Большинство современных россиян имеют представление о йоге, как о хатха-йоге или гимнастике, улучшающей здоровье человека, которую преподают в фитнес-клубах.
Направления (виды) йоги
В «Бхагавад-гите» – главной книге индуизма, которая является энциклопедией духовной жизни, описывается лестница йоги или классификация различных видов йоги, практика каждого из которых приводит к разным результатам. При этом эта лестница последовательно классифицирует виды йоги в возрастающем порядке – по достигаемым результатам или духовным уровням – от самой начальной ступени – карма-йоги - до самой высшей ступени - бхакти-йоги. Эта лестница йоги также отражает этапы эволюции сознания - уровни высоты желаний или жизненных целей, к которым, в конечном счете, стремится человек, вставший на путь самосовершенствования, и которые связаны с постижением различных аспектов Абсолютной Истины. Три аспекта Абсолютной Истины (Вишну-таттва) это: Бхагаван – Верховная Личность Бога, являющийся изначальным источником всех остальных Своих проявлений в виде различных экспансий и отделенных энергий, Параматма – локализованный аспект Личности Бога, Сверхдуша, которая присутствует в каждом атоме материального творения и в сердцах всех живых существ, и наконец Брахман – безличное сияние, исходящее от Личности Бога. Кроме того Абсолютная Истина проявляется в форме Своих энергий (шакти-таттва) - духовной и материальной, а также пограничной энергии (джива-таттва) – самостоятельных живых существ, наделенных определенной независимостью и свободой воли. Духовный мир создан с помощью духовной энергии, а материальный – с помощью материальной энергии.
Итак, человек, стремящийся попасть на райские планеты - высшие планеты материального мира, станет практиковать карма-канду – предварительную ступень перед тем, как заняться карма-йогой, которая в свою очередь является подготовительной ступенью к практике бхакти-йоги. Тот, для кого высшая реальность заключается в сиянии Брахмана, предпочтет гьяна-йогу (или в другой санскритской транскрипции - джнана-йогу), процесс совершенствования духовного знания (по-другому его еще называют санкхья-йогой - аналитическим изучением духа и материи). Желающие постичь Параматму, всепроникающую Сверхдушу, посвящают себя аштанга-йоге или дхьяна-йоге (медитации), одной из ступеней которой является система, известная в наши дни как хатха-йога (набор физических и дыхательных упражнений, позволяющих контролировать потоки воздуха в теле). Те же, кто стремятся постичь Верховную Личность Бога, идут по пути бхакти-йоги, или буддхи-йоги - «йоги решительного разума». Бхакти в данном случае относится исключительно к практике преданного служения Верховной Личности Бога, который имеет множество имен (отражающие качества Бога), среди которых выделяют такие как Кришна, Рама, Вишну.
Ключевым понятием для каждого вида йоги является именно слово «йога» - связь с Богом. Без него карма (материальная деятельность) и гьяна (отказ от материальной деятельности – отречение и развитие философского понимания) – как два антипода - являются атрибутами материального мира, которые только запутывают человека, занимающегося ими, в сетях материальной деятельности. Но когда эти два вида деятельности связаны с Богом, то они сразу приобретают огромную ценность, так как помогают человеку в его продвижении на духовном пути. В свою очередь бхакти-йогу в каком-то смысле является синтезом карма-йоги и гьяна-йоги, поскольку гармонично сочетает в себе эти две кажущиеся противоположности – поскольку бхакти-йога – это позитивная деятельность, но совершаемая в духе отречения и полном знании, направленная на удовлетворение Бога.
Однако как правило, человек, только вставший на духовный путь, практикует йогу с материальными мотивами, которые осквернены примесями кармы и гьяны. Поэтому, даже занимаясь, бхакти-йогой, он должен по мере практики очищаться от этих мотивов.
На протяжении последних веков йога развивалась в разных направлениях, что привело к возникновению многообразных школ и течений, которые не противоречат, не исключают, а напротив дополняют друг друга.
