Праджалпа - пустые разговоры
Праджалпа санскрит - Пустые разговоры, дурная речь
Из "Нектара Наставлений"
Когда преданный смиренно и искренне повторяет святое имя у него пробуждается истинный разум. По словам Бхактивинода Тхакура, этот преданный думает таким образом, другими словами когда он избавляется от оскорблений в адрес святого имени, проявляется его истинная сущность и такой человек начинает считать себя вечным слугой Кришны. Окружающий мир он воспринимает как гостиницу полную туристов и он знает что привязанность к чему- либо находящемуся в этом мире не принесет ему счастья. Такой человек достигает всего совершенства. Разные виды прайасы и он осознает, что все это является помехой на пути преданного служения. Полное покровительство святого имени, но если сознание не очень чисто, то человек ищет прибежище в чем то другом: в своем теле, в других телах, во взаимоотношениях основанных на теле. Но чистый преданный знает, прибежище только одно – СВЯТОЕ ИМЯ. Святое имя всегда доступно нам. Все остальное изменится, даже наша планета однажды пропадет.
Разве есть в этом мире другое прибежище. Прайаса (чрезмерные усилия) направленная на пратиштху, обретение славы или популярности, это низшая из всех существующих прайас. От нее избавится очень трудно, нас прославляют и мы знаем что это не правильно, но ни чего не можем с этим поделать. Сознательно или не осознанно, на грубом или на тонком уровне мы стремимся к славе или почету. Оно заполняет всю нашу деятельность, на передний план выдвигается желание стать первым. В хари бхакти виласе говорится: даже если человеку удастся избавится от всех материальных желаний, очень трудно отбросить стремление к почету. Это сравнивается с испражнениями, потому что это желание причина всех анартх, она называется пратиштха. Стремление к почету это корень дурных привычек. Нужно избегать этого как контакта с испражнениями.
Прибежище у святого имени со смирением и без прайасы приводит к тому что Господь открывает себя такому преданному. Праджалпа – пустые разговоры. Джалпана подразделяется на несколько категорий, джалпана – разговоры, связанные с преданным служением, повторять святые имена Господа. Падший человек повторяя святые имена достигает намабхасы, намабхаса – отблески святого имени, он избавляется от всех пороков и Господь очень доволен им. Нужно избегать пустых разговоров, если хочется говорить, возносите молитвы, идите на улицу и проповедуйте и увидите какие плоды это принесет. Мауна-врата. Головная боль. Можно отрезать голову. Лучше использовать свой язык в служении Кришне. Шукадева Госвами говорил семь дней напролет. Самый замечательный пример ШП, Прабхупада без устали говорил о Кришне. Преданные должны говорить о Кришне и о служении ему, это вдохновляет и оживляет их. Как предаться Кришне? Просто делайте, то что хочет Кришна.
Сататам киртайанто мам. Сататам – значит всегда.
Духовное понимание нельзя обрести с помощью логики, его может передать опытный духовный учитель, разумному ученику. Тот кто слушает тоже должен обладать необходимыми качествами. Так можно добиться желаемого результата. Приняв наставления вед, которые называются даша-мула, человек спасает свой ум от развращения. Когда понимание о добре и зле основано на ведах это уже не праджалпа, но человек должен всеми силами избегать тем связанных с обсуждениями майавады. Листовки от майавади годятся в качестве одноразовой посуды. Саньяси, живущие в лесу, отрекаются от разговоров на обыденные мирские темы, однако семейный человек не может полностью отказаться от них, ему приходится говорить с другими. Поэтому Бхактивинода Тхакур советует обратить всех своих родственников в преданных Господа. Гуру может обсуждать других людей с целью их обучить и это не праджалпа.
Завистливый семьянин ночью или спит, или занимается сексом, а днем зарабатывает деньги. Иногда учитель может говорить очень резко, но мы не должны подражать этому. Никто не должен ни с того, ни с сего брать на себя обязанности учителя и наставлять других, человек должен по праву занимать положение учителя. Обсуждать события минувших дней, это не праджалпа, эти беседы способствуют преданному служению, потому что мы учимся на ошибках других. Если разговаривать не в духе преданности, не пытаясь научиться чему-то, те кто просто критикуют ради критики, встречаются с препятствиями на пути в преданном служении. Такие разговоры рождают ненависть, зависть.
