай и Баракона Гхата — еще более усиливают и возвышают красоту Шридхамы Майяпуры. Омовение в любой из этих четырех священных гхат уносит прочь все мирские страдания.
Восточнее Майяпуры находится Антардвипа. По воле Господа это место много лет останется пустынным. Пройдут годы, и когда-то здесь снова поселятся люди, а эта местность прославится как одно из великих мест Надии. О Джива, сегодня ты останешься в Майяпуре, а завтра мы вместе отправимся в Симантадвипу». Выслушав речь Господа, Джива Госвами заметил: «Один вопрос беспокоит сейчас мой ум: благоволи выслушать его. Когда через многие годы течение Ганги изменится и воды ее откроют Майяпуру глазам людей, как преданные найдут потерянные святые места? Какие знаки помогут им в поисках?»
С наслаждениям внимая нектарным словам Дживы Госвами, Нитьянанда сказал в ответ: «Слушай, о Джива! Хотя Ганга и скроет большую часть этих земель, вода не тронет один краешек Майяпуры. Там поселится множество неправедных яванов, а местность эту по-прежнему будут именовать Майяпурой. Около километра к югу там будет виден поросший кустарником холм — он покажет место дома Джаганнатхи Мишры. В десяти метрах от него будет возведен храм Вриддха Шивы, и по этим признакам можно будет узнать расположение всех прочих священных мест. Будет виден водоем Шива Доба, и благодаря ему — место, где некогда проходил берег Ганги. Таким образом, волей Господа, преданные смогут найти все святые места. Знай это наверное: когда пройдут четыре столетия, люди примутся за поиски утраченных святынь».
Когда Шри Джива Госвами спросил: «О мой Господь, почему местность эту зовут Антардвипа?», Нитьянанда Прабху произнес в ответ: «Некогда, в конце Двапара-юги, Господь Брахма предавался здесь суровым подвижничествам и аскезам, и тем снискал милость Чайтаньи. Задолго до того, прибегнув к своей сверхъестественной силе, он похитил у Шри Кришны пастушков и телят, но был побежден Тем властелином всех обладателей чудодейственных сил. Осознав совершенное им великое оскорбление, Господь Брахма погрузился в глубокую скорбь. Предложив владыке Вриндаваны множество прекрасных молитв, он, наконец, заслужил прощение Господа.
Затем Брахма сказал себе: «Я полагал себя творцом вселенной, но все это оказалось пустыми домыслами. Рассуждая в такой манере, я сам лишил себя священной любви Кришны и самозабвенной сладости Вриндаваны. Если бы я только мог принять рождение как мальчик-пастух во Вриндаване, у меня появилась бы возможность служить Кришне. Я оказался неспособным постичь нектарную сладость деяний Кришны; так не паду я жертвой эго, когда придет Чайтанья Махапрабху!
Рассуждая таким образом, Господь Брахма отправился в Антардвипу и долгое время практиковал там подвижничества и аскезы. Наконец, в один из дней Чайтанья Махапрабху даровал ему Свою милость. Представ перед ним, Господь сказал: «О Брахма, Я доволен твоим воздержанием и пришел даровать тебе все что пожелаешь».
Открыв все восемь своих глаз, погруженный в медитацию четырехглавый Брахма узрел перед собой Шри Чайтанью Махапрабху и упал на землю без чувств. Тогда Господь поместил на его головы Свою лотосную ступню, и просветленный священным знанием Брахма начал петь славу Шри Чайтанье Махапрабху».
Нитьянанда продолжал Свою речь: «Затем Господь Брахма так обратился к Господу: «Я низок, никчемен и нахожусь во власти гордости. Забыв о Твоих лотосных стопах, я погрузился в сладость материальной жизни. Господь Шива, Господь Индра, я сам и прочие полубоги — все мы подчинены Тебе: все мы — Твои слуги. Так говорится в писаниях, однако мы не столь счастливы, как Твои чистые преданные: вот почему майя накрыла нас сетью иллюзии».
Уже миновала первая сотня триллионов лет моей жизни, и наконец-то я пришел к этому осознанию. Как проведу я вторую сотню триллионов лет? Оставшись в заблуждении, я буду страдать; вот почему моя единственная молитва — позволить мне стать Твоим спутником в Твоих странствиях по земле. Отбросив заблуждение, что я творец вселенной, желаю родиться как Твой сподвижник и петь Тебе хвалу».
Выслушав молитвы Господа Брахмы, Шри Чайтанья Махапрабху ответил: «Быть по сему», и даровал ему сокровище божественной любви, заметив: «Когда на Земле будут явлены Мои деяния, ты примешь рождение в семье яванов; там ты прославишься своим смирением и будешь известен под именем Харидасы Тхакуры. Совершенно свободный от всякой гордости, ты станешь петь триста тысяч имен Кришны каждый день, а уходя из этого мира, будешь видеть Меня. На исходе второй сотни триллионов лет своей жизни ты достигнешь Навадвипа-дхамы, погруженной в вечную сладость священной любви.
