Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Аюрведическая медицина о туберкулезе
Представление о туберкулезе в традиционной аюрведической медицине на примере трактата "Чарака-Самхита"
В. Н. Пряхина, Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. , преподаватель аюрведы для врачей М.А. Суботялов, врач, специалист по традиционной аюрведе В.Ю. Дружинин
В данной работе описаны представления о природе туберкулѐза, изложенные в текстах Древней Индии, и прежде всего в «Чарака-самхите», трактате традиционной аюрведической медицины, окончательно сложившемся к I–II веку н.э. Указываются причины, процесс развития болезни, клинические проявления, прогноз заболевания и элементы лечения, согласно источникам.
Актуальность.
Туберкулѐз известен с глубокой древности. В 1907 году P. Bartels описал туберкулѐзное поражение позвоночника у человека, жившего в эпоху неолита вблизи Гейдельберга [8]. У мумифицированных трупов в Египте (2000–2750 годы до н. э.) были обнаружены специфические поражения крупных суставов и туберкулѐзные изменения позвоночника. Кодекс вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 годы до н. э.) включал право на развод с женщиной, больной лѐгочной чахоткой. Позднее, в «Гиппократовом сборнике» (около 280 года до н. э.), были описаны общие признаки этого заболевания. Эту болезнь упоминал в своих работах Авл Корнелий Цельс (30/25 год до н. э. — 45/50
год н. э.), а позднее и Гален из Пергама (129—204/216) [3, 5]. В современной литературе упоминания о представлении, касающемся природы туберкулѐза в Древней Индии в целом, и в традиционной аюрведической медицине, в частности, крайне немногочисленны. Восполнить этот пробел и призвана данная статья. Осознавая, что термин «туберкулѐз» был введен Рене Лаэннеком (1782–1826) в более поздний исторический период, тем не менее авторы используют это понятие для облегчения восприятия материала.
Цель исследования:
Описать представления о природе туберкулѐза, включая его причины, процесс развития, клинические проявления, прогноз и элементы лечения, изложенные в классических текстах традиционной аюрведической медицины (на примере «Чарака-самхиты»).
Результаты исследования.
Туберкулѐз известен в письменных источниках Древней Индии как раджа-йакшма (raja-yakṣmā). В «Чарака-самхите» (2.6.12) этимология этого термина расшифровывается следующим образом: «Врачи называют эту болезнь раджа-йакшма, так как она является самой тяжѐлой (rāja) среди всех других болезней (yakṣmāṇam) и приносящей множество страданий, а также потому, что в незапамятные времена ей страдал сам бог луны (soma), царь (rāja) всех звѐзд» [6, с. 285]. Согласно древней истории, изложенной в текстах пуран и «Махабхарате» (9.34.40–77), бог луны (soma) женился на 27-ми дочерях (олицетворяют созвездия) прародителя человечества (prajāpati) по имени Дакша (dakṣa), и должен был навещать по очереди всех жѐн. Но одна из них, по имени Рохини (rohiṇī), полюбилась ему более всех других, что вызвало гнев остальных жѐн и привело к проклятию самим Дакшей. Тяжѐлый недуг, поразивший Сому, не поддавался никакому лечению, и лишь после омовения в священном месте здоровье вернулось к Соме. Как напоминание об этом, половину месяца луна убывает, а затем вновь «растѐт» [2, 7]. Существует несколько синонимов этой болезни. Словарь «Амара-коша» (2.6.51) гласит kṣayaḥ śoṣaś ca yakṣmā ca: «Кшайа, шоша и йакшма — синонимы раджа-йакшмы» [9, p. 219]. Первый из них означает: «То, что приводит к изнурению, истощению пациента». Второй: «То, что иссушает все ткани тела». Третий: «То, что проявляется различными расстройствами». Под именем «йакшма» туберкулѐз упоминается ещѐ в «Атхарваведе» (II.33), содержащей гимн-заклинание против этого недуга [1].
Согласно Чарака-самхите (2.6.3), существует 4 причины туберкулѐза:
- чрезмерная нагрузка (sāhasa),
- сдерживание естественных потребностей (saṁdhāraṇa),
- истощение, иссушение тканей вследствие различных причин (kṣaya)
- неправильное питание (viṣamāśana).
