Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Три свойства разума. Винод Верма
Три свойства разума. Винод Верма
Диск Лекции по аюрведе, китайской и тибетской медицине . Доктор А.Ю. Дворянчиков. Сборник лекций 2009-2010 гг. DVD mp3
Книга Аюрведа. Наука о жизни. Винод Верма
Пракрити, или Космическая субстанция (материальная природа), обладает тремя свойствами: саттва, раджа и тама.
Саттва — это свойство истины, добродетели и равновесия, раджа означает силу, побуждение к действию, тама ограничивает движение, препятствует ему и сдерживает его. Эти три свойства Космической субстанции проявляются и находят применение на разных уровнях — от тонкого до практического. Прежде чем обсудить их значение в медицине, давайте посмотрим, как они связаны с нашим существованием и космическими законами.
Саттва — источник существования человека, она обозначает дживу, или индивидуальную душу. Ее можно сравнить с состоянием бодрствования. Слова «сон», «дремота» и «бодрствование» употребляются здесь в переносном смысле. Джива — источник жизни эмбриона, и именно джива вдыхает жизнь в Космическую субстанцию. «Зародыш не может образоваться без участия дживы. Росток не может появиться в отсутствие зерна». Джива, или личностная сущность, является «состоянием бодрствования». Это означает, что истинная сущность человека — не физическое тело, а нематериальная энергия, душа,
лишенная вещества. Душа — чистый элемент, «состояние бодрствования», просвещенности, или саттва.
До рождения эмбрион пребывает в состоянии тама. Это состояние можно сравнить с состоянием глубокого сна, для которого характерны пассивность и закрытость от внешнего мира.
Раджа сравнивают с состоянием дремоты. Оно означает проявления активности, берущей начало во внутренней тонкой энергии. Эта энергия перемещается по тонким каналам (нади).
Таким образом, по отношению к телу тама, раджа и саттва представляют физический, тонкий и духовный аспекты человеческого существования соответственно. По отношению к мирозданию раджа — созидательный принцип, тама — разрушительный, а саттва — принцип энергии и жизни. Согласно санкхье, до соединения Универсальной души и Космической субстанции три эти качества находятся в непроявленном состоянии. Соединение их определяет творение, и это есть раджа. Когда Универсальная душа и Космическая субстанция снова отделяются друг от друга, Вселенная снова
разрушается, и это тама — принцип разрушения. Саттва — принцип жизни.
Точно так же как вата, питта и капха определяют телесные функции, саттва, раджа и тама определяют свойства и деятельность разума*. Мышление, планирование, принятие решений и т.д. связаны с раджа. Во время сна умственная активность носит характер тама, поскольку во сне разум закрыт для новых знаний и занят лишь тем, что приобрел раньше. Эта умственная деятельность проявляется в виде сновидений, и даже если их нет, то общий характер сна — крепкий, тревожный и т.д. — определяется тама-активностью разума. Саттва-активность разума направлена на достижение
равновесия, истины и самореализацию и проявляется в самодисциплине, самоограничении, контроле над чувствами, а также в практике концентрации, пранаяме и спокойствии разума.
В обычной мирской жизни для того чтобы иметь хорошее здоровье и ум, нужно равновесие саттвы, раджи и тамы. Я говорю о мирском существовании, потому что если человек преследует более высокие духовные цели, он вступает на путь саттвы и отвращается от раджи и тамы. Теперь обсудим эти свойства более подробно.
Мы уже говорили о трех жизненных приоритетах. Первая цель — сохранение самой жизни. Вторая — обеспечение собственного существования в материальном смысле. Третья — самореализация и достижение бессмертия, то есть прерывание цикла рождений и смертей и слияние с Универсальной душой. Когда речь идет о первых двух целях, мы идем к их достижению в более или менее стабильной системе конкретного общества. Наша жизнь по большей части носит характер раджа, поскольку мы зарабатываем деньги, заняты проблемами жилья, еды, образования и другими житейскими проблемами. Это в свою очередь порождает желания: желание иметь больше денег, построить дом, купить машину. Вся эта деятельность связана с раджа.
Такие чувства, как алчность, зависть, леность, а также стремление к убийству, стремление причинить вред другому человеку, ложь, воровство и т. д. обусловлены тама-свойством разума. Преодоление мирских желаний, достижение контроля над чувствами, освобождение от гнева, освобождение от привязанностей к людям и вещам, отрешение от мирской деятельности — все это называется саттва.
