Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Чистота
Чистота (санксрит чистый Шучи)
Из неформальной беседы Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа
Неизменная Высшая Чистота
Чистота - это верность цели, к которой мы стремимся. Чистота в абсолютном смысле это неизменная приверженность к сознанию Кришны. Также есть относительная чистота, когда кто-то искренне преследует свою цель на каком-то определенном плане. Однако такая искренность - не полная. Мы считаем, что искренность только тогда полна, когда душа принимает Кришна концепцию Бога. Все другие формы чистоты относительны. Никакая форма знания, отличная от сознания Кришны не чиста. В сознании Кришны, также, в самом начале, когда мы только соприкоснулись с ним, мы не должны считать что уже получили все полностью. Когда мы получим чистую концепцию сознания Кришны, все неясные концепции исчезнут. В сознании Кришны также есть стадии реализации, и в зависимости от стадии пробуждения мы становимся более и более чистыми.
Чистота означает нашу приверженность истине. Истина, которую мы хотим реализовать – в сознании Кришны. Сознание Кришны не является чем-то ограниченным, чем-то, что можно взять в руку и проглотить. Его природа бесконечна. Оно имеет многоуровневую структуру и в нем есть перспектива для развития. Можно сказать, что преданный становится чище, только благодаря своему собственному искреннему развитию, а не ввиду приверженности формальной концепции, пустому символу.
вйасо ветти на ветти ва
Есть такое сильное высказывание: «вйасо ветти на ветти ва». Все права сохранены. Сознание Кришны безгранично. И все же есть возможность воспринять его чистоту в первозданной форме. И эту возможность дают нам Ачарьи.
Студент, только поступивший в колледж, не может рассчитывать на то, что узнает все. Нужно систематическое, правильно выстроенное знание.
Тот и другой действуют совершенно по-разному. Чистый разум - это атрибут души. Он имеет духовную природу и обладает высшим знанием (о том, что такое высшее счастье). Он всегда нацелен на бескорыстное служение Богу. Нечистый разум осквернён эгоизмом и ведёт человека к деградации, руководствуясь ложным представлением о счастье (эгоизмом). Разум это та сила, которая направляет нас к деятельности. У нас у каждого разные взгляды на жизнь. Взгляды человека зависят от его веры. Вера указывает на цель в жизни.
Цель всегда зависит от нашего понимания - что такое счастье. Цель это то, что приносит счастье. Знание о цели жизни находится в разуме. Это знание и руководит поступками любого человека. Таким образом, наша цель руководит всеми событиями нашей жизни. Однако большинство людей или стремятся к ложным целям (материальному достатку), что приводит их к неизбежным страданиям или вообще не понимают, к чему они стремятся. Понимаем мы свою цель или нет, цель есть у каждого человека, и она определяет наши судьбы. Поэтому каждый разумный человек будет изучать, куда направить свой разум, чтобы достичь высшего (духовного) счастья.
Обладающий чистым разумом человек хочет, чтобы всё было хорошо и правильно. Он живёт для выполнения божественных законов и для счастья людей. А обладающего эгоистическим, нечистым разумом по жизни ведёт только корысть. Стремясь к самосовершенствованию, нужно развивать бескорыстие, иначе появится тенденция искать выгодные для себя стороны в любом знании, что соответственно искажает истину. Разум, это та сила, которая ведёт нас по жизни.
Материальный разум тоже может быть очень сильным. Однако так как он материальный, то его природа находится в страсти (безудержной погоне за материальным достатоком). Сама необходимость в материальном разуме у человека возникает только тогда, когда оно ищет вокруг себя материального счастья. Поэтому естественно если мы сильно углублены в процесс поиска материального счастья, то материальный разум от этого становится сильнее.
У некоторых людей материальный разум настолько силен, что они способны создавать гениальные теории. Все научные поиски, которые не несут в себе духовных целей, направлены на материальный прогресс общества. Эта идея материального счастья без духовной практики самосовершенствования стара как мир. Мы с ней появились в этой Вселенной. Однако мы видим, что от чрезмерных материальных удобств духовности и совести у нас не прибавляется. Я думаю, что в этом вопросе о бесполезности чисто материального прогресса без занятий духовной практикой и без развития духовного разума всем всё понятно.
