Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Четыре уровня здоровья в аюрведе
Четыре уровня здоровья в аюрведе
Книга Изучаем Аюрведу легко и просто. Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. М. А. Суботялов. Философская Книга
Что такое здоровье согласно Аюрведе? Здоровье — это ключевое понятие в любой медицинской системе. И в Аюрведе существует свой взгляд на эту концепцию.
Здоровье в Аюрведе описывается как четырехуровневое состояние. Выделяется четыре уровня здоровья. По определению Всемирной организации здравоохранения
(ВОЗ), здоровье — это состояние физического, социального, психического и духовного благополучия, а не только отсутствие болезней или дефектов развития.
Это определение верное, полноценное, но далеко не все врачи его знают и применяют на практике. В основном современная медицина имеет дело с физическим и
иногда с психическим благополучием человека. Но само по себе это определение во многом совпадает со взглядом Аюрведы.
1. Арогья. Слово рога значит «физическое страдание». Арогья — «отсутствие физических страданий». Это первый уровень здоровья, который подразумевает, что вы не имеете телесных недугов, болей, воспаления и т. д., хорошо себя чувствуете соматически. Это очень важный уровень, потому что он является базовым.
Для успешной жизнедеятельности нам нужно здоровое тело. Но часто бывает так, что этот уровень рассматривается как единственно значимый с точки зрения здоровья.
Большинство современных врачей и большинство современных пациентов именно так смотрят на здоровье. Если возник симптом, например, боль или воспалительный процесс, то задача врача и пациента — устранить этот симптом, убрать его, подавить, потому что он беспокоит. Автор книг по психосоматике Курт Теппервайн в одной из своих книг под названием «О чем хочет сказать твоя болезнь» приводит следующий пример.
Представьте, что вы едете по трассе в автомобиле на большой скорости и наслаждаетесь поездкой. И вдруг на панели управления загорается лампочка, которая сигнализирует о неполадках в двигателе. Лампочка мигает вам в глаза. Если спросить вас, что нужно сделать, вы ответите, что нужно остановиться, выйти из машины и разобраться, в чем дело. Но Теппервайн пишет, что большинство вместо этого выкручивают лампочку и выбрасывают в окно, чтобы она не мигала и не мешала наслаждаться поездкой. И потом, когда происходит поломка двигателя, человек удивляется, почему это произошло. Но он забыл, что подавлял эти симптомы.
Подавление симптомов — это выкручивание красных мигающих лампочек, которые мешают наслаждаться поездкой под названием жизнь. Мы хотим получать от жизни только
приятное и при этом делать всё что угодно и думаем, что судьба будет кормить нас карамельками и будет к нам благосклонна.
Итак, арогья подразумевает физическое благополучие. Это минимальный, но очень важный уровень здоровья. Большинство людей могут только мечтать об этом уровне, и большинство пациентов приходят к врачам именно с проблемами данного уровня.
2. Сукхам означает «мирское счастье, или счастье нахождения в социуме». Этот уровень здоровья подразумевает благополучие, которое человек ощущает в обществе. Он чувствует себя удовлетворенным от тех или иных аспектов своей деятельности. Давайте подробнее разберем этот уровень, потому что он очень важен. В таком разделе Аюрведы, как «Свастхавритта», социальная медицина, описывается именно этот уровень здоровья. Существует ряд аспектов жизни, от которых человек хочет получать удовлетворение, и если он удовлетворен, в его жизнь приходят счастье и радость. Но это счастье мирское, социальное.
Наиболее важный аспект, от которого человек должен получать удовлетворение, — его профессиональная деятельность.
Помните, мы говорили, что если человек занимается не той деятельностью, которая ему подходит, или той, которая его не удовлетворяет, то возникает риск сердечного приступа. Более того, ученые установили, что такие приступы случаются в 9 утра и чаще всего в понедельник. Мы в Новосибирске проводили такое исследование в течение двух лет и подтвердили эти данные. Мы собрали статистику вызовов скорой помощи по сердечным приступам и определили, в какое время вызовов больше всего. Оказалось,
что в утреннее время, с 9 до 10. Что это значит? Начало рабочей недели или начало рабочего дня, и организм начинает бунтовать.