В нашей повседневной жизни мы находимся в основном под влиянием раджа, но тама также является частью жизни. В некоторых случаях тама и раджа уравновешивают друг друга, например, повышенная активность сменяется ленью. Даже если речь идет об очень хорошем и высоконравственном человеке, в его повседневной жизни обязательно присутствует тама. Мясоедение связано с убийством и причинением боли. Иногда нам приходится лгать, чтобы справиться с ситуацией или сохранить достоинство. Саттва также является частью жизни, потому что многие люди во всем мире пытаются
различными способами обрести душевное спокойствие — уходят в религию, в поклонение природе и т. д.
Наша повседневная деятельность определяется сочетанием трех этих свойств разума. Для крепкого здоровья требуется равновесие трех дош. Точно так же для того чтобы разум сохранял мир, спокойствие и силу, важно, чтобы существовал определенный баланс саттвы, раджи и тамы. Как вы знаете, беспокойный, возбужденный ум порождает дисбаланс трех дош, что приводит к различным внутренним заболеваниям, а они, в свою очередь, еще больше нарушают душевное спокойствие, и так замыкается порочный круг.
Порочный круг, образованный дисбалансом трех свойств разума
Рассмотрим, как в реальной жизни это работает. Представьте себе человека, который зарабатывает очень много денег и занимает важный пост. Он все время должен принимать решения, посещать различные собрания, произносить речи и думать о миллионе вещей одновременно. У такого человека не может быть настоящего досуга. Даже возвращаясь домой, он продолжает думать о делах и карьере. У него остается очень мало времени на отдых
и совсем не остается времени на то, чтобы попытаться достигнуть душевного спокойствия. Таким образом, мы видим, что в умственной деятельности этого человека доминирует раджа, для его ума характерны недостаток гама и отсутствие саттвы. Этот дисбаланс и связанное с ним возбуждение ума порождает избыток ваты. Как вы знаете, чрезмерная умственная деятельность, недостаток времени, еда наспех, тяжелая пища на приемах ведут к дальнейшему усилению ваты.
Когда такое положение вещей существует достаточно долго, проявляются начальные симптомы таких болезней, как гипертония, бессонница, мышечные боли и нарушения пищеварения. Вечно занятые люди не находят времени вылечить себя отдыхом и другими процедурами. Проблемы со здоровьем приводят к тому, что они становятся раздражительными, страдают и чувствуют себя несчастными. Одновременно уменьшается способность к концентрации, что ведет к еще большему беспокойству и нервозности. Так порочный круг замыкается. Чтобы разорвать его и восстановить равновесие, требуются неимоверные усилия воли и посторонняя помощь.
Что касается людей с избытком саттвы или тамы, то эта схема пригодна и для них. Человек, разум которого подвержен доминирующему влиянию тама, пассивен, вял и заторможен. Другими его качествами, развивающимися под влиянием тама, являются жадность, ревность, чрезмерные привязанности и склонность к разочарованности и депрессии. Все это ведет к усилению капхи и, соответственно, к определенным болезням. Как вы знаете, избыток капхи делает человека малоактивным, заставляет много спать и замедляет реакцию. Это ведет к депрессии и другим нарушениям. Этот циклический процесс будет продолжаться до тех пор, пока не будет восстановлено равновесие тамы, раджыи саттвы.
Цель современного образа жизни, ориентированного на материальную сторону жизни — удовлетворение основных физиологических нужд телесного характера и, как следствие, стремление к максимальному комфорту и роскоши. Воспитание ума, контроль над чувствами, развитие внутреннего спокойствия и внутренней силы находятся в полном небрежении. Свойство раджа бесконечно усилено, а саттва практически отсутствует. Это создает во многих сообществах ужасающий дисбаланс и порождает современные социальные проблемы. Именно катастрофическое преобладание раджа привело
к возникновению массовых реакционных молодежных движений в странах Запада. После долгих лет преобладающего влияния тамаса в период Второй мировой войны Запад обратился к раджа, и саттва все больше сходит на нет. Люди отошли от религии и прочей духовной деятельности. Когда раджа достигает своего предела в отсутствие саттвы, это порождает ощущение пустоты и бессмысленности существования. Мы получаем относительную независимость от материальных проблем, но основные вопросы человеческого существования остаются без ответа. Погрязшие в материальном мире и забывшие о том, что внутренний мир человека намного богаче, люди, одержимые раджа, стараются обойти вопросы существования, жизни, старости, болезни, смерти. Но рано или поздно каждому придется столкнуться лицом к лицу с этими сторонами жизни. Иногда возникают реакционные, то есть противоположные процессы, и равновесие смещается в другую сторону — в сторону тама или саттвы. В первом случае это может породить различные формы безумия, депрессии, отвращения к миру и т.д., вызвать серьезные внутренние и психические болезни.
