Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Шикшаштака - наставления Махапрабу в восьми стихах
Шикшаштака (санскр. शिक्षाष्टकं, Śikṣāṣṭaka «Поучение в восьми стихах»; шикша означает «поучение», «наставление» и аштака означает «восемь») — поэма на санскрите, состоящая из восьми стихов и написанная в начале XVI века основоположником гаудия-вайшнавизма Чайтаньей Махапрабху. Является единственным наставлением, оставленным Чайтаньей в письменной форме.
Бхакти Тиртха Свами:
Духовное путешествие является одновременно и простым, и сложным. Оно с одной стороны пугает, так как может таить в себе опасность, а с другой – исполнено захватывающих приключений. Часто нам кажется, что мы путешествуем в одиночку, но на самом деле верно как раз обратное. Кришна в форме Параматмы, пребывающей в сердце каждого, всегда с нами. Кроме того, Он приходит в Своем наиболее великодушном облике Господа Чайтаньи, чтобы испытать бхаву Своей вечной супруги и божественной энергии, хладини-шакти,- Шримати Радхарани. Господа Чайтанья приходит, чтобы, играя роль преданного, научить преданности нас.
Однако Кришна вершит Свои разнообразные лилы, благословляя преданных, а также разоблачая и уничтожает негодяев, не в одиночку. Его вечные спутники также часто приходят в материальный мир, чтобы помочь Господу в Его непростой миссии. Этими спутниками являются наши ачарьи. В данной книге я опирался на комментарии двух великих ачарьев – Шрилы Бхактивиноды Тхакура и Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати.
Этот небольшой комментарий на восемь молитв, составленных Господом Чайтаньей и носящим название “Шикшаштака”, я решил написать, преследуя две цели - служение сообществу вайшнавов и собственное очищение. Эти молитвы играют чрезвычайно важную роль в жизни вайшнава, и их сокровенные тайны раскрываются нам все больше и больше по мере того, как мы все больше и больше размышляем над их содержанием. Первоначально материал данной книги был представлен в форме цикла лекций, прочитанного в общине Гита-Нагари в Пенсильвании в рамках семинара вайшнавского института. Я надеюсь, что это небольшое служение вдохновит читателей на более глубокое самостоятельное изучение этого великого произведения.
Молитвы “Шикшаштака”, несмотря на свою краткость, несут в себе глубочайшие вечные истины. Они описывают все состояния сознания от самбандхи до прайоджаны; в них обсуждаются различные достижения на этом пути, а также препятствия, с которыми мы можем столкнуться.
По милости Шрилы Прабхупады и Господа Чайтаньи даже такой ничтожный глупец, как я, имеет возможность читать эти необычайные молитвы и делиться своими мыслями о них с другими. Я надеюсь, что читатель получит от размышления над этими стихами такое же или даже большее благо, чем то, которое смог получить я.
Введение
Слово шикшаштака состоит из двух очень знакомых нам слов – шикша и аштака. Шикша означает «наставление», а аштака – «восемь». Таким образом, шикшатака означает «восемь наставлений». По Своей беспричинной милости Кришна, являющийся вместилищем всего ведического знания, появился на Земле и представил это знание в очень сокровенной и личностной форме. Кроме того, многие Его представители приходили в этот мир до Него, вместе с Ним и после Него. Такими представителями Господа были шесть Госвами и Шрила Прабхупада, написавшие тома книг о преданном служении. Сам же Господь Чайтанья не написал ни одной книги, и единственное, что Он нам оставил – эти восемь молитв. Об этом интересном факте Шрила Прабхупада пишет следующее:
«Господь Чайтанья наказывал Своим ученикам писать книги, раскрывая в них науку о Кришне, и этот наказ Его последователи продолжают выполнять по сегодняшний день. Труды, в которых излагается учение Господа Чайтаньи, очень объемисты и отличаются строгостью и последовательностью изложения, так как авторы неукоснительно следуют принципу ученической преемственности. Сам Господь Чайтанья, несмотря на то, что уже в юности прославился как ученый, написал всего восемь стихов, которые называют «Шикшаштакой». В этих стихах раскрывается суть Его миссии и наставлений».