О Брахма, выслушай теперь глубочайшую тайну, что не была открыта в общедоступных святых писаниях. Приняв положение преданного, Я положу начало движению санкиртаны — широкого воспевания святых имен Кришны. Тем самым Я Сам отведаю сладостного нектара преданности Богу, и опьяню нектаром Вриндаваны приверженцев всех предшествующих аватар. Желая ощутить любовь, которую питает ко Мне Шримати Радхарани, Я приду на Землю со свойственными Ей чувствами и оттенком тела. Приняв Ее положение, Я испытаю счастье, доступное только Ей, — счастье, достигаемое Ее служением Мне. С этого дня действуй как преданный Мне приверженец и вечно служи Мне в образе Харидасы Тхакуры.
Молвив это, Чайтанья Махапрабху скрылся из виду, а Брахма, пав наземь и наполовину лишившись чувств, в глубоком волнении восклицал: «О Чайтанья Махапрабху, о друг падших, о самый дорогой для Твоих преданных! Когда я достигну благотворной тени Твоих лотосных стоп?» Так плакал он многие дни, а затем вернулся на Брахмалоку продолжить свою работу». На этом Нитьянанда закончил свою беседу об Антардвипе.
Постоянно вознося мольбы о милости Джахнавы деви и Нитьянанды Прабху, стремясь в благотворную тень их лотосных стоп и признавая себя самым падшим, Бхактивинода Тхакура воспевает славу Навадвипа-дхамы.
Из книги «Аударья-дхама. Самая щедрая обитель» Падмалочан Дас
Антардвипа (Майяпур)
Где земля подобна пуху и усыпана сверкающими драгоценными камнями... где множество удивительных птиц и животных... где деревья, виноградники и цветы полны несравненным великолепием. Этот Шри Майяпур, где Господь Гаурасундара наслаждается Своими юношескими развлечениями, - моя жизнь и душа. (Навадвипа-сатака 6)
Йога-питха.
Во Вриндаване в храме Радха-Говинда находится Йога-питха (место встречи), где Радха-Говинда сидят на золотом троне, имеющем форму лотоса. Их окружают спутницы, восемь сакхи, которых сопровождает множество служанок. В Йога-питхе, в Шри Майяпуре, Господь Чайтанья Махапрабху восседает на троне из драгоценных камней. Справа от него находится Господь Нитьянанда, а слева - Шри Гададхара. Перед Ними со сложенными руками стоит Шри Адвайта, а Шриваса держит зонт над Их головами. Украшенное самоцветами возвышение ниже Господа Чайтаньи является местом для духовного учителя. Таково описание места рождения Господа Шри Чайтаньи Махапрабху.
Таким образом, Господь Кришны принял решение, а значит наступило время для прихода инкарнации этого века. Шри Адвайта в эту пору искренне поклонялся Господу и привлек Его своим громким зовом. Сначала Господь Кришна сделал так, чтобы явились Его родители и старшие члены семьи. Затем в ночь полнолуния Сам Шри Кришна, с эмоциями и внешностью Шри Радхики, явился в Навадвипе из чрева Шачиматы, подобного океану чистого молока. (Чайтанья-чаритамрита Ади 4.2)
Шри Чайтанья Махапрабху родился в 1486 году в полнолуние месяца пхалгуна (март). В момент Его явления было затмение луны, и все жители Навадвипы совершали омовение в Ганге, выкрикивая имена Господа Кришны: “Хари, Хари!” С астрологической точки зрения момент рождения Шри Чайтаньи Махапрабху считается наиболее благоприятным, отсюда можно сделать вывод, что Он был Верховной Личностью Бога.
Дом Шри Джаганнатхи Мишры и Шачиматы, матери и отца Шри Чайтаньи Махапрабху, был утерян на многие годы. И лишь около ста лет назад Шрила Бхактивинода Тхакур, великий зачинатель проповеднического движения Сознания Кришны, отыскал это место. Он воздвиг там прекрасный храм и установил Божества Шри Чайтаньи Махапрабху, Лакшмиприи, Вишнуприи (двух жен Шри Чайтаньи Махапрабху), а также Божеств Панча-таттвы и Радха-Кришны. Немного поодаль от этой композиции находится Божество Нрисимхадева. Под деревом нимб, где родился Шри Чайтанья Махапрабху, стоит маленькая хижина с Божествами Джаганнатхи Мишры и Шачиматы, которые держат на руках маленького Шри Чайтанью Махапрабху. Рядом с хижиной находится Божество Господа Шивы (шивалинга), называемое Кшетрапал Шива и неотличное от Божества Гопишвары во Вриндаване. В главном храме можно получить даршан изначального Божества Господа Нараяны, которому поклонялся Джаганнатха Мишра. Божество высотой примерно 8 дюймов имеет четыре руки, в которых держит символы Вишну - лотос, диск, палицу и раковину. По обеим сторонам Божества расположены Его шакти, Лакшми и Бху, и Оно черного цвета. Даршан Божества можно получить с позволения пуджари с 8-30 до 11 часов утра и с 3-30 до 8 часов вечера. Здесь также можно окунуться в воды Гаура-кунды и охладить пылающий огонь материального существования. В этом месте легко достижимо благо, получаемое при омовении в Радха-кунде.