Он против того, чтобы человек занимался нелюбимым делом. Человек идет с утра выполнять нелюбимую работу, он напряжен, он находится в состоянии стресса. И этот стресс, это пси-оэмоциональное напряжение сопровождает его изо дня в день, из недели в неделю, из года в год. У нас есть стереотипы. Некоторые стереотипы глубоко
укоренились в нас. Пациент работает с 9 до 17 каждый день, получает невысокую зарплату, терпеть не может свою работу, но если вы скажете, что ему нужно что-то изменить в своей жизни, он не будет готов это сделать. Он целиком находится во власти стереотипа: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Это очень важный момент. Ни в коем случае не предлагайте пациенту совершить какие-то коренные, революционные изменения жизни, не берите на себя такую ответственность. Кто-то может ошибочно применять такую тактику в работе с пациентами. Однако задача не в том, чтобы убежать с работы. От себя не убежишь.
Идея революции неправильна. Лучше идея эволюции. Врач может советовать пациенту что-то изменить, но ни в коем случае не категорично. Иначе врач тогда будет полностью нести ответственность за него.
У меня был интереснейший пациент, руководитель фирмы, занимающейся производством и установкой сигнализаций, что очень востребовано в Кали-югу. Джон Фэйворс говорит, что есть два вида бизнеса, которые лидируют в мире по обороту финансов, — продажа оружия и наркотиков. И это во многом определяет умонастроение человечества, определяет то, чем мы живем. Но это нелегальный бизнес. А из легального бизнеса доминирует продажа компьютеров и лекарств. Не фитокомпозиций, а медикаментов. Так вот этот пациент достиг большого успеха в делах: фирма процветала, спрос был большой. Но его в течение последних шести месяцев беспокоили сердечные приступы: сжимающая боль за грудиной возникала только в утреннее время на подходе к офису. Я не поверил, когда он мне это рассказал.
Более того, он сказал, что сам понял, почему у него это возникало. Такие пациенты встречаются очень редко.
Он сам догадался о причинах своей болезни. «Я занимаюсь нелюбимой работой». Когда-то он был обычным инженером, работал с 9 до 17, получал обычную зарплату и очень любил свою работу. Но пришли другие времена, он лишился своей работы, а потом организовал свое дело с партнерами. Финансово этот человек процветает, но счастья нет. Вот о чем идет речь.
Что такое сукхам? Это значит, что «счастье в самом сердце». Я люблю свою работу, утром рано я просыпаюсь без пяти будильников.
Люди заводят несколько будильников, потому что знают, что после первого будильника не встанут. Это возникает из-за того, что подсознательно утром человек ощущает: этот день мне опять не принесет радости, счастья и удовлетворения в самом сердце. И лучше я просто буду спать. Сон хоть какую-то радость приносит.
Прижмусь щекой к подушке и так тепло и хорошо, никуда идти не нужно. «Синдром воскресенья». Человек думает: «Зачем идти на работу? Радости все равно не будет».
И происходит так в подавляющем большинстве случаев.
Когда мы проводили в Новосибирске исследования вызовов скорой помощи по сердечным приступам, мы обнаружили, что в течение дня есть еще одно время всплеска
вызовов — 8 вечера. Это время возвращения в семью после любимой или нелюбимой работы.
Возникает вторая проблема — неудовлетворенность отношениями в семье. Поэтому сукхам включает в себя еще и удовлетворенность от взаимоотношений.
Должна быть удовлетворенность от деятельности и удовлетворенность от взаимоотношений. Поэтому если врач работает серьезно с пациентом, он должен задавать ему эти вопросы. Один из вопросов — довольны ли вы своей работой? Большинство скажет — «да». Ведь человек может не захотеть откровенничать с врачом, особенно
на первой консультации. Но есть ряд косвенных признаков, по которым это можно определить. Врач должен спросить пациента о его взаимоотношениях в семье, о взаимоотношениях с близкими — с детьми, родителями, с супругом или супругой.
На первой консультации лучше больше говорить о симптомах, о проблемах, но задача врача — постепенно перейти к другой плоскости. Это можно объяснять
постепенно, на второй или третьей консультации. Психотерапевтам проще — им можно целенаправленно сразу об этом говорить. Но если пациент пришел к врачу с
телесными симптомами, он думает, что ему сейчас просто назначат очередное лекарство, которое эти симптомы подавит. И он не всегда готов открыться врачу.
Но врач должен показать ему, что Аюрведа — это немного иное.
В идеале врач и пациент должны стать друзьями, но отношения у них должны быть как у учителя и ученика. Друзья, у которых отношения учителя и ученика. У каждого из вас в памяти сохранился какой-то преподаватель из школы или вуза, к которому вы, встретившись после долгих лет разлуки, почувствуете хорошее отношение, но все равно вы будете к нему относиться как к учителю, даже если вы равны по возрасту или он моложе вас. Но отношение как к учителю сохранится. Должна быть иерархия. Если иерархии не будет, врач не сможет лечить. Ведь если иерархии нет, рекомендации не будут авторитетными.