Бессмысленные словопрения, это еще один вид праджалпы. Словопрения на желании нанести кому то поражение, это просто отвратительно. Мы ищем пороки в других, только потому что они есть в нас и мы пытаемся повесить их на другого человека. Это относится к ньяе или логике. Кришна говорит : Я окончательный вывод. Вада – значит естественный вывод. Согласно ньяе к истине можно прийти 3-мя путями: витендра, джалпа и вада. Витендра, это когда человек спорит только для того что бы нанести человеку поражение. Джалпа, это поведение человека, который не заинтересован в философском дебате. Вада это попытка познать истину, с помощью аргументов и утверждений и это очень важно. Когда человек прибегает к логике и аргументам, что бы постичь истину это не праджалпа. Это подтверждается в ЧЧ: такие беседы желанны, они заостряют наш ум и мы способны правильно понять духовные темы, кроме того они способствуют преданному служению.
Еще один вид праджалпы – лжесвидетельство. Если вы спрашиваете, повторяет ли чужой ребенок харе кришна, это не праджалпа. В ШБ 12.12.49 сказано: слова, которые не описывают Верховную Личность Бога, а связаны с бренными предметами, бессмысленны и бесполезны, лишь те слова, которые раскрывают трансцендентные качества Господа, правдивы, они благотворны и благоприятны.
Поношения садху. Поношения или критика в адрес садху это источник всего неблагоприятного, что можно себе только представить. Что бы обрести преданность Кришне нужно дать следующий обет: в этой жизни я никогда больше не буду поносить садху и преданных, Харе Кришна. В ШБ 10.04.46 говорится: дорогой царь, когда человек преследует великих душ, все его благословения, позволяющие ему достичь долголетия, красоты, славы, религиозности, прочие благословения, попасть в рай всему этому приходит конец.
Если человек отказывается от праджалпы тогда он обуздывает свою речь. ШБ 11.28.02: тот кто прославляет или критикует качества окружающих, очень быстро лишит себя большого блага, поскольку погрузится в иллюзию двойственности. Преданный может совершить грех, только из-за своего дурного прошлого, но Кришна может ему это простить. Тот кто отказался от всех занятий и принял покровительство, только у стоп Хари очень дорог Господу, если такая великая душа, случайно совершает какой-то грех, Верховный Господь находящийся в сердце каждого немедленно сжигает все последствия этого греха. Дурачара значит недостатки, нечто отвратительное. Судурачара – очень отвратительное. Если преданный совершает черезвычайно отвратительный поступок, но он не забывает о Кришне, тогда мы должны считать его садху. Кшатрий знает священные писания.
Садху нинда, это критика в адрес преданного. Ум человека, который общается с злокозненными людьми оскверняется, но если эти люди развивают веру в преданное служение, у них появляется вкус к поклонению Кришне, тогда общение с ними будет приносить пользу, даже если иногда они будут совершать какие то грехи, связанные с их природой, тем не менее, они садху. Кришна говорит тоже самое и потому мы можем принять эту точку зрения, хотя это может противоречить принципам морали, нашим чувствам тем не менее есть более глубокие чувства, это Кришна.
Мы всегда стремимся отвергнуть кого-нибудь. Критиковать вайшнава за его падение это вайшнава-апарадха. Есть 4 вида критики вайшнава: 1 – искать недостатки в вайшнаве низкого происхождения; 2 – поносить вайшнава за его былые грехи; 3 – поносить вайшнава за случайные ошибки; 4 – поносить его за ошибки которые он исправил. Бхакти исчезает при первом появлении садху-нинды. Это единственное с чем не совместимо бхакти. Когда человек оскорбляет садху, все птицы знания улетают.
Праджалпа - Праздные разговоры.
(из книги Шрилы Бхактивинода Тхакура Бхактьялока).