Шривасангам (дом Шривасы).
Шриваса Пандит является инкарнацией Нарады Муни. Шри Чайтанья Махапрабху ежедневно приходил в его дом и ночи напролет совершал там киртан. Это место неотлично от Раса-стхали во Вриндаване. Другое его название - Кхола-бханга-данга (история, связанная с этим, будет описываться ниже).
Как-то ночью Шри Чайтанья Махапрабху танцевал со Своими спутниками во дворе дома Шривасы. В это время скончался больной сын Шривасы, и все женщины в доме начали плакать. Шриваса Пандит вошел в дом и, увидев происшедшее, приказал женщинам остановиться, чтобы не потревожить танец Шри Чайтаньи Махапрабху. “Если бы мне была дана возможность так умереть, - сказал он женщинам, - то моя жизнь была бы успешно завершенной. А потому, пожалуйста, плачьте не так громко”. Выслушав его, женщины прекратили рыдания, а Шриваса вновь присоединился к танцу Господа. В конце концов всем присутствующим стало ясно, что сын Шривасы умер, но никто не подавал виду, боясь нарушить экстатичный танец Господа. Несколько часов спустя Шри Чайтанья Махапрабху остановился и спросил: “Что произошло?” “Разве в доме, где присутствуешь Ты, может случиться что-то дурное?” - ответил Шриваса. Шри Чайтанья Махапрабху немножко успокоился, затем вновь спросил у Своих спутников, не случилось ли что-то неблагоприятное. Тогда старшие из присутствующих сообщили Господу, что ребенок Шривасы умер. Шри Чайтанья Махапрабху был потрясен и от скорби упал наземь. “Почему мне не сказали об этом случае раньше?” На это старшие вайшнавы ответили: “Шриваса не хотел нарушать Твой радостный танец”. Увидев, что Господь успокоился, они попросили у Него разрешения совершить церемонию кремации, поскольку ребенок лежал мертвым уже около 7,5 часов. Когда тело вынесли из дома, Шри Чайтанья Махапрабху спросил умершего: “Дорогое дитя, почему ты оставляешь дом Шривасы?” К великому удивлению присутствующих мальчик поднялся и заговорил: “О Господь вселенной, кто чей сын и кто чей отец? Когда-то я появился в этом доме, а сейчас мое время истекло. Я должен уйти. Никто не является контролирующим, но всеми управляет Твоя энергия в форме времени. Сейчас я прошу Твоего разрешения отправиться в мое следующее место назначения”. Когда ребенок умолк, родственники Шривасы преисполнились величайшей радостью, и скорбь покинула их. Эта история приводится в “Чайтанья-Бхагавате”. В Шривасангаме находятся Божества Панча-таттвы и Радха-Кришны. Их даршан можно получить с 8-30 до 11 часов утра и с 3-30 до 8-30 вечера.
Шри Адвайта Бхаван (дом Шри Адвайты).
Придя в этот мир, Адвайта Ачарья обнаружил, что в нем отсутствует преданное служение Шри Кришне, поскольку люди погрязли в материальной деятельности. Благочестивым или греховным образом, но каждый предавался чувственным наслаждениям, и никто не проявлял интереса к трансцендентному служению Господу, способному даровать полное освобождение от повторяющихся рождений и смертей. Видя положение дел в мире, Ачарья проникся состраданием к людям и задумался о том, что можно предпринять для их блага. “Если Господь Шри Кришна низойдет как инкарнация, Он сможет проповедовать преданность на собственном примере. В эпоху Кали нет никакой другой религии, кроме воспевания святого имени Господа, но как же в этот век Господь может явиться как инкарнация? Я буду поклоняться Кришне в чистом состоянии ума, буду неустанно и со смирением взывать к Нему. Мое имя, Адвайта, станет достойным меня, если я смогу убедить Кришну начать движение воспевания святого имени”. Однажды, когда Ачарья был погружен в раздумья о том, как достойным образом поклоняться Кришне, ему на ум пришел следующий стих: “Шри Кришна, очень привязанный к Своим преданным, приходит лично к тому, кто искренне предлагает Ему лист туласи и воду в ладонях”. Адвайта Ачарья истолковал значение стиха таким образом: не находя никакого иного способа расплатиться со Своим преданным, Господь предлагает ему Себя Самого, ибо Он думает: “Нет в Моих владениях богатства, сравнимого с листьями туласи и водой”. Памятуя об этом, Ачарья стал поклоняться Господу. Он постоянно размышлял о лотосных стопах Шри Кришны и предлагал Ему листья туласи в воде из Ганги. Призывая Господа громкими криками, он сделал Его появление возможным. Таким образом, основная причина нисхождения Шри Чайтаньи - молитвы Адвайты Ачарьи. Господь, защитник религии, явился по желанию Своего преданного. (Чайтанья-чаритамрита Ади 3.96-110)
Гададхара Ангам (Дом Шри Гададхары).
Гададхара Пандит - это инкарнация Шримати Радхарани. “Чайтанья-Бхагавата” рассказывает такую историю.