Чрезмерная нагрузка, по Чараке (2.6.4), может быть вызвана сражением человека с более сильным соперником, упражнениями с луком, обладающим туго натянутой тетивой, чрезмерными разговорами, ношением непосильных тяжестей, плаванием в открытом водоѐме на большие расстояния, быстрым бегом на длинные дистанции и т. п. Вследствие этого, один из трѐх физиологических факторов (tridoṣa), вата (vāta), выводится из равновесия, становясь патологическим, вызывая дисбаланс других факторов (питта и капха) и распространяясь в различные органы, обеспечивает разнообразные симптомы. Среди них Чарака (6.8.16–18) выделяет такие как головная боль (śiraḥ-śūla), боль в горле (kaṇṭha-uddhvaṁsa), кашель (kāsa), хрипота (svara-bheda), отсутствие аппетита (arocaka), диарея (varcobheda), зевание вследствие сонливости (jṛmbhā), жар (jvara) и боль в грудной клетке (uraso rujam). Из-за поражения органов грудной клетки больной при кашле выделяет слизь с примесью крови (sa-śoṇitam), что причиняет сильное страдание [6].
Описывая таким образом последствия длительного перенапряжения, автор «Чарака-самхиты» остроумно замечает (2.6.5), что следует избегать непосильных нагрузок, ибо человек может обрести желанные плоды своей деятельности только в том случае, если он жив.
Своевременное отправление естественных потребностей — один из важнейших компонентов здорового образа жизни. Авторы классических трактатов аюрведической медицины подробно описывают его значимость. В контексте темы данной статьи Чарака (6.8.20) говорит, что когда человек из стыда, предрассудков или страха сдерживает потребность в испускании газов, мочеиспускании или дефекации, то вата-доша выводится из равновесия и разбалансирует две других доша [6]. Это приводит к указанным выше симптомам.
Следующая возможная причина туберкулѐза — истощение тканей (kṣaya). Оно наступает вследствие злобы, гнева, постоянных беспокойств, длительной скорби или страха, голодания, недоедания, постоянного потребления сухой, непитательной пищи, а также вследствие чрезмерных половых взаимоотношений. Подробно описывая последствия половых излишеств, Чарака (2.6.9) говорит, что семя — это конечная суть пищи, потребляемой человеком, а потому должно быть оберегаемо, так как его уменьшение ведѐт к множеству болезней или даже смерти [6].
Последняя, из перечисленных в «Чарака-самхите» причин, это — неправильное питание (viṣamāśana). Автор трактата (2.6.10) указывает, что когда человек постоянно употребляет пищу, нарушая правила, касающиеся еѐ природы (prakṛti), способа приготовления (karaṇa), совмещения компонентов пищи (saṁyoga), еѐ количества (rāśi) и других принципов, подробно изложенных в аюрведических текстах [4], то все три фактора (вата, питта и капха) выходят из равновесия и распространяются по организму, препятствуя трансформации пищи в ткани тела, тем самым истощая их. Вата вызывает такие симптомы, как острая боль (śula), неприятные ощущения в горле (kaṇṭhoddhvaṁsana), боль в грудной клетке (pārśvasaṁ rujanam) и области лопаток (aṁsāvamarda), хрипоту (svara-bheda), простудные явления (pratiśyāya). Питта вызывает лихорадку (jvara), диарею (atīsāra) и ощущение сильного внутреннего жара (antardāha), капха — простудные явления (pratiśyāya), ощущение тяжести в голове (śiraso gurutvam), потерю аппетита (arocaka) и кашель (kāsa). Вследствие нарушения питания тканей больной постепенно истощается (śanaiḥ śanaiḥ śuṣyati). Подводя итог этому, «Чарака-самхита» (2.6.11) указывает, что наблюдая множество болезней, причиняющих страдания, порождѐнных неправильным питанием, мудрый человек должен есть пищу, приносящую благо, должную по количеству и в правильное время, контролируя свои чувства [6].
Согласно аюрведической концепции болезни, Чарака (6.8.33–37) выделяет следующие продромальные признаки туберкулѐза (pūrva-rūpa): насморк, слабость, видение изъянов даже там, где их нет, ощущение чего-то ужасного в своѐм теле, постепенное уменьшение силы и истощение мышц, несмотря на приѐм пищи, а также желание вина, мяса и секса. Такому больному могут сниться высохшие водоѐмы, засушливые города и деревни, сожжѐнные леса и т.д.
