Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Статьи
Все статьи
Жрец - религиозный служитель
Жрец - религиозный служитель
Из книги Книга САМСКАР. Очистительные Обряды для Успешной Жизни» Према Раса Дас (Риваулт Филипп) Сандипани Муни Дас (Сордон Лук)
XXII. Адхикара: Критерии Квалифицированного Жреца
XXII.1. Предисловие
Проводить йаджну или самскару может далеко не каждый! Чтобы быть способным на это, необходимо отвечать определенным требованиям:
- нужно принять покровительство истинного духовного учителя;
- получить оба посвящения (харинама-грахане и Вайшнава-мантра-дикшу);
- получить дозволение своего духовного учителя на проведение подобных обрядов;
- изучить процедуру исполнения таких обрядов под руководством компетентного вайшнава;
- вести себя примерно;
- проявлять энтузиазм в служении гуру, Шри Гауранге и вайшнавам;
- быть здоровым;
- пребывать в хорошем расположении духа;
- носить шикху (согласно писаниям, это является существенным требованием: даже майавади, совершающие йаджны, должны иметь шикху);
- соблюдать регулирующие принципы;
Жрец, проводящий жертвоприношение, дожен быть безукоризненным в своей духовной практике, поскольку, как говорится в Ведах, если ему приходится совершать церемонии, связанные с карма-кандой, он "берет на себя определенную карму". И способ избавиться от этой кармы заключается в неуклонном повторении Святых Имен в форме джапы и в постоянном занятии духовной практикой.
Для исполнения самскар лучше всего подобрать женатого человека. Только упанайана самскара (обряд посвящения) может проводиться санньяси или брахмачари. Выбранный для проведения самскары жрец должен обладать хорошей способностью действовать согласно обстоятельствам, также как и проницательным, гибким умом. Он должен быть готовым быстро сориентироваться в любой непредвиденной ситуации, которая может возникнуть в ходе проведения церемонии. Он не должен переоценивать своих возможностей, или же устанавливать собственные стандарты или способы проведения обрядов, а должен постоянно опираться на наставления шастр, садху и гуру. Он должен быть скромным и не должен искать возможностей злоупотребить своим положением или гордиться им. Руководствуясь принципами добродетели, он должен быть в состоянии понять сам и при необходимости объяснить другим зачем и почему от делает то или иное действие, совершая ритуал.
XXII.2. Подготовка Жреца
Чистота и чистоплотность очень важны для жреца. В Хари-бхакти-виласе эти понятия подразделяются на несколько подпунктов:
- стхана-шуддхи: чистота места
Место, где проводится обряд, должно быть предварительно очищено, либо с помощью мантр, либо с помощью специально освященной для обряда воды, либо с помощью коровьего навоза и т.п. После этого оно должно быть нарядно украшено.
- дравйа-шуддхи: чистота используемых параферналий
Все параферналии, используемые в жертвоприношении, так же должны быть очищены мантрами, священной водой, мудрами, горячей водой, коровьим навозом или травой куша и т.п. Все эти параферналии ни при каких обстоятельствах не должны использоваться для чего-либо еще, помимо проведения жертвоприношений.
- атма-шуддхи: чистота тела
Перед совершением обряда жрец должен встать рано по- утру (до наступления брахма-мухурты), принять омовение, одеться в чистую одежду, как положено жрецу, на нем должны быть также отличительные атрибуты вайшннава, такие, как тилака, туласи-мала, йаджнопавита (священный шнур). Ему следует также очиститься, сделав ачаман, нйасы и прочитав специально предназначенные для этого мантры. Ему также необходимо позаботиться о том, чтобы съеденная им пища успела полностью перевариться до того, как он приступит к совершению йаджны.
- читта-шуддхи: чистота ума
Состояние ума жреца является одним из наиболее важных факторов. Нечистый ум может свести на нет все очистительные процедуры, совершенные им. Фактически, назначение последних - способствовать очищению ума. Садхана также играет очень важную роль: утреннее омовение, слушание Святых Имен, даршан арча-виграхи Господа, слушание священных писаний, общение с мудрецами, медитация на форму и качества Господа, служение Ему и выполнение наставлений духовного учителя - существует так много необходимых и действенных способов для очищения ума.
- мантра-шуддхи: чистота мантр
Чтобы иметь силу и должное действие, мантры, произносимые жрецом, должны быть получены от истинного духовного учителя. Это и называется упанайаной: получение от духовного учителя священного шнура и мантры Гайатри. Благодаря тому, что жрец получил посвящение в повторение этих мантр, они проявляют содержащуюся в них силу. С другой стороны, если мы совершаем оскорбления, то тем самым мы уменьшаем свою брахманическую силу и, следовательно, свою способность вызывать к действию силу мантр. Жрец должен произносить мантры должным образом, и для этого ему необходима хорошая подготовка.