После того, как Чайтанья Махапрабху принял санньясу, Гададхара Пандит Прабху последовал его примеру, а затем отправился в Джаганнатха Пури, где оставался до конца своей жизни.
Однажды Шри Гададхара Пандит подошел к Шри Чайтанье Махапрабху с пан-прасадом от Шри Кришны. “Где сейчас темноликий Кришна в желтых одеждах?” - неожиданно спросил у него Шри Чайтанья и погрузился в глубокую печаль. Преданные, видевшие Его страдания, не могли найти ответа. Тогда Шри Гададхара Пандит произнес: “Темноликий Кришна - в Твоем сердце”. Услышав эти слова, Шри Чайтанья Махапрабху стал раздирать Свою грудь ногтями. Гададхара Пандит пытался остановить Его, говоря: “Пожалуйста, успокойся. Шри Кришна скоро придет сюда”. Мать Шачи, наблюдавшая эту сцену, была очень довольна Гададхарой. “Я никогда не встречала такого разумного ребенка”, - подумала она и обратилась к Гададхаре: “Прошу тебя, останься здесь, не покидай моего сына, будь Его постоянным спутником”.
В храме Гададхара Ангам установлены Божества Гададхары и Чайтаньи Махапрабху. Даршан здесь можно получить с 8-30 до 11 часов утра и с 3 до 8 часов вечера.
Ганганагар.
В этом месте заканчивается область Антардвипы. Многие поколения предков царя Бхагиратхи совершали здесь суровые аскезы, призывая священную Гангу спуститься на эту планету и направить свои воды в Ганга Сагару. В далеком прошлом предки Бхагиратхи оскорбили великого мудреца Капилу Муни, и он испепелил их своим взглядом. Они могли освободиться из ада и подняться на высшие планеты только в том случае, если трансцендентные воды Ганги коснутся их пепла. Предки царя Бхагиратхи не смогли уговорить Гангу, но сам он был более удачлив и смог привести ее. Царь ехал на колеснице впереди реки и таким образом указывал ей путь. Но в какой-то момент он вдруг заметил, что Ганга больше не следует за ним. Царь Бхагиратха очень обеспокоился и, вернувшись по своим следам, обнаружил, что Ганга остановилась здесь, в Ганганагаре. Царь припал к ее стопам и начал умолять ее продолжить путешествие. Но Ганга-деви сказала: “Мой дорогой Бхагиратха, сейчас идет месяц магх и близится месяц пхалгуна. В полнолуние этого месяца я вновь последую за тобой и освобожу твоих предков. Здесь - место явления Шри Чайтаньи Махапрабху, а я - всего лишь вода, исходящая из Его лотосной стопы. Поэтому я желаю остаться здесь и совершить аскезы ради Его удовлетворения. Пожалуйста, подожди, пока не придет время, и тогда я снова с радостью потеку за тобой.”
В настоящее время Ганганагар не проявлен. На его месте находится сельскохозяйственное поле, и расположено оно неподалеку от почтового отделения Шридхамы Майяпура. В прошлом здесь жили великие преданные, спутники Шри Чайтаньи Махапрабху, Ганга дас и Санджая дас, а Сам Шри Чайтанья ходил в этом месте в начальную школу.
Шри Чайтанья-матха (Враджа Паттан).
В глубоком почтении я склоняюсь перед Его Божественной Милостью Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати, который очень дорог Господу Кришне, ибо для него нет иного прибежища, кроме лотосных стоп Господа. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Варшабханавидеви-дайита дасом, к которому благоволит Шримати Радхарани. Он является океаном трансцендентной милости и несет людям учение о Кришне. О воплощение энергии милости Господа Шри Чайтаньи, в глубоком почтении я склоняюсь перед тобой. Неукоснительно следуя учению Шрилы Рупы Госвами, ты несешь людям преданное служение, увенчанное любовью к Радхе и Кришне. В глубоком почтении я склоняюсь перед тобой, воплощение учения Господа Чайтаньи. О спаситель падших душ, ты нетерпим к любому утверждению, которое противоречит науке преданного служения, изложенной Шрилой Рупой Госвами.
Здесь, в доме Шри Чандрашекхары Прабху, Шри Чайтанья Махапрабху вместе с Адвайтой Ачарьей и другими спутниками часто ставил спектакли об играх Шри Кришны. В месте, где прежде был этот дом, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати установил Шри Чайтанья-матху. Когда Шри Чайтанья Махапрабху решил принять санньясу от Кешавы Бхараты в Катве, Шри Чандрашекхара Прабху узнал об этом от Шри Нитьянанды Прабху и поэтому также присутствовал на этой церемонии. Он первым сообщил жителям Навадвипы о принятии Господом санньясы. Шри Чандрашекхара Прабху присутствовал во время многих важных событий в жизни Шри Чайтаньи и сформировал вторую ветвь великого древа Шри Чайтаньи Махапрабху.
