Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Вера - Шраддха
Вера - (санскрит
Шраддха) непреложная основа всего. Это относится не только к религии души, или вайшнавизму, но и ко всем религиозным верованиям, известным в мире. Шраддхамайо ‘йам локах – «Духовный мир пребывает на плане веры». Твердая вера – первейшая необходимость в духовной жизни. Мы можем обрести милость Шраддхи Деви благодаря могуществу нитья-сукрити – нашим непреходящим заслугам, обретенным благодаря благочестивым поступкам. И тот, кто обретает это, упоминается в Писаниях как воистину удачливая душа.
«Воистину удачлива та душа, которая, блуждая по всей вселенной, обретает милость Шри Гуру и Шри Кришны. По Их милости она получает семя ростка преданности Богу»1.
Чем глубже стремящийся к Богу верит в духовного учителя и Кришну, тем более достоин он стать избранником подлинной божественной удачи. Если человек обладает непоколебимой верой, то его полное самопредание благословит успехом каждое его начинание, и он обретет почву под ногами на духовном плане бытия. По милости духовного учителя он может легко подняться на своем пути к различным уровням божественного самопредания, и, в конце концов, его жизнь в служении стопам Гурудева гарантирует ему доступ к высочайшему преданному служению Всевышнему, Шри Кришне.
«Во время духовного посвящения, когда преданный полностью вручает себя Господу, Кришна признает его неотличным от Себя. Кришна обращает тело предавшейся души в трансцендентный облик, исполненный упоения, и в этом духовном облике преданный служит лотосоподобным стопам Кришны»2.
После того, как человек обретает бесценное сокровище любви к Богу, он уже ничего не боится. Затем, по милости и под покровительством духовного учителя в линии рупануга, он обретает возможность достичь рага-майя-бхакти. Он полностью погружается в служение, и оно становится подобным непрерывному потоку.
Но все это – вне нашей юрисдикции. Сейчас же позвольте осветить одно положение. Когда обусловленная душа обретает вечные заслуги благодаря добродетели, она призывает в свою жизнь божественную удачу и получает семя ростка преданности по милости Шри Гуру и Шри Кришны. И до тех пор, пока она испытывает недостаток в непоколебимой и искренней вере, ее не ждет ничего плохого. Но прежде она должна знать, что нежный бутон ростка преданности может быть разрушен теми демонами, которые всегда ищут любую возможность сотворить свои гнусные злодеяния. Этих демонов можно назвать «антитезисы». Иногда они способны осквернить даже ту землю, которая лежит в основе фундамента веры в духовной жизни.
Писания наставляют нас, что Шри Гуру неотличен от Шри Кришны. Господь Кришна в образе Гуру благословляет удачливых преданных.
Без сомнения, когда мы слышим подобные слова, наши сердца переполняются надеждой. Но если однажды «бешеный слон» оскорблений Шри Гуру и вайшнава ворвется на чистую землю веры – то есть на земле веры в Шри Гуру появится трещина, – это настолько губительно для обусловленных душ, подобных нам, что ущерб будет поистине непоправим. Эта короткая статья со столь критичными мыслями вышла в свет лишь ради защиты наших друзей, обладающих простосердечной и нежной верой. Ибо в Писаниях сказано: «Однажды растоптанный росток любви никогда уже не сможет расцвести вновь».
Мы ни на кого не нападаем, мы ни от кого ничего не требуем, мы лишь описываем очевидную истину.
Суть религии — это вера. Это то, что присуще всем религиям. Если человек верит в Бога — он религиозен.
Вера в Бога обычно возникает тогда, когда человек сталкивается с какой-то превосходящей его силой. Например, человек заболел, и наука не может ему помочь — и он ищет силу за пределами науки. Или экономические потрясения. Или он просто любопытен, хочет заглянуть за рамки... Но есть и особая категория людей — те, кто осмысленно ищут Бога — буквально с детских лет. Можно увидеть в жизни все эти примеры.
