Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Преданность
Преданность: всегда давать, а не брать
Перевод Муралишвара Прабху
Мы всегда должны быть готовы служить согласно желаниям нашего Повелителя, поскольку необходимо знать, каким образом мы будем прогрессировать в нашей жизни практики. Мы должны идти вперед в линии преданности. Здесь мы можем увидеть, как в измерении эксплуатации происходят разные события. Измерение отречения также не приносит удовлетворения в этом материальном мире. Не то, не то, не то: такого рода выбор неблагоприятен и не приносит какие-либо положительные плоды. В конечном счете, мы можем утратить все свое существование. Знание, знающий и объект познания будут уничтожены, и тогда в любом случае мы не испытаем счастья от растворения в черной дыре. Такое растворение никогда не может принести нам счастье. Только в мире преданности существует еще один путь.
Предан, преданный, преданность: очень сладостные слова, потому что в них заключена идея «всегда давать, а не брать». Наслаждающийся – Сам Кришна, а мы поставляем Ему наслаждение. Но мы не можем делать это напрямую, поскольку у нас нет непосредственной связи с Кришной. Мы отдаем в Его распоряжение то, что есть у нас, нашу преданность, через Гуру, через Божественного Наставника, через Вайшнава и общество Господа.
Но это великое благо, если у нас есть хороший Наставник, Гуру. В этом случае, мы всегда будем свободны от беспокойств. Поскольку мы, не испытывая колебаний, будем хранить веру в Него, и Он должен проявить к нам любовь. Он может спасти нас от этого иллюзорного окружения благодаря нашей деятельности, и этой деятельностью будет преданность. Преданность Кришне, ибо Кришна – Верховная Личность Бога.
Брахма-самхита говорит: «Ишварах парамах Кришнах…», нам необходимы сат, чит и ананда. И если Творец всего сущего удовлетворен нами, какие трудности могут у нас возникнуть?
С Ним все трансцендентно. Место, где Он живет, автоматически становится трансцендентным, знаем мы это или нет; чтобы мы ни делали, все это происходит в трансцендентной зоне. Тогда, если мы следуем подлинному хранителю, мы обязательно получим благо. Хранитель Преданности – наша жизнь и цель. Такой совет дает Писание. Его желание мы будем считать желанием Господа Кришны. Его существование неотделимо от Кришны. Он всегда, двадцать четыре часа служит Кришне. У Кришны нет времени, чтобы отплатить ему.
Кришна сказал в Шримад Бхагавате: «Я в долгу перед Моим преданным». Это шлока (стих) очень показательна, это знаменитая шлока, Гуру Махарадж использовал ее. Затем, Сам Кришна сказал: «Я не могу возместить долг, потому что в сутках двадцать четыре часа». Но если бы их было двадцать шесть, тогда не было бы проблем: Кришна потратил бы два часа на то, чтобы вернуть долг. Но в этом бренном мире такое невозможно, а Кришна не хочет ничего нарушать. Он также не хочет нарушать закон гравитации. Все отдано Майе, Майа правит здесь, но Он дает преданному силу и свет, и преданные получают основание, необходимое для самопожертвования и деятельности в служении Кришне, от Гуру и подлинного практикующего.
Преданность – это всегда давать, а не брать.
Когда Шримати Радхарани носит одежду или украшает Свою Божественную Форму, или служит руками, стопами, глазами или как-угодно – Она все делает для Кришны. Все Браджа Гопи обладают такой же природой, и потому их преданность почитается как Према (чистая любовь к Богу). В этом материальном мире мы используем слово Према как «любовь», но это неправильно, это неудачное выражение. На самом деле, Према и кама (мирское желание) выглядят одинаково. Так говорят Писания: Кришна према совершенно отлична от мирского желания. Они приводят такой пример: одна темная, полная тьмы, а другая подобна дневному свету. В конечном счете, все восходит к Радхарани; все ингредиенты, все слуги и все принадлежит Кришне через Радхарани. Поскольку Она опытна, Она знает, как служить Кришне и в чем источник Его счастья.