С другой стороны, преобладание саттвы заставляет людей отвергать все материальное и пребывать в затворничестве, занимаясь поисками «иной реальности». И в Индии, и на Западе существует множество садху (святых). Обычно они ничего не делают и живут за чужой счет, пребывая в иллюзии достижения спасения. Их ум колеблется между тамой и саттвой и страдает от дисбаланса.
Любая крайность в проявлении трех свойств разума ведет к умственному, физическому и социальному дисбалансу.
Умеренность, равновесие между тремя свойствами ума дает долгую жизнь и здоровье. Человек с нездоровым телом и разумом никогда не достигнет спасения, и все мирские блага оказываются для него бесполезными. Какой бы род деятельности, профессию вы ни избрали, какую бы цель ни преследовали, очень важно найти точку равновесия в деятельности разума.
Не попадайтесь в ловушку преобладающего влияния раджа. Я говорю «ловушку» потому, что видела многих людей — и в Индии, и в Европе, — которые живут в заблуждении, будто проявления саттвы и тамы можно отложить на потом. Оказывается, что «потом» — это слишком поздно, люди становятся жертвами нездорового образа жизни и попадают в круг, изображенный на рисунке 58. Помните, что начинать равновесную и здоровую жизнь нужно сейчас. Каждое проходящее мгновение имеет значение. Нездоровая жизнь оставляет следы навсегда.
Человек, который хочет посвятить свою жизнь достижению спасения и стремится к внутреннему свету (саттве), также нуждается в равновесии. Равновесие абсолютно необходимо независимо от того, какую цель мы преследуем. У нас есть физические потребности, и чтобы удовлетворять их, надо трудиться. Когда человек не трудится, а только «живет духовной жизнью», кому-то другому приходится работать, чтобы удовлетворять его потребности в еде, одежде и т. д. В поисках истины некоторые люди пребывают в праздности и становятся зависимыми от других. В таком случае они уже не идут по пути саттвы, а скатываются к тама.
Особое состояние ума, или доминирование одного из этих трех свойств, накладывает ограничения на образ жизни. Люди, преимущественно подверженные влиянию раджа, отличаются тем, что ведут беспорядочную жизнь, слишком много путешествуют, слишком много говорят; они плохо сложены, поздно едят и постоянно спешат. Напротив, те, кто находится под влиянием тама, обычно слишком много спят, а от недостатка активности толстеют. Они склонны к употреблению продуктов, усиливающих тама, и это еще больше нарушает телесное равновесие. Лень и инертность ведут к еще более выраженному проявлению качеств, присущих тама, — зависти, отсутствию самоконтроля и апатии.
Следуя путем саттвы, люди обычно или слишком упрощают диету, или слишком мало едят, или слишком много постятся, используют и другие способы умерщвления плоти. Это может привести к телесному нездоровью и слабости ума. И деловой человек, и аскет — оба должны выбрать золотую середину и контролировать умственную деятельность для сохранения равновесия раджи, тамы и саттвы.
Эти три гуны, или три свойства, не следует путать с принципами инь и ян китайской философской традиции. Инь и ян относятся к двум полюсам энергии. Мы называем их парами противоположностей: день и ночь, небо и земля, холодное и горячее, правда и ложь, материальное и духовное, и т. д. Противоположности легче понять в их связи с представлением о равновесии: они как две стороны, ни одна из которых не должна быть тяжелее. Однако три гуны определяют вполне определенные качества, и в их равновесии существуют три стороны. Каждая гуна связана с двумя другими, и избыток одной выводит из состояния равновесия остальные. Эти три свойства подобны трем углам треугольника — они взаимосвязаны и взаимозависимы.