Поэтому не получается лечить близких, родственников. Они же вас знают и воспринимают иначе, чем врача со стороны. Именно поэтому аюрведический врач сам должен
следовать тому, чему учит. И следовать очень серьезно. Это значит, что если мы учим кого-то питаться правильно, то и сами должны питаться правильно. В отношении режима дня — то же самое. Учим бороться с анартхами— значит и сами боремся со своими анартхами. Аюрведический врач находится в очень удачной ситуации. Для него его медицинская практика становится духовной практикой. Занятия аюрведической медициной помогают духовно развиваться. Но только если делать это правильно. Если же заниматься Аюрведой неправильно, не будет никакого духовного развития, будет лишь деградация как врача, так и пациента.
Что такое удовлетворенность от взаимоотношений? Это когда мы искренне считаем, что наши родители — самые лучшие. Наши дети — самые лучшие, как бы они себя ни вели, даже если они не слушаются. Мой супруг (или супруга) идеален, потому что показывает мне, как я должен измениться в лучшую сторону.
Считается, что наше окружение — это олицетворение нашей кармы. Не просто зеркало, а именно олицетворение. Олицетворение подразумевает определенных личностей. Карма происходит от двух корней: ма — «принадлежащее мне», и кар — «делать, деятельность». Это значит «моя деятельность». Я что-то делаю, потому что на то были причины, и сейчас я опять формирую свое будущее. Но мои близкие — это олицетворение прошлого, т. е. это моя деятельность в прошлом пришла ко мне в форме личностей и чему-то хочет меня научить. Стало быть, это самая лучшая ситуация. Та ситуация, в которой вы оказались, даже если вам кажется, что она очень плоха, — самая лучшая для того, чтобы вы могли чему-то научиться именно сейчас. Это очень глубокая философия, ее нужно понять.
Если у вас муж, или жена, или родители, или дети — не обладают теми качествами, которыми вам бы хотелось, чтобы они обладали, то так и должно быть на данном этапе. И вам нужно на этом научиться изменить прежде всего себя. А их менять насильно не нужно — так они меняться не будут. Но при мягком, тактичном подходе они могут к прислушиваться к вашим словам.
Существует два типа передачи знания. Первый называется киртан — «громкая речь». Это значит, что я говорю, а вы записываете. Когда это приемлемо? Когда между нами сформированы отношения учителя и ученика. Не только между нами, так происходит в любом вузе. Но бывает, что вы вдруг узнаёте какие-то нелицеприятные подробности о жизни преподавателя, и что возникает? Разочарование. Он такие хорошие слова говорил, а сам как себя ведет? Такое в современном образовании бывает сплошь и рядом. То, что человек говорит и что он делает, — две разные вещи. Раньше такого не было. Восточная философия гласит, что слова и дела должны совпадать. Поэтому есть второй тип передачи знания — ачар — «личный пример». Это когда мы не говорим, а делаем. Мы не говорим своим близким, как они должны меняться, а меняемся сами. И когда мы меняемся сами, ачар дает силу в киртане. Если человек говорит, но не делает — слова не имеют силы. Если делает и говорит — слова приобретают силу.
В связи с этим есть интересная история о Махатме Ганди. У одной женщины ребенок заболел сахарным диабетом, и врачи запретили ему есть сладкое. Но искушение велико, он маленький, не понимает — все время просит сладкого. Что делать? Женщина решила обратиться к Махатме Ганди за помощью. Она пришла к нему и сказала: «Могли бы вы сказать моему ребенку, чтобы он не ел сладкого? Вы серьезный человек, может, он вас послушается». «Хорошо. Приходите через две недели». Они пришли через две недели, и Махатма Ганди сказал мальчику: «Не ешь сладкого». Мальчик ответил: «Хорошо». И перестал есть сладкое. Мама удивилась, почему же Ганди сразу, две недели назад не мог сказать этого. На что он ответил: «Я все эти две недели сам не ел сладкого, чтобы мои слова имели силу».
Поэтому когда врач о чем-то говорит пациенту, например, что курить и употреблять алкоголь вредно, а сам курит и употребляет алкоголь, то никто не прислушается к нему. Около 30 лет назад в США на автобусах появилась такая надпись «10 000 американских врачей бросили курить. Они, наверное, что-то знают». И говорят, что эта пропаганда здорового образа жизни и отказа от курения была очень эффективной.