В этом месте Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур вошел в самадхи, и здесь находится его храм-самадхи. Эта территория зовется Враджа Паттан, т.е. место, где проявлен Вриндаван. Повсюду в Навадвипе проявляются разнообразные леса и другие святые места Вриндавана, но в этой маленькой области Враджа Паттана проявлены все святые места Вриндавана. По милости Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати здесь можно увидеть Радха-кунду, Шьяма-кунду, Гири Говардхана и Кели Кадамбу (дерево, с которого Кришна прыгнул в озеро Кали). В этом месте также имеются Божества Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати и Шри Гандхарвики Гиридхари. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, духовный учитель Его Божественной Милости А.аЧ. Бхактиведанты Свами Прабхупады, установил множество храмов по всей Индии и широко проповедовал. Он также основал ежедневную газету новостей для прославления Господа Кришны. Следуя по стопам Бхактисиддханты Сарасвати, Его Божественная Милость А.аЧ. Бхактиведанта Свами Прабхупада установил множество храмов по всему миру и перевел на английский язык большое количество ведической литературы. На берегу Радха-кунды рядом с ашрамом находится самадхи-мандир Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи Махараджи, духовного учителя Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.
Я в глубоком почтении склоняюсь перед Гауракишорой дасом Бабаджи Махараджей, который является олицетворением самоотречения. Он исполнен глубокой любви к Кришне и постоянно страдает от разлуки с Ним.
Притху-кунда (Баллал Дигхи).
Ясноглазый, луноликий, всегда улыбающийся Притху Махараджа из великой любви к людям создал для них счастливую жизнь. Этот царь, защитник своих подданных, был необычным царем, он сравним с полубогами Праджапати. Для блага людей он подоил землю, точно корову, но не ограничился только этим. Он сравнял поверхность земли концами своего лука, разрушив все возвышенности, подобно тому, как царь Индра, правитель рая, сокрушает горы могучими ударами молний. (Шримад-Бхагаватам)
Когда царь Притху вместе со своими спутниками путешествовал по всей планете, сглаживая все возвышенные места и тем самым выравнивая поверхность земли, он пришел в это место. Спутники сообщили ему об ослепительном сиянии, которое исходило из земли. Царь Притху, услышав об этом, только улыбнулся, подумав про себя, что здесь находится место будущего явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Он приказал выкопать здесь большое озеро, которое теперь именуется Баллал Дигхи. Династия Сена, правившая в Бенгалии, основала здесь свою столицу, а царь Лакшман Сена увеличил объем кунды и переименовал ее после смерти своего отца, царя Баллал Сена. Вода в озере удивительно чиста, и всякий, кто пробует ее, испытывает великое блаженство. На берегу этой кунды Шрила Джаядева Госвами составил “Дасаватара Стотрам”.
Дом Мурари Гупты.
“Чайтанья-Бхагавата” рассказывает такую историю. Однажды Шри Чайтанья Махапрабху слушал шлоку, где описывалась инкарнация Варахи. Внимая этой шлоке, Он буквально ревел и бегал по дому Мурари Гупты. Когда Чайтанья Махапрабху пришел в его дом, Мурари Гупта принял Господа с большой любовью и почтением. Шри Чайтанья Махапрабху проникся к хозяину ответным чувством, как Господь Рамачандра к Хануману. Мурари Гупта, на самом деле, являлся инкарнацией Ханумана. Шри Чайтанья Махапрабху громко выкрикивал: “Сукар, Сукар!” (имя инкарнации вепря). Мурари застыл от удивления, а Шри Чайтанья Махапрабху вошел в храм Вишну. В храме стоял великолепный горшок, наполненный водой. Увидев его, Шри Чайтанья принял форму Варахи (инкарнации вепря), нанизал горшок на Свои божественные клыки, прикоснулся к нему губами и потрясая им, взревел: “Воспевай Мою славу, Мурари!” Мурари был настолько поражен этой сценой, что не мог произнести ни слова, и только хлопал глазами. “Что же ты молчишь? - спросил Шри Чайтанья. - Все это время ты и понятия не имел, кто Я есть на самом деле”. “О Прабху, - отвечал Мурари, - только Ты знаешь Свою славу. Даже Шеша, имеющий тысячи ртов, не в силах воспеть ее в полной мере. О Прабху, все замечательные и удивительные вещи просто исходят из пор Твоего тела. Я неспособен прославлять тебя”. Мурари Гупта упал и залился слезами, испытывая великую любовь к Господу. Неожиданно Шри Чайтанья Махапрабху очень разгневался на Веды: “Они гласят, что Я не имею рук, Я не имею ног, Я не имею глаз. Мое тело священно, и все сущее пребывает в нем. Мою славу воспевают великие Господь Брахма и Господь Шива. Мое прикосновение очищает человека, а его прикосновение, в свою очередь, очищает даже святые места. Слушай же, Мурари. Я открою тебе тайну Вед. Я - аватара этого века и Я тот, кто некогда поднял землю из грязного места. В образе этой инкарнации Я буду распространять движение санкиртаны и дарить освобождение всем живущим”.
В этом месте находится маленький храм с Божествами Сита-Рамы. Он стоит неподалеку от берега Баллал Дигхи, к востоку от Йога-питхи.
Шридхара Ангам (Дом Шридхары).
Я склоняюсь в почтении перед всеми вайшнавам и преданным Господа. Они в точности подобны древам желаний, исполняющих желания каждого, и всегда полны сострадания к падшим обусловленным душам.
