Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Упанаянам - посвящение
Упанайанам - термин связан с ведической традицией гурукулы, в которой ученики должны были находиться рядом с наставником для того, чтобы он обучил их ведическим обрядам и дал им религиозные наставления.
Упанайанам - это ведическая "самскара", во время проведения которой дается ведическая "мантра", известная как Брахма-гайатри. Слово "упа" означает "близко", а "найанам" - "подводящее близко к учителю. Следовательно, упанайанам - это процесс, приближающий ученика к учителю, который в свою очередь приводит его ближе к Богу, давая ему трансцендентное знание.
"Слово "самскары" означает "совершенные обязанности". Это в высшей степени благотворные, очищающие и освящающие церемонии.
Этот обряд представляет собою последовательные действия, находящиеся в гармонии с метафизическими правилами по которым невидимая реальность проявляется в видимом, воспринимаемом чувствами мире. "Самскары" устраняют плохую карму и увеличивают благоприятное влияние материальной природы". (КС)
"Самскары" (обряды очищения ума и тела) существуют во всех религиях и во всех странах. Чем чище религия, тем больше в ней священных и законченных "самскар". Очистительные ритуалы необходимы, поскольку изначальная духовная природа каждой обусловленной души осквернена. Без "самскар" жизнь обусловленной души остается нечистой. "Самскары" - это священный обряд при исполнении которого очищается сознание, появляется привязанность к Богу и в конечном счете обретается "према".
Проведение "самскар" наделяет человека способностью выполнять определенные обязанности. Предписываемые различными ведическими писаниями, "самскары" представляют собою цепь ритуалов, начинающихся с рождения. Упанайанам - наиболее важная "самскара", поскольку она подготавливает человека к чтению "Вед" и совершению ведических обрядов. Упанайанам также известен как "брахмопадеша", поскольку "ачарйа" учит ("упадеша") получившего инициацию ученика как осознать "брахман". Слово "упанайанам" означает "смежный по отношению", "усиливающий способность видеть" или "приближающий". Упанайанам - око духовного знания или видение, полученное благодаря правильному посвящению в Гайатри. Термин "упанайанам" связан с ведической традицией "гурукулы", в которой ученики должны были находиться рядом с наставником для того, чтобы он обучил их ведическим обрядам и дал им религиозные наставления. Обычно ачарйа давал упанайанам ученикам в период их юности. Упанайанам - это главная "самскара" или очистительный ритуал в жизни человека. Во время этой церемонии "гуру" (традиционно отец) посвящает юношу в духовное знание, дает ему Брахма-гайатри "мантру", определяет ее значение и объясняет метод повторения. В это время мальчик одевает одежду "брахмачари", принимает "упавиту" (священный шнур), и начинает обучаться обязанностям цивилизованного человека. Закончив свое духовое обучение, юноша, соблюдавший до сих пор целибат, может принять жизнь домохозяина. Будучи рожденным в семье "брахмана", Господь Чайтанйа также исполнил обряд упанайанам и получил Брахма-гайатри. Позднее Он принял "дикшу" от Ишвара Пури и получил десятислоговую Гопала-мантру. Десятислоговая Гопала-мантра обычно дается только брахманам по рождению, но восьмислоговая Гопала-мантра, упоминаемая в "Брахма-самхите", доступна каждому.
Упанайанам - это ведическая "самскара", во время проведения которой дается ведическая "мантра", известная как Брахма-гайатри. Слово "упа" означает "близко", а "найанам" - "подводящее близко к учителю. Следовательно, упанайанам - это процесс, приближающий ученика к учителю, который в свою очередь приводит его ближе к Богу, давая ему трансцендентное знание. Первое рождение - это рождение от семени. Упанайанам и Брахма-гайатри - это второе рождение (двиджа).
Почему упанайанам называется вторым рождением? Первое рождение ребенок принимает из "вирйи" (семени или жизненной энергии) отца, которое опускается ниже пупка и входит в чрево матери. Во время второго рождения, однако, духовное потомство (гйанапутра) появляется благодаря духовному отцу (вайшнава "ачарйе"), который сохраняет свою "вирйу" и поднимает ее вверх (вместо того, чтобы
опускать ее вниз) из области пупка. "Вирйа", сохраненная благодаря целибату, поднимается вверх, питает мозг, дает духовную чистоту и просветление.