Так все поступки Радхарани служат источником счастья Кришны. Какое великое чувство счастья Он выразил! Если мы обратимся к шлоке Прабодананды Сарасвати, мы поймем. Все знают, что Кришна – Верховная Личность Бога, но желание этого Бога – чудо для нас. Чудо означает, что Он полон, все существует в Нем в полной мере, и Он также полон. Реальность для Себя и по Себе, тогда о какой нужде идет речь? Он хочет, такое настроение приходит к Нему: «Я хочу». Видя настроение слуг, Он испытывает еще большее желание просить их о чем-то, это называется игры Господа Кришны.
В Гопи Гите в Шримад Бхагават, когда Гопи прославляют Кришну, они говорят: когда Ты родился здесь, в Браджа Дхаме, все великолепие навеки пришло сюда, но это только выражение. Шрила Рупа Госвами также приводит эту шлоку: «Что лучше, что выше – Вайкунтхалока или Матхура Пури?» На Вайкунтхалоке всегда существует Нарайан. У Нарайана нет матери, отца, Он полон в Себе. Но когда здесь, в Матхура Пури, этот Нарайан рождается, у Него появляются мать, отец, брат и т. д.; отношения с родственниками делают Его более активным и Он испытывает большее счастье, чем кто-либо. И это форма Господа Кришны. Тогда преданность Господу Кришне – верховная, а под руководством Радхарани она бесспорна.
Прабодананда Сарасвати написал такую шлоку: когда Радхарани кормит Кришну и Его друзей по указанию Матери Йашоды, Кришны касается ветерок, дуновение, создаваемое Ее одеждами, и Он чувствует: «Я столь удачлив и счастлив, что дуновение Ее одежд касается Меня». Когда такое чувство возникает в Верховной Личности Бога, чудесную природу таких чувств мы не можем представить в этом измерении бытия. Таков мир преданности. Нам не следует предлагать Владыке что-либо на наш вкус, что может не вызвать Его одобрение. Одобрение Божественного Наставника всегда будет очищать наш собственный вкус, поскольку мы всегда делаем что-то дурное и не можем выбраться из этого окружения. Но, как сказал Гуру Махарадж, по милости Божественного Наставника все это уйдет, и мы станем чисты, и то, что в чистом состоянии мы будем класть в его божественную руку, немедленно отправится к Господу Кришне через Радхарани. Это жизнь преданности.
Все хотят служить Кришне, служение дарит им огромное наслаждение, полноту жизни и счастье. Они более счастливы, чем Кришна, когда Кришна полностью удовлетворен их служением.
Повсюду – в Шримад Бхагават, Брахма-самхите и Пуране – присутствует такая идея. Когда я читал Брахма-самхиту, я удивился, что в ней содержится все, что мы слышали с детства. Не в Шримад Бхагават или других Писаниях, и мы не думали, встретим мы эти истины или нет, но чтение Брахма-самхиты принесло нам огромное удовлетворение. Там замечательным образом выражена идея служения Кришне, служения Радхарани.
В любом случае, если мы хотим знать больше и больше, это очень хорошо, но мы должны быть осторожны в отношении мирского знания и этого бренного мира. В противном случае, мы окажемся на помойке сахаджийаизма. Мы легко вообразим, что все приходит к нам для служения Кришне, но это ничто. Все ложно, все будет ложным и имитацией – оскверненным. Но в чистой преданности к нам придет руководство совершенного Гуру. Мы будем следовать указаниям нашего Гурудева, мы будем служить Кришне через него. Благодаря его божественному прикосновению, служение будет совершенным и чистым, и немедленно, словно через телескопическую систему, оно пойдет на Голоку Вриндавану ради удовлетворения Господа Кришны/
Преданность садху
Наша проповедь не в том, чтобы поучать других, но в том, чтобы поначалу самим научиться следовать собственным принципам. Если мы советуем другим делать то, чему не следуем сами, это не благоприятно для нашей практики. Общество вайшнавов – садху, гуру и преданных Кришны – всегда дарует духовное благо. В их обществе у нас не будет никаких потерь. В общении с преданными растет все самое лучшее и прекрасное.