В каждой из школ делается больший акцент на разных ступенях йоги и имеется свой объект концентрации. Как правило, эти направления относятся к одному из четырех вышеперечисленных видов йоги: карма-йога, гьяна-йога, аштанга-йога и бхакти-йога - или они являются их синтезом и имеют названия, данные основателями этих направлений.
Например, в наше время кроме уже перечисленных видов йоги известны такие направления, как мантра-йога, крия-йога, пранаяма-йога, раджа-йога, тантра-йога, янтра-йога, ньяса-йога, кундалини-йога, лайя-йога, нада-йога, агни-йога, интегральная йога, сахаджа-йога и т.д..
Поговорим об основных видах йоги.
Карма-йога
Карма-йога является йогой действия или труда. Слово «карма» в данном случае означает «работа». Основная идея этой йоги состоит в том, что человек, живущий в обществе, должен работать не ради накопления богатства, карьеры, либо еще каких-то собственных благ, а для удовлетворения Бога. Такой йог должен хорошо выполнять свои обязанности, но не быть привязанным ни к самой деятельности, ни к материальным вознаграждениям, которые она приносит. Путем бескорыстного труда и отказа от плодов своей деятельности достигается освобождение от эгоизма, ведущее к развитию личности и осознанию Бога.
Гьяна-йога
Гьяна-йога (или джнана-йога) или санкхья-йога – это аналитические (философское) изучение духа и материи. Данная система йоги рассматривает материальный мир как совокупность 24 материальных элементов, при этом душа и Сверхдуша имеют духовную природу и потому находятся выше материи. В процессе этой практики человек осознает аспект Брахмана.
Хатха йога (Аштанга штанга-йога)
http://www.yogadom.ru/
Аштанга-йога в переводе с санскрита означает «восьмиступенчатая йога», так как ее практика состоит из восьми ступеней: ямы, ниямы, асаны, пранаямы, пратьяхары, дхараны, дхьяны и самадхи. Практика ямы и ниямы заключается в соблюдении строгих правил и предписаний, что помогает йогу обуздать ум и чувства, асанами называются различные сидячие позы, пранаяма – это дыхательные техники. Пратьяхара – означает контроль ума и чувств, дхарана – это концентрация ума на объекте медитации – локализованном аспекте Бога - Сверхдуше, когда йогу удается удерживать свой ум в течение определенного времени на объекте медитации, то это стадия дхьяны - устойчивой медитации, а когда йог полностью сконцентрирован на объекте медитации в течение очень длительного времени это состояние называется «самадхи».
Метод аштанга-йоги заключается в управлении воздушными потоками - пранами, которые циркулируют в теле по шести кругам. Эти круги называются шат-чакра. Чакры - это локализованные жизненные центры вдоль позвоночника. Основных чакр семь, и высшая - сахасрара - находится в нервном сплетении мозга. Йог постепенно поднимает воздух из нижней части живота в область пупка, затем к сердцу, от сердца к горлу, от горла к межбровью и наконец к головному мозгу.
Один из потоков в теле – это кундалини. Название этой энергии происходит от слова «кундала», означающее кольцо или виток спирали. В обычном состоянии кундалини находится в нижней чакре - муладхаре. Кундалини-йога направлена на поднятие энергии кундалини в человеческом теле к высшим чакрам. Поднятие кундалини достигается с помощью медитации, мантр, динамических и статических упражнений, дыхательных техник. В кундалини-йоге эти элементы сплетены в тонкую и точную технологию. Йоги поднимают кундалини по сушумне (каналу в позвоночном столбе) от муладхара-чакры к сахасраре. Это способ сублимации сексуальной энергии.
К этому, в двух словах, сводится практика аштанга-йоги. Но прежде чем приступать к этой практике, необходимо освоить йогические позы, так как это способствует правильному выполнению дыхательных упражнений, с помощью которых человек управляет движением восходящих и нисходящих воздушных потоков в теле. Это великая наука, и тот, кто практикует этот метод, может достичь высшего совершенства в йоге, однако эта практика не предназначена для людей нынешнего века.