Сукхам подразумевает удовлетворенность от взаимоотношений, от деятельности и материального положения. То есть я удовлетворен той ситуацией, в которой сейчас нахожусь, с материальной точки зрения. У меня невысокая зарплата, зато стабильная. Пусть квартира маленькая, зато своя. Большинство людей, в какие бы условия они ни попали, будут недовольны. Вот в чем проблема. Вот от чего здоровье разрушается. Это умонастроение недовольства очень сильно разрушает пациента. Какие бы хорошие времена ни пришли, он все равно чем-то будет недоволен. У каждого есть такие знакомые или родственники. Вы к нему приходите и пытаетесь рассказать что-то хорошее, вас переполняет восторг, радость. Он вас выслушает и скажет: «Но на самом деле... Столько проблем...»
Говорится, что надо развивать в себе умонастроение благодарности — благодарность жизни, судьбе, Всевышнему, природе, близким людям. Если мы будем испытывать благодарность, то в нашу жизнь могут прийти удача, успех, счастье, радость, благополучие, здоровье, хорошие взаимоотношения. Но если мы будем испытывать недовольство, наша жизнь разрушится. Недовольство — это один из серьезнейших врагов ума, анартха.
3. Третий уровень здоровья — свастха, «укорененность в себе самом», т. е. понимание своей собственной природы, своей духовной природы, понимание, кто я есть на самом деле, что я являюсь душой и что она вечна, несмотря на то, что мигрирует из одного тела в другое. Этот уровень понимания возможен только при одном условии: если человек осознает то, что все объекты, явления и события, приносящие удовлетворенность на втором уровне, временны, преходящи. Предположим идеальную ситуацию. Человек получает удовлетворение от взаимоотношений, от своей работы, от всего остального в жизни, но в один прекрасный солнечный день все это пропадает. Мало ли что может случиться. Пришел на работу, а начальник говорит: «Ты уволен». Банк, где лежали все сбережения, лопнул. Семья, которая приносила удовлетворение, поехала отдыхать и вдруг... цунами. У меня сейчас наблюдается пациент. У него очень сильная депрессия. Одним из инициирующих факторов депрессии послужило следующее: у него выросли и ушли из семьи дети, ради которых он жил. Взрослые дети — два сына. Они успешны, живут самостоятельной жизнью, могут помогать своим родителям, и у них все нормально. И это, как ни странно, послужило причиной депрессии. Двадцать с лишним лет этот человек жил ради детей, ради жены, ради семьи. Работал с утра до вечера. Теперь дети ушли, и смысл жизни потерян.
То, ради чего он жил, потеряно. Говорится, что ради детей жить могут и животные. Ничего в этом особо сложного нет. Кто-то может рассматривать это как цель, как смыл жизни, но рано или поздно эта цель уйдет, и человек будет страдать, потому что не понимает временности всего этого. Не понимает, что это непостоянно, преходяще.
Видите, это привело человека к телесным заболеваниям.
Итак, свастха подразумевает, что я понимаю свою природу, внутреннюю и внешнюю, понимаю, для чего я живу, т. е. осознаю свои цели и понимаю временность всего происходящего в жизни. Поэтому свастха подразумевает адекватную реакцию на события, которые происходят вовне и внутри меня. Я начинаю понимать замысел Всевышнего. Я осознаю, что все события временны — как позитивные, так и негативные. Итак, свастха — это психическое и эмоциональное благополучие, уравновешенность в эмоциональной сфере, сфере ума. Самая главная материальная болезнь — беспокойство ума. Можно избавиться от всех телесных проблем, но от беспокойства ума избавиться очень трудно. И даже когда к нам приходит свастха, этого еще не достаточно. Не достаточно обрести эмоциональное
благополучие и уравновешенность ума. Поэтому есть еще четвертый уровень здоровья.
4. Четвертый уровень здоровья — ананда. Это счастье, радость, благополучие. Но это уже духовное счастье, духовная радость, духовное благополучие, — подразумевающее, что вы постоянно испытываете чувство счастья, что бы ни произошло, что бы ни случилось, вы постоянно счастливы, удовлетворены, радостны, благополучны и, более того, это счастье постоянно увеличивается. Увеличивается не резко, а постепенно и постоянно.
Каждый день все больше и больше счастья.
Нам с вами хотя бы до второго уровня дойти. Большинство людей, которые обращаются к врачу, — пациенты первого уровня. Но если врач сумеет помочь им пройти эти этапы, то это и будет совместная духовная практика. Таким образом для врача его медицинская практика становится духовной.
Ананда дословно переводится как «безграничное счастье», «счастье, не имеющее границ». Это очень высокий уровень здоровья.
Есть на свете такие люди. Они физически могут быть нездоровы, даже могут иметь какие-то телесные уродства. На этом уровне счастья человек обретает духовное благополучие. Юродивые, блаженные были на Руси испокон веков. Другое дело, что разумный человек, поднявшись на этот уровень, не станет его демонстрировать.