Ежедневно Господь Чайтанья приходил в дом Шридхары собирать овощи, бананы и банановые цветы. Фактически, он не начинал есть, пока не получал овощи и бананы от Шридхары. Получив наказание от судьи Кази, Чайтанья Махапрабху вновь вышел на санкиртану и отправился к Шридхаре. Подойдя к его дому, Он увидел, у ворот железный горшок, грязный, ржавый и полный несвежей воды. Однако, желая показать, что собственность и пища вайшнава всегда абсолютно чисты, Шри Чайтанья отпил из этого горшка. Увидев Его поступок, Шридхара закричал: “О нет, Он пришел не за тем, чтобы отдохнуть. Он пришел убить меня. Зачем Он пьет воду из этого горшка?” В ответ Шри Чайтанья Махапрабху процитировал шлоку из “Падма Пураны”, в которой говорится, что человек, желающий очиститься, должен просить пищу у вайшнавов, и таким образом он сможет избавиться от любого осквернения. Место, где произошло описанное событие, называется киртан-вишрама-стхана (место отдыха), а территория вокруг дома Шридхары неотлична от Мадхуваны во Вриндаване.
Пастушок по имени Кусумасава (Мадхумангала), который резвился с Господом Кришной и веселил Его во Враджабхуми, предстал в играх Господа Чайтаньи как ученый брахман Колавеча Шридхара, продававший чашки из пальмовых листьев, чтобы поддерживать свое существование. (Гаура-ганоддеша-дипика 133)
Шри Чайтанья Махапрабху ежедневно посещал дом Шридхары и рвал бананы, растущие в его саду. Шридхара ворчал на Него: “Я всего лишь бедный брахман и не в состоянии давать пожертвования такому жадному брахману, как Ты. Я использую эти бананы и цветы для поклонения матери Ганге”. “Я муж Ганги, - отвечал Шри Чайтанья Махапрабху, - и поклоняясь Мне, ты доставишь ей огромное удовольствие”. “Побойся Бога, - ужасался Шридхара, - Ты совершаешь оскорбления, провозглашая себя мужем Ганги”. Господь Чайтанья обещал Шридхаре, что в один прекрасный день тот получит доказательства Его слов.
Позднее в доме Шривасы Господь Чайтанья явил Шридхаре Свою изначальную форму.
Шридхара, совершенный пример для всех вайшнавов, жертвовал половину своего заработка на поклонение матери Ганге. Кроме того, он ежедневно приносил цветы бананов матери Шачи для приготовления пищи Господу Чайтанье.
Дом Шридхары расположен на северо-восточной границе Антардвипы.
Рядом с садом Шридхары находится место, где Господь Баларама убил демона Майясуру. Оно зовется Майямори и неотлично от Талаваны во Вриндаване.
Самадхи Кази.
Однажды Кази (мусульманский судья) пришел в дом Шривасы Ачарьи и насильно остановил киртан. Во время этого инцидента был разбит один из мридангов. Ночью, во сне, Господь предстал перед Кази в форме Нарасимхадевы и стал царапать ему грудь. Но сделав лишь несколько царапин, Господь остановился и сказал Кази: “Сегодня Я не причиню тебе больших беспокойств и не лишу жизни, но если ты вновь попытаешься воспрепятствовать движению санкиртаны, тогда Я уничтожу тебя и твою семью”.
Когда преданные Чайтаньи Махапрабху сообщили Господу о беспокойствах, приносимых Кази, Он очень разгневался и организовал массовую санкиртану. В эту ночь, сформировав множество групп, преданные прошлись с киртаном по улицам Навадвипы и, обойдя весь город, закончили движение у дома Кази. Шри Чайтанья Махапрабху встретился с Кази и доказал ему, опираясь на могущество шастр (священных писаний), что высшей формой поклонения является развитие любви к Радхе и Кришне. Кази предался Шри Чайтанье Махапрабху и пообещал, что все его потомки будут с почтением относиться к движению санкиртаны и не станут ни в чем ему препятствовать.
Здесь стоит огромное дерево чампа, которому больше четыреста лет.
Это место считается неотличным от Матхуры, а Кази неотличен от Камсы в играх Кришны. Кази находился в таких же отношениях со Шри Чайтаньей Махапрабху, что и Камса, дядя Кришны по матери, с Кришной, и также, как Камса, Кази затрепетал от страха перед Господом. Но Шри Чайтанья даровал ему прему, тем самым освободив и сделав великим преданным. Слушание истории об освобождении Кази является великой удачей. Благодаря этой истории становится очевидным различие между Враджа-таттвой и Навадвипа-таттвой. Оскорбители Кришны во Врадже получают освобождение, растворяясь в сиянии Брахмана, тогда как оскорбители в Навадвипе обретают любовь к Богу. Поэтому гаура-лилу можно считать наивысшей. Имя Гауры, Его форма и качества не принимают оскорблений, поскольку их без труда можно преодолеть. Когда на счету у преданного имеются какие-то оскорбления, имя и форма Кришны подействуют на него нескоро. Однако повторяя имя Гауры и живя в Гаура-дхаме, человек быстро обретает прему. Оскорбления здесь не являются препятствием, поскольку преданные могут с легкостью их преодолеть. Каждый, который видит самадхи Кази, высвобождается из круговорота рождений и смертей. Самадхи Кази расположено на границе Антардвипы, а Казинагар - внутри Симантадвипы.