В живой традиции Аюрведы эти три свойства имеют большое значение, так как не только имеют отношение к деятельности разума, но и практическое приложение во всех сферах жизни. Пища, образ жизни, цвета, личность, природа человека — все описывается с точки зрения этих трех свойств. Иногда люди не понимают глубокого философского смысла трех гун, и тогда тама ассоциируется с негативными проявлениями и привычками, раджа — с роскошью и величием, а саттва — с духовностью и добродетелью.
Алкоголь, мясо, лук, продукты с сильным запахом, пережаренная и плохо приготовленная пища относятся к пище типа тама, а переедание — привычка, связанная с тама. Пища типа раджа — хорошо приготовлена, умеренно приправлена специями, включает в себя качественные ингредиенты, не противоречит правилам Аюрведы, потребляется умеренно и с небольшим количеством хорошего вина. Пища в саттве — это все, что не оказывает возбуждающего действия на чувства и очень незначительно влияет на доши. Она легко переваривается и не делает человека ленивым. Фрукты, рис, молоко, мед, незначительно влияющие на доши овощи, такие как морковь и тыква, относятся к этой категории. Саттва-диета исключает мясо, специи, имбирь, чеснок и те овощи, которые нарушают равновесие жидкостей: цветную капусту, лук, баклажаны, окру (Hibiscus esculentus). Аскеты обычно едят продукты только типа саттва, а обычные люди соблюдают саттва-диету раз в день или в определенное время года в религиозных целях, для самоконтроля и оздоровления.
Описывая различные свойства пищи, я хочу донести мысль о том, что человек, который, согласно своей природе, находится под преобладающим влиянием той или иной туны, должен в соответствии с этим выбрать образ жизни и тот или иной тип пищи. Таким образом, чтобы изменить свойства разума, человек может использовать внешние факторы. Например, если ваш разум принадлежит к типу тама, и вы хотите изменить его, то измените свои пищевые пристрастия, носите легкую светлую одежду, проявляйте побольше активности и меньше спите. Внешние факторы являются выражением внутренних процессов и в то же время влияют на эти процессы.
Диск Лекции по аюрведе, китайской и тибетской медицине . Доктор А.Ю. Дворянчиков. Сборник лекций 2009-2010 гг. DVD mp3
Книга Аюрведа. Наука о жизни. Винод Верма
Пракрити, или Космическая субстанция (материальная природа), обладает тремя свойствами: саттва, раджа и тама.
Саттва — это свойство истины, добродетели и равновесия, раджа означает силу, побуждение к действию, тама ограничивает движение, препятствует ему и сдерживает его. Эти три свойства Космической субстанции проявляются и находят применение на разных уровнях — от тонкого до практического. Прежде чем обсудить их значение в медицине, давайте посмотрим, как они связаны с нашим существованием и космическими законами.
Саттва — источник существования человека, она обозначает дживу, или индивидуальную душу. Ее можно сравнить с состоянием бодрствования. Слова «сон», «дремота» и «бодрствование» употребляются здесь в переносном смысле. Джива — источник жизни эмбриона, и именно джива вдыхает жизнь в Космическую субстанцию. «Зародыш не может образоваться без участия дживы. Росток не может появиться в отсутствие зерна». Джива, или личностная сущность, является «состоянием бодрствования». Это означает, что истинная сущность человека — не физическое тело, а нематериальная энергия, душа,
лишенная вещества. Душа — чистый элемент, «состояние бодрствования», просвещенности, или саттва.
До рождения эмбрион пребывает в состоянии тама. Это состояние можно сравнить с состоянием глубокого сна, для которого характерны пассивность и закрытость от внешнего мира.
Раджа сравнивают с состоянием дремоты. Оно означает проявления активности, берущей начало во внутренней тонкой энергии. Эта энергия перемещается по тонким каналам (нади).
Таким образом, по отношению к телу тама, раджа и саттва представляют физический, тонкий и духовный аспекты человеческого существования соответственно. По отношению к мирозданию раджа — созидательный принцип, тама — разрушительный, а саттва — принцип энергии и жизни. Согласно санкхье, до соединения Универсальной души и Космической субстанции три эти качества находятся в непроявленном состоянии. Соединение их определяет творение, и это есть раджа. Когда Универсальная душа и Космическая субстанция снова отделяются друг от друга, Вселенная снова
разрушается, и это тама — принцип разрушения. Саттва — принцип жизни.