В наш век практически невозможно достичь совершенства в данном виде йоги, однако современные люди практикуют упрощенный вариант аштанга-йоги - хатха-йогу.
Хатха-йога является системой оздоровительных упражнений, состоящих из асан и пранаямы. С помощью этих упражнений можно улучшить кровообращение и таким образом восстановить здоровье, В переводе с санскрита слово «хатха» означает «сила, мощь; усилие, напряжение». Практика асан делает тело гибким, нормализует работу внутренних органов, укрепляет нервную систему. Во время выполнения асан тело йога принимает разнообразные формы, напоминающие те или иные творения Бога от простого растения до древнего мудреца. Только после освоения асан можно переходить к пранаяме (дыхательным упражнениям). Занятия пранаямой не только значительно улучшают состояние здоровья, но и позволяют контролировать свои чувственные стремления, помогают регулировке и успокоению ума.
Хатха-йога в настоящее время становиться весьма популярной, как в России, так и за рубежом. Хатха-йогу практикуют многие известные люди, в числе которых, например, президент России Дмитрий Медведев, певицы Валерия, Кристина Орбакайте и Наталья Ветлицкая. Мадонна давно и с удовольствием практикует аштанга-виньяса-йогу. На своем концерте в Москве она с легкостью демонстрировала публике несколько сложных асан. Стинг не только много лет занимается йогой, но внес огромный вклад в развитие Центра йоги в Нью-Йорке.
В шиваистских, буддийских и даосских традициях техники хатха-йоги до сих пор считаются практиками высших уровней и содержатся в строгом секрете. Их раскрывают только особо посвященным. К примеру, в горных монастырях Непала секретами практики хатха-йоги, как правило, владеют только настоятель и еще один-два ламы высших ступеней посвящения. Обычные монахи и ламы рангом пониже иногда даже не догадываются о самом существовании этих техник в традиции. В Шаолиньском монастыре в Китае техники хатха-йоги считаются практиками архатов - великих мастеров высочайших ступеней посвящения. В Индии, Таиланде, Вьетнаме и других государствах Юго-Восточной Азии именно хатха-йога в древние времена использовалась как одна из высших ступеней в технике общефизической и общеэнергетической подготовки отборных воинов - воинов-магов, чье участие в боевых действиях зачастую становилось решающим фактором. Эти воины не только умели модулировать психологический настрой как своих, так и вражеских солдат, но также владели особым воинским искусством - посредством волевых манипуляций намерением они могли формировать ситуации, приводившие к неожиданному стечению совершенно случайных и непредсказуемых, но тем не менее роковых для противника объективных обстоятельств.
В древности и в средние века на территории современной Индии находилось множество отдельных государств, правители которых - раджи - постоянно между собой воевали. И каждый уважающий себя раджа наряду со специальными помещениями для занятий воинскими искусствами и борьбой непременно имел при дворе йога-шалу - специально оборудованное помещение для занятий хатха-йогой. В йога-шале под руководством опытного придворного мастера обучались удивительному искусству йоговской гимнастики будущие мастера-преподаватели хатха-йоги и профессиональные воины-лучники и воины-борцы, составлявшие царскую гвардию. Придворный мастер хатха-йоги обычно являлся хранителем линии тайного знания. В официальной ученой иерархии того времени он имел степень, эквивалентную степени профессора в Европейской университетской традиции, и был одним из самых уважаемых лиц при дворе, учителем и наставником как самого раджи, так и членов его семьи. Считалось, причем не без веских на то оснований, что мастер хатха-йоги владеет неким особым глубинным знанием устройства Вселенной, недоступным человеку, «не закалившему тело и дух в горниле хатха-йоги». Недоступным по чисто биологическим причинам, поскольку у обычного человека просто не сформированы органы восприятия и свойства сознания, которые необходимы для получения и обработки информации, на основе которой это знание может быть развито.