Джалпана или праджалпа — это разговор одного человека с другим, но в наши дни, в этом мире, безбожие настолько распространено, что любая беседа почти непременно принимает безбожный, бездуховный характер. По этой причине можно сказать, что для практикующих преданное служение джалпана абсолютно бесполезна. Впрочем, существует множество видов джалпаны, способствующей развитию преданного служения, и все они благотворны для преданных. Шрила Рупа Госвами писал в своей "Карпанья-панджика-стотре":
татхапй асмин кадачид вамадхишау нама-джалпини
авадйа-вринда-нистари-намабхасау прасидатам
Преданные-вайшнавы передают смысл этого двустишия в следующих стихах:
татхапи э дина-джане, йади нама-уччаране,
намабхаса карила дживане
сарва-доша-ниварана, духун-нама-санджалпана,
прасаде прасида дуи джане
"Даже злонравный человек, достигший намабхасы, проблеска безоскорбительного воспевания святого имени Господа во дни своей жизни, избавляется от всех своих грехов, и Божественная Чета довольна им".
Киртана, предложение Богу молитв, а также чтение вслух священных писаний — все это джалпана; если все эти действия совершаются в благоприятном настроении и в отсутствие материальных желаний, то все они способствуют развитию сознания Кришны. Вот почему справедлив вывод: любая праджалпа, бесполезная для служения Кришне, враждебна преданному служению, и практикующему такое служение следует тщательно избегать ее. Деятельность махаджанов полностью лишена какого бы то ни было изъяна. Махаджаны с почтением уделяли время (благоприятной для преданного служения) праджалпе и эта праджалпа есть единственная наша обязанность. Порой некоторые излишне самодовольные вайшнавы советуют отвергнуть все виды праджалпы. Но мы — последователи Шрилы Рупы Госвами, и как его последователи всегда будем верны пути, указанному нам садху, верными его наставлениям. В "Бхакти-расамрита-синдху" приводится такая цитата из "Сканда Пураны":
са мригйах шрейасам хетух пантхах сантапа-варджитах
анавапта-шрамам пурве йена сантах пратистхире
"Должно неукоснительно следовать легким путем, избранным предшествующими махаджанами; этот путь дарует великое благо и совершенно лишен страдания".
Указанный махаджанами путь включает то, что было рекомендовано Шрилой Вьясадевой, Шукадевой Госвами, Прахладой Махараджем, Шри Чайтаньей Махапрабху и Его спутниками. Не следует отвергать этот путь в попытках следовать наставлениям новоявленных самодовольных бхакт. Все махаджаны с почтением относились к праджалпе, питаемой преданностью Господу Хари; мы обсудим это в соответствующем месте.
Лишенные духовного содержания праджалпы есть препятствие преданному служению; известно много таких праджалп. Ненужные разговоры, поиск доводов в свою поддержку, сплетни, споры, критика чужих недостатков, ложь, клевета на преданных и просто мирские разговоры — все это зовется праджалпой.
Крайне вредны ненужные разговоры. Не теряя времени зря, практикующим преданное служение следует беседовать на темы, связанные с Господом Хари; а в уединении им следует хранить в памяти Его имя, облик, качества и деяния. В Бхагавад-гите (10.8-9) сказано:
ахам сарвасйа прабхаво маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам будха бхава-саманвитах
мач-читта мад-гата-прана бодхайантах параспарам
катхайанташ ча мам нитйам тушйанти ча раманти ча
"Я — начало всех духовных и материальных миров, от Меня исходит все. В совершенстве постигнув это, мудрые посвящают себя преданному служению Мне, почитая Меня от всего сердца. Помыслы Моих чистых преданных обращены ко Мне, жизнь их полностью отдана служению Мне, они черпают глубокое удовлетворение, великое блаженство, всегда просвещая друг друга беседами обо Мне".