Книга Изучаем Аюрведу легко и просто. Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. М. А. Суботялов. Философская Книга
Что такое здоровье согласно Аюрведе? Здоровье — это ключевое понятие в любой медицинской системе. И в Аюрведе существует свой взгляд на эту концепцию.
Здоровье в Аюрведе описывается как четырехуровневое состояние. Выделяется четыре уровня здоровья. По определению Всемирной организации здравоохранения
(ВОЗ), здоровье — это состояние физического, социального, психического и духовного благополучия, а не только отсутствие болезней или дефектов развития.
Это определение верное, полноценное, но далеко не все врачи его знают и применяют на практике. В основном современная медицина имеет дело с физическим и
иногда с психическим благополучием человека. Но само по себе это определение во многом совпадает со взглядом Аюрведы.
1. Арогья. Слово рога значит «физическое страдание». Арогья — «отсутствие физических страданий». Это первый уровень здоровья, который подразумевает, что вы не имеете телесных недугов, болей, воспаления и т. д., хорошо себя чувствуете соматически. Это очень важный уровень, потому что он является базовым.
Для успешной жизнедеятельности нам нужно здоровое тело. Но часто бывает так, что этот уровень рассматривается как единственно значимый с точки зрения здоровья.
Большинство современных врачей и большинство современных пациентов именно так смотрят на здоровье. Если возник симптом, например, боль или воспалительный процесс, то задача врача и пациента — устранить этот симптом, убрать его, подавить, потому что он беспокоит. Автор книг по психосоматике Курт Теппервайн в одной из своих книг под названием «О чем хочет сказать твоя болезнь» приводит следующий пример.
Представьте, что вы едете по трассе в автомобиле на большой скорости и наслаждаетесь поездкой. И вдруг на панели управления загорается лампочка, которая сигнализирует о неполадках в двигателе. Лампочка мигает вам в глаза. Если спросить вас, что нужно сделать, вы ответите, что нужно остановиться, выйти из машины и разобраться, в чем дело. Но Теппервайн пишет, что большинство вместо этого выкручивают лампочку и выбрасывают в окно, чтобы она не мигала и не мешала наслаждаться поездкой. И потом, когда происходит поломка двигателя, человек удивляется, почему это произошло. Но он забыл, что подавлял эти симптомы.
Подавление симптомов — это выкручивание красных мигающих лампочек, которые мешают наслаждаться поездкой под названием жизнь. Мы хотим получать от жизни только
приятное и при этом делать всё что угодно и думаем, что судьба будет кормить нас карамельками и будет к нам благосклонна.
Итак, арогья подразумевает физическое благополучие. Это минимальный, но очень важный уровень здоровья. Большинство людей могут только мечтать об этом уровне, и большинство пациентов приходят к врачам именно с проблемами данного уровня.
2. Сукхам означает «мирское счастье, или счастье нахождения в социуме». Этот уровень здоровья подразумевает благополучие, которое человек ощущает в обществе. Он чувствует себя удовлетворенным от тех или иных аспектов своей деятельности. Давайте подробнее разберем этот уровень, потому что он очень важен. В таком разделе Аюрведы, как «Свастхавритта», социальная медицина, описывается именно этот уровень здоровья. Существует ряд аспектов жизни, от которых человек хочет получать удовлетворение, и если он удовлетворен, в его жизнь приходят счастье и радость. Но это счастье мирское, социальное.
Наиболее важный аспект, от которого человек должен получать удовлетворение, — его профессиональная деятельность.
Помните, мы говорили, что если человек занимается не той деятельностью, которая ему подходит, или той, которая его не удовлетворяет, то возникает риск сердечного приступа. Более того, ученые установили, что такие приступы случаются в 9 утра и чаще всего в понедельник. Мы в Новосибирске проводили такое исследование в течение двух лет и подтвердили эти данные. Мы собрали статистику вызовов скорой помощи по сердечным приступам и определили, в какое время вызовов больше всего. Оказалось,
что в утреннее время, с 9 до 10. Что это значит? Начало рабочей недели или начало рабочего дня, и организм начинает бунтовать.
Он против того, чтобы человек занимался нелюбимым делом. Человек идет с утра выполнять нелюбимую работу, он напряжен, он находится в состоянии стресса. И этот стресс, это пси-оэмоциональное напряжение сопровождает его изо дня в день, из недели в неделю, из года в год. У нас есть стереотипы. Некоторые стереотипы глубоко
укоренились в нас. Пациент работает с 9 до 17 каждый день, получает невысокую зарплату, терпеть не может свою работу, но если вы скажете, что ему нужно что-то изменить в своей жизни, он не будет готов это сделать. Он целиком находится во власти стереотипа: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Это очень важный момент. Ни в коем случае не предлагайте пациенту совершить какие-то коренные, революционные изменения жизни, не берите на себя такую ответственность. Кто-то может ошибочно применять такую тактику в работе с пациентами. Однако задача не в том, чтобы убежать с работы. От себя не убежишь.