Природа преданных в том, чтобы стараться 24 часа в сутки посвящать себя служению Господу Шри Кришне. Для этого они всегда заняты в разных видах служения. Все следует отдавать Кришне, но мы не можем сделать этого сами, служить Ему напрямую, потому что у нас нет необходимых качеств.
Мы принимаем помощь от садху, гуру и вайшнавов. Когда мы предлагаем им служение, они направляют его к Шри Кришне. Они словно линзы телескопа, которые приближают к нашему взору далекую реальность. В телескопе множество линз, и эти линзы позволяют увидеть недоступные планеты. Мы можем предложить Господу Шри Кришне любое служение, каким бы незначительным оно ни казалось, но все это нужно совершать для Его удовольствия. В материальном мире нас подстерегает множество трудностей. Мы страдаем от бесчисленных тревог. На духовном пути эти беспокойства даются нам для проверки наших качеств. Нужно быть терпеливыми, скромными, относиться с уважением к каждому, и тогда все эти тревоги не будут затрагивать нас.
Мы обретаем благоприятное общение через служение садху. В таком общении наше настроение преданности будет расти. Тем не менее, нам следует помнить, что есть разные категории смешанной преданности. В писаниях мы читаем: «карма мишра бхакти»; бывает преданность с примесями кармы или гьяны, либо йоги. Мы стараемся следовать шуддха-бхакти, настроению чистой преданности, которая может прийти только от чистого преданного Господа Кришны.
Махапрабху говорил Рупе Госвами Прабху:
брахманда брахмите кона бхагйаван джива
гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151)1
Рупа Госвами Прабху дает такое объяснение: чистая преданность – это служение только для удовлетворения Кришны и Его преданного. Этот вид ни с чем не смешанного, полностью бескорыстного настроения преданности называется чистой преданностью. Служения чистому преданному очень сложно достичь. Когда мы облачены в это материальное тело и полны плотских желаний, умствования и планов обладать множеством материальных вещей, мы не можем правильно следовать линии чистой преданности. Живя в обществе садху, гуру и вайшнавов, мы находимся в безопасности от соприкосновения с чем-либо материальным. Они всегда стараются удовлетворить Кришну, и я вручаю всю свою деятельность в служении им, тогда мое служение направляется прямо к Кришне.
Рупа Госвами говорил:
анйабхилашита шунйам, гйана-кармади анавритам
анукулйена кришнанушиланам, бхактир уттама
(«Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 1.9)2
Анукулйена кришнанушиланам. Что подходит для удовлетворения преданного, то мы и будем делать, – мы не будем действовать как карми или гьяни, но исполнены решимости следовать только линии преданности. В традиции преданности главное понятие – это самопредание. Когда самопредание приходит к нам, мы должны стараться приносить пользу:
’садху-санга’, ’садху-санга’, – сарва-шастре кайа
лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.54)3
«Лава-матра» означает «даже миг в общении с преданным». Даже такое краткое мгновение может принести нам высшее совершенство жизни. Общество святого приносит высшее благо в нашей духовной жизни. Этот мир – театр смерти. Мы не должны от него зависеть. Но мы можем пользоваться всем, если у нас нет корыстных мотивов, если мы не используем предметы этого мира для своего удовольствия и достижения собственных целей. Все предназначено только для наслаждения Кришны. Мы не можем существовать, не используя материи, потому что у нас есть тело, ум и чувства. Бхуми (кити), апа, ваю, анала, кхам (земля, вода, огонь, воздух, эфир) – тело сотворено из этих пяти первоэлементов.
Таким образом, мы в этом мире находимся в зависимом, рабском положении. Поэтому, если я использую этот мир в своих собственных целях, меня накроет волна материализма. Но если мы посвящаем нашу деятельность Господу, то где бы мы ни были, что бы мы не делали, наш счет оплачивает Господь.
Кришна Сам говорит в «Шримад Бхагавад-гите» (18.66):
сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
«Предайся Мне. Все, что ты знаешь как хорошее или плохое, как свои потери и приобретения, отдай Мне, предайся, Я позабочусь о тебе. Я возьму на себя ответственность за все, что будет приходить к тебе. Ничто не побеспокоит тебя в твоей духовной жизни. Если к тебе придут какие-либо беспокойства, Я исправлю это, и ты не должен будешь отвечать за последствия своих действий».