Точно так же как вата, питта и капха определяют телесные функции, саттва, раджа и тама определяют свойства и деятельность разума*. Мышление, планирование, принятие решений и т.д. связаны с раджа. Во время сна умственная активность носит характер тама, поскольку во сне разум закрыт для новых знаний и занят лишь тем, что приобрел раньше. Эта умственная деятельность проявляется в виде сновидений, и даже если их нет, то общий характер сна — крепкий, тревожный и т.д. — определяется тама-активностью разума. Саттва-активность разума направлена на достижение
равновесия, истины и самореализацию и проявляется в самодисциплине, самоограничении, контроле над чувствами, а также в практике концентрации, пранаяме и спокойствии разума.
В обычной мирской жизни для того чтобы иметь хорошее здоровье и ум, нужно равновесие саттвы, раджи и тамы. Я говорю о мирском существовании, потому что если человек преследует более высокие духовные цели, он вступает на путь саттвы и отвращается от раджи и тамы. Теперь обсудим эти свойства более подробно.
Мы уже говорили о трех жизненных приоритетах. Первая цель — сохранение самой жизни. Вторая — обеспечение собственного существования в материальном смысле. Третья — самореализация и достижение бессмертия, то есть прерывание цикла рождений и смертей и слияние с Универсальной душой. Когда речь идет о первых двух целях, мы идем к их достижению в более или менее стабильной системе конкретного общества. Наша жизнь по большей части носит характер раджа, поскольку мы зарабатываем деньги, заняты проблемами жилья, еды, образования и другими житейскими проблемами. Это в свою очередь порождает желания: желание иметь больше денег, построить дом, купить машину. Вся эта деятельность связана с раджа.
Такие чувства, как алчность, зависть, леность, а также стремление к убийству, стремление причинить вред другому человеку, ложь, воровство и т. д. обусловлены тама-свойством разума. Преодоление мирских желаний, достижение контроля над чувствами, освобождение от гнева, освобождение от привязанностей к людям и вещам, отрешение от мирской деятельности — все это называется саттва.
В нашей повседневной жизни мы находимся в основном под влиянием раджа, но тама также является частью жизни. В некоторых случаях тама и раджа уравновешивают друг друга, например, повышенная активность сменяется ленью. Даже если речь идет об очень хорошем и высоконравственном человеке, в его повседневной жизни обязательно присутствует тама. Мясоедение связано с убийством и причинением боли. Иногда нам приходится лгать, чтобы справиться с ситуацией или сохранить достоинство. Саттва также является частью жизни, потому что многие люди во всем мире пытаются
различными способами обрести душевное спокойствие — уходят в религию, в поклонение природе и т. д.
Наша повседневная деятельность определяется сочетанием трех этих свойств разума. Для крепкого здоровья требуется равновесие трех дош. Точно так же для того чтобы разум сохранял мир, спокойствие и силу, важно, чтобы существовал определенный баланс саттвы, раджи и тамы. Как вы знаете, беспокойный, возбужденный ум порождает дисбаланс трех дош, что приводит к различным внутренним заболеваниям, а они, в свою очередь, еще больше нарушают душевное спокойствие, и так замыкается порочный круг.
Порочный круг, образованный дисбалансом трех свойств разума
Рассмотрим, как в реальной жизни это работает. Представьте себе человека, который зарабатывает очень много денег и занимает важный пост. Он все время должен принимать решения, посещать различные собрания, произносить речи и думать о миллионе вещей одновременно. У такого человека не может быть настоящего досуга. Даже возвращаясь домой, он продолжает думать о делах и карьере. У него остается очень мало времени на отдых
и совсем не остается времени на то, чтобы попытаться достигнуть душевного спокойствия. Таким образом, мы видим, что в умственной деятельности этого человека доминирует раджа, для его ума характерны недостаток гама и отсутствие саттвы. Этот дисбаланс и связанное с ним возбуждение ума порождает избыток ваты. Как вы знаете, чрезмерная умственная деятельность, недостаток времени, еда наспех, тяжелая пища на приемах ведут к дальнейшему усилению ваты.
