Гурвадигуна. Сита - Ушна
Диск Основы Аюрведы. Просто о сложном. Дживита. Дхари. Сат. Анубандха. Врач, доктор медицинских наук, профессор М. А. Суботялов
Книга Изучаем Аюрведу легко и просто. Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. М. А. Суботялов. Философская Книга
Гурвадигуна — двадцать качеств, начинающихся с гуру. Мы будем разбирать их попарно, и, для того чтобы их рассматривать, я предлагаю нарисовать таблицу.
Итак, существует десять пар противоположных качеств
Тяжелая(гуру) – в основном включает в себя проявления тама-гуны. Порождает невежство, тупость, сон. |
Легкая (лагху) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает свежесть, проворство, любовь, веру. |
Медленная (манда) – в основном проявление тама-гунны. Порождает лень, тупость, невежество. |
Резкая (кхара) – является комбинация всех трех гунн. Порождает легкомыслие, жестокость, фанатизм, нетерпимость к мнению окружающих. |
Холодная (шита) – в основном проявление тама-гуны. Порождает оцепенение, сон, страх, невежество, нечувствительность. |
Жарка (ушна) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает гнев, зависть, злобу, неосмысленные действия. |
Сухая (рукша) – комбинация раджа-гуны и саттва-гуны. Порождает беспокойство, нервозность, сострадание, желание помочь. |
Маслянистая (снигдха) – комбинация тама-гуны и раджа-гуны. Порождает сострадание, побуждает к неосмысленному действию. |
Мутная (авила) – в основном проявление тама-гуна. Порождает забвение, оцепенение, сон. |
Ясная (вишада) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает чистоту, отречение, умиротворение, веру в Бога. |
Грубая (стхула) – в основном проявление тама-гунны. Порождает тупость, невежество, страх. |
Тонкая (сукшма – комбинация сатва-гуны и раджа-гуны. Порождает эмоциональность, чувствительность, обидчивость. |
Неподвижная (стхира) – комбинация тама-гунны и саттва-гунны. Порождает стабильность, веру, забывчивость, препятствия. |
Подвижная (чхала) – комбинация раджа-гуны и тама-гуны. Порождает безверие, беспокойства, метание, неосмысленные действия. |
Острая (тишила) – в основном проявление раджа-гунны. Порождает быстроту, страстность, гнев. |
Кроткая (слакшна) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает ненасилие, любовь, веру, терпимость, спокойствие. |
Густая (сандра) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает силу, стремление к действию, основательность. |
Жидкая (драва) – комбинация саттва-гуны и тама-гуны. Порождает привязанность, сострадание, скудоумие. |
Жесткая (катхина) – в основном проявление раджа-гуны. Порождает неудовлетворенность, зависть, силу, эгоизм, бесчувствие. |
Мягкая (мриду) – в основном проявление саттва-гуны. Порождает добродетель, мягкосердечие, ненасилие, веру в Бога. |
Следующая пара качеств — Сита и Ушна. Сита — холод. Ушна — жар. Сита — это известное имя из знаменитого эпоса «Рамаяны». Сита — супруга Рамачандры.
Почитайте «Рамаяну». Одна из идей, которую она несет, — это то, к чему может привести технократическое развитие цивилизации. «Рамаяна» входит в обязательную программу обучеия в индийских школах. Они растут на этом эпосе, потому что там все четко показано. Столько важных аспектов для воспитания ребенка, и показано, к чему приводит технократическое развитие общества.
Рама сражался с Раваной — олицетворением технократического развития. Равана возглавлял свое государство и похитил у Рамы его жену, Ситу. Государство Раваны находилось на острове Ланка. И когда Рама победил Равану, остров стали называть Шри-Ланка. В частности, есть история о том, как спутникам Рамачандры, для того чтобы попасть на остров, нужно было перебраться через море, и они построили мост из камней. Все старались помочь построить этот мост: даже животные, медведи, обезьяны и даже насекомые. Руководил строительством моста Хануман — удивительная личность в теле обезьяны, однако разума у него больше, чем у многих людей. Хануман — олицетворение преданности. Его отец — Вайю, Бог ветра.
Хануман был настолько сильным, что носил целые горы камней.