Учение Господа Чайтаньи, стр.28
Молитвы эти содержат тома сокровенных знаний и тайн. Точно так же, как святое имя содержит в себе всю мудрость, духовный мир и раса-таттву (науку о духовных взаимоотношениях), молитвы «Шикшаштака» содержат в себе все. Мы приняли сознание Кришны потому, что хотим предаться Всевышнему, отбросил все анартхи, ненужные препятствия. Мы хотим стать самим собой и постичь свою изначальную сварупу, свою вечную сущность. Мы признаем, что существует нечто, находящееся за пределами опыта, полученного нами в этой и других жизнях. Мы не собираемся наслаждаться шакти, энергией Господа; мы хотим общаться с шактиманом, источником энергии. Поскольку, находясь в материальных мирах, мартьялоки мы лишены такого общения, Господь приходит Сам, чтобы указать нам истинный путь.
Миссия Господа Чайтаньи
Чтобы по достоинству оценить послание Господа Чайтаньи, нам нужно в первую очередь рассмотреть уникальное положение и миссию Господа Чайтаньи Махапрабху. Если человек, занимающий очень важное положение в обществе, делает какое-то сообщение, мы знаем, что это сообщение тоже должно быть очень важным. Кришна пришел в Своей самой великодушном воплощении Господа Чайтаньи, чтобы дать нам эти молитвы, которые сейчас носят название «Шикшаштака». Намо маха-ваданьяя кришна-према-прадая те кришная кришна- чайтанья-намне гаура-твише намах. Господь Чайтанья – не кто иной, как Сам Кришна; Он – особенное проявление Кришны. Радхарани и Кришна едины, однако ради обмена божественной любовью проявляют себя как две личности. Затем Они соединяются воедино и приходят в материальный мир как Господь Чайтанья, чтобы помочь нам понять, какова глубина любви и преданности, доступная всем живым существам. Размышляя об уникальном положении Господа Чайтаньи basic, мы сможем луче оценить Его возвышенный дар этому миру.
Господь Чайтанья занимает особое место среди воплощений и аватар Кришны. Именно Он впервые объявил о широкомасштабном распространении знания среди людей, независимо от того, достойны они этого или нет. Шри Чайтанья Махапрабху пришел в облике преданного, чтобы показать нам пример того, каким должен быть преданный. Хотя Он – высший учитель, в совершенстве знающий предмет, Он играет роль ученика, чтобы дать нам ясное представление о духовной жизни. Господь устанавливает ягью, жертвоприношение, для этого века – повторение Харе Кришна маха-мантры. Еще до прихода Господа Чайтаньи вайшнавы практиковали повторение маха-мантры, однако Он утвердил это повторение как юга-дхарму века Кали. Махапрабху раскрыл людям века Кали самые эзотерические тайны, представив это знание в такой доступной форме, что оно стало понятно каждому – как образованным, так и неграмотным. И хотя это высшее знание крайне трудно обрести, Кришна проявляет особую милость, открывая такую возможность для каждого, кто способен ею воспользоваться. В ходе осуществления Своей миссии Господь Чайтанья проповедовал во многих местах и самым разным людям, включая даже млеччхов и майавади. План Господа Чайтаньи таков: распространять духовное послание в каждом городе и деревне – пртхивите ачхе йата нагаради грама сарватра прачара хаибе мора нама. Он не хочет ограничиваться небольшим процентом населения земли или каким-то определенным классом людей. Он хочет распространять сознание Кришны без каких-либо ограничений.
Приняв умонастроение бхакты, преданного, Господь Чайтанья учит тому, как целиком предаться Богу и как обрести Его посредством бхакти, чистой преданности. Господь показывает, что бхакти происходит из бхакти, и не подвластна ничему, кроме бхакти. Преданное служение значительно превосходит методы джнаны, эмпирической философии, тапасьи, аскезы, и яджны, жертвоприношения.
Господь Чайтанья пришел, чтобы испытать умонастроение Радхарани и проявить Свою любовь в действии. Он явил миру ту великую любовь, которой обладает Шримати Радхарани и чистые преданные. Он продемонстрировал, в чем состоит проявление истинной любви на практике. Чайтанья Махапрабху проявил признаки махабхавы и премы и стал величайшим Танцором в Своей вечной лиле.. И хотя мы никогда не сможем перечислить все возвышенные качества Господа Чайтаньи, это краткое описание Его божественных деяний может помочь нам глубже оценить значение Его явления.