Когда такое положение вещей существует достаточно долго, проявляются начальные симптомы таких болезней, как гипертония, бессонница, мышечные боли и нарушения пищеварения. Вечно занятые люди не находят времени вылечить себя отдыхом и другими процедурами. Проблемы со здоровьем приводят к тому, что они становятся раздражительными, страдают и чувствуют себя несчастными. Одновременно уменьшается способность к концентрации, что ведет к еще большему беспокойству и нервозности. Так порочный круг замыкается. Чтобы разорвать его и восстановить равновесие, требуются неимоверные усилия воли и посторонняя помощь.
Что касается людей с избытком саттвы или тамы, то эта схема пригодна и для них. Человек, разум которого подвержен доминирующему влиянию тама, пассивен, вял и заторможен. Другими его качествами, развивающимися под влиянием тама, являются жадность, ревность, чрезмерные привязанности и склонность к разочарованности и депрессии. Все это ведет к усилению капхи и, соответственно, к определенным болезням. Как вы знаете, избыток капхи делает человека малоактивным, заставляет много спать и замедляет реакцию. Это ведет к депрессии и другим нарушениям. Этот циклический процесс будет продолжаться до тех пор, пока не будет восстановлено равновесие тамы, раджыи саттвы.
Цель современного образа жизни, ориентированного на материальную сторону жизни — удовлетворение основных физиологических нужд телесного характера и, как следствие, стремление к максимальному комфорту и роскоши. Воспитание ума, контроль над чувствами, развитие внутреннего спокойствия и внутренней силы находятся в полном небрежении. Свойство раджа бесконечно усилено, а саттва практически отсутствует. Это создает во многих сообществах ужасающий дисбаланс и порождает современные социальные проблемы. Именно катастрофическое преобладание раджа привело
к возникновению массовых реакционных молодежных движений в странах Запада. После долгих лет преобладающего влияния тамаса в период Второй мировой войны Запад обратился к раджа, и саттва все больше сходит на нет. Люди отошли от религии и прочей духовной деятельности. Когда раджа достигает своего предела в отсутствие саттвы, это порождает ощущение пустоты и бессмысленности существования. Мы получаем относительную независимость от материальных проблем, но основные вопросы человеческого существования остаются без ответа. Погрязшие в материальном мире и забывшие о том, что внутренний мир человека намного богаче, люди, одержимые раджа, стараются обойти вопросы существования, жизни, старости, болезни, смерти. Но рано или поздно каждому придется столкнуться лицом к лицу с этими сторонами жизни. Иногда возникают реакционные, то есть противоположные процессы, и равновесие смещается в другую сторону — в сторону тама или саттвы. В первом случае это может породить различные формы безумия, депрессии, отвращения к миру и т.д., вызвать серьезные внутренние и психические болезни.
С другой стороны, преобладание саттвы заставляет людей отвергать все материальное и пребывать в затворничестве, занимаясь поисками «иной реальности». И в Индии, и на Западе существует множество садху (святых). Обычно они ничего не делают и живут за чужой счет, пребывая в иллюзии достижения спасения. Их ум колеблется между тамой и саттвой и страдает от дисбаланса.
Любая крайность в проявлении трех свойств разума ведет к умственному, физическому и социальному дисбалансу.
Умеренность, равновесие между тремя свойствами ума дает долгую жизнь и здоровье. Человек с нездоровым телом и разумом никогда не достигнет спасения, и все мирские блага оказываются для него бесполезными. Какой бы род деятельности, профессию вы ни избрали, какую бы цель ни преследовали, очень важно найти точку равновесия в деятельности разума.
Не попадайтесь в ловушку преобладающего влияния раджа. Я говорю «ловушку» потому, что видела многих людей — и в Индии, и в Европе, — которые живут в заблуждении, будто проявления саттвы и тамы можно отложить на потом. Оказывается, что «потом» — это слишком поздно, люди становятся жертвами нездорового образа жизни и попадают в круг, изображенный на рисунке 58. Помните, что начинать равновесную и здоровую жизнь нужно сейчас. Каждое проходящее мгновение имеет значение. Нездоровая жизнь оставляет следы навсегда.