Идея революции неправильна. Лучше идея эволюции. Врач может советовать пациенту что-то изменить, но ни в коем случае не категорично. Иначе врач тогда будет полностью нести ответственность за него.
У меня был интереснейший пациент, руководитель фирмы, занимающейся производством и установкой сигнализаций, что очень востребовано в Кали-югу. Джон Фэйворс говорит, что есть два вида бизнеса, которые лидируют в мире по обороту финансов, — продажа оружия и наркотиков. И это во многом определяет умонастроение человечества, определяет то, чем мы живем. Но это нелегальный бизнес. А из легального бизнеса доминирует продажа компьютеров и лекарств. Не фитокомпозиций, а медикаментов. Так вот этот пациент достиг большого успеха в делах: фирма процветала, спрос был большой. Но его в течение последних шести месяцев беспокоили сердечные приступы: сжимающая боль за грудиной возникала только в утреннее время на подходе к офису. Я не поверил, когда он мне это рассказал.
Более того, он сказал, что сам понял, почему у него это возникало. Такие пациенты встречаются очень редко.
Он сам догадался о причинах своей болезни. «Я занимаюсь нелюбимой работой». Когда-то он был обычным инженером, работал с 9 до 17, получал обычную зарплату и очень любил свою работу. Но пришли другие времена, он лишился своей работы, а потом организовал свое дело с партнерами. Финансово этот человек процветает, но счастья нет. Вот о чем идет речь.
Что такое сукхам? Это значит, что «счастье в самом сердце». Я люблю свою работу, утром рано я просыпаюсь без пяти будильников.
Люди заводят несколько будильников, потому что знают, что после первого будильника не встанут. Это возникает из-за того, что подсознательно утром человек ощущает: этот день мне опять не принесет радости, счастья и удовлетворения в самом сердце. И лучше я просто буду спать. Сон хоть какую-то радость приносит.
Прижмусь щекой к подушке и так тепло и хорошо, никуда идти не нужно. «Синдром воскресенья». Человек думает: «Зачем идти на работу? Радости все равно не будет».
И происходит так в подавляющем большинстве случаев.
Когда мы проводили в Новосибирске исследования вызовов скорой помощи по сердечным приступам, мы обнаружили, что в течение дня есть еще одно время всплеска
вызовов — 8 вечера. Это время возвращения в семью после любимой или нелюбимой работы.
Возникает вторая проблема — неудовлетворенность отношениями в семье. Поэтому сукхам включает в себя еще и удовлетворенность от взаимоотношений.
Должна быть удовлетворенность от деятельности и удовлетворенность от взаимоотношений. Поэтому если врач работает серьезно с пациентом, он должен задавать ему эти вопросы. Один из вопросов — довольны ли вы своей работой? Большинство скажет — «да». Ведь человек может не захотеть откровенничать с врачом, особенно
на первой консультации. Но есть ряд косвенных признаков, по которым это можно определить. Врач должен спросить пациента о его взаимоотношениях в семье, о взаимоотношениях с близкими — с детьми, родителями, с супругом или супругой.
На первой консультации лучше больше говорить о симптомах, о проблемах, но задача врача — постепенно перейти к другой плоскости. Это можно объяснять
постепенно, на второй или третьей консультации. Психотерапевтам проще — им можно целенаправленно сразу об этом говорить. Но если пациент пришел к врачу с
телесными симптомами, он думает, что ему сейчас просто назначат очередное лекарство, которое эти симптомы подавит. И он не всегда готов открыться врачу.
Но врач должен показать ему, что Аюрведа — это немного иное.
В идеале врач и пациент должны стать друзьями, но отношения у них должны быть как у учителя и ученика. Друзья, у которых отношения учителя и ученика. У каждого из вас в памяти сохранился какой-то преподаватель из школы или вуза, к которому вы, встретившись после долгих лет разлуки, почувствуете хорошее отношение, но все равно вы будете к нему относиться как к учителю, даже если вы равны по возрасту или он моложе вас. Но отношение как к учителю сохранится. Должна быть иерархия. Если иерархии не будет, врач не сможет лечить. Ведь если иерархии нет, рекомендации не будут авторитетными.
