Гурвадигуна. Слакшна - Кхара
Диск Основы Аюрведы. Просто о сложном. Дживита. Дхари. Сат. Анубандха. Врач, доктор медицинских наук, профессор М. А. Суботялов
Книга Изучаем Аюрведу легко и просто. Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. М. А. Суботялов. Философская Книга
Гурвадигуна — двадцать качеств, начинающихся с гуру. Мы будем разбирать их попарно, и, для того чтобы их рассматривать, я предлагаю нарисовать таблицу.
Итак, существует десять пар противоположных качеств:
Тяжелая(гуру) – в основном включает в себя проявления тама-гуны. Порождает невежство, тупость, сон. |
Легкая (лагху) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает свежесть, проворство, любовь, веру. |
Медленная (манда) – в основном проявление тама-гунны. Порождает лень, тупость, невежество. |
Резкая (кхара) – является комбинация всех трех гунн. Порождает легкомыслие, жестокость, фанатизм, нетерпимость к мнению окружающих. |
Холодная (шита) – в основном проявление тама-гуны. Порождает оцепенение, сон, страх, невежество, нечувствительность. |
Жарка (ушна) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает гнев, зависть, злобу, неосмысленные действия. |
Сухая (рукша) – комбинация раджа-гуны и саттва-гуны. Порождает беспокойство, нервозность, сострадание, желание помочь. |
Маслянистая (снигдха) – комбинация тама-гуны и раджа-гуны. Порождает сострадание, побуждает к неосмысленному действию. |
Мутная (авила) – в основном проявление тама-гуна. Порождает забвение, оцепенение, сон. |
Ясная (вишада) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает чистоту, отречение, умиротворение, веру в Бога. |
Грубая (стхула) – в основном проявление тама-гунны. Порождает тупость, невежество, страх. |
Тонкая (сукшма – комбинация сатва-гуны и раджа-гуны. Порождает эмоциональность, чувствительность, обидчивость. |
Неподвижная (стхира) – комбинация тама-гунны и саттва-гунны. Порождает стабильность, веру, забывчивость, препятствия. |
Подвижная (чхала) – комбинация раджа-гуны и тама-гуны. Порождает безверие, беспокойства, метание, неосмысленные действия. |
Острая (тишила) – в основном проявление раджа-гунны. Порождает быстроту, страстность, гнев. |
Кроткая (слакшна) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает ненасилие, любовь, веру, терпимость, спокойствие. |
Густая (сандра) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает силу, стремление к действию, основательность. |
Жидкая (драва) – комбинация саттва-гуны и тама-гуны. Порождает привязанность, сострадание, скудоумие. |
Жесткая (катхина) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает неудовлетворенность, зависть, силу, эгоизм, бесчувствие. |
Мягкая (мриду) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает добродетель, мягкосердечие, ненасилие, веру в Бога. |
Следующая пара качеств: слакшна и кхара.
Слакшна — «гладкость», «кротость».
Кхара — «шершавость».
Хотя это качества второстепенные, но их тоже необходимо знать.
Слакшна вата-дошу уменьшает, а питту и капху увеличивает, потому что они сходны по качествам. Кстати, кротость относится к саттва-гуне.
Агни уменьшается.
Характеристика слакшны: это качество сглаживает (взаимоотношения, суставы), смягчает, полирует, округляет, облегчает взаимодействие как между людьми, так и между суставными поверхностями. Это будет проявляться и на уровне психологии, и на уровне физиологии. Всё, что мы сейчас с вами разбираем, относится к психосоматике.
Качество слакшна явно выражено у конституции капха, и это очень важное качество в саттва-гуне. Слакшна дает удивительные проявления качеств, которых у нас не хватает в обществе. Такие качества, как ненасилие, любовь, кротость, вера, терпимость, спокойствие, надо знать и развивать.
В обществе эти качества в дефиците. Развивайте все, что относится к саттва- гуне, и болезней тогда не будет, потому что саттва-гуна — это отсутствие болезней, а раджас и тамас — это наличие болезней. Мы говорили, что жар — это раздражительность и ненависть в тамасе, ревность в раджасе, и когда мы знаем, что это жар, то действуем
противоположным способом, то есть используем качество сита — холод. Например, мы можем использовать охлаждающие растения: маргозу, или ним.
Васант Лад в описании этого растения пишет, что одним из показаний к его применению является раздражительность. В Аюрведе раздражительность это диагноз, это же раджас, а значит болезнь. У раздражительного человека нужно охладить ум, потому что у него доминирует жар.
В раджасе слакшна будет проявляться как лицемерие, услужливость. Есть такое выражение у Грибоедова — «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Служение приносит человеку радость. Говорится, что мы все должны служить Всевышнему. Это доставляет истинную радость. Поэтому долг, или дхарма нашей духовной природы, - служение. Это наше неотъемлемое качество. Дхарма нашей природы — служение другим живым существам. И поэтому когда человеку некому служить или он не знает, кому служить, он начинает служить кошкам и собакам.
Есть ведическая история об одном мужчине, который работал прачкой. В Индии этим занимаются и мужчины. Он знал, что нужно служить, но не знал кому. И он тогда начал смотреть, кому служат другие. Он сам жил в деревне и обнаружил, что все служат главе деревни.