Вера, сама по себе, может и не быть религиозной. Вера присуща любому нашему поступку. Даже, чтобы сейчас мне просто сидеть в кресле и рассуждать — нужна вера, что это кресло не сломается! Когда вы включаете телевизор, вы верите в то, что вам показывают. Но иногда это может быть что-то вовсе даже и не полезное — например, реклама. Привлекательная реклама — это способ заставить вас поверить во что-то. А цель нашей беседы — показать привлекательность высшей, божественной природы. Есть внутренняя, божественная природа человека. Наш мир может быть наполнен до краев. Человек может иметь глубокое, масштабное развитие. Цена его жизни может увеличиться многократно благодаря вере и развитию трансцендентного знания.
Материальная наука открывает какие-то факты и затем опирается на них с верой. Но наука должна задать и еще один вопрос: почему законы природы именно таковы? С некоторыми законами природы я не хотел бы соглашаться. Почему я должен испытывать влияние силы тяжести? Иногда мне хочется отдохнуть и просто зависнуть в пространстве… Мне хочется парить, как птице, — но закон не подчиняется мне. Поэтому я должен задуматься: почему законы таковы, что не всегда приносят мне исполнение желаний и счастье? В чем смысл устройства этого мира? Эту науку мы тоже должны знать. И первый шаг знания — это вера.
Вера — это еще не само знание, это шаг. Как альпинисты, они забрасывают вверх особый крючок, зацепляются и потом подтягиваются. Так и вера мне позволяет подняться повыше, посмотреть что там. Потом нужно будет закрепиться.
В Абсолютную Истину нужно верить, уважать ее. Это то, с чего начинаются все ведические книги — с предложения почтения Абсолютной Истине. Это первый шаг. Мы выражаем почтение Богу, даже если не знаем о Нем. Таков этикет. Высшие силы существуют, и я должен выражать им почтение. Не враждовать с ними, а сотрудничать. Мы должны сменить умонастроение, и это происходит благодаря вере.
Разум и Вера
Мы попытаемся исследовать знание и веру с материальной и духовной позиций и попробуем понять, настолько ли они противоположны друг другу или являются просто разными этапами познания.
Когда мы впервые идем в школу или поступаем в институт, мы не знаем своих преподавателей, но мы принимаем на веру все, что они говорят нам и у нас нет другой альтернативы. В данном случае вера является основой знания. Если преподаватель аккредитован государством, значит мы автоматически верим ему. Если этой начальной веры не будет, то и знания мы тоже не получим. Таким образом, вера является просто необходимым условием для получения знания или начальной ступенью знания.
Итак, школьник или студент поверил учителю и получил обычное мирское знание. Какова же судьба этого знания? Является ли оно абсолютно верным и неизменным? Увы! Мы гордимся современным знанием, но можно провести гипотетический эксперимент, который покажет нам его истинную ценность. Если на воображаемой машине времени мы смогли бы отправиться лет на 400 назад, когда первые ученые совершали свои открытия и делали свои авторитетные заявления, с позиции современной науки все это показалось бы просто наивным и смешным. Но тогда ученые воспринимали свое знание как современное и передовое. А теперь мы можем отправиться лет на 400 в будущее и предоставим ученым тех времен оценить уровень нашего нынешнего знания. Очевидно, что результат будет таким же. Это значит, что материальное знание изменяется с течением времени, теряет свою актуальность, а некоторые науки исчезают полностью. Почему из программы обучения убрали предмет «научный атеизм»? Это что - боязнь прогневать церковь, дань моде или все же признание того, что научного эксперимента по опровержению бытия Бога нет? Похоже, что верно последнее предположение.
Иногда научные открытия и теории вовсе являются фальшивкой. Недавно специальная комиссия выяснила, что известный южнокорейский ученый Хван Ву Сук фальсифицировал результаты своих исследований в области клонирования, на проведение которых он получил 6,5 млн. долларов. За это он и шестеро его коллег были лишены права преподавать и заниматься научной работой. Хорас Джадсон, автор исследования «Великие измены: обман в науке» приводит доказательства того, что недостоверные факты публиковали даже такие гиганты, как Исаак Ньютон и Роберт Милликен, получивший в 1923 году Нобелевскую премию по физике. А Юджин Маллоув опубликовал книгу «Ошибки и мошенничества Фрейда», где представил факты того, что создатель теории психоанализа фабриковал доказательства.