Маленький паучок тоже помогал строить мост: брал песчинку, относил на мост и возвращался за следующей. Хануман был проникнут идеей ахимсы, ненасилия. Когда он нес горы камней, все время смотрел под ноги и, чтобы не раздавить этого паучка, перепрыгивал через него. Однако вскоре ему надоело, что паучок путается под ногами, и он сгоряча накричал на него: «Отойди с дороги, я тут мост для Рамы строю, а ты под ногами путаешься, мешаешь». Похожая история есть в Библии, когда женщина пожертвовала мелкую монету — все, что у нее было.
И тогда Рама, услышав слова Ханумана, обратился к нему: «Хануман, нельзя судить, кто из вас здесь делает больше. Этому паучку тащить песчинку намного тяжелее, чем тебе — целую гору камней. Его вклад не меньше, чем твой». Эта история показывает, что минимальный вклад тоже может быть очень важен. Так как они делали все это для Самого Всевышнего, то это был и их духовный вклад. И, кстати, они сделали так, что камни не тонули. Как они добились этого? Они писали на камнях имя «Рама» и клали их на воду, — и камни не тонули! Так они построили мост и пришли на Ланку. «Рамаяна» — известнейший эпос, как и « Махабхарата».
Шестая глава «Махабхараты» — это «Бхагавад-гита». И хотя все это написано в форме эпосов, исторических повествований, это очень важные философские тексты.
Там множество притч, рассказов, историй. Например, когда Хануман должен был найти на Ланке похищенную Ситу, ему нужно было узнать, как она выглядит. Он обратился к брату Рамы, Лакшману, и попросил того описать, как Сита выглядит, чтобы суметь найти ее на Ланке. А Лакшман ответил: «Я не знаю». Он не знал, как выглядит жена его брата. Как это возможно?
«Она столько лет прожила с твоим братом, и ты не знаешь, как она выглядит?!» — искренне удивился Хануман. Что же ответил ему Лакшман? «Я никогда не поднимал взгляда выше ее стоп». Это культура отношений мужчины и женщины. Он никогда не поднимал взгляда выше. Он смотрел всегда только на стопы. Есть такое правило: когда мужчина смотрит на женщину, его сознание каждую секунду падает на одну чакру. Достаточно шести секунд. Поэтому в традиционной культуре всегда ценилось целомудренное отношение. У нас сейчас разрушен институт брака. На Руси тоже была такая культура, определенные знания. Этот пример с Лакшманом и Ситой очень показателен. Много лет они были вместе, и он не знал, как выглядит жена брата. Это не его жена, он не мог смотреть ей в глаза, на ее лицо, тело. Мы же говорили, что чувства невозможно контролировать.
Невозможно никакими методами в современную эпоху проконтролировать чувства. Вы можете десятилетиями заниматься духовными практиками, медитацией, пранаямой, и в итоге все это будет бесполезно, потому что возникнет какая-то ситуация, и ваши чувства через ум снова устроят вам революцию. Это реальность нашей эпохи, Кали-юги. Это описано в Ведах. В ведических писаниях сказано, что в эту эпоху очень трудно заниматься духовными практиками, которые предписаны для других эпох. Есть Сатья-юга, Трета-юга, Двапара-юга и Кали-юга. Во все другие эпохи люди жили дольше, и знаний было больше, и память лучше. Даже письменности не было. Письменность появилась, когда память ухудшилась. В те времена люди жили дольше, и времени было больше для медитации и духовных практик. Сейчас в лучшем случае мы живем 100 лет, больше мало кто живет. А чтобы полностью выполнить какую-то медитацию от начала до конца, требуются столетия. Еще в Библии описывается, что люди жили по 900 лет. Такова была реальность. Люди в среднем жили по 1000 лет. Каждая эпоха на порядок уменьшает продолжительность жизни. В нашу эпоху мы живем 100 лет, в предыдущую эпоху продолжительность была 1000 лет, еще до этого — 10 тыс. лет, еще до этого — 100 тыс. лет. Вот тогда можно было долго заниматься медитацией: куда-нибудь спрятаться и сидеть, медитировать, никто не помешает. И то в Ведах есть примеры, как в предыдущую эпоху,
Двапара-югу, люди занимались медитацией на протяжении нескольких столетий, соблюдали очень серьезные аскезы, но какой-то незначительный внешний фактор мог все разрушить, и все плоды медитации «коту под хвост». Поэтому говорится, что в нашу эпоху нужно только взывать к милости Бога или Его представителя. Это единственная действенная духовная практика. Так устроен мир. Все держится на личных связях. И с Богом то же самое. Нужно найти того, кто вас Ему представит, посредника. К президенту вы разве попадете просто так? Нет, пока вас ему не представит тот, кто с ним знаком.