Кроме того, в "Гите" (9.14) сказано:
сататам киртайанто мам йатанташ ча дридха-вратах
намасйанташ ча мам бхактйа нитйа-йукта упасате
"Постоянно воспевая Мою славу, подвизаясь с великой решимостью, склоняясь передо Мной, эти великие души всегда с преданностью почитают Меня". Именно так практикующим преданное служение следует развивать в себе чистую, ничем не омраченную преданность. Если же они проводят свои дни и ночи в бесполезных разговорах с материалистами, то ими не будет исполнена заповедь Господа "постоянно воспевая Мою славу". Газеты печатают так много ненужных сведений; практикующим вайшнавам их чтение наносит великий ущерб. Но если газета поместила материалы о жизни чистых преданных, то ее будет полезно прочесть. По завершении своей трапезы мирские люди нередко курят и праздно болтают друг с другом. Несомненно, им трудно стать последователями Рупы Госвами. Все вышесказанное относится и к чтению художественных произведений. Но если человеку удастся найти повесть, подобную истории Пуранджаны, поведанной "Шримад-Бхагаватам", то чтение ее не станет помехой его преданности оно ему будет полезно.
Пустые споры — это праджалпа, вредная для преданного служения. Все дискуссии последователей ньяи и ваишешики — не более, чем безбожные словопрения, которые не приносят им ничего, помимо растраты их умственных сил и усиления их неумиротворенности. В Ведах (Катха Упанишад, 1.2.9) сказано: наиша таркена матир апанейа — "Сей разум не может быть обретен в ученых диспутах". Истинное благоразумие живого существа извечно заключено в присущем ему от природы разуме, и это благоразумие естественно влечет его к лотосоподобным стопам Всевышнего. Но споры о направлениях и местах, ошибках и заблуждениях ведут лишь к ожесточенности сердца; при этом естественное благоразумие человека уже не проявляется. Отметим, что следование Ведическим правилам Дашамула и ведение споров в согласии с ними не ведет спорящих к загрязнению и испорченности. Что-то хорошо, а что-то плохо — когда такого рода соображения основываны на Ведах, это уже нельзя назвать праджалпой. Вот почему "Чайтанья-чаритамрита" (Мадхья, 25.153) приводит следующее наставление Шри Чайтаньи Махапрабху: атаева бхагавата караха вичара — "Тщательнейшим образом изучай "Шримад-Бхагаватам"". Обсуждения и дискуссии, проводимые с целью углубить знание об отношениях со Всевышним, невозможно признать праджалпой. А стремящиеся одержать победу в ученых собраниях путем бесполезной аргументации, не приходят к истинным выводам; поэтому вайшнавы отказываются от общения с подобными логиками. Это, словами Шри Васудевы Сарвабхаумы, подтверждает и "Чайтанья-чаритамрита" (Мадхья, 12.183):
таркика-шригала-санге бхеу-бхеу кари
сеи мукхе эбе сада кахи "кришна" "хари"
"В обществе шакалов, известных как логики, я просто издавал лай, повторяя звук "бхеу-бхеу". Ныне, теми же самыми устами, я воспеваю святые имена Кришны и Хари".
Всем, регулярно участвующим в обсуждениях духовных вопросов, не следует забывать слов варанасского санньяси, приводимых "Чайтанья-чаритамритой" (Мадхья, 25.43):
парамартха-вичара гела, кари матра "вада"
кахан мукти паба, кахан кришнера прасада
"Безбожники, возглавляемые философами-майявади, не думают о спасении или милости Кришны. Выдвигая ложные доводы и контрдоводы в пользу атеизма, они не посвящают ум и время духовным проблемам". Бесполезные споры порождены завистью или гордостью, враждебностью или привязанностью к мирским наслаждениям; или же их порождают глупость и излишнее самомнение. Вздорные люди тоже ищут пьянящее возбуждение в бесполезных дискуссиях. При участии в беседах о Господе и Его последователях, практикующему вайшнаву следует тщательно избегать этих ненужных споров.