Не менее интересен другой факт. Оказывается, о хатха-йоге как составной части подготовки отборных воинов, компетентные специалисты отнюдь не забыли, хотя в среде эзотерических романтиков на Западе принято считать, что йога и искусство ведения войны никогда не имели никаких точек соприкосновения. Например, в обязательную программу подготовки офицеров и бойцов подразделений специального назначения Индийской национальной службы безопасности, полиции и вооруженных сил входят учебные и тренировочные циклы по хатха-йоге. По оценкам экспертов использование хатха-йоги в программе подготовки бойцов спецназа позволяет в пять раз сократить расходы времени, необходимого на специальную психологическую подготовку.
Бхакти-йога
Бхакти-йога в переводе с санскрита означает «йога преданности Богу» или «преданное служение Богу», она является высшей системой йоги. Практика бхакти-йоги подробно описана в таких ведических трактатах, как «Шримад-Бхагаватам» - комментарии Вьясадевы на «Веданта-сутру» - и «Бхакти-расамрита-синдху» Шрилы Рупы Госвами («Нектар преданности» в изложении Бхактиведанта Свами Прабхупады»). Она состоит из девяти методов: слушание о Боге, воспевание Его качеств, памятование о Нем (медитация), вознесение молитв, практическое служение, поклонение на алтаре в храме, служение в качестве слуги, служение в качестве друга, полное предание себя Богу. Благодаря практике бхакти-йоги между Высшей Душой – Верховной Личностью Бога - и индивидуальной душой - преданным Бога - восстанавливаются некогда утраченные взаимоотношения. Это самый простой и одновременно самый возвышенный вид йоги может практиковать каждый человек независимо от своей начальной квалификации благодаря тому, что Господь берет под свое покровительство предавшуюся Ему душу и ведет ее по пути совершенства – возвращения в ее истинный дом – духовный мир.
Согласно Ведам, бхакти-йога является единственным методом самосознания в нынешнюю эпоху Кали-югу – «железный век ссор и разногласий», поскольку люди в эту эпоху не имеют необходимых качеств и квалификации для практики гьяна-йоги и аштанга-йоги. Аштанга-йога была рекомендована для тех, кто жил в Сатья-югу, Золотой век. Чтобы заниматься аштанга-йогой, прежде всего нужно найти очень уединенное и святое место. Невозможно заниматься медитацией, предусмотренной восьмиступенчатой системой йоги, живя в современном городе. Вот почему в Индии те, кто очень серьезно намерен заниматься йогой, отправляются в очень уединенные места в Гималаях, например Хардвар, и живут там в одиночестве, строго ограничивая себя в еде и сне и полностью отказываясь от половой жизни. Все эти правила и предписания нужно очень строго соблюдать. Просто заниматься напоказ гимнастикой - не является совершенством йоги. Заниматься йогой - значить обуздывать свои чувства. Необходимо найти священное место и, расположившись в нем, сидеть с полузакрытыми глазами, сосредоточив взор на кончике своего носа. Восьмиступенчатая система йоги содержит много правил и предписаний, которым современный человек не в состоянии следовать.