Сита и ушна. Холод и жар — очень важные качества. Растение может охлаждать организм, может согревать. Пища может охлаждать организм, а может согревать.
Если согревает, то усиливает процессы катаболизма: расщепление, распад и выделение энергии. И наоборот, анаболизм — это холод.
Сита: вату усиливает, питту уменьшает, капху увеличивает. Тригуна — тамас.
Агни уменьшается.
Характеристика холода. На уровне тела — оцепенение, спазмы, дрожь, тремор, контрактуры (тугоподвижность в суставах).
Как холод проявляется под влиянием разных гун — саттвы, раджаса и тамаса. Это очень важно. Нужен ли нам холод в жизни и как он проявится в саттва-гуне? Рассудительностью (есть понятие «хладнокровный человек»), объективностью, бесстрастностью. Это необходимо, когда нужно принять очень важное решение, в юриспруденции, например. Посадите туда, например, человека конституции питта в раджасе, он вам' таких решений напринимает. Для врача это тоже важно. Но нужно, чтобы это качество холода было в саттве, чтобы была объективность. Когда судят человека, к которому судья питает какие-то чувства и он должен принять верное решение, рука судьи не должна дрогнуть, подписывая приговор. Объективность, безстрашность. Согласно ведической традиции в обществе нельзя отменять смертную казнь.
К сожалению, у нас сейчас общество таково, что если есть смертная казнь, то страдают невиновные люди. У нас отсутствует качество сита в саттве, качество безстрастности и объективности. Если в обществе отменяют смертную казнь, то уровень преступности неизменно возрастает, потому что теряется чувство страха у преступников. Это факт.
Но обратная сторона монеты в том, что если в обществе есть смертная казнь и при этом присутствуют субъективность, пристрастие, предвзятость, то пострадать может невиновный. Кали-юга...
В раджасе холод проявляется как тревога. Человек тревожится. Он начинает проявлять качество холода не там, где это нужно, становится безчувственным. А с близкими людьми, наоборот, нужно быть более теплыми в общении. Есть такой «синдром менеджера», когда человек много работает и, возвращаясь домой, не может перестроиться. Приходит начальник домой с работы и дома тоже ведет себя как начальник. Это сита в раджасе. На работе он был объективным, безстрастным, принимал решения, а домой пришел — это уже будет раджас. Дома он должен быть теплым, чувствительным, а он безчувственный.
Холод в тамасе проявляется как страх. Сужает восприятие. Есть такое выражение «узко мыслит». Это одна из причин заболеваний суставов: когда у человека сужается мышление, он перестает быть гибким в мышлении и у него теряют гибкость суставы. Неподвижность мышления, ригидность. «Синдром жертвы» — ограниченность.
Противоположное качество — ушна, жар. Это уникальное качество питта-доши, поэтому питта-дошу повышает, а вату и капху уменьшает. Тригуна — раджас, так как он требует наличие жара, чтобы совершать какую-то деятельность, быть активным.
Агни усиливается.
Характеристики качества: жар в теле, жар в уме, расширение. Жар отвечает за пищеварение: пищеварение не может протекать, если нет температуры, жара. Усвоение. Жар связан с воспалительным процессом. Очищение, потому что жар сжигает токсины. Жар связан с расширением, поэтому он отвечает за распространение знаний, информации, идей.
В саттва-гуне человек, у которого доминирует ушна, чувствительный, для него характерна теплота и раскованность в общении, открытость. Широта мышления, в отличие от сита в тамасе. Это очень важная характеристика.
В раджасе это будет проявляться как страсть. Человек страстный, раздражительный. Зависть, ревность. Такими становятся люди, у которых доминирует питта под влиянием раджаса.
В тамасе — это уже не просто раздражительность, а злоба, ненависть, насилие, безрассудство. Человек сначала делает, а потом думает, что он натворил. Еще одна очень важная характеристика тамаса: он так или иначе связан с криминалом. Тамас - это тенденция к нарушению законов. Как законов жизни, так и юридических законов. Это дно общества. Когда мы будем говорить о влиянии гун на разные типы конституции, мы будем говорить о влиянии тамаса и о том, как это проявляется.