Преданные практикуют сознание Кришны в таком умонастроении. Они извлекают пользу из того, что полезно для служения Господу Кришне, и избегают того, что приносит беспокойства в духовной жизни. Многие ситуации в этом материальном мире создают трудности преданным, но преданные терпят их, потому что знают, что это не вечно. Я ответственен за Кришну, я ответственен за выполнение Его желаний. Поэтому, что бы ни происходило вокруг меня, я должен терпеть и продолжать. Солнце заходит и солнце восходит, наступает ночь и снова приходит день. Не бывает вечной ночи или вечного дня. Какая бы иллюзия не появилась в нашем сердце, Кришна проявит Себя и прогонит иллюзию. Такая вера легко достигается в общении с вайшнавами. Преданные – словно солнце, они всегда поклоняются своему Господу, Радхе-Кришне, воспевая Их имена. В эту эпоху Кали-юги эти имена приходят в виде маха-мантры: манана-трайате. Принимая эту мантру, каждый обретет духовную силу, если будет повторять без оскорблений. Общество преданного дарует повторение без оскорблений. Смиренное умонастроение также очень важно, иначе мы ничего не получим. Мы должны быть преданы Господу и смиренны перед Его преданными. Тогда все придет к нам очень легко, и темп нашей практики будет ускоряться. Шаг за шагом мы будем продвигаться выше.
шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам сакхйам атма-ниведанам
(«Шримад-Бхагаватам», 7.5.23)4
Все виды духовной практики будут легко приходить к нам, и мы постараемся получить от этого пользу. Когда садху просит: «Практикуйте арчанам, шраванам, киртанам», если я буду делать это с любовью и привязанностью, моя духовная жизнь будет развиваться. Такая возможность придет через общество садху, гуру и вайшнавов.
Махапрабху говорит:
’садху-санга’, ’садху-санга’, – сарва-шастре кайа
лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.54)
Без служения Господу мы лишены знания, но через служение мы должны разделить друг с другом божественную милость и воспевать вместе Имя Господа, которое пребывает в каждом из нас и повсюду.
Если с любовью и преданностью мы постараемся поступать так, мы обретем высшее благо.
Преданный отдает себя Кришне, кришнаика-шарана
Это качество вайшнава присуще исключительно преданным. Санскритское слово "Кришна-эка", "только Кришна" и "шарана", "преданный", ясны и точны. Хотя другие качества, такие как милосердие и правдивость, непосредственно относятся к Кришне, кришнаика-шарана связано с ним напрямую, и значение его полно бхакти.
Несмотря на это философы-имперсоналисты (майявади) пытаются подменить значение кришнаика-шарана и уводят остальных с пути к Кришне. Однажды в гости к Шриле Прабхупаде пришел профессор индологии. Прабхупада спросил его:
- Что такое индуизм" Профессор ответил:
- Не знаю. Прабхупада сказал:
- Вы преподаете индуизм, не зная, что это" Тогда профессор согласился, что индуизм столь слажен и многогранен, что он не знает, как описать его. Шрила Прабхупада тогда объяснил, что слово "хинду" употребляется неправильно, и что настоящая цель Вед в том, чтоб обучать человеческие существа науке о их взаимоотношениях с Абсолютной Истиной, Личностью Бога. Прабхупада процитировал "Бхагавад-гиту" (18.66):
сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхьо
мокшайишйами ма шучах
Отбрось все виды религий и просто отдай себя Мне. Я освобожу тебя от всех последствий твоих грехов. Ничего не бойся.