Поэтому не получается лечить близких, родственников. Они же вас знают и воспринимают иначе, чем врача со стороны. Именно поэтому аюрведический врач сам должен
следовать тому, чему учит. И следовать очень серьезно. Это значит, что если мы учим кого-то питаться правильно, то и сами должны питаться правильно. В отношении режима дня — то же самое. Учим бороться с анартхами— значит и сами боремся со своими анартхами. Аюрведический врач находится в очень удачной ситуации. Для него его медицинская практика становится духовной практикой. Занятия аюрведической медициной помогают духовно развиваться. Но только если делать это правильно. Если же заниматься Аюрведой неправильно, не будет никакого духовного развития, будет лишь деградация как врача, так и пациента.
Что такое удовлетворенность от взаимоотношений? Это когда мы искренне считаем, что наши родители — самые лучшие. Наши дети — самые лучшие, как бы они себя ни вели, даже если они не слушаются. Мой супруг (или супруга) идеален, потому что показывает мне, как я должен измениться в лучшую сторону.
Считается, что наше окружение — это олицетворение нашей кармы. Не просто зеркало, а именно олицетворение. Олицетворение подразумевает определенных личностей. Карма происходит от двух корней: ма — «принадлежащее мне», и кар — «делать, деятельность». Это значит «моя деятельность». Я что-то делаю, потому что на то были причины, и сейчас я опять формирую свое будущее. Но мои близкие — это олицетворение прошлого, т. е. это моя деятельность в прошлом пришла ко мне в форме личностей и чему-то хочет меня научить. Стало быть, это самая лучшая ситуация. Та ситуация, в которой вы оказались, даже если вам кажется, что она очень плоха, — самая лучшая для того, чтобы вы могли чему-то научиться именно сейчас. Это очень глубокая философия, ее нужно понять.
Если у вас муж, или жена, или родители, или дети — не обладают теми качествами, которыми вам бы хотелось, чтобы они обладали, то так и должно быть на данном этапе. И вам нужно на этом научиться изменить прежде всего себя. А их менять насильно не нужно — так они меняться не будут. Но при мягком, тактичном подходе они могут к прислушиваться к вашим словам.
Существует два типа передачи знания. Первый называется киртан — «громкая речь». Это значит, что я говорю, а вы записываете. Когда это приемлемо? Когда между нами сформированы отношения учителя и ученика. Не только между нами, так происходит в любом вузе. Но бывает, что вы вдруг узнаёте какие-то нелицеприятные подробности о жизни преподавателя, и что возникает? Разочарование. Он такие хорошие слова говорил, а сам как себя ведет? Такое в современном образовании бывает сплошь и рядом. То, что человек говорит и что он делает, — две разные вещи. Раньше такого не было. Восточная философия гласит, что слова и дела должны совпадать. Поэтому есть второй тип передачи знания — ачар — «личный пример». Это когда мы не говорим, а делаем. Мы не говорим своим близким, как они должны меняться, а меняемся сами. И когда мы меняемся сами, ачар дает силу в киртане. Если человек говорит, но не делает — слова не имеют силы. Если делает и говорит — слова приобретают силу.
В связи с этим есть интересная история о Махатме Ганди. У одной женщины ребенок заболел сахарным диабетом, и врачи запретили ему есть сладкое. Но искушение велико, он маленький, не понимает — все время просит сладкого. Что делать? Женщина решила обратиться к Махатме Ганди за помощью. Она пришла к нему и сказала: «Могли бы вы сказать моему ребенку, чтобы он не ел сладкого? Вы серьезный человек, может, он вас послушается». «Хорошо. Приходите через две недели». Они пришли через две недели, и Махатма Ганди сказал мальчику: «Не ешь сладкого». Мальчик ответил: «Хорошо». И перестал есть сладкое. Мама удивилась, почему же Ганди сразу, две недели назад не мог сказать этого. На что он ответил: «Я все эти две недели сам не ел сладкого, чтобы мои слова имели силу».
Поэтому когда врач о чем-то говорит пациенту, например, что курить и употреблять алкоголь вредно, а сам курит и употребляет алкоголь, то никто не прислушается к нему. Около 30 лет назад в США на автобусах появилась такая надпись «10 000 американских врачей бросили курить. Они, наверное, что-то знают». И говорят, что эта пропаганда здорового образа жизни и отказа от курения была очень эффективной.