Теперь поговорим о том, насколько сильный материальный разум может человека сделать счастливым. Материальный разум это значит, в разуме живет знание (вера) о том, что, прежде всего материальное счастье является для разума основной целью в жизни. В результате такой цели изначально духовный разум всё больше и больше наполняется материальным знанием, и полностью покрывается тонкой материальной энергией (эгоизмом). Такой разум для удобства понимания вещей называют материальным разумом. Конечно духовный разум при этом никуда не девается, он просто покрыт материальным разумом и у материально настроенных людей себя в чистом виде практически не показывает.
Итак, материальный разум ищет материального счастья. Таким образом, чувства материально настроенного человека тоже обращены на материю и ищут счастья там. Они постоянно привязываются к каким-то предметам сулящим материальное счастье, но материальный разум не препятствует этому процессу, так как он видит в этом цель своей жизни.
Так изначально чистый духовный разум становится марионеткой в руках эгоистично настроенных материальных чувств. Разум состоит из знания. Если знание направлено на удовлетворение чувств, то чего чувства захотят туда разум и поворачивает свою философию. Например, если чувства хотят мяса, значит разум будет изучать о пользе мясоедения, а у кого разум сильный тот создаст очень стройную теорию о несомненной пользе мясоедения. Больше того вскоре после этого возникнут теории о вреде вегетарианства и молочных продуктов.
Естественно, что все кто стремится к материальному счастью не могут даже предположить что это не так, ведь их разумы подчинены чувствам, хотящим мяса. Так возникает стойкая убежденность в этом вопросе. Тем не менее, для человека с хотя бы немного очищенным разумом совсем не трудно понять, что убивать животных только лишь для того, что нам нравится вкус их мяса это грех. Сильный материальный разум знает, что есть еще большее материальное удовольствие в этом мире это секс. В результате создаются новые глубоко научные идеи о том, что человек обязательно должен заниматься сексом не только в семье, но и за ее пределами.
Мы видим, что подобные идеи уже дошли до кабинетов врачей, и они женщинам с нарушением гормональных функций советуют найти себе еще партнеров кроме мужа. Так разврат становится правилом хорошего тона. Однако этим ученым невдомек что, согласно Ведам, если два человека хотя бы раз имели между собой близкие отношения, то они по закону кармы обмениваются половиной грехов друг с другом и теперь обязаны тянуть лямку судьбы абсолютно чужого человека. Кроме того, они остаются связанными друг с другом невидимыми узами брака на всю жизнь. В результате теплоты и любви в семье становится меньше ровно во столько раз, во сколько больше партнеров по браку. Поэтому лучше о силе и чистоте разума судить не по способности двигать науку вперед, а по тому к чему нас такая наука ведет.
Конечно, пока разум не очистился трудно разобраться во всех этих сложных вопросах, но как не крути сильный материальный разум человеку не даст настоящего счастья. Тогда в чем смысл сильного разума, если он не делает нас счастливыми? С другой стороны, усиливая духовный (чистый, бескорыстный) разум мы приобретем и правильное понимание вопросов: как строить свой быт, как общаться с людьми, как правильно лечиться. Кроме того, действуя так, мы постепенно достигнем счастливой жизни, основанной на законах нравственности чистоты.
Согласно “Ведам” человек должен максимум внимания уделять развитию разума. Люди, обычно, больше склоны качать мышцы тела, но тело быстро стареет. Сила ума также не увеличивается из-за силы тела. По настоящему умён тот, чей ум подчиняется разуму. Это состояние называется контролем ума. Бесконтрольный ум распускает чувства. Если у человека сильно развиты чувства, то его называют эмоциональным. Если хорошо развит разум, то - разумным.