Даже 5000 лет назад, когда ситуация в мире была не такой, как сейчас, применить эту систему йоги на практике было очень трудно. Даже такой выдающийся человек, как Арджуна - член царской семьи, великий воин и близкий друг Кришны, постоянно общавшийся с Ним, - услышав в личном разговоре с Кришной об этой системе, сказал: “Дорогой Кришна, я не смогу заниматься этой системой йоги”. Он откровенно признался: “Я не в состоянии следовать этим правилам и предписаниям и обуздывать свой ум”. Задумаемся: если 5000 лет назад такой человек, как Арджуна, сказал, что неспособен заниматься восьмиступенчатой системой йоги, как же мы сможем применять ее в наши дни? Хотя Арджуна признался, что неспособен применять предложенный Кришной метод, то есть хатха-йогу, Кришна заверил его в том, что он, Арджуна, является лучшим из йогов. Он сказал Арджуне: “Из всех йогов - хатха-йогов, гьяна-йогов, дхьяна-йогов, бхакти-йогов, карма-йогов - ты самый лучший”. Кришна говорит: “Тот, кто постоянно погружен в мысли обо Мне, медитируя на Меня, пребывающего в его сердце, является лучшим из всех йогов”. Тот, кто развил в себе любовь к Богу, Кришне, может быть постоянно погружен в мысли о нем. Ведь это так естественно: если вы кого-то любите, то сможете постоянно думать о нем. Именно поэтому бхакти-йога является самым естественным методом самоосознания, который может практиковать каждый человек независимо от его начальной квалификации.
Мантра-йога
Мантра-йога является частичным вариантом аштанга-йоги или бхакти-йоги - в зависимости от объекта медитации и цели практики - и включает обязательное повторение сакральных слогов или фраз (мантр) на санскрите. Она иногда называется джапа-йога (от санскритского «джапа» — повторение). Йоги с помощью специальных мантр могут воздействовать на жизненную ситуацию, на любую часть тела или на весь организм, излечивать определенные заболевания, вырабатывать в себе нужные качества, избавляться от дурных привычек и т.п. Повторяя ведические мантры, можно настроить вибрации индивидуальной души (атмы) в унисон с божественными, что приводит к единению сознания индивидуальной души (атмы) со сверхсознанием Сверхдуши (Параматмы). Высшей мантрой является маха-мантра (или мантра Харе Кришна): Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, чистое повторение которой позволяет достичь высшей ступени совершенства – любви к Богу – Кришна-премы.
Просто произнося святое имя, можно в совершенстве постичь свое “Я”, то есть достигнуть цели, которая в Сатья-югу достигалась с помощью медитационной йоги, в Трета-югу - с помощью грандиозных жертвоприношений, а в Двапара-югу - с помощью пышного поклонения в храмах. Достичь этой цели можно с помощью простого метода - Хари-киртана. Слово “Хари” означает “Верховная Личность Бога”, а киртана - прославлять.
Этот метод рекомендован в священных писаниях, и 500 лет назад ему учил Шри Чайтанья Махапрабху Аватара Бога для Кали-юги. Он появился в городе, который называется Навадвипой, и там Он положил начало массовому движению санкиртаны, участвовать в котором могут все без исключения. Чайтанья Махапрабху предсказал, что это движение охватит весь мир, и что мантру Харе Кришна будут петь в каждом городе и деревне на земле.
Высшая цель йоги.
Практика всех форм йоги имеет множество целей и задач, но главной из них является познание Господа Вишну. В канонизированном трактате Патанджали - «Йога-сутры», в котором была систематизирована аштанга-йога, объясняется методика, дающая возможность контролировать тело и сознание человека, чтобы использовать этот тонко настроенный материальный инструмент для служения Богу.
Кроме того, об аштанга-йоге рассказывает высший авторитет в йоге Господь Капила, Личность Бога, в ведическом трактате «Шримад-Бхагаватам». Миновав эти ступени, человек постигает Господа Вишну. В наше время появились системы йоги, последователи которых медитируют на пустоту или нечто безличное, но все эти методы не имеют ничего общего с авторитетной системой йоги, о которой рассказывает Капиладева. Даже Патанджали утверждает, что целью практики всех систем йоги является осознание Бога, Господа Вишну. Следовательно, аштанга-йога является одной из форм практики вайшнавов, поскольку ее конечная цель - постижение Вишну.
Другая цель занятий йогой состоит в том, чтобы избавиться от всех материальных самоотождествлений и вернуться в свое изначальное состояние. Также одна из самых важных целей йоги заключается в том, чтобы обуздать ум, а господином ума является экспансия Верховной Личности Бога Анируддха. Говорится, что у Анируддхи четыре руки, в которых Он держит диск, раковину, палицу и цветок лотоса.