Праздные беседы о других людях чрезвычайно вредят преданному служению. Многие люди дурно отзываются о других в надежде упрочить свою собственную репутацию; есть такие, кто из зависти постоянно обсуждают чей-то характер. Внимание людей, склонных к подобным беседам, никогда не сосредоточится на лотосных стопах Кришны. Нам следует всячески избегать такого времяпрепровождения. Правда, в практике преданного служения существует множество благоприятных тем, обсуждение которых не навлечет греха, хотя они и относятся к другим людям. Решившим совершенно отказаться от бесед о других пришлось бы переселиться в лес. Известно два вида практикующих преданное служение: домохозяева и вайшнавы-санньяси. Поскольку вайшнавы, давшие обет отречения, не участвуют ни в каких делах, связанных с мирскими наслаждениями, они могут полностью прекратить разговоры о других людях. Но домохозяева заняты заработком и накоплением денег, поддержкой и защитой членов своей семьи, и по этой причине не могут вполне избежать разговоров о тех или иных людях. Такому вайшнаву лучше жить в семье, обладающей сознанием Кришны. Когда вся его физическая деятельность станет связана с Кришной, то даже неизбежная беседа о каком-либо человеке не навлечет на него греха — она будет частью практики преданности, посвященной Кришне. И все же ему не следует вести таких разговоров, которые могли бы повредить кому-то. Он должен говорить о других лишь то немногое, что важно для его преданной Кришне семье, и ему не следует говорить о других без достаточной необходимости. Кроме того, в случае, когда гуру объясняет ученику какой-то вопрос, его наставления порой не станут достаточно ясными, если он не приведет в пример того или иного человека. Когда предшествующие махаджаны так обсуждали других, их разговор был заслугой, а не грехом. Как говорил Шукадева Госвами (Шримад-Бхагаватам, 2.1.3-4),
нидрайа хрийате нактам вйавайена ча ва вайах
дива чартхехайа раджан кутумба-бхаранена ва
дехапатйа-калатрадишв атма-саинйешв асатсв апи
тешам праматто нидханам пашйанн апи на пашйати
"Жизнь завистливого домохозяина проходит ночью — во сне или чувственных наслаждениях, днем — в поисках денег и в заботах о членах семьи. Лишенные атма-таттвы не интересуются главными, коренными проблемами: они слишком привязаны к своим ненадежным союзникам — телу, жене и детям; хотя и располагая достаточным опытом, они не видят их неизбежной гибели". Стремясь наставить учеников, Шукадева Госвами говорит здесь о материалистах, и все же его нельзя назвать праджалпи; вот почему эти беседы следует считать благотворными. Кроме того, известно, что Шри Чайтанья Махапрабху так говорил Своим ученикам о мнимых "санньяси" (Чайтанья-чаритамрита, Антья, 2.117, 120, 124):
прабху кахе, — ваираги каре пракрити самбхашана
декхите на парон ами тахара вадана
кшудра-джива саба марката-ваирагйа карийа
индрийа чарана буле "пракрити" самбхашийа
прабху кахе, — мора ваша нахе мора мана
пракрити-самбхаши ваираги на каре даршана
"Господь сказал в ответ: "Я не в силах видеть лица человека, давшего обет отречения и наслаждающегося беседой с женщиной. Есть много неимущих, словно обезьяны, вставших на путь отреченности. Они бродят здесь и там, услаждая свои чувства и наслаждаясь разговором с женщинами". Шри Чайтанья Махапрабху сказал: "Я не властен над своим умом. Он не желает видеть санньяси, задушевно беседующего с женщинами".
Если такие беседы не связаны с поучением или желанием разрешить важный вопрос, они не принесут пользы ни говорящему, ни слушающим. Но предшествующие ачарьи лично показали нам пример, поучая других людей, и как можем мы искать блага, действуя вопреки их наставлениям? И если кто-то обсуждает таким образом недостойное поведение, распространенное в некоем религиозном движении или среди обычной публики, то подобный разговор не повредит преданному служению. Даже если кто-то при этом и скажет порой о том или ином человеке, в этом не будет никакого греха. "Шримад-Бхагаватам" (4.14.29) приводит такие слова выдающегося преданного Майтреи Муни, сказанные им о Вене Махарадже:
иттхам випарйайа-матих папийан утпатхам гатах
анунийаманас тад-йачнам на чакре бхрашта-мангалах
"Великий мудрец Майтрея продолжал: "Так царь, уклонившийся с праведного пути и утративший разум вследствие грешной жизни, лишился всего своего счастья. Оказавшись не в силах внять просьбам великих подвижников, выраженных ему с великим почтением, он был проклят теми". Шри Майтрейя Риши был вынужден говорить таким образом: обращаясь к слушателям, он стремился разъяснить им действительное положение дел. Это не было праджалпой. Воспитывающие в себе преданность обычно обсуждают друг с другом предания, порой упоминая непреданных. Такой разговор всегда благотворен и полезен для преданного служения. Но люди, дурно отзывающиеся о других под влиянием зависти, ненависти, гордости, или подчеркивая свое превосходство, оскорбляют стопы Бхактидеви.