Профессор индологии вместо того, чтобы сразу принять выводы "Бхагавад-гиты", попросил Прабхупаду сделать этимологический анализ слова шаранам. Прабхупада ответил просто: шаранам означает "предаться". Профессор стал спорить. Он не хотел принимать того, что Кришна обладает всем и что целью ведической или индийской культуры является познание Его. Он в противовес дал Шриле Прабхупаде иную этимологическую интерпретацию слова шаранам. Тогда Шрила Прабхупада повторил опять, что шаранам означает предаться. Тогда профессор объяснил:
- Нет, нет. Это определение, а я просил дать этимологию. Где корень" Какова история этого слова"
Видя, что гость не расположен слушать со смирением, Прабхупада сказал, что корни слов объясняют санскритологи, и профессору скорее стоит обсуждать это с ними, а не с духовным учителем. Переводы "Бхагавад-гиты" и "Шримад-Бхагаватам", выполненные Шрилой Прабхупадой, признаны санскритологами всего мира, и потому не следует считать прямолинейный перевод слова шаранам ненаучным или неправильным.
Майявади истолковывают по-своему и слово "Кришна". Один известный ученый пытался в своем комментарии на следующий стих "Бхагавад-гиты" (9.34) обойти Кришну стороной:
ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру
мам эваишьяси йуктвайвам
атманам мат - парайнах
Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, выражай Мне почтение, падая ниц передо Мной, и поклоняйся Мне. Полностью погрузившись в Меня полностью, ты, несомненно, придешь ко Мне.
Смысл ясен, и санскрит не допускает двойного толкования. Но тот, кто комментировал этот текст, говорит, что мы должны отдать себя имперсо-нальному внутри Кришны. Делая различие между внутренним и внешним в Кришне, автор продемонстрировал свое невежество относительно природы Личности Бога. В "Курма-пуране" сказано: деха дехи вибхедо 'нам нешваре ви-дяте квачит - "Для Верховного Господа, Кришны, нет разницы между Им Самим и Его телом". Все что связанно с Кришной - Его тело. Его ум и Он Сам - едино и абсолютно. Поскольку этимологически санскритское имя "Кришна" несет различные значения, философы-майявади предпринимают нелепые попытки исказить смысл Святого Имени. Но факт остается фактом - Имя Кришны неотличимо от Него Самого, Верховной Личности Бога, причины всех причин.
Для тех, кто чист, практиковать сознание Кришны очень легко, но для нечистых оно сложно чрезвычайно. Веды представляют знание о Кришне, а передают его великие ачарьи. Непосредственные последователи Господа Чайтаньи, шесть Госвами, скрупулезно изучили все богооткровенные писания с целью представить Кришну как причину всех причин, цель всех видов поклонения. В самом признанном и широко распространенном произведении ве-дической литературы - "Бхагавад-гите" - Сам Шри Кришна говорит: "Нет истины выше Меня. Я " источник всего. "Шримад-Бхагаватам" (1.3.28) делает тот же вывод: эте чамша-калах пумсах, кришнас ту бхагаван свайам, "Все воплощения Бога являются либо частями, представляющими Бога, либо частями этих частей, однако Кришна - это изначальная Личность Бога".
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати однажды составил широкую подборку отличительных особенностей Кришны по Десятой песни "Шримад-Бхагаватам". Приведем некоторые из них:
Кришна недоступен для познания чувствами (16/46)
Кришна - Господь безграничных миров (69/17)
Кришна обладает безграничной творческой потенцией (87/28)
Кришна поражает безграничным могуществом (87/14)
Кришна обладает непостижимой силой (10/29)
Кришна нерожденный (59/28,74/21)
Кришну можно покорить только своей беспримесной преданностью(14/3)
Кришна - это Внутренний Поводырь (1/7)
Кришна - Изначальный Бог (40/1)
Кришна - Изначальная Личность, Пуруша (63/38)
Кришна затапливает потоком блаженства (83/4)
Кришна рассеивает мрак превдорелигии (14/40)
Кришна - это единственная истина (14/23)
Кришна - это олицетворенное время (1/7)
Кришна-Сущность времени (70/26)
Кришна даже является Временем для самого времена (56/27)
Кришна присутствует в сердце каждого одушевленного существа, как огонь присутствует в дереве (46/36)
Кришна уничтожает гордыню гордецов (60/19)
Кришна - это причина мира (4/1) Кришна-творец мира (70/38)
Кришна приходит для блага мира, принимая тело, подобное телам обычных живых существ (14/55)
Кришна - это Гуру (центр притяжения) мира (80/44)
Кришна уничтожает страдания людей, которые посвятили себя медитации на Него (58/10)
Кришна - Бог богов (80/44)
Кришна, приходя, насмехается над миром людей (70/40)
Кришна - источник всего света (63/34)
Кришна безгранично отдает Себя тому, кто всегда помнит о Нем (80/11)
Мы можем судить о нашем продвижении в сознании Кришны по тому, насколько велика наша привязанность к слушанию о Кришне и преданному служению Ему. Наука о Кришне непостижима; однако первый шаг в ней -признание Кришны Верховной Личностью Бога несложно.