Медитация на пустоту - новомодное изобретение плодовитого ума какого-то мыслителя. Истинная йогическая медитация должна быть направлена на образ Анируддхи. Медитируя на Анируддху, йог избавляется от беспокойств, сопряженных с принятием и отвержением. Тот, чей ум сосредоточен на Анируддхе, постепенно достигает уровня чистого сознания, которое позволяет ему осознать Бога.
Достигнув совершенства, йог осознает величие Верховного Господа и получает возможность снискать Его благосклонность и покровительство. Однако материальная энергия, порождающая иллюзию, скрывает от материалистичных людей эту цель, и потому так называемые йоги устремляются к мнимым, материальным совершенствам.
Рассматривая тело как храм души, йога с помощью упражнений для тела (асан) и управления дыханием (пранаяма) обеспечивает физическое здоровье и психическое равновесие. Увы, эти подготовительные упражнения на Западе стали самоцелью. Иными словами, целью йоги является не только физическое здоровье. Любой трансцендентный метод духовного самоосознания помогает поддерживать здоровье, так как именно душа является источником жизненной силы в теле. Как только душа покидает материальное тело, оно начинает разлагаться. Любая духовная практика позволяет человеку поддерживать здоровье, не прилагая к этому дополнительных усилий, но это не значит, что поддержание здоровья является конечной целью йоги.
Изначальной причиной любого заболевания является потеря веры в Бога. По этой причине недостаточно развивать и укреплять только свое тело, необходимо также позаботиться и о душе. Благо, йога дает нам такую возможность в своем разделе бхакти-йога. Преданность Богу является самым лучшим лекарством, целью излечения и смыслом здорового образа жизни.
Одна из целей йоги заключается в том, чтобы поднять душу на более высокую ступень эволюции или полностью освободить ее от материального рабства. Некоторые йоги стремятся перенести душу на высшие планеты вселенной, где уровень жизни гораздо выше и где существуют более благоприятные условия для духовной практики: большая продолжительность жизни, лучшие материальные удобства и т.д., а другие ставят своей целью попасть в духовный мир, на духовные планеты Вайкунтхи. Метод бхакти-йоги позволяет человеку сразу перенестись на духовные планеты, где жизнь вечна и исполнена блаженства и знания, поэтому бхакти- йога является высшей системой йоги.
Йога и контроль ума.
Ключевым моментом йоги является контроль ума. Ум является центром всей деятельности в системе йоги. Ум может быть и другом, и врагом обусловленной души.
Тот, кто не может контролировать ум, держит подле себя своего величайшего врага, и потому впустую проживает жизнь, так и не достигнув ее цели. Пока ум необуздан, человек вынужден оставаться слугой вожделения, гнева, алчности, иллюзии и т.д. В материальном мире живое существо находится во власти своего ума и чувств. На самом деле, чистая душа становится рабом материального мира потому, что ее ум находится под влиянием ложного эго, которое стремится утвердить свое господство над материальной природой. Чем сильнее он привязан к объектам чувств, тем больше он запутывается в лабиринте материальной жизни. Ум может стать причиной нашего рабства, а может привести нас к освобождению. Поглощенный мыслями об объектах чувств, ум делает человека рабом материального мира, а отрешенный от объектов чувств, ведет его к свободе. До тех пор, пока человек не научится контролировать ум, занятия йогой напоказ будут для него лишь пустой тратой времени. Поэтому ум необходимо приучить оставаться равнодушным к соблазнам материальной природы, и тогда обусловленная душа сможет освободиться от материального рабства.
