Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Аюрведа
Аюрведа – это часть Вед, древних текстов, возраст которых, по мнению ученых, от 3,5 до 6 тысяч лет. Само слово Аюрведа происходит от двух санскритских корней – «аюр» – «жизнь» или, более правильно – «естественная жизнь» и «веда» - «знание» или «наука». Получается – «наука о естественной жизни».
Один из принципов Ведического знания (на санскрите - "деша - кала - патра") - "место - время - обстоятельство". То есть знания, использованные с учетом этих категорий, будут «работать» и приносить пользу независимо от страны и эпохи. Основоположники различных медицинских школ умело адаптировали Аюрведу к современным для них условиям: Гиппократ - для Греции, Авиценна - для арабского мира. И, несмотря на то, что наука эта пришла из древней Индии, при разумном подходе она не теряет своей актуальности и в России. В чем при желании можно убедиться на собственном опыте.
Аюрведа - медицина более древняя, чем современная, она дольше проверена временем и более авторитетна. Отличия в подходах и методах аюрведической медицины и современной западной вкратце таковы: Аюрведа предполагает целостность человека с окружающим миром и целостность самого человека - его психики и тела, всех его систем и органов. Справедливости ради, отметим, что приверженцы современной западной медицины сегодня тоже заговорили о холистическом подходе к пациенту.
То же можно сказать и о психосоматическом подходе, учитывающем влияние на физическое состояние человека его сознания, его эмоционального мира. Наконец, один из главных принципов Аюрведы – индивидуальный подход к пациенту, учёт его конституциональных особенностей, определяющих питание, профилактику и способы лечения заболеваний. Диагностические методы аюрведической медицины более ранние и просты. Например, диагностика по пульсу, по кожным покровам, по глазам, ушным раковинам, языку. Также для диагностики составляется карта рождения пациента. Одним из самых важных условий здоровья Аюрведа считает правильное питание. В лечении используются природные средства - растения, минералы, фито-, арома-, диетотерапия.
Согласно Аюрведе, корень большинства болезней – в психоэмоциональной сфере. Эмоциональные проблемы – одна из первопричин страданий тела. Посему прежде тела лечить нужно ум. Негативные эмоции вызывают нарушения в нейроэндокринной системе, регулирующей деятельность организма. Классическим примером является гипертония. А то, что язва желудка - результат нервного напряжения, уже не надо никому доказывать. Болезни печени связаны с такой эмоцией, как гнев, желчного пузыря - с ненавистью, кишечника - с приступами паники, нервозностью, желудок страдает от частого волнения, на почки губительно действует страх, на дыхательную систему - печаль, скорбь, на сердечно-сосудистую - обидчивость, склонность к созданию конфликтных ситуаций.
Для того чтобы бороться с эмоциональными проблемами, Аюрведа советует пойти одним из трех путей: путем философии, когда человек, изучая науки, познает истину (гьяна-йога), путем контроля над своими чувствами и умом (аштанга-йога) и, наконец, путем любви, которым идет большинство духовных традиций (бхакти-йога).
Говоря о питании, необходимо остановиться на понятии «раса», что в переводе с санскрита значит «вкус». Аюрведа выделяет 6 вкусов: 4 классических - сладкий, кислый, соленый, горький и 2 дополнительных - острый и вяжущий. Каждый из вкусов соотносится с определенным эмоциональным состоянием человека, может влиять как положительно, так и отрицательно, скажем при злоупотреблении или неграмотном использовании. Сладкий вкус дает такие эмоции, как удовлетворение, радость, но при чрезмерном употреблении может проявляться склонность к лени, нежелание решать проблемы; соленый вызывает склонность испытывать наслаждения, при избыточном употреблении соленого человек будет склонен к гедонизму; кислый вкус стимулирует всякого рода деятельность, но при злоупотреблении дает такие эмоции, как зависть, обида; горький - тонизирует, дает чувство легкой неудовлетворенности, стимулирующей к действию, но обратная сторона - чувство огорчения; острый при злоупотреблении может вызывать такие эмоции, как гнев; вяжущий вкус - страх. В зависимости от нашего эмоционального состояния у нас возникает желание употреблять те или иные вкусы, питаться тем или иным образом.
Можно индивидуально определить, какие вкусы тому или иному человеку полезны, а какие – не очень. В Аюрведе рассматриваются три типа психофизиологической конституции человека. Для каждого из них разрабатывается своя система питания. В чистом виде эти типы встречаются редко. Конституция определяется по большей части телосложением и психоэмоциональными проявлениями. Выделяются два крайних полюса: люди, склонные к худобе, и люди, склонные к полноте. Первые на санскрите называются «вата» (ветер), вторые – «капха» (слизь). Промежуточный тип именуется «питта» (желчь). Кстати, эта терминология была использована Гиппократом, когда он создавал своё учение о темпераментах - холериках, флегматиках и т.д.