Преданность Кришне понять и реализовать тоже несложно. По словам Господа Чайтанье, человек должен пожертвовать Кришне четыре собственности: жизнь, богатство, разум и речь. Полностью отдать себя Кришне значит отдать Ему всю свою жизнь. Если кто-либо не может этого, то должен отдать, по крайней мере, что-то: богатство, разум или речь. Изучение "Бхагавад-гиты" - это посвящение Кришне разума; говорить что-то благоприятное о Кришне - это предание своей речи.
Мы не можем предаться до тех пор, пока не освободимся от гордости (Б.-г., 15.5, комм.) Преданность начинается с того, что мы отдаем себя духовному учителю, как это сделал Арджуна: "Теперь я Твой ученик и отдаю тебе свою душу. Прошу, дай мне наставления" (Б.-г., 2.7).
Бали Махараджа отдал Кришне все, и когда у него ничего не оставалось, а Кришна просил чего-то еще, Бали сказал: "Прошу, сделай Твой третий шаг мне на голову" (Бхаг., 8.22.2).
Бхактивинода Тхакур Кришне отдал свое тело, свой ум, свою семью и свой дом; он сказал, что будет жить просто как прислуга при всей этой собственности Кришны ("Шаранагати").
Преданность означает отдать все Кришне, не думая о вознаграждении ("Шикшаштака", 8).
Отдать богатство и остальное имущество вовсе не означает отбросить их, напротив, это значит жить в сознании Кришны и все использовать в служении Господу (Рупа Госвами).
Но больше всего отдали гопи, они рисковали своим положением в обществе, они отважились идти в полный опасности ночной лес, они отдали Кришне всю свою любовь и привязанность. Они отдали Кришне свой ум и думали о Нем постоянно, даже после того, как он покинул Вриндаван ("Источник вечного наслаждения", "Кришна скрывается от гопи").
Преданность гуру не зависит от обстоятельств. "Мой Гуру Махарадж поставил передо мной задачу, а мои братья в Боге меня всегда расхолаживали. Но я ни на секунду не забывал о ней и решительно следовал своему долгу" (письмо Шрилы Прабхупады, 5 ноября 1972 года).
Кришна принимает нас настолько, насколько мы отдаем себя Ему (Б.-г., 4.12).
Тот, кто знает, как предаться Верховной Личности, достигает вечного царства (Б.-г., 15.5).
Преданность означает рано вставать, совершать омовение и идти на мангала-арати, даже если вы не чувствуете при этом спонтанной любви ("Бхакти-расамрта-синдху"),
Преданность означает следовать всем правилам, даже незначительным (Шрила Прабхупада).
Сарвабхаума Бхаттачарья описывал, что Господь Чайтанья пришел учить отреченности, знанию о Себе и науке преданности, бхакти-йоге. Воспевание Харе Кришна предназначение для того, чтоб предать ум, речь и слух в йаджне Святого Имени. Господь Чайтанья учил избегать десяти оскорблений при воспевании Святого Имени и посвятить свою жизнь выполнению наставлений своего духовного учителя. Предание - это не своеволие, это научный и авторитетный процесс. Практикуя его, можно научиться преданности. Преданный, полностью предавший свою жизнь Кришне, должен сделать очень много, и потому он не теряет ни минуты. Его цель в том, чтоб отдать себя без остатка Кришне, избавившись, таким образом, от материальных желаний, и все больше и больше служить Кришне, следуя по стопам слуги смиренного слуги гопи.