Всем известно, что бывают разумные, и бывают глупые люди. Это не для кого не секрет. Иногда что-то объясняешь человеку несколько раз и он говорит: “Всё понял”, а затем делает совершенно наоборот, только лишь потому, что его чувства не желают расстаться с дурной привычкой. Это признак глупости. Разумный человек один раз получает разумное объяснение и руководствуется им всю жизнь. (из материалов О.Г. Торсунова)
Чистый, шучи - качество нормального человека
Безусловно, это означает, что преданный Богу чист и внутри, и снаружи. Ум, сердце, разум, тело, одежда, жилище, место работы, место поклонения, его личные и деловые контакты, - все должно быть шучи, чистым. Может быть, пословица "чистота - путь к праведности" и приелась, однако для тех, кто интересуется духовной жизнью, в ней заключена большая мудрость. Когда в 1972 году мы открывали первую школу ИСККОН, Его Божественная Милость Шрила Прабхупада дал нам много советов по поводу чистоты.
Будущие проповедники сознания Кришны должны учиться быть шучи, абсолютно чистыми во всех отношениях, и потому практическое очищение -главное, что следует постичь; например, нельзя касаться рта чем-либо грязным. Есть определенный метод в политике, когда прекрасной девушке постепенно дают все большие порции яда с тем, чтобы она привыкла и не заболела, а затем отправляют убить врага - девушка заражает его через поцелуй. Этот метод называют словом висканья. Вода сама по себе - антисептик, поэтому мыло нужно далеко не всегда. Следует учить юношей, да и всех преданных мыть свои тарелки, руки, рот - то есть мыться постоянно. Юношам следует давать еды столько, чтобы они наелись, но ничего не оставалось, а свою одежду они могут стирать во время купания. Как бы не деградировала ваша страна (Америка), американцы всегда будут ценить то, что мы революционно чисты.
Революция в чистоте! Даже сама пища непреданного нечиста: это - плоть и кровь, лимфа, слизь, внутренности и мозги животных, рыбы, свиньи и насекомые. Меню мясоеда выглядит как ведьмовская трапеза! После еды он иногда вытирает руки о штаны, "чтобы были чистые".
Безусловно, это означает, что преданный Богу чист и внутри, и снаружи. Ум, сердце, разум, тело, одежда, жилище, место работы, место поклонения, его личные и деловые контакты, - все должно быть шучи, чистым. Может быть, пословица "чистота - путь к праведности" и приелась, однако для тех, кто интересуется духовной жизнью, в ней заключена большая мудрость. Когда в 1972 году мы открывали первую школу ИСККОН, Его Божественная Милость Шрила Прабхупада дал нам много советов по поводу чистоты.
Будущие проповедники сознания Кришны должны учиться быть шучи, абсолютно чистыми во всех отношениях, и потому практическое очищение -главное, что следует постичь; например, нельзя касаться рта чем-либо грязным. Есть определенный метод в политике, когда прекрасной девушке постепенно дают все большие порции яда с тем, чтобы она привыкла и не заболела, а затем отправляют убить врага - девушка заражает его через поцелуй. Этот метод называют словом висканья. Вода сама по себе - антисептик, поэтому мыло нужно далеко не всегда. Следует учить юношей, да и всех преданных мыть свои тарелки, руки, рот - то есть мыться постоянно. Юношам следует давать еды столько, чтобы они наелись, но ничего не оставалось, а свою одежду они могут стирать во время купания. Как бы не деградировала ваша страна (Америка), американцы всегда будут ценить то, что мы революционно чисты.
Революция в чистоте! Даже сама пища непреданного нечиста: это - плоть и кровь, лимфа, слизь, внутренности и мозги животных, рыбы, свиньи и насекомые. Меню мясоеда выглядит как ведьмовская трапеза! После еды он иногда вытирает руки о штаны, "чтобы были чистые".
В современной ванной комнате часто есть резиновый коврик, подставка для журналов и электрическая зубная щетка, и тем не менее современный человек настолько примитивен в гигиене, что после дефекации он не принимает омовения, а просто подтирается бумагой и сливает немного воды на руки. О его нечистоте в половых отношениях здесь даже упоминать не стоит.
