Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Анартха - ненужные желания в сердце
Анартха - ненужные материальные желания в сердце, которые загрязняют сознание, такие как гордость, ненависть, зависть, вожделение, жадность, гнев, желание выделиться, желание богатства, поклонения и т.д.
Из книги "Мадхурья Кадамбини. Облако нектара" Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, М., «Йамуна Пресс»
Очищение от скверны материальных качеств
За бхаджана-крийей следует анартха-нивритти, ста¬дия освобождения от нежелательных качеств, которые пре¬пятствуют развитию бхакти. Анартхи (нежелательные качества) разделяют на четыре вида, соответственно причине возникновения: 1) возникшие в результате прошлой грехов¬ной деятельности (душкритоттха), 2) возникшие в резуль¬тате прошлых благочестивых поступков (сукритоттха), 3) являющиеся результатом оскорблений в процессе преданно¬го служения (апарадхоттха) и 4) возникающие при непра¬вильном исполнении преданного служения (бхактйуттха).
Анартхи как результат прошлой греховной и бла¬гочестивой деятельности.
Анартхи, причиной которых является прошлая греховная деятельность, соответствуют вышеупомянутым пяти клешам: неве¬жество, ложное эго, привязанность, ненависть и страх смерти.
Анартхи, являющиеся следствием прошлой благочес¬тивой деятельности, проявляются в виде желания наслаж¬даться результатами своего благочестия и стремления к ос¬вобождению. Некоторые мудрецы причисляют анартхи, по¬рожденные благочестивой деятельностью к категории клеш (поскольку стремление к бхукти и мукти лишает человека бхакти, а следовательно, продлевает срок его заключения в материальном мире).
Анартхи как следствие апарадхи
К анартхам, возникающим в результате оскорблений, относятся последствия нама-апарадх, Сева-апарадхи, или оскорбительные действия по отношению к Господу (входить в храм в обуви, въезжать на паланкине и т.д.), сами по себе не могут служить причиной возникновения анартх, по¬скольку, по мнению ачарий, в большинстве случаев их пос¬ледствия нейтрализуются постоянным преданным служени¬ем, повторением святого имени и чтением молитв-стотр, ко¬торые способны аннулировать последствия любой сева-апа-радхи. Постоянно занимаясь этими видами деятельности, преданный практически искореняет последствия не только прошлых, но и будущих сева-апарадх. Однако, если предан¬ный теряет бдительность и пользуется вышеупомянутыми очистительными методами специально для того, чтобы пре-дотвратить последствия своей сева-апарадхи, то его сева-апарадха превращается в нама-апарадху, оскорбление, которое затруднит его духовного развитие. Иными словами, он ста¬новится повинен в преднамеренном совершение грехов в расчете на могущество святого имени: намно балад йасйа хи папа-буддхир. Слово нама в этом стихе относится ко всем ангам (видам) преданного служения, разрушающего анартхи, среди которых повторение имени Господа занимает самое высшее положение. В «Дхарма шастре», писании, где изло¬жены законы кармы, говорится, что тот, кто совершает грех, расчитывая на очистительное действие прайашчитты (ис¬купления), не только не избавится от последствий своего греха, но еще более усугубит их.
В писаниях достаточно ясно говорится:
на рй ангопакраме дхвамсо
мад-дхармасйаддхананв апи
майавйаваситах самйан
ниргунатвад анашишах
О, Уддхава, созданный Мной путь преданного служе¬ния трансцендентен и свободен от всяких корыстных моти¬вов. Вставший на этот путь никогда не потерпит неудач. (Бхаг. 11.29.20)
вишешато дашарпо 'йам джапа-матрена сиддхида
Просто повторяя эту мантру, состоящую из 10 слогов, ты достигнешь полного совершенства.
Значит ли это, что пренебрежение или несовершенное исполнение каких-либо видов (анг) преданного служения яв¬ляется нама-апарадхой? Ни в коем случае! Оскорблением считается только преднамеренное совершение грехов с мыслью о том, что преданное служение может нейтрализовать их последствия. Грехом называют действия, осуждаемые в священных писаниях и требующие искупления. В отличие от карма-йоги, где малейшая ошибка при совершении ритуа¬лов делает невозможным достижение результата, нигде в шастрах не говорится, что преданный, который неспособен выполнять все виды преданного служения, не достигнет сво¬ей цели. Иначе говоря, в этом случае ему не следует опасать¬ся оскорбления:
йе ваи бхагавата прокта
упайа хй атма-лабдхайе
анджах пумсам авидушам
виддхи бхагаватан хи тан
йан астхайа наро раджан
на прамадйета кархичит
дхаван нимилйа ва нетре
на скхален на nameд uxa
Даже невежды могут с легкостью достичь осознания Господа, если встанут на путь, который проповедует Сам Господь. О царь, тот кто встал на путь бхагавата-дхармы, или преданного служения Богу, защищен от всех сомнений и ошибок. Даже если он бежит с закрытыми глазами, ему не грозит споткнуться и упасть. (Бхаг. 11.2.34-35)
В этом стихе слово нимилйа (с закрытыми глазами) ука¬зывает на то, что, имея глаза (то есть будучи зрячим), чело¬век просто не использует их. Слово дхаван (бег) употреблено здесь в значении «бежать, сломя голову, не смотря под но¬ги». А слова на скхалет переводятся как «не спотыкаясь». Таково точное значение слов данного стиха, в котором опи¬сан человек, принявший прибежище преданного служения и выполняющий лишь его первостепенные анги. Смысл этого стиха в том, что даже если преданный знает обо всех ангах преданного служения, но не выполняет второстепенных анг, он ни в коем случае не совершает оскорбления, не лишается приобретенных результатов и никогда не отступает от цели.
Бег с закрытыми глазами не означает незнания священ¬ных писаний (шрути и смрити, которые считаются глазами преданного), поскольку это толкование противоречит прямому значению слов. Бег с закрытыми глазами (или сознательное пренебрежение некоторыми ангами преданного служения, выз¬ванное горячим желанием поскорее достичь цели) также не оз¬начает преднамеренного совершения тридцати двух видов сева-апарадхи. Тридцать две сева-апарадхи расцениваются как оскорбительные действия по отношению к Господу, и преданно¬му никогда не следует совершать их преднамеренно. Писания единогласно осуждают человека, который сознательно совер¬шает сева-апарадху, называя его двуногим животным: харер апй апарадхан йах курйад двипада-памшанах.
Если же преданный неосознанно (вследствии духовной незрелости) совершает более тяжкое оскорбление, ната-апарадху, то во избежании ее последствий он должен непрестан¬но повторять святое имя. Благодаря постоянному повторе¬нию маха-мантры он.сможет достичь постоянства в предан¬ном служениии и постепенно избавиться от своих оскорбле¬ний. Если же нама-апарадха совершается сознательно, то для ее искупления существуют иные методы.