Йогу необходимо сделать ум своим другом, чтобы он помог ему исполнить предназначение человеческой жизни. Ум необходимо приучить действовать так, чтобы он смог вытащить обусловленную душу из трясины неведения. Человек не должен деградировать, опутывая себя привязанностями к объектам чувств. Используя данный ему ум, человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать в низшие формы жизни. Самый лучший способ освободиться от материальных привязанностей - действовать так, чтобы ум всегда оставался в сознании Бога. Человек должен следовать указаниям авторитетов. Когда его ум находится под влиянием высшей природы, у него нет другой альтернативы, кроме того, как следовать указаниям Всевышнего. Ум должен подчиниться воле свыше и во всем следовать ей. Тот, кто обуздал ум, естественным образом следует указаниям Параматмы или Сверхдуши.
Йога и продолжительность жизни.
Одна из целей аштанга-йоги – дать человеку возможность покинуть тело по собственному желанию. Как сказано в “Кешава-шрути”, йога дает человеку возможность управлять жизненной силой и переселяться из одного тела в другое или с одной планеты на другую. Тот, кто обрел эту способность, может оставаться в теле столько, сколько пожелает, а тот, кто еще не достиг совершенства, покинув тело, отправляется на какую-нибудь планету в этой вселенной или за ее пределами. Некоторые йоги оставляют тело, чтобы перенестись на высшие планеты и вкусить доступных на них удовольствий. Однако по-настоящему разумные йоги не хотят задерживаться в материальном мире, считая это напрасной тратой времени; их ничуть не привлекают материальные соблазны, имеющиеся на высших планетах, они хотят отправиться прямо в духовный мир, то есть вернуться домой, к Богу.
Опасности в йоге.
По словам Патанджали, йог, который, подобно Кардаме Муни, постоянно созерцает трансцендентную форму Господа, достиг высшей ступени совершенства. До тех пор, пока человек не поднялся на этот уровень, миновав все предварительные стадии йоги, про него нельзя сказать, что он достиг конечной цели самоосознания.
На определенном этапе практики аштанга-йоги человек обретает восемь совершенств. Подобно тому, как на западные люди обычно упускают из виду глубокую духовную основу йоги, современные мастера восточно-индийской школы йоги склонны отклоняться от главной цели, делая упор на достижении сиддхи – «мистических способностей». Речь о них идет в третьей главе «Йога-сутр» Патанджали. Известны несколько типов мистических способностей, достигаемых с помощью йоги, например: уменьшение до мельчайших размеров (анима-сиддхи), увеличение до гигантских размеров (махима-сиддхи),левитация в воздухе или на воде (лагхима-сиддхи), телепатия (прапти-сиддхи), вашита-сиддхи – способность подчинять себе волю другого человека, ишита-сиддхи – способность создавать или уничтожать любые объекты, пракамья – магия, кама-васайита – магия, позволяющая совершать чудеса, нарушающие законы природы. Однако, стоит ли тратить огромные усилия на достижение каких-либо сверхспособностей, если многих целей, которые преследовали йоги прошлого, можно достичь при помощи технического прогресса. К примеру, лагхима-сиддхи – способность подниматься в воздух или плавать на воде – дают человеку самолет или судно, а вашита-сиддхи – предоставляют современные методы гипноза.
Однако совершенство или высшая цель практики йоги не сводится к обретению этих материальных способностей. Если человек начинает заниматься йогой ради того, чтобы получить возможность воочию увидеть Верховную Личность Бога, но позже его прельщает перспектива обрести материальное могущество в той или иной форме, он заходит в тупик и останавливается в своем духовном развитии. Материальные удовольствия, которые поощряют многочисленные псевдойоги, не имеют ничего общего с трансцендентным опытом духовного блаженства. Настоящие преданные, идущие путем бхакти-йоги, ограничиваются удовлетворением самых насущных материальных потребностей, чтобы поддержать жизнь в теле; они полностью отказываются от всех излишеств и ненужных материальных удовольствий. Они готовы пройти через любые испытания и совершить любые аскезы ради того, чтобы приблизить тот миг, когда они смогут увидеть воочию Верховную Личность Бога.