Кришна описывает асуров, демонов так: "В них нет ни чистоты, ни правильного поведения, ни правдивости". Чистота - один из четырех принципов религии, которая сейчас, в век Кали, приходит в упадок. В "Шримад-Бхагаватам" (1.1725, комм.) Шрила Прабхупада поясняет:
"Принципы религии основываются не на определенных догмах или искусственных формулах. Они строятся на четырех главных регулирующих принципах: аскетичности, чистоте, милосердии и правдивости. Чистота нужна и уму, и телу. В некоторой степени помогает и телесная чистота, однако чистота ума просто необходима. Чтобы обрести ее, необходимо прославлять Верховного Господа. Нельзя очистить накопившуюся в уме грязь, не прославляя Верховного Господа. Очистить ум безбожная цивилизация не в состоянии, поскольку она не имеет представления о Боге; по одной этой причине представители таких цивилизаций не могут иметь хороших качеств, как бы хорошо материально они не были оснащены.
"Принципы религии основываются не на определенных догмах или искусственных формулах. Они строятся на четырех главных регулирующих принципах: аскетичности, чистоте, милосердии и правдивости. Чистота нужна и уму, и телу. В некоторой степени помогает и телесная чистота, однако чистота ума просто необходима. Чтобы обрести ее, необходимо прославлять Верховного Господа. Нельзя очистить накопившуюся в уме грязь, не прославляя Верховного Господа. Очистить ум безбожная цивилизация не в состоянии, поскольку она не имеет представления о Боге; по одной этой причине представители таких цивилизаций не могут иметь хороших качеств, как бы хорошо материально они не были оснащены.
Внешняя чистота очень важна, но и за ней нужно следить в связи с Кришной. Высокий стандарт чистоты в поклонении Божеству в храме является свидетельством преданности поклоняющегося. В "Чайтанья-чаритамрите" рассказывается о Рагхаве Пандите, который очень беспокоился о том, чтобы кокосовые орехи предлагались Господу Кришне в храме только очень чистые. Заметив в орехах минимальную порчу, Рагхава Пандит отвергал их как непригодные для предложения Господу.
"Когда принесли орехи, было уже поздно, и времени для предложения их Божествам осталось совсем немного. Слуга, державший корзину с орехами, стоял у дверей.
Увидев, что слуга одной и той же рукой прикоснулся сначала к потолку над дверями, а затем к орехам, Рагхава Пандит сказал:
- Через эти двери постоянно входят и выходят люди. Пыль с их ног поднимается в воздух и оседает на потолке. Ты же сначала дотронулся до потолка над дверями, а потом до орехов. Теперь их нельзя предлагать Кришне, потому что они нечистые".
КОММЕНТАРИЙ.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур подтверждает, что Рагхава Пандит - не умалишенный, страдающий грязефобией. Рагхава Пандит не принадлежит к материальному миру. Для низкого сознания принятие материального за духовное называется бхаума-иджья-дхих. Рагхава Пандита - вечный слуга Кришны, и все, что он видел, относилось к служению Господу. Он всегда был погружен в размышления о том, как постоянно служить Кришне. Иногда неофиты, преданные низшего уровня, пытаются подражать Рагхаве Пандиту на платформе материальной чистоты и нечистоты, однако в такой имитации нет никакой пользы (Ч.-ч., Мадхья 15.80-83).
Другими словами, из чистой преданности бхакта стремится предлагать Господу все самое лучшее и чистое. Наш духовный учитель говорил нам, что, очищая параферналии для Божества, мы в действительности очищаем свои сердца.
