Махаджаны - выдающиеся знатоки Вед. Сухотра Свами
Махаджаны - выдающиеся знатоки Вед
Из книги За пределами матрицы. Сухотра Свами
Махаджаны, выдающиеся знатоки Вед, в совершенстве владеют абсолютным знанием, стоящим над этим миром. Махаджанов – двенадцать; Брахма – Махаджана, он помогал Верховной Личности в Его лиле (игра, развлечение) сотворения вселенной. В Шримад Бхагаватам он, в противоположность преходящим «фатам» материального существования, называет Господа авикриям сатьям – неизменной истиной. Эта неизменная истина сокрыта в сердце каждого живого существа. Ее не описать обычными словами, не познать при помощи мирской логики, она недоступна уму. Верховная Личность – артхендриябхьсам – внутренний свет, освещающий объекты восприятия, появляющиеся и исчезающие с течением времени.
Махаджана Рудра, разрушитель вселенной, объясняет, что для понимания чего бы то ни было нам необходим парам джьети «духовный свет». Этот вечный свет исходит от эка адхьях пуруша «изначальной личности» Пуруши, Он, словно солнце, сокрыт облаком, которое и Сам же сотворил. Это облако майи, преходящей материальной энергии, покрывающей ясное небо нашего сознания. Сияющий Пуруша освещает это облако, тем самым, наполняя смыслом ощущения, которые мы получаем под воздействием майи, звуки, огщущения, формы, вкусы и запахи. Без Его вечного сияния невозможно было бы ощутить это непостоянное облако материальной энергии. Но Пуруша сокрыт ото всех, за исключением чистых сердцем (амала). Он – кевала – абсолютно чист. Рудра говорит, что имя этой изначальной личности – Кришна.
Другой Махаджана, Капиладева, говорит, что Господь Кришна – Бхагаван. Слово Бхагаван означает «верховный источник шести достоинств: богатства, силы, славы, красоты, знания и отречения». В форме Пуруши Бхагаван Шри Кришна пребывает в наших сердцах. И при этом в Своей форме времени (кала-рупена йо бахих,) Он вне нас.
Итак, Кришна – наша внутренняя сила познания; и Он же – время, управляющее деятельностью ума, эмоций, чувств и их объектов. Как сила познания Он проливает свет на временные явления, проявляющиеся перед нами в сочетаниях слов и нот, и потому мы считаем достоинствами гьяну (знание) и шри (красоту). Они придают нашим впечатлениям форму, глубину, направление, значение, силу и привлекательность. Без них мир был бы пуст.
Рассмотрим достоинство называемое бала (сила). В то время как я смотрю на гору, мои глаза регистрируют информацию – огромный каменный массив. Это внешнее восприятие, бахья-пратьякша. Сияние знания, исходящее из глубин сердца, дает мне возможность осознать эту информацию. Это же сияние порождает эмоциональное состояние, которое ум ассоциирует с материальной формой горы – восторг. Это – антара-пратьякша, внутреннее восприятие психологического состояния. Когда я смотрю на гору, действия чувств, ума и эмоций сопровождают видение, но не объясняют осознание –величественной силы. Да, глаз воспринимает каменный массив, ум реагирует на это с восторгом и удивлением, однако связь между этими функциями окутана тайной. Откуда исходит осознание силы?
А вот и ответ: из самого сознания, точно так же, как из сияния исходит красота, когда мы слышим музыку, и знание, когда мы слышим речь. В комментарии на Шримад Бхагаватам 1.19.23, Шрила Прабхупада поясняет, что живое существо также обладает упомянутыми шестью достоинствами Бхагавана, но в значительно меньшей степени, поскольку его, словно облака солнце, затмевает покров материальной энергии. И точно так же, как свет является связующим звеном между солнцем и человеческим глазом, сознание выступает в роли связующего звена между Богом и душой. Неважно, стремится ли душа к Богу или отвернулась от него.
Наше познание обусловлено взаимодействием индивидуального и верховного сознания. Временная матрица – механизм мыслительного, эмоционального, чувственного и физического восприятия – также является продуктом этого взаимодействия, как облако в небе является продуктом этого взаимодействия солнечного света с органом зрения. И все же, воспринимать вечные ценности знания и красоты в скоплении слов и звуков – все равно, что рассматривать солнце сквозь череду облаков или вслушиваться в радиопрограмму, заглушаемую помехами.
Покров сознания порожден неведением о присутствии Господа рядом с нами. И точно также как солнце размерами значительно превосходит облако, Господь выходит за рамки наших представлений о Нем, составленных на основе восприятия ума и чувств. Наши незначительные способности ничтожны, даже небольшое облачко может заслонить от нас гигантское солнце, и потому мы не осознаем о том, что Он рядом.
Индивидуальное сознание без единения души и Господа сердца невозможно. Когда, по невежеству идя на поводу ума, мы выпадаем из сферы такого сознания, создается впечатление, что «познания» исходят от ума. Если нас поглощает деятельность чувств, нам кажется, что «знание» исходит от них. Однако ум и чувства дают знания не больше, чем лучей солнце, закрытое тучами. Честный человек, чье знание не затуманено облаком май и, понимает что вечность, богатства, сила, красота, знание и отречение, равно как и все знания – милость Бога.