Дом Нандана Ачарьи.
Территория, расположенная между Гангой и Сарасвати недалеко от их сангама (места слияния) выше самадхи Его Божественной Милости А.аЧ.аБхактиведанты Свами Прабхупады, носит название Ишоданван, и именно здесь находился дом Нандана Ачарьи и его земли.
Я склоняюсь перед Верховным Господом, Нитьянандой Прабху, источником высшей радости для всех, дарующим святое имя и являющимся драгоценным камнем всех монахов парамахамс. Пусть Шри Нитьянанда Рама будет объектом моего постоянного памятования. Санкаршана, Шешанага и Вишну, возлежащие в Карана, Гарбха и Кшира океанах, является Его полными частями и частями Его полных частей. Я припадаю к лотосным стопам Шри Нитьянанды Рамы, Санкаршаны из Чатурвьюхи, обладателя всех богатств, пребывающего на Вайкунтхе за пределами материального творения. (Чайтанья-чаритамрита Ади 1-7,8,9)
“Чайтанья-Бхагавата” рассказывает такую историю. В селении Экачакра жила чета брахманов, Хадаи Пандит и его жена Падмавати. Господь Нитьянанда явился в их доме в качестве сына и какое-то время вершил там Свои игры. Затем Он задумал покинуть их дом, но не решался на это, боясь причинить боль родителям. Стоило Нитьянанде Прабху исчезнуть хотя бы на миг, и Его мать не находила себе места. Секунда казалась ей вечностью. И Хадаи Пандит тоже ни на мгновение не мог разлучиться с сыном. Отправляясь в дом друга или принять омовение, он непременно брал Его с собой. Нитьянанда Прабху был тенью Своего отца. Идя по дороге, Хадаи Пандит то и дело оглядывался, ища Его глазами. И куда бы он ни шел, он всегда брал сына с собой, так как не мог прожить без Него ни секунды. Видя столь сильную привязанность, Нитьянанда Прабху продолжал исполнять сыновний долг. К счастью, однажды в их дом пришел один санньяси. Хадаи Пандит выразил ему свое почтение и предложил остаться на ночь. Санньяси с радостью принял приглашение и всю ночь рассказывал о развлечениях Кришны. Наутро, перед тем, как продолжить путь, он попросил Хадаи Пандита исполнить одну его просьбу. “Чего же ты хочешь?” - спросил Хадаи Пандит, на что санньяси ответил: “Я отправляюсь в паломничество по всем святым местам, но у меня нет помощника-брахмачари. Почему бы тебе не позволить Нитьянанде какое-то время сопровождать меня. Я буду относиться к Нему, как к собственному сыну. И кроме этого, Он получит большое благо от посещения всех святых мест”.
Хадаи Пандит задумался: “Этот санньяси просит у меня не сына, он просит мою душу. Но если я откажусь, все будет потеряно. В далеком прошлом Вишвамитра также просил Рамачандру, который был жизнью и душой царя Дашаратхи. Пураны говорят, что без Рамы царь Дашаратха не мыслил своего существования. О мой дорогой Кришна. Передо мной встала великая проблема. Пожалуйста, помоги мне решить ее”. Он спросил совета у жены. Падмавати, его верная жена, мать вселенной, ответила: “Твое желание, прабху, - это мое желание”. С опущенной головой Хадаи Пандит подошел к санньяси, обнял на прощание своего сына и заплакал. Санньяси с Нитьянандой удалились. Так Нитьянанда Прабху оставил свой дом.
Хадаи Пандит и Падмавати неотличны от царя Дашаратхи и Каушальи, а Нитьянанда Рама неотличен от Лакшмана. Когда Нитьянанда ушел, Хадаи Пандит потерял сознание. Его печаль и горе не поддаются описанию. Он скорбел так сильно, что камни и дерево начинали плавиться. Несколько месяцев он ничего не ел, но продолжал жить благодаря влиянию Шри Чайтаньи Махапрабху. Все эти игры вершились во благо обусловленных душ, и слушание о них способно растопить даже самые каменные сердца.
Странствуя по святым местам, Нитьянанда Прабху, наконец, добрался до Матхуры и на некоторое время поселился там. Оставаясь во Враджа-дхаме, Он скитался по лесам в поисках Своего младшего брата Кришны. Каждого встречного Он спрашивал: “Где Кришна? Ты не видел Кришну?” Личность Бога непостижима. День и ночь Нитьянанда звал Кришну и ничего не ел. Когда Ему предлагали молоко, Он вкушал немного, но Сам никогда ничего не просил. Так Нитьянанда Прабху жил во Вриндаване. Господь Шри Чайтанья Махапрабху в это время наслаждался санкиртаной, но отсутствие Нитьянанды Его очень огорчало. Нитьянанда Прабху понял это и немедленно отправился в Навадвипу. Там Он остановился в доме Нандана Ачарьи, полагая, что Шри Чайтанья Махапрабху догадается, что Он здесь. “Он Сам Меня отыщет”, - думал Нитьянанда Прабху. Он попросил Нандана Ачарью не рассказывать никому о Его присутствии, и тот согласился. Он был очень счастлив принимать Нитьянанду Прабху, оказывал Ему всякие почести и делал все возможное для создания Ему максимального комфорта. Всякий, кто услышит историю о прибытии Нитьянанды в Навадвипу, обретет сокровище любви.