Совсем недавно волна сексуальной разнузданности стерла границы чистого и нечистого в половых отношениях. Согласно "Бхагавад-гите" половые отношения, как и все прочее, должны использоваться исключительно в служении Всевьшнему. Кришна говорит: "Я - половая жизнь в согласии с религиозными принципами". Это означает, что секс допускается только в рамках брака ради рождения детей, которые будут воспитываться в сознании Бога. Сегодня представление о том, что незаконные половые отношения нехороши или "грязны", вышло из моды и считается отсталым старомодным предрассудком. Святотатство и ругань теперь присущи речи даже самых образованных людей; небрежно уронить несколько бранных слов без тени смущения сегодня считается признаком высокого интеллекта. А порнография в литературе, кино и других формах развлечений стала одной из крупнейших мировых индустрий, защищаемых мощными интересами бизнеса и почтительно охраняемых высочайшим правосудием. Сегодня незаконные и извращенные половые отношения на самом деле в моде, но они всегда создают в сердце огромную нечистоту, а все нечистое в конце концов направлено против сознания Кришны. Какая бы грязь ни препятствовала нам обратиться к Чистейшему, Высшей Личности Бога, эта "грязь" уже серьезно "аморальна". Мораль чистоты зависит не от пуританских концепций правильного поведения, нет, она строится на том, что, став чистым, человек уже может совершать чистое преданное служение Всевышнему. Кришна отверг нечистую пищу, нечистый секс и нечистые жизненные привычки, поэтому преданный их избегает.
Все другие философии, кроме философии чистого преданного служения Верховной Личности Бога, также нечисты. Описывая имперсональную концепцию освобождения, "Шримад-Бхагаватам" использует выражение авишуд-дха-буддхайах, "нечистый разум".
"Когда принесли орехи, было уже поздно, и времени для предложения их Божествам осталось совсем немного. Слуга, державший корзину с орехами, стоял у дверей.
Увидев, что слуга одной и той же рукой прикоснулся сначала к потолку над дверями, а затем к орехам, Рагхава Пандит сказал:
- Через эти двери постоянно входят и выходят люди. Пыль с их ног поднимается в воздух и оседает на потолке. Ты же сначала дотронулся до потолка над дверями, а потом до орехов. Теперь их нельзя предлагать Кришне, потому что они нечистые".
КОММЕНТАРИЙ.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур подтверждает, что Рагхава Пандит - не умалишенный, страдающий грязефобией. Рагхава Пандит не принадлежит к материальному миру. Для низкого сознания принятие материального за духовное называется бхаума-иджья-дхих. Рагхава Пандита - вечный слуга Кришны, и все, что он видел, относилось к служению Господу. Он всегда был погружен в размышления о том, как постоянно служить Кришне. Иногда неофиты, преданные низшего уровня, пытаются подражать Рагхаве Пандиту на платформе материальной чистоты и нечистоты, однако в такой имитации нет никакой пользы (Ч.-ч., Мадхья 15.80-83).
Другими словами, из чистой преданности бхакта стремится предлагать Господу все самое лучшее и чистое. Наш духовный учитель говорил нам, что, очищая параферналии для Божества, мы в действительности очищаем свои сердца.
Совсем недавно волна сексуальной разнузданности стерла границы чистого и нечистого в половых отношениях. Согласно "Бхагавад-гите" половые отношения, как и все прочее, должны использоваться исключительно в служении Всевьшнему. Кришна говорит: "Я - половая жизнь в согласии с религиозными принципами". Это означает, что секс допускается только в рамках брака ради рождения детей, которые будут воспитываться в сознании Бога. Сегодня представление о том, что незаконные половые отношения нехороши или "грязны", вышло из моды и считается отсталым старомодным предрассудком. Святотатство и ругань теперь присущи речи даже самых образованных людей; небрежно уронить несколько бранных слов без тени смущения сегодня считается признаком высокого интеллекта. А порнография в литературе, кино и других формах развлечений стала одной из крупнейших мировых индустрий, защищаемых мощными интересами бизнеса и почтительно охраняемых высочайшим правосудием. Сегодня незаконные и извращенные половые отношения на самом деле в моде, но они всегда создают в сердце огромную нечистоту, а все нечистое в конце концов направлено против сознания Кришны. Какая бы грязь ни препятствовала нам обратиться к Чистейшему, Высшей Личности Бога, эта "грязь" уже серьезно "аморальна". Мораль чистоты зависит не от пуританских концепций правильного поведения, нет, она строится на том, что, став чистым, человек уже может совершать чистое преданное служение Всевышнему. Кришна отверг нечистую пищу, нечистый секс и нечистые жизненные привычки, поэтому преданный их избегает.