Чтобы приготовиться к проведению йаджны, к повторению мантр, исполнению самскар и т.д. жрецу необходимо учесть все пункты, перечисленные выше. Ему нужно самому подобрать себе помощников и сделать все необходимое для успешного проведения обряда. Чтобы помочь ему выбрать наиболее подходящие для церемонии день, время санкалпы и т.п., в ИСККОН выпускается очень хороший календарь, где приводятся названия всех титх, накшатр, пакш, мас и т.д., для каждого региона планеты. В Калькутте можно также найти более полный, называющийся Панчака, бенгальский календарь, или индийский - в Дели.
XXII.3. Ведические Жрецы и Ведические Обряды
По четырем углам йаджна-кунды, приготовленной для свадебного обряда или для обряда посвящения, обычно ставят четыре сосуда с кокосами на верху. Это не просто украшение - они представляют четыре Веды, установленные там жрецом.
- Риг Веда располагается на востоке, при этом сосуд должен быть красного цвета;
- Сама Веда располагается на юге, а сосуд должен быть белым;
- Яджур Веда находится на западе, а сосуд должен быть желтым;
- Атхарва Веда находится на севере, и сосуд, соответствующий ей - голубого цвета.
Эти сосуды можно также отметить, покрыв их сверху тканью соответствующих цветов.
Вместо четырех Вед, в этих сосудах можно также установить чатур-вйуху.
Раньше, во время великих ведических жертвоприношений или на церемонию открытия храма, или установления Божеств и т.п, приглашались четыре жреца, каждый из которых представлял по одной Веде. Их обязанности распределялись соответствующим образом. Так что, можно либо установить по углам жертвенной арены четыре Веды, либо посадить там четырех брахманов, декламирующих гимны из этих Вед. Так или иначе, но Веды должны присутствовать на церемонии.
- Адхварйу, жрец, представляющий Яджур Веду, устанавливает, йаджна-кунду, (и ему, стало быть, следует знать, как правильно расположить ее), и окружающую ее жертвенную арену. Он же освящает параферналии для жертвоприношения.
- Удгата, жрец, представляющий Сама Веду, декламирует гимны из этой Веды во время проведения жертвоприношения, чтобы оно стало благоприятным.
- Хота, жрец, представляющий Риг Веду, украшает алтарь, приглашает деват, льет гхи в жертвенный огонь и декламирует мантры из Риг Веды.
- Брахмана, жрец, представляющий Атхарва Веду, играет роль арбитра и координатора церемонии, исправляющего ошибки, возможные при проведении жертвоприношения.
Для проведения некоторых йаджн рекомендуется, чтобы брахманы сидели по четырем углам йаджна-стхалы и декламировали мантры из Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-гиты. В комментарии к Шримад-Бхагаватам (8.4.15) Шрила Прабхупада отмечает: "Каждый стих в ведических произведениях, особенно в Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-гите, неотличен от гимнов Вед". Из этого объяснения становится очевидно, что декламируя стихи из достоверной версии Шримад-Бхагаватам или Бхагавад-гиты во время проведения йаджны, мы следуем авторитетному методу. В Индии, в гурукулах во Вриндаване и Майапуре, детей учат декламации мантр, используемых во время проведения важных церемоний.
Более того, декламирование выдержек из Шримад-Бхагаватам во время проведения обрядов считается очень благоприятным. Давайте приведем в качестве примера в данной связи последних стих двадцать третьей главы Восьмой Песни Шримад-Бхагаватам и объяснение Шрилы Прабхупады:
крийамане карманидам
дайве пайтрйе тха мануше
йатра йатранукиртйета
тат тешам сукритам видух
"Всякий раз, когда во время проведения ритуальной церемонии рассказывается повествования о деяниях Ваманадевы, проводится ли такая церемония для удовлетворения полубогов, для удовлетворения предков на Питрилоке, или же для празднования общественного события, такого, как свадьба, церемония эта должна рассматриваться как необычайно благоприятная". (Бхаг. 8.23.31)
Вот как комментирует этот стих Шрила Прабхупада: "Существуют три разновидности религиозных церемоний, а именно: церемонии, проводимые для удовлетворения Верховной Личности Бога или полубогов, церемонии, проводимые по случаю празднования общественного события, такого, как свадьба или день рождения, и церемонии для удовлетворения предков, такие, как обряд шраддха. Во время всех этих церемоний на всевозможные приготовления тратится большое количество денег. Но этот стих советует нам дополнить такие церемонии чтением повествований о славных деяниях Ваманадевы, что обеспечит успех их проведения и освободит их ото всех возможных несовершенств".