Тогда "ачарйа" передает эту духовную силу чистоты ученику, возвышая его на брахманический уровень, давая ему второе рождение. Упанайанам называется вторым рождением, поскольку благодаря этой "самскаре" достигается духовное возрождение, в котором "гуру" или "ачарйа" действует как отец и Савитр или как Гайатри Деви, мать.
Упанайанам и традиция Гаудия
В традиции Гаудия не много ссылок на упанайанам. В "Хари-бхакти-виласе" говорится, что в соответствии с правилами человек должен исполнять "сандхйи" Вед и "панчаратрики", то есть повторять Брахма-гайатри и другие гайатри "мантры". Господь Чайтанйа и Его последователи прошли "самскары" и получили упанайанам. В то время термином "упанайанам" обозначали только ведическую "мантру".
Другие мантры давались во время "панчаратрика-дикши", посвящения, когда ученик получал "мантры" не из "шрути" (такие, например, как Гопала-мантра и Кама-гайатри). В действительности, Гайатри, которые мы читаем, остаются более или менее мистическими, поскольку нигде ясно не говорится, что они являются частью "садханы". Они кажутся неотъемлимой частью "садханы", так как принадлежат к разряду дикша-мантр. Это объясняется тем, что повторение хари-нама мантр, если сравнивать его с повторением других мантр, считается практикой садханы. Гаудия вайшнавы уделяют несколько часов на воспевание Харе Кришна, тогда как в других сампрадайах есть только джапа садхана, подразумевающая повтрение мантр Божествам и Гайатри и где, следовательно, отсутствует хари нама-санкиртана. Однако, поскольку в садхана бхакти включается дикша, мантры даются в любом случае. Предназначение мантр ясно. Гайатри мантры, читаемые трижды в день, предназначены для медитации, прославления и призывания милости Господа.
Из-за независимого желания контролировать и эксплуатировать материальную энергию, у обусловленной души есть склонность совершать грехи. Поэтому ей необходимо совершать панчаратрика самскары, которые помогут ей очистится от духа наслаждения, побуждающего ее совершать грех. Правила панчаратрики регулируют жизнь человека и дают ему внутреннюю силу и чистоту. Таким образом, все более приобщаясь к саттвическому образу жизни, практикующему будет более легко избежать греха.
Шесть Госвами Вриндавана следовали этому процессу панчаратрика дикши. До времен Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, духовные учителя давали только Харе Кришна маха-мантру и панчаратрика дикшу. Традиционно, юный брахман получал упанайанам от семейного гуру. Те, кто не были рождены в семье брахмана, были лишены этой возможности. Чтобы утвердить положение Гаудия вайшнавов и должное уважение к ним как к брахманам, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур давал упанайанам (при котором ученик получает Брахма-гайатри и брахманский шнур) всем преданным, независимо от их рождения. Чтобы дать необходимую подготовку всем классам Гаудия вайшнавов к брахманической инициации, он использовал систему панча-самскар (пять очистительных ритуалов, описанных в следующем параграфе).
"Существует три типа брахманов:
1) Двиджи - получившие при инициации Брахмагайатри, но лишенные ведического знания;
2) Випры - получившие при посвящении Брахма-гайатри и знакомые с Ведами;
3) Вайшнавы - получившие при посвящении Брахма-гайатри и
осознавшие цель (веданта) Вед - знать и служить Шри Вишну или Шри
Кришне, Верховной Личности Бога.
Хотя многие Гаудия вайшнавы рождены не в семьях брахманов и часто их возраст превышает восемь-десять лет, все равно они могут получить инициацию у истинных брахманов.
Эта уникальная возможность была дана Шри Чайтаньей Махапрабху, утверждена в современный век Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром и распространена по всему миру Шрилой А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, основателем-ачарьей ИСККОН (Международного общества сознания Кришны). Воспевая Харе Кришна маха-мантру вайшнав очищается и поднимается до уровня панчаратрики. Далее, соблюдая самскары, он очищается еще больше, приобретает брахманические качества и становится подходящим кандидатом для получения ведической дикши, посвящения в Брахма-гайатри.
Хотя у вайшнава может быть низкое рождение и он может находиться в зрелом возрасте, он может очиститься и стать квалифицированным брахманом, пройдя этот освящающий процесс. Доказывая этот феномен, Шри Джива Госвами использует пример того как с помощью алхимии колокольный металл превращается в золото.