Все другие философии, кроме философии чистого преданного служения Верховной Личности Бога, также нечисты. Описывая имперсональную концепцию освобождения, "Шримад-Бхагаватам" использует выражение авишуд-дха-буддхайах, "нечистый разум".
Все желания, кроме желания служить Кришне - это "темные пятна на сердце". Рупа Госвами, непосредственно уполномоченный Господом
Чайтаньей, определяет преданное служение так:
аньябхилашита-шуньям
джнана-кармадй-анавртам
анукулйена кришнану-
шиланам бхактир уттама
"Следует выполнять трансцендентное любовное служение Верховному Господу Кришне без стремления к материальной выгоде или прибыли, получаемых от кармической деятельности или философских спекуляций. Это называется преданным служением" ("Бхакти-расамрита-синдху" 1.1.11).
Культивирование любого знания и стремление получить материальное вознаграждение, даже от религиозных действий, считаются нечистыми, поскольку эти процессы не являются чистым преданным служением; они противоречат концепции чистого бхакти. В "Шримад-Бхагаватам" (1.2.17) процессы повторения святых имен и слушания ведической литературы превозносятся как помогающие быстро очистить сердце от всего нежелательного и грязного: "Шри Кришна, Личность Бога, который присутствует в каждом сердце как Параматма и является покровителем искреннего преданного, уничтожает стремление к материальным наслаждениям в сердце преданного, который развал в себе вкус к слушанию Его наставлений".
Когда Нарада Муни попытался в медитации еще раз увидеть Господа Кришну, Господь заговорил с ним. Он сказал, что преданный должен стать абсолютно "свободным от материального загрязнения", и лишь после этого можно надеяться увидеть Его. В этот век великодушный дар Господа Чайтаньи -воспевание мантры Харе Кришна " является наиболее эффективным методом очищения ума и сердца от скверны. Он позволяет нам развить в себе чистое видение Кришны.
Пример динамической взаимосвязи между внешней и внутренней чистотой Господь Чайтанья показал во время Своей игры очищения храма Гундича. Глава вайшнавов, Господь Чайтанья показал значение чистоты не только символически, но и практически. Готовя храм к появлению Господа Джаганнатхи, Господь Чайтанья показывал преданным пример, ползая на коленях и собирая грязь руками. Он хвалил тех преданных, которые собрали грязи больше, чем другие, и ругал тех, кто недостаточно старался. Он нанял много подметальщиков и вымел весь храм и двор, а затем вымыл весь храм водой из Ганги.
Преданные Господа Чайтаньи выплескивали воду на потолок и стены храма, а алтарь Сам Чайтанья Махапрабху вытер насухо Своей одеждой. В комментарии к этой части "Чайтанья-чаритамриты" Бхактисиддханта Сарасвати анализирует эти игры изнутри и заключает, что если преданный совершенно не очистит свое сердце от всех материальных желаний и грязи, он не может ожидать появления там Чистейшего, Кришны.
Политические и интеллектуальные вожди этого века не обладают ни одним из двадцати шести вайшнавских качеств, и отсутствия в них чистоты трудно не заметить. Главы политических держав заявляют, что стремятся руководить народом и помогать ему, однако, в действительности, руководствуются иными мотивами. Даже лучшие из национальных лидеров пытаются занять умы людей национализмом и погоней за призрачным счастьем. Сами цели, которые они ставят перед людьми - анартхи, - т.е. то, что воздвигает преграды на пути самоосознания. Там, где существует невежество, где сердца нечисты и затуманены взоры - где все нечисто - там нельзя ожидать чистоты. И действительность подтверждает это: никто не ожидает чистых отношений даже с президентом, отцом или священником.
Предназначение Движения сознания Кришны - сделать мир "революционно чистым" посредством принципов гигиены, и, что гораздо более важно, путем очищения сердца с помощью воспевания Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Когда нескольких учеников Шрилы Прабхупады обвинили в промывании мозгов (обвинение суд вскоре отклонил), Шрила Прабхупада истолковал "промывание мозгов" в положительном смысле и сказал, что именно в этом заключается наша миссия.