Наше место в истории
Принимая во внимание все эти удивительные факты, мы можем ясно осознать нашу роль в движении Харе Кришна. Поймите, что Господь Чайтанья – особое проявление Кришны, а мы – ветви древа Махапрабху. В каком-то смысле все наши проекты, храмы и другая деятельность по всему миру является частью духовной истории. Придет время, когда люди будут читать об истории вайшнавизма и о различных событиях, происходивших в ИСККОН – движении под флагом Господа Чайтаньи. Учитывая также и то, что Господь ушел совсем недавно, можно понять значимость нашего присутствия на этой планете именно в это время.
По мере того, как мы все глубже изучаем всевозможную литературу, посвященную этим восьми стихам, мы начинаем понимать их ценность и могущество. Эти стихи – ключ, способный открыть перед нами священные врата духовного мира. Ежедневно декламируя эти шлоки, мы должны стараться все глубже и глубже проникать в их тайный смысл. «Шикшаштака» – суть всего сознания Кришны и суть всех Вед; эти восемь молитв подобны бесценному ожерелью которое все вайшнавы должны носить на шее. Хотя ожерелье носят на шее, оно практически касается сердца. И поскольку эти стихи так важны для нас, мы должны всегда хранить их рядом со своим сердцем. Не следует считать их чем-то необязательным или факультативным в духовной жизни.
Уровни взаимоотношений
Первые пять молитв описывают главным образом самбандха-гьяну, тогда как стихи с шестого по восьмой описывают прайоджану. Абхидхея же проходит красной нитью через каждый стих. И хотя шестой стих описывает бхаву, иногда его также причисляют к категории седьмого и восьмого стихов, которые описывают прему. Самбандха-гьяна объясняет наши взаимоотношения с Господом, абхидхея – это деятельность в этих взаимоотношениях, а прайоджана – это конечная цель, любовь к Богу. Все наши книги и ритуалы посвящены одному из этих аспектов. Многие писания предназначены для того, чтобы помочь нам признать существование Бога и обучить основным принципам этики и морали, однако лишь в некоторых из них рассказывается о духовном мире и духовной деятельности, которой мы будем заниматься, когда вернемся к Кришне. Это признак трансцендентной культуры. Религия не описывает этот аспект духовного мира; напротив, она считает рай высшей целью. В действительности, это лишь начало истинной жизни, которая достигает кульминации, когда душа приходит в непосредственный контакт с Верховной Личностью Бога в духовном мире. Когда мы вернемся к Господу, мы не будем там просто праздно сидеть, – мы будем заняты многообразной духовной деятельностью. Наша теология задается следующими вопросами: «Каковы наши отношения с Богом? Какова природа души? Что происходит с душой?» Мы должны выяснить, какова природа деятельности в духовном мире, поскольку в результате может выясниться, что мы не хотим туда возвращаться. В материальном мире даже богатые люди страдают от скуки, если им нечем заняться. Они могут жить в прекрасных дворцах, окруженные слугами, однако если им нечем заняться, они будут просто скучать и страдать. Жить утратит для них всякий смысл. Так может ли бездействие быть природой духовного мира? Может ли духовная жизнь быть вечным ничегонеделаньем? Это будет больше похоже на ад, чем на духовное благословение.
Каждая шлока «Шикшаштаки» является ступенью, ведущей от обычного уровня сознания к высшим проявлениям любви к Богу. Первая шлока подчеркивает важность совместного пения святого имени. Во второй обсуждается неспособность встать на путь повторения маха-мантры. В третьей предлагается особый метод повторения маха-мантры. Четвертая шлока фокусирует наше внимание на необходимости избавления ото всех неблагоприятных желаний. В пятой рассматривается изначальная духовная природа джив, сварупа-гьяна. В шестой шлоке говорится о том, какое благо получит живое существо, если оно станет ближе к Господу. Седьмой стих описывает чувство разлуки, випраламбху, которое испытывают те, кто достиг высочайшей ступени совершенства. В восьмой стих обсуждается метод достижения высшего совершенства, высшей цели - прайоджаны. Этих восьми шлок достаточно, чтобы понять содержание всего «Нектара преданности.