Сукхам подразумевает удовлетворенность от взаимоотношений, от деятельности и материального положения. То есть я удовлетворен той ситуацией, в которой сейчас нахожусь, с материальной точки зрения. У меня невысокая зарплата, зато стабильная. Пусть квартира маленькая, зато своя. Большинство людей, в какие бы условия они ни попали, будут недовольны. Вот в чем проблема. Вот от чего здоровье разрушается. Это умонастроение недовольства очень сильно разрушает пациента. Какие бы хорошие времена ни пришли, он все равно чем-то будет недоволен. У каждого есть такие знакомые или родственники. Вы к нему приходите и пытаетесь рассказать что-то хорошее, вас переполняет восторг, радость. Он вас выслушает и скажет: «Но на самом деле... Столько проблем...»
Говорится, что надо развивать в себе умонастроение благодарности — благодарность жизни, судьбе, Всевышнему, природе, близким людям. Если мы будем испытывать благодарность, то в нашу жизнь могут прийти удача, успех, счастье, радость, благополучие, здоровье, хорошие взаимоотношения. Но если мы будем испытывать недовольство, наша жизнь разрушится. Недовольство — это один из серьезнейших врагов ума, анартха.
3. Третий уровень здоровья — свастха, «укорененность в себе самом», т. е. понимание своей собственной природы, своей духовной природы, понимание, кто я есть на самом деле, что я являюсь душой и что она вечна, несмотря на то, что мигрирует из одного тела в другое. Этот уровень понимания возможен только при одном условии: если человек осознает то, что все объекты, явления и события, приносящие удовлетворенность на втором уровне, временны, преходящи. Предположим идеальную ситуацию. Человек получает удовлетворение от взаимоотношений, от своей работы, от всего остального в жизни, но в один прекрасный солнечный день все это пропадает. Мало ли что может случиться. Пришел на работу, а начальник говорит: «Ты уволен». Банк, где лежали все сбережения, лопнул. Семья, которая приносила удовлетворение, поехала отдыхать и вдруг... цунами. У меня сейчас наблюдается пациент. У него очень сильная депрессия. Одним из инициирующих факторов депрессии послужило следующее: у него выросли и ушли из семьи дети, ради которых он жил. Взрослые дети — два сына. Они успешны, живут самостоятельной жизнью, могут помогать своим родителям, и у них все нормально. И это, как ни странно, послужило причиной депрессии. Двадцать с лишним лет этот человек жил ради детей, ради жены, ради семьи. Работал с утра до вечера. Теперь дети ушли, и смысл жизни потерян.
То, ради чего он жил, потеряно. Говорится, что ради детей жить могут и животные. Ничего в этом особо сложного нет. Кто-то может рассматривать это как цель, как смыл жизни, но рано или поздно эта цель уйдет, и человек будет страдать, потому что не понимает временности всего этого. Не понимает, что это непостоянно, преходяще.
Видите, это привело человека к телесным заболеваниям.
Итак, свастха подразумевает, что я понимаю свою природу, внутреннюю и внешнюю, понимаю, для чего я живу, т. е. осознаю свои цели и понимаю временность всего происходящего в жизни. Поэтому свастха подразумевает адекватную реакцию на события, которые происходят вовне и внутри меня. Я начинаю понимать замысел Всевышнего. Я осознаю, что все события временны — как позитивные, так и негативные. Итак, свастха — это психическое и эмоциональное благополучие, уравновешенность в эмоциональной сфере, сфере ума. Самая главная материальная болезнь — беспокойство ума. Можно избавиться от всех телесных проблем, но от беспокойства ума избавиться очень трудно. И даже когда к нам приходит свастха, этого еще не достаточно. Не достаточно обрести эмоциональное
благополучие и уравновешенность ума. Поэтому есть еще четвертый уровень здоровья.
4. Четвертый уровень здоровья — ананда. Это счастье, радость, благополучие. Но это уже духовное счастье, духовная радость, духовное благополучие, — подразумевающее, что вы постоянно испытываете чувство счастья, что бы ни произошло, что бы ни случилось, вы постоянно счастливы, удовлетворены, радостны, благополучны и, более того, это счастье постоянно увеличивается. Увеличивается не резко, а постепенно и постоянно.
Каждый день все больше и больше счастья.
Нам с вами хотя бы до второго уровня дойти. Большинство людей, которые обращаются к врачу, — пациенты первого уровня. Но если врач сумеет помочь им пройти эти этапы, то это и будет совместная духовная практика. Таким образом для врача его медицинская практика становится духовной.
Ананда дословно переводится как «безграничное счастье», «счастье, не имеющее границ». Это очень высокий уровень здоровья.
Есть на свете такие люди. Они физически могут быть нездоровы, даже могут иметь какие-то телесные уродства. На этом уровне счастья человек обретает духовное благополучие. Юродивые, блаженные были на Руси испокон веков. Другое дело, что разумный человек, поднявшись на этот уровень, не станет его демонстрировать.