Каждый тип имеет предрасположенность к развитию определенных положительных и отрицательных качеств, склонность к разным эмоциям. Например, люди вата - типа склонны испытывать страх, нервозность, но при этом обычно полны энтузиазма. Им нужно ограничивать горький, вяжущий и острый вкусы и больше включать в рацион кислое, соленое и сладкое. Представители питта - типа чаще испытывают гнев, ненависть, ревность, но при этом одна из их положительных черт - трудолюбие. Им нужно ограничивать острый, кислый и соленый вкусы. Это не значит, что нужно отказываться от каких-то продуктов, просто нужно стараться сделать рацион питания сбалансированным во вкусовом соотношении. Капха - тип более предрасположен к развитию лени, жадности и зависти, но при этом способен на сильную любовь и преданность. Людям этого типа желательно употреблять острый, горький и вяжущий вкусы, не увлекаясь сладким, кислым и солёным.
Каждый тип больше склонен к возникновению конкретных заболеваний. Например, вата - к нервным расстройствам, болезням костно-суставного аппарата, питта - к заболеваниям тонкого кишечника, печени, желчного пузыря, капха - к заболеваниям легких. Если питание усиливает проявления данной конституции, то появляется предрасположенность к заболеваниям.
Каким образом можно предупреждать болезни? Во-первых, улучшая эмоциональный фон. Во-вторых, посредством правильного режима дня и питания. В-третьих, используя фиторецептуры, укрепляющие иммунную систему, нормализующие деятельность нейроэндокринной, пищеварительной и других систем организма.
Считается, что в утреннее время наиболее предпочтительны продукты, несущие больше сладкого вкуса. Это молочные продукты, обработанные овощи, фрукты, мёд. Неблагоприятно сказывается утром употребление бобовых и большинства зерновых продуктов, т.к. они начинают перевариваться не раньше 10 часов. Исключение составляет гречка. Учитывая местные особенности, завтрак должен приходиться на время с 7 до 8.30. Утром полезно поесть немного сладкого, но позже сладкое есть чаще всего вредно. Наиболее плотный прием пищи - обед - должен приходиться на полдень, с 12 до 13.30, когда намечается наибольшая активность пищеварительной системы. Рекомендуется употреблять тяжелую пищу - бобовые, зерновые культуры. Также можно кисломолочные, овощи, орехи, зелень. Но нежелательно употребление сладкого. Ужин лучше делать ранним, в идеале с 18 до 19.30. Употребление тяжелых продуктов вечером может способствовать камнеобразованию в организме и другим патологиям. Лучше, если он будет состоять из кисломолочных продуктов, тушёных овощей. От сладкого в это время старайтесь отказываться. Непосредственно перед сном на ночь можно употреблять только горячее молоко, добавляя в него немного мёда, щепотку мускатного ореха или кардамона.
Какой человек может считаться здоровым с точки зрения Аюрведы? Наше понимание здоровья совпадает с толкованием его современной медициной. По определению ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения) здоровье - это состояние физического, психического, социального и духовного благополучия, а не просто отсутствие болезней.
Аюрведа также считает, что, если при физическом здоровье у человека есть социальные, психические или духовные проблемы - он не здоров. Нездоров человек, плохо адаптирующийся в обществе, тот, кто не умеет справляться со своими эмоциями, кто не может ответить себе на вопрос: "Для чего я живу?"
Аюрведа с санскрита переводится так: ayus-«значение жизни» принцип жизни», «длинная жизнь», или «естественная жизнь», а veda-знание. Считаеться, что Аюрведа является традиционно ведической системой медицины, дополнительной Ведой из раздела Упавед («Атхарва-Веды») и основывается на философии системы санкхьи. Аюрведа сформировалась в результате слияния культур ариев и дравидов. Возраст текстов Аюрведы, по мнению ученых, составляет от 3.5 до 6 тысяч лет.
Следует иметь ввиду, что помимо Индийских Ведических писаний, которые известны на сегодняшний день, существуют находки Русских Вед, оставленных в Сибири. Поэтому Аюрведа – это не национальная индийская или восточная медицинская система, а это медицинские знания, которые принадлежат всему человечеству. Хотя в Индии Аюрведа сохранилась в наиболее чистом виде.
Из Аюрведы вышли такие медицинские школы как Китайская и Тибетская медицина.
Один из главных принципов Ведического знания «деша-кала-патра» - «место-время-обстоятельства. Итак, знания, использованные с учетом этих категорий будут «работать» и приносить пользу независимо от страны и эпохи. Основоположники различных медицинских школ умело адаптировали Аюрведу к современным для них условиям: так Гиппократ развил это знание в Греции, Авицена для арабского мира.
Аюрведа была привнесена Дханвантари таким же уполномоченным посланником Бога, какими были Иисус, Магомет, Будда и Заратуштра. Дханвантари принес это Божественное знание для всего человечества независимо оттого, где человек живет и какой у него цвет кожи.
Согласно Аюрведе корень большинства болезней находится в психоэмоциональной сфере. А эмоциональные проблемы – это первопричина страданий тела. Для того чтобы бороться с этими проблемами Аюрведа советует пойти одним из трех путей:
1. Путем философии, то есть когда человек пытается познать Истину путем гьяна-йоги.
2. Путем контроля своих чувств и ума согласно системе аштанга-йоги.
3. Путем раскрытия взаимоотношений любви к Богу и гармонии с окружающим миром через путь бхакти-йоги.
Эти разные направления сейчас популярны и известны по всему миру и имеют много разных ответвлений и школ. Итак, знание Аюрведы очень многогранны и реально способны изменить нашу жизнь и ответить на многие вопросы, которые в повседневной жизни возникают перед нами.