Полное проявление картины туберкулѐза характеризуется одиннадцатью симптомами (ekādaśa-rūpa): ощущение тяжести в голове (śirasaḥ paripūrṇatvam), кашель (kāsa), затруднение дыхание (śvāsa), хрипота (svarabheda), выделение слизи (śleṣmaṇaś chardanam), кровохарканье (śoṇita-ṣṭhīvanam), боль в грудной клетке (pārśvasaṁ rojanam), боль в лопаточной области (aṁsāvamarda), лихорадка (jvara), диарея (atīsāra), отсутствие аппетита (arocaka) [6].
Прогноз заболевания во многом зависит от состояния больного, если он истощѐн и слаб, то даже наличие неполной картины симптомов не способствует его выздоровлению, с другой стороны даже при наличии всех симптомов сильный и упитанный пациент может быть излечен.
Аюрведические тексты подробно описывают лечение каждого из проявлений туберкулѐза с помощью продуктов растительного и животного происхождения, общий же режим лечения, согласно Чарака-самхите (6.8.144–148), помимо прочего, включает в себя массаж и умащение тела маслом, ношение красивых, неповреждѐнных одежд, регулярное принятие ванн и омовений, согласно сезону, использование питательных клизм, принятие в пищу молока, топлѐного масла, мяса (преимущественно хищных животных), риса, приготовленного с мясным бульоном, и подходящих вин. Рекомендуется использовать приятную парфюмерию, общаться с близкими друзьями и лицезреть прекрасных женщин, слушать красивую музыку и пение, приятное слуху, находиться всегда в хорошем настроении, служить старшим, воздерживаться от половых отношений, раздавать пожертвования, принимать аскезы и поклоняться Богу, быть правдивым, совершать праведные поступки, избегать насилия, служить врачам и брахманам.
Заключение.
Тексты Древней Индии содержат множество упоминаний о туберкулѐзе. Тексты традиционной аюрведической медицины содержат подробное описание причин болезни, еѐ развития, клинические проявления данного заболевания, его прогноз и лечение. Многие сведения, изложенные в «Чарака-самхите» и других канонических текстах аюрведы, остаются актуальными и сегодня.
Список литературы
1. Атхарваведа (Шаунака) : в 3 т. Т. 1, кн. I–VII / Пер. с вед., вступ. ст., коммент. и прил. Т. Я. Елизаренковой ; Ин-т востоковедения. — М. : Вост. лит., 2005. — 573 c.
2. Махабхарата. Кн. 9. Шальяпарва / Изд. подгот. В. И. Кальянов. — М. : Ладомир, 1996. — 352 с.
3. Сорокина Т. С. История медицины : учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / Т. С. Сорокина. — 9-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 560 с.
4. Суботялов М. А. Диетология в традиционной аюрведической медицине [Электронный ресурс] / М. А. Суботялов, В. Ю. Дружинин // Медицина и образование в Сибири : электронный научный журнал. — 2012. — № 3. — Режим доступа : http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=736
5. Холмовская М. Б. Хронологическая таблица основных событий и фактов в истории фтизиатрии (5000 лет до н.э. — 1998 г.) / М. Б. Холмовская. — М., 1999. — 84 с.
6. Caraka-saṁhitā. Agniveśa`s treatise refined and annotated by Caraka and redacted by Dṛḍhabala / Caraka-saṁhitā ; Text with English translation ; Editor-translator prof. Priyavrat Sharma. — Vol. 1. Varanasi : Chaukambha Orientalia, 2001. — 544 p.
7. Mani Vettam. Purāṇic Encyclopaedia. A Comprehensive Dictionary with Special Reference to the Epic and Purāṇic Literature. — Delhi : Motilal Banarsidass, 1975. — 922 p.
8. Roberts, Charlotte A. The bioarcheology of tuberculosis: a global view on a reemerging disease / Charlotte A. Roberts and Jane E. Buikstra. — University Press of Florida, 2003. — 343 p.
9. The Nāmalingānuśāsana (Amarakosha) of Amarasimha. With the Commentary (Vyākhyāsudhā or Ramāśramī) Of Bhānuji Dīkshit. Bombay, 1929. — 535 p.