"Их мозги заполнены дерьмом, - сказал он, - поэтому мы должны промывать их воспеванием Имен Господа".
Преданные Господа Чайтаньи выплескивали воду на потолок и стены храма, а алтарь Сам Чайтанья Махапрабху вытер насухо Своей одеждой. В комментарии к этой части "Чайтанья-чаритамриты" Бхактисиддханта Сарасвати анализирует эти игры изнутри и заключает, что если преданный совершенно не очистит свое сердце от всех материальных желаний и грязи, он не может ожидать появления там Чистейшего, Кришны.
Политические и интеллектуальные вожди этого века не обладают ни одним из двадцати шести вайшнавских качеств, и отсутствия в них чистоты трудно не заметить. Главы политических держав заявляют, что стремятся руководить народом и помогать ему, однако, в действительности, руководствуются иными мотивами. Даже лучшие из национальных лидеров пытаются занять умы людей национализмом и погоней за призрачным счастьем. Сами цели, которые они ставят перед людьми - анартхи, - т.е. то, что воздвигает преграды на пути самоосознания. Там, где существует невежество, где сердца нечисты и затуманены взоры - где все нечисто - там нельзя ожидать чистоты. И действительность подтверждает это: никто не ожидает чистых отношений даже с президентом, отцом или священником.
Предназначение Движения сознания Кришны - сделать мир "революционно чистым" посредством принципов гигиены, и, что гораздо более важно, путем очищения сердца с помощью воспевания Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Когда нескольких учеников Шрилы Прабхупады обвинили в промывании мозгов (обвинение суд вскоре отклонил), Шрила Прабхупада истолковал "промывание мозгов" в положительном смысле и сказал, что именно в этом заключается наша миссия.
"Их мозги заполнены дерьмом, - сказал он, - поэтому мы должны промывать их воспеванием Имен Господа".
Удивительно то, что эти качества вайшнавов очень скоро проявляются в деятельности даже начинающего преданного. Постепенно они становятся все более явными - подобно этому растет серп молодой луны. Преданный непременно становится безупречно правдивым, милостивым и по-настоящему чистым. Шрила Прабхупада получал удовлетворение, лично наблюдая за процессом перерождения своих учеников; он писал в книге "Источник вечного наслаждения":
"В период дождей все живые существа - и те, которые живут на земле, и те, кто обитает в воде и в воздухе, - выглядят свежими и обновленными; то же самое происходит и с теми, кто занят трансцендентным любовным служением Господу. Те, кто занят преданным служением в Международном обществе сознания Кришны, на практике убеждаются в этом. До того, как эти люди стали учениками, они выглядели грязными, даже если и обладали прекрасными природными данными; незнание о сознании Кришны делало их грязными и несчастными. Но с того момента, как они пришли в Сознание Кришны, их здоровье улучшается и в результате следования правилам и предписаниям сияние, исходящее от их тел, усиливается. В своих шафрановых одеждах, с тилакой на лбу, четками в руках и бусами на шеях они похожи на тех, кто спустился прямо с планеты Вайкунтхи.
"В период дождей все живые существа - и те, которые живут на земле, и те, кто обитает в воде и в воздухе, - выглядят свежими и обновленными; то же самое происходит и с теми, кто занят трансцендентным любовным служением Господу. Те, кто занят преданным служением в Международном обществе сознания Кришны, на практике убеждаются в этом. До того, как эти люди стали учениками, они выглядели грязными, даже если и обладали прекрасными природными данными; незнание о сознании Кришны делало их грязными и несчастными. Но с того момента, как они пришли в Сознание Кришны, их здоровье улучшается и в результате следования правилам и предписаниям сияние, исходящее от их тел, усиливается. В своих шафрановых одеждах, с тилакой на лбу, четками в руках и бусами на шеях они похожи на тех, кто спустился прямо с планеты Вайкунтхи.