Споры возникают лишь из стремления одержать победу; такое желание в высшей степени отвратительно. Поиск недостатков в других начинается, когда человек приписывает людям свои собственные дурные наклонности. От этого следует совершенно избавиться. Ложь есть одна из форм ненужного разговора. Отрекшиеся от мира преданные полностью отказываются от мирских бесед, а домохозяева могут поддерживать светский разговор, полезный для преданного служения. Если же теме бесед, будь то археология, зоология, астрология, география или что-либо иное, не достает сознания Господа, им не следует обращаться к ней. В "Шримад-Бхагаватам" (12.12.49-50) приведены такие слова Шри Шукадевы Госвами:
мриша гирас та хй асатир асат-катха
на катхйате йад бхагаван адхокшаджах
тад эва сатйам тад у хаива мангалам
тад эва пунйам бхагавад-гунодайам
тад эва рамйам ручирам навам навам
тад эва шашван манасо махотсавам
тад эва шокарнава-шошанам нринам
йад уттамах шлока-йашо ‘нугийате
"Ложны и бесполезны речи, относящиеся к временному и преходящему, но не сообщающие о нематериальной Личности Всевышнего. По-настоящему правдивы, благоприятны и праведны лишь слова, являющие людям духовные качества Господа. И речь, прославляющая Личность Господа, прекрасного во всех деяниях и проявлениях, вечно нова, приносит наслаждение и влечет к себе сердце. Воистину, эта речь — непрестанный праздник для ума, ибо она иссушает океан страданий".
Злословие в адрес садху есть предвестник величайших бед. Если человек желает преданности Господу Хари, ему следует дать обет: "На протяжении всей моей жизни я никогда не буду плохо говорить о садху". Садху — это преданные Господу, и злословие в их адрес губит все добродетели человека. Осудив обладателя высочайшей чистоты — Господа Махадеву, лучший из подвижников, Праджапати Дакша, навлек на себя страшные страдания. Как сказано в "Шримад-Бхагаватам" (10.4.46):
айух шрийам йашо дхармам локан ашиша ева ча
ханти шрейамси сарвани пумсо махад-атикрамах
"Мой дорогой царь, если человек причиняет вред великим душам, погибнут все полученные им благословения — долголетие, красота, слава, праведность, удача и приближение к высшим мирам".
Подведем итог вышесказанному: любая праджалпа неблагоприятна для преданного служения, и вайшнавам, развивающим в себе бхакти, следует тщательно избегать ее. Но, помимо иных связанных с этим наставлений, указание преодолевать в себе побуждение говорить, упомянутое в первом стихе "вачо вегам", не следует понимать буквально. Отказом от праджалпы достигается постоянный контроль над побуждением говорить. С тем, чтобы прожить свою жизнь без греха, человеку не следует говорить больше необходимого. Нужно обсуждать лишь то, что благоприятно для говорящего и для слушающих, если же человек пожелает обсудить что-то иное, то речь его не принесет никакой пользы. Вот почему Господь Кришна так наставлял Уддхаву (Шримад-Бхагаватам, 11.28.2):
пара-свабхава-кармани йах прашамсати ниндати
са ашу бхрашйате свартхад асатй абхинивешатах
"Любой человек, позволяющий себе хвалить или осуждать чужие качества и поведение, быстро уклоняется с лучшего пути, запутываясь в иллюзорной двойственности".