Действительно, проверку временем проходит далеко не все. Время обесценивает ложные ценности и утверждает истинные, неподверженные изменениям. Духовное знание никогда не устаревает в связи с тем, что оно имеет отношение к вечной природе души и Бога, а материальное знание касается только изменчивой материи. Знанием сейчас называют только ту упорядоченную информацию, которая позволяет эффективно воздействовать на окружающий мир. То есть, душа и Бог не входят в сферу познания. Но Веды дают другое определение знанию: «Знанием называется понимание поля деятельности (материи) и знающего это поле (Бога и души)» (Бхагавад-гита, 13.3). Иначе говоря, Веды называют знанием способность различать духовную и материальную природу. Это важно потому, что если мы не видим этой разницы, мы можем по ошибке инвестировать свою энергию в проигрышное дело. Именно это и происходит, когда очарованная блеском материи душа вкладывает свои силы и время в материю и «влипает» в нее, обрастая все больше и больше материальными проблемами. Это погружает сознание глубоко в материю, и заставляет отождествляться с ней, что с позиции Вед есть невежество. Почему? Потому, что настоящее знание должно дать душе духовный опыт. А сейчас наоборот ценится то знание, которое позволяет нам эффективно манипулировать материей. Это завораживает человека как компьютерная игра. Но, заигравшись с эфемерной материей, мы теряем время жизни, не поняв своей вечной природы. Это наш главный проигрыш. Зарабатывая материальные «очки», мы проигрываем в духовном плане. Безжалостная смерть выкидывает нас из этой игры. Поэтому, с позиции высшей цели, то знание, которое отвлекает нас от познания своей духовной природы, есть невежество.
Ведическое знание, напротив, поднимает сознание над материей, давая ей трансцендентный или сверхчувственный духовный опыт. Этот опыт является самым ценным в человеческой жизни, т.к. он позволяет взаимодействовать с Богом. Истинное знание показывает, как в поле инертной материи действует активное сознание, исходящее из вечных душ, а сами души ведомы Высшей Душей. Вся остальная информация и технология должны углублять этот опыт.
Итак, вера в определенные цели - это то, что направляет нашу энергию в конкретное русло - духовное или материальное. Вера - это не что-то иррациональное. Верой пронизано все наше бытие. Если бы у нас не было веры в то, что земля нас выдержит, мы не сделали бы и шагу. Вера - это вложение сердца или разума в определенные сферы, что и определяет направление нашей жизни. Нет прямой зависимости между верой и образованностью. Веды говорят, что в основе веры в Бога лежит не образованность и не невежество, а благочестие сердца. Это благочестие формируется из кратковременных эпизодических контактов с духовной информацией. Поскольку духовный опыт обладает вечной природой и не разрушается временем, он накапливается из жизни в жизнь и постепенно количество переходит в качество. То есть, он «кристаллизуется» в сердце и в какой-то момент человек вдруг начинает чувствовать сильный интерес к духовной сфере. А при встрече с носителем духовного знания такой - дозревший - человек обретает решимость следовать духовному процессу.
Если этого благочестия в сердце нет, даже при высоком интеллекте человек не может понять или принять Бога. Но значит ли это, что теперь у человека совсем нет никакой веры? Вера - это вечное свойство души и теперь она просто устремляется в противоположную сторону, к материи.
В связи с этим в «Бхагавад-Гите» говорится о 4-х категория людей, в чьих сердцах уже есть этот запас благочестия и потому они обращаются к Богу (см. рисунок). Побудительными факторами для них могут быть беда, нужда, любопытство или поиск Абсолютной Истины. Также там упоминаются 4 категории людей, которые даже в беде или нужде не обратятся к Богу. Отсутствие у них веры в Высшую Силу вызвано нехваткой благочестия в сердце. К неблагочестивым относятся тупые трудяги, подобные ослам; преступники; атеистичные ученые и демоничные натуры, которые на дух не переносят даже упоминаний о Боге.