Он пришел к главе селения и сказал:
— Возьмите меня к себе. Я хочу вам служить, потому что вы — самый великий человек.
— Нет, я не самый великий. Я езжу в город и отчитываюсь перед главой города, — ответил ему глава деревни.
Тогда этот мужчина отправился в город, нашел градоначальника и обнаружил, что тот служит священнику, приходит к нему за советом, — тогда мужчина понял, что нужно идти к священнику.
Когда он пришел к священнику, то обнаружил, что тот ходит в храм и тоже кому-то служит. Мужчина побежал в храм, но опоздал, все было закрыто. Он не знал, что делать, и лег спать на ступеньках храма, потому что ему некуда было идти. Наутро его обнаружили священники, начали кричать на него и ругать за то, что он, человек низкого сословия, пришел в храм, уснул на ступеньках храма, да еще и укрылся таким красивым чада ром. Чадар — это накидка, которую используют в холодную погоду. На что прачка ответил: «У меня никогда в жизни не было никакого чадара, я простой прачка». И тут священники поняли, что это Сам Господь позаботился о нем. Господь увидел, что этот человек — на верном пути. Эта притча о том, кому надо служить.
Идея заключается в том, что мы все должны реализовать свой талант в служении другим. Иначе зачем он нужен, если мы используем его только для себя? Он реализуется в служении людям. Но если нам некому служить, мы начинаем служить всяким глупостям, либо кошкам и собакам. Кстати, в ведической традиции было не принято держать дома этих животных. Но мы начинаем держать их дома, они спят на наших кроватях, мы умиляемся этому. Вот что такое служение в гуне невежества, в тамасе. Но почему это происходит? Потому что все равно есть желание кому-то служить, из человека рвется это желание. Но он не знает, куда нужно его направить, и направляет не на тот объект. Одинокие люди, старики, заводят кошек и собак, чтобы просто кому-то служить. Это связано с тем, что люди не знают об этапах жизни. На каком-то этапе мы должны служить родителям, потом семье, обществу, а потом — есть такая поговорка: «Пришла пора задуматься о Боге».
Небольшое отступление — пара слов о вегетарианстве. Люди, которые употребляют в пищу мясо, — едят тех, кто является детьми Божьими. Любое живое существо — это тоже ребенок Всевышнего, как и мы с вами, только имеет другую форму тела. В этот раз ему не повезло, в силу каких-то «заслуг» он получил другую форму тела. Но если мы его убиваем, значит, мы его не жалеем. В древнерусском языке понятие «жалеть» имело такое же значение, что и «любить». В Библии два десятка цитат о вегетарианстве. Жалеть — значит любить, а если мы любим, как мы можем убивать? Даже если мы сами не убиваем, это делается по нашему заказу, а исполнитель и заказчик несут равную ответственность. Убийца убивает, а заказчик сидит дома и ждет. Животных убивают, а вы потом идете в магазин и покупаете.
В тамасе — это лесть и подобострастие. Льстивый человек использует качество слакшна в неправильном направлении.
Кхара «шершавость». Увеличивает вата-дошу, уменьшает питту и капху. Кхара — уникальное качество для вата-доши, а также является оттенком сухости. На уровне тригуна это две гуны из трех — раджас и тамас.
Агни увеличивается.
Характеристика шершавости: шершавая кожа, трещины на коже, грубость, угловатость, неуклюжесть во взаимоотношениях. Это качество увеличивает трение. Слакшна уменьшает трение, а кхара увеличивает. Увеличивает трение — во взаимоотношениях и в суставах, например. Также кхара увеличивает хрупкость: костей, ногтей. Поэтому такое заболевание, как остеопороз, связано с проявлением кхара. И недаром остеопороз начинается в тот период у женщин, когда начинается климакс, а климакс связан с наступлением периода ваты в организме.
В саттва-гуне шершавость проявляется очень интересно: как отрицание слакшна в раджасе и тамасе. Отсутствие лести, лицемерия и подобострастия.
Пусть человек грубый, шершавый, но зато не будет никому льстить, не будет лицемерным, будет говорить прямо, хотя не всегда людям это приятно.
Тем, у кого слакшна доминирует, неудобно говорить людям неприятные вещи, а здесь человек все говорит прямо.
В раджасе — это грубость. В Аюрведе врачу предписывается, как говорить с пациентом. Например, говорится, что слова должны быть мягкими, приятными, к месту. Но иногда нужно что-то сказать более жестко. Вот здесь качество кхара может понадобиться. Есть люди, которым нужно что-то говорить более жестко. Когда работаю с пациентом и вижу, что, хотя мы встречаемся уже несколько раз на консультации, он несерьезно относится к лечению, мне приходится быть жестким.
Какие еще проявления в раджасе? Грубость, резкость, жестокость. Отсутствие лести и лицемерия не подразумевает грубость, это подразумевает, что он говорит прямо в соответствии с местом, временем и обстоятельствами. Он знает, что, кому, когда и как сказать.
В тамасе — это фанатизм, нетерпимость к мнению окружающих, неотесанность. Некоторые люди слышат то, что им не нравится, но промолчат. А некоторые — сразу в драку.