Человек, который хочет посвятить свою жизнь достижению спасения и стремится к внутреннему свету (саттве), также нуждается в равновесии. Равновесие абсолютно необходимо независимо от того, какую цель мы преследуем. У нас есть физические потребности, и чтобы удовлетворять их, надо трудиться. Когда человек не трудится, а только «живет духовной жизнью», кому-то другому приходится работать, чтобы удовлетворять его потребности в еде, одежде и т. д. В поисках истины некоторые люди пребывают в праздности и становятся зависимыми от других. В таком случае они уже не идут по пути саттвы, а скатываются к тама.
Особое состояние ума, или доминирование одного из этих трех свойств, накладывает ограничения на образ жизни. Люди, преимущественно подверженные влиянию раджа, отличаются тем, что ведут беспорядочную жизнь, слишком много путешествуют, слишком много говорят; они плохо сложены, поздно едят и постоянно спешат. Напротив, те, кто находится под влиянием тама, обычно слишком много спят, а от недостатка активности толстеют. Они склонны к употреблению продуктов, усиливающих тама, и это еще больше нарушает телесное равновесие. Лень и инертность ведут к еще более выраженному проявлению качеств, присущих тама, — зависти, отсутствию самоконтроля и апатии.
Следуя путем саттвы, люди обычно или слишком упрощают диету, или слишком мало едят, или слишком много постятся, используют и другие способы умерщвления плоти. Это может привести к телесному нездоровью и слабости ума. И деловой человек, и аскет — оба должны выбрать золотую середину и контролировать умственную деятельность для сохранения равновесия раджи, тамы и саттвы.
Эти три гуны, или три свойства, не следует путать с принципами инь и ян китайской философской традиции. Инь и ян относятся к двум полюсам энергии. Мы называем их парами противоположностей: день и ночь, небо и земля, холодное и горячее, правда и ложь, материальное и духовное, и т. д. Противоположности легче понять в их связи с представлением о равновесии: они как две стороны, ни одна из которых не должна быть тяжелее. Однако три гуны определяют вполне определенные качества, и в их равновесии существуют три стороны. Каждая гуна связана с двумя другими, и избыток одной выводит из состояния равновесия остальные. Эти три свойства подобны трем углам треугольника — они взаимосвязаны и взаимозависимы.
В живой традиции Аюрведы эти три свойства имеют большое значение, так как не только имеют отношение к деятельности разума, но и практическое приложение во всех сферах жизни. Пища, образ жизни, цвета, личность, природа человека — все описывается с точки зрения этих трех свойств. Иногда люди не понимают глубокого философского смысла трех гун, и тогда тама ассоциируется с негативными проявлениями и привычками, раджа — с роскошью и величием, а саттва — с духовностью и добродетелью.
Алкоголь, мясо, лук, продукты с сильным запахом, пережаренная и плохо приготовленная пища относятся к пище типа тама, а переедание — привычка, связанная с тама. Пища типа раджа — хорошо приготовлена, умеренно приправлена специями, включает в себя качественные ингредиенты, не противоречит правилам Аюрведы, потребляется умеренно и с небольшим количеством хорошего вина. Пища в саттве — это все, что не оказывает возбуждающего действия на чувства и очень незначительно влияет на доши. Она легко переваривается и не делает человека ленивым. Фрукты, рис, молоко, мед, незначительно влияющие на доши овощи, такие как морковь и тыква, относятся к этой категории. Саттва-диета исключает мясо, специи, имбирь, чеснок и те овощи, которые нарушают равновесие жидкостей: цветную капусту, лук, баклажаны, окру (Hibiscus esculentus). Аскеты обычно едят продукты только типа саттва, а обычные люди соблюдают саттва-диету раз в день или в определенное время года в религиозных целях, для самоконтроля и оздоровления.
Описывая различные свойства пищи, я хочу донести мысль о том, что человек, который, согласно своей природе, находится под преобладающим влиянием той или иной туны, должен в соответствии с этим выбрать образ жизни и тот или иной тип пищи. Таким образом, чтобы изменить свойства разума, человек может использовать внешние факторы. Например, если ваш разум принадлежит к типу тама, и вы хотите изменить его, то измените свои пищевые пристрастия, носите легкую светлую одежду, проявляйте побольше активности и меньше спите. Внешние факторы являются выражением внутренних процессов и в то же время влияют на эти процессы.