Сейчас вера в духовное считается признаком невежества, но в Ведах сказано, что духовная вера - это как раз проявление зрелости души даже и при недостаточной академической образованности. «Тот, кто совершал праведные поступки в этой и в прошлых жизнях и полностью отрекся от греха, тот выходит из-под власти двойственности иллюзии и с решимостью обращается к Богу» (Бхагавад-гита, 7.28). Как ребенок, не достигший половой зрелости, не возбуждается при виде противоположного пола, так и незрелые души не проявляют интереса к Богу. А раз нет интереса (или веры) к этой теме, значит нет и знания. И лишь при наступлении духовной зрелости, которая формируется за многие жизни, живое существо чувствует внутренний импульс встать на духовный путь.
Суть духовной веры состоит в убежденности, что, служа Богу, я естественным образом решаю все промежуточные задачи, т.к. Он стоит выше всех и все исходит из Него. Если я еду в лифте на самый верхний этаж, все остальные этажи я проезжаю автоматически. Другими словами, если у вас есть банкнота в 1000 руб, в ней уже содержатся все более мелкие банкноты.
И верующие и неверующие наблюдают один и тот же мир, но одни видят проявления Бога здесь, а другие этого не замечают, т.к. у них иные интересы или иной тип веры. Можно сказать, что мы замечаем лишь то, чем интересуемся. Если наш разум направлен на то, что находится прямо перед носом, перспектива получается «не в фокусе». А если мы наводим резкость на далекий предмет, то то, что рядом - «расплывается». Лишь немногие люди, имеющие высокую «разрешающую способность» сознания, могут иметь целостное видение мира. Недавно по ТВ показывали научно-популярный фильм «Особенности человеческого восприятия», и там был продемонстрирован один любопытный эксперимент. Группу людей усадили перед большим экраном, на котором показывали тренировку двух баскетбольных команд. Зрителям дали задачу посчитать, сколько бросков и передач сделает каждая команда. Пока они внимательно следили за мячом, на экране появился человек в костюме гориллы и стал гримасничать. Через минуту телевизор выключили, и ведущий спросил, не заметил ли кто чего-то необычного на экране во время тренировки. Подавляющая масса участников настолько была поглощена наблюдением за мячом, что совершенно не заметили выхода «гориллы». При повторном просмотре, когда им предложили расслабиться и просто смотреть на экран, ничего не считая, они были поражены тому, что раньше не увидели такого яркого события.
Очевидно, что наше сознание не может воспринимать абсолютно все. Мы выхватываем какой-то слой реальности, который интересует нас больше всего, и мы верим в ценности этого слоя. Другие аспекты реальности нас не очень интересуют и потому мы их либо не замечаем вовсе, либо не придаем им особого значения. Но это не вопрос субъективного вкуса или интереса. Материальная и духовная реальность ОБЪЕКТИВНО не равнозначны, так как материя движется и кажется живой лишь под влиянием сознания, исходящего из духовной энергии. Открыть Бога или законодателя ОБЪЕКТИВНО важнее, чем открыть какие-то материальные закономерности, не понимая высшего источника и замысла. Иначе получается как в басне Крылова про человека, ходившего в зоопарк и увидевшего там множество мелких зверей, а на вопрос: «Видел ли ты там слона?», он с удивлением констатировал: «Слона-то я и не приметил».
Мирское и духовное знание обладают разным эффектом. Знание без Бога снижает наше сознание и материально порабощает нас, а знание Бога или Абсолютной Истины (которое также дает правильное понимание материи) избавляет человека от страданий этого мира. Веды также сравнивают духовное знание с судном (гйана-плавена - буквально «корабль знания»), на котором можно переплыть океан материального бытия.
Итак, разный тип веры (в материю или дух) приводит к разным вложениям разума и дает разный результат. Но это совсем не значит, что вера противоположна знанию. Она просто задает направление нашей жизни в зависимости от желаний сердца.