Закончив поклонение Вишну, Шри Чайтанья Махапрабху встретился с вайшнавами и сказал такие слова: “Сегодня Мне приснился удивительный сон. Напротив Моего дома остановилась колесница. В ней находился приятный человек с толстой палкой на плече, одетый в зеленые одежды. Его походка была неустойчивой. В левой руке Он держал разбитый сосуд, и голова была покрыта зеленой тканью. В Его левом ухе висела странная серьга, и Его характер в точности совпадал с характером Шри Баларамы. “Это дом Нимаи Пандита?” - раз двадцать спросил незнакомец. Он излучал некую магнетическую силу. Никогда раньше Я не встречал подобной личности. “Кто ты такой?” - спросил Я. “Твой брат, - рассмеявшись, ответил Он. - Завтра мы встретимся с Тобой”. Я очень обрадовался, услышав эти слова, и подумал: “Да, действительно, Я Его брат”. Рассказав эту историю, Шри Чайтанья Махапрабху впал в глубокий экстаз в умонастроении Господа Баларамы. Какое-то время спустя Он пришел в себя и обратился к вайшнавам: “Прежде Я говорил, что вам представится случай встретить великую личность. Харидас, Шривас, ступайте немедленно и отыщите ее, она уже в Навадвипе”. Харидас и Шривас целый день искали незнакомца по всей Навадвипе, но так и не нашли. Они вернулись к Шри Чайтанье и доложили о результатах своих поисков. Махапрабху улыбнулся в ответ и сказал: “Пойдемте со Мной. Мы найдем Его”. Шри Чайтанье Махапрабху было известно все, поэтому сопровождаемый Своими преданными, Он отправился прямо в дом Нандана Ачарьи, и удивительный незнакомец предстал перед ними. Его аура сияла как миллионы солнц. Он подошел к Своему младшему брату, Шри Чайтанье Махапрабху, и обнял Его.
Вриндаван дас Тхакур предупреждает тех, кто поклоняется Шри Чайтанье Махапрабху, но при этом пренебрегает поклонением Шри Нитьянанде Прабху, что после смерти они непременно попадут к Ямараджу.
Майяпур Чандродая Мандир (ИСККОН).
“Однажды это общество возродится, и преданные возведут в Шри Майяпуре изумительный храм. Отсюда проповедь движения санкиртаны, начатая Господом Чайтаньей, распространится повсюду”. (Навадвипа-дхама Махатмья)
Этот храм установлен Его Божественной Милостью А.аЧ.аБхактиведантой Свами Прабхупадой, основателем-ачарьей Международного Общества Сознания Кришны. Нитьянанда Прабху предсказывал, что когда-нибудь в этом месте появится удивительный храм и исходящая отсюда любовь к Богу распространится по всему миру. Шрила Бхактивинода Тхакур также говорил, что великий и прекрасный город станет духовной столицей всего мира. Его Божественная Милость А.аЧ. Бхактиведанта Свами Прабхупада, памятуя об этих предсказаниях, основал в 1970 году город Шри Майяпур, на месте которого в то время стояла единственная хижина с Божествами Шри Шри Радха-Мадхавы и Чайтаньи Махапрабху. Сейчас здесь живет и действует преуспевающая община, имеется большой храм, гостиница, гошала, гурукула и планируется строительство других объектов. Следуя по стопам Его Божественной Милости А.аЧ. Бхактиведанты Свами Прабхупады, Его ученики продолжают возводить величественные храмы по всему миру.
В 1977 году во Вриндаване, в Раман Рети, Его Божественная Милость вошел в самадхи, и в честь его здесь был установлен храм-самадхи. По его желанию в этом месте был также возведен самадхи-мандир. В действительности, нет разницы между Вриндаваном и Майяпуром. Как место рождения Шри Чайтаньи Махапрабху неотлично от Махаваны во Вриндаване, где родился Господь Кришна, так и здесь часть Вриндаванского леса расположена в том месте, где Шрила Прабхупада вошел в самадхи.
Я предлагаю свои почтительные поклоны Его Божественной Милости А.аЧ. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который очень дорог Господу Кришне, ибо для него нет иного прибежища, кроме лотосных стоп Господа. О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, мы склоняемся перед тобой в глубоком почтении. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, в которых широко распространился имперсонализм и философия пустоты.
Каждый, кто приходит в это место и с почтением кланяется Его Божественной Милости А.аЧ.аБхактиведанте Свами Прабхупаде и присутствующим Божествам Шри Шри Радха-Мадхаве, непременно достигнет любви к Богу.