Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Агни-пуджа - поклонение огню
Агни-пуджа - поклонение огню
Из книги «Книга САМСКАР. Очистительные Обряды для Успешной Жизни» Према Раса Дас (Риваулт Филипп) Сандипани Муни Дас (Сордон Лук)
XXIV.13. Агни-стхапана: Зажжение Огня
Перед тем, как разжечь сам жертвенный костер, (что будет объясняться далее), жрец должен произнести следующий стих и Шримад-Бхагаватам, медитируя на его значение:
санат-кумаро вату камадевад
дхайаширша мам патхи дева-хеланат
деварши-варйах пурушарчанантарат
курмо харир мам нирайад ашешат
"Да защитит меня Санат-кумара от похотливых желаний. А когда я приступлю к какому-либо благоприятному действию, да убережет меня Шри Хайагрива от нанесения оскорбления Верховному Господу, пренебрежением в предложении поклонов Ему. Пусть Деварши Нарада оградит меня от совершения оскорблений при поклонении Божеству, а Шри Курма, аватара в образе черепахи, сохранит меня от падения в бесчисленные адские миры". (Бхаг. 6.8.17)
В конце черной линии положите кусочек камфары, а вокруг него выложите из нескольких небольших дров что-то наподобие треножника. Подожгите пучок травы куша или специально заготовленную для этого щепу, произнося мантру:
ом праджапати-вишну рших брихати чхандах
шри-вишнур девата агни-стхапане винийогах
ом бхур бхувах свах ом
Обведите этим горящим пучком сухой куши или щепой, держа ее в правой руке, три круга по часовой стрелке над кундой.
Затем с помощью лежащей в центре камфары разожгите костер, поднеся к ней горящую щепу или положив туда горящую сухую траву (с этой целью в постройке из дров нужно оставить место для того, чтобы просунуть туда горящую щепу или траву).
XXIV.14. Агни-авахана: Призывание Огня, Через Его Имя
Огонь в каждой из самскар носит свое индивидуально имя, через которое его призывают.
Далее перечисляются имена разных видов пламени:
Название самскары Имя пламени
виваха-самскара йоджака
чатуртхи-хома шикхи
дхрити-хома дхрити
пумсавана-самскара чандра
симантоннайана мангала
сошйанти-хома мангала
нама-карана-самскара партхива
паушти-карма-самскара балада
анна-прашана-самскара шучи
чуда-карана-самскара сатйа
упанайана-самскара самудбхава
самавартана-самскара теджах
удичйа-карма-хома видху
Для других ритуальных церемоний:
Название церемонии Имя пламени
авахана-хома мангала
грха-правеша павака
Мантра призвания огня:
ом............намагне
ихагассха агне твам ........намаси
авахайами (авахани-мудра)
стхапайами (стхапана-мудра)
прабхо крипайа свагатам куру (пранама-мудра)
В это время жрец, разбирающийся в нйасах и мудрах, может использовать их, как объясняется далее, повторяя при этом:
- клим хрдайайа намах - мудра сердца (хрдайа-мудра)
- кршнайа ширасе сваха - мудра головы (широ-мудра)
- говиндайа шикхайаи вашат - мудра брахма-рандхры (шикха-мудра)
- гопиджнана-кавачайа хум - мудра плеч (кавача-мудра)
- валлабхайа нетрабхйам васате - мудра глаз (нетра-мудра)
Завершите диг-бандханой с произнесением следующей мантры:
- ом астрайа пхат
XXIV.15. Агни-пуджа: Поклонение Огню
Сосредоточьтесь на Господе Вишну, явившемся в жертвенном огне, повторяя следующую мантру:
дипарчир эва хи дашантарам абхйупетйа
дипайате виврита-хету-самана-дхарма
йас тадрг эва хи ча вишнутайа вибхати
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
"Так же, как свеча, зажженная от другой свечи и перенесенная в другое место, горит с той же силой, что и первая, так и Верховная Личность Бога, Говинда, распространяет Себя в различные формы Вишну, столь же лучезарные, могущественные и великолепные, как Он Сам. И я поклоняюсь этой изначальной Верховной Личности Бога, Говинде". (Б.С. 5.46)
Шрила Джива Госвами делает по этому поводу оговорку, утверждая, что преданный медитирует на Господа, проявляющегося в огне не в Своей изначальной форме Кришны, а в форме Параматмы, поскольку, когда преданный думает о Самом Кришне, то перед его мысленным взором Господь предстает в Своей особо сокровенной форме, в какой Он вечно проявлен во Вриндаване, и эта форма Господа слишком дорога сердцу преданного, чтобы помещать ее в пылающий огонь!
Жрец должен представлять себе Господа следующим образом: Форма Господа цвета расплавленного золота, а в четырех Своих руках Он держит раковину, диск, булаву и цветок лотоса. Господь всегда безмятежен. Одежды на Нем словно вытканы из цветов лотоса. Его шлем, браслеты, пояс, и изящные украшения на руках ослепительно сияют. Грудь Его отмечена знаком Шриватса, и украшена светящимся драгоценным камнем Каустубхой и гирляндой лесных цветов. (Бхаг. 11.38.-41).
Жрец должен совершить поклонение огню, предложив ему, по крайней мере, пять упачар, звеня при этом в колокольчик:
- Сначала он предлагает дхупах (благовония) с мантрой:
эша дхупах........(имя огня) намагнайе намах
- Затем - дипу (лампадку):
эша дипах ........(имя огня) намагнайе намах
- Затем предлагается чандана (сандалавая паста), с мантрой:
эша гандхах.............(имя огня) намагнайе намах
- Потом со следующей мантрой предлагается цветок:
идам пушпам.........(имя огня) намагнайе намах
- После этого нужно поднести огню найведам (банан или сухофрукты). Если предлагаете банан - положите его у самого огня, а если предлагаете сухофрукты, смешанные с сухими листьями туласи, то предложите их огню со следующей мантрой:
идам найведйам .............(имя огня) намагнайе намах
- Затем про себя десять раз прочитайте тайную мантру Савитри-гайатри.
В Ману-самхите отмечается: "Действие йаджны, во время которой произносится мантра гайатри возрастает в десять раз, если же гайатри произносится беззвучно - во сто раз, а если она повторяется в уме (манаса), - то в тысячу раз".
Предложите огню ложку воды из панча-патры (для омовения рта после еды), произнося мантру:
идам ачаманйам (имя огня).
По желанию: Паришешана, подношение пране.