IDEA OF TUBERCULOSIS IN TRADITIONAL AYURVEDIC MEDICINE (BASED ON «CHARAKA-SAMHITA»)
V. N. Pryakhina1, V. Y. Druzhinin1, M. А. Subotyalov2
1SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk c.) 2FSEI HPE «Novosibirsk State Pedagogical University» (Novosibirsk c.)
The ideas of tuberculosis nature, stated in texts of Ancient India, and first of all in «Charaka-samkita» that is the treatise of the traditional ayurvedic medicine which has finally developed by the I-II century AD are described in this work. The reasons, progress of disease, clinical manifestations, the forecast of disease and treatment elements, according to sources are specified.
Keywords: medicine history; ayurvedic medicine; phthisiology history; tuberculosis; Sanskrit; Charaka-samhita.
About authors:
Pryakhina Valentina Nikolaevna — candidate of medical sciences, assistant professor of phthisiopulmonology at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 338-05-29, e-mail: subotyalov@yandex.ru
Subotyalov Mikhail Albertovich — candidate of biological sciences, assistant professor at FSEI HPE «Novosibirsk State Pedagogical University», office phone: 8 (383) 375-11-08, e-mail: subotyalov@yandex.ru
Druzhinin Vladimir Yurevich — assistant of normal physiology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: edenmoony@mail.ru
List of the Literature:
1. Atkharvaveda (Shaunaka): in 3 V. V. 1, book of I-VII / the translation from ved. intr. Art., comment. and enc. T. Y. Elizarenkova; Institute of oriental studies. — M: East. litas. 2005 . — 573 P.
2. Mahabharata. Book 9. Shalyaparva / Prod. prep. V. I. Kalyanov. — M: Ladomir, 1996. — 352 P.
3. Sorokina T. S. Medicine history: textbook for students of high medical institutions / T. S. Sorokina. — 9th prod., ad. — M: Publishing center «Akademy», 2009. — 560 P.
4. Subotyalov M. A. Dietology in traditional ayurvedic medicine [electronic resource] / M. A. Subotyalov, V. Y. Druzhinin // Medicine and education in Siberia: electronic scientific magazine. — 2012 . — № 3. — Access mode: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=736
5. Kholmovsky M. B. The chronological table of the main events and the facts in the history of phthisiology (5000 years BC — 1998) / M. B. Kholmovskaya. — M, 1999. — 84 P.
6. Caraka-saṃhitā. Agniveśa`s treatise refined and annotated by Caraka and redacted by Dṛḍhabala / Caraka-saṃhitā ; Text with English translation ; Editor-translator prof. Priyavrat Sharma. — Vol. 1. Varanasi : Chaukambha Orientalia, 2001. — 544 p.
7. Mani Vettam. Purāṇic Encyclopaedia. A Comprehensive Dictionary with Special Reference to the Epic and Purāṇic Literature. — Delhi : Motilal Banarsidass, 1975. — 922 p.
8. Roberts, Charlotte A. The bioarcheology of tuberculosis: a global view on a reemerging disease / Charlotte A. Roberts and Jane E. Buikstra. — University Press of Florida, 2003. — 343 p.
9. The Nāmalingānuśāsana (Amarakosha) of Amarasimha. With the Commentary (Vyākhyāsudhā or Ramāśramī) Of Bhānuji Dīkshit. Bombay, 1929. — 535 p.
В. Н. Пряхина, Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. , преподаватель аюрведы для врачей М.А. Суботялов, врач, специалист по традиционной аюрведе В.Ю. Дружинин
В данной работе описаны представления о природе туберкулѐза, изложенные в текстах Древней Индии, и прежде всего в «Чарака-самхите», трактате традиционной аюрведической медицины, окончательно сложившемся к I–II веку н.э. Указываются причины, процесс развития болезни, клинические проявления, прогноз заболевания и элементы лечения, согласно источникам.
Актуальность.
Туберкулѐз известен с глубокой древности. В 1907 году P. Bartels описал туберкулѐзное поражение позвоночника у человека, жившего в эпоху неолита вблизи Гейдельберга [8]. У мумифицированных трупов в Египте (2000–2750 годы до н. э.) были обнаружены специфические поражения крупных суставов и туберкулѐзные изменения позвоночника. Кодекс вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 годы до н. э.) включал право на развод с женщиной, больной лѐгочной чахоткой. Позднее, в «Гиппократовом сборнике» (около 280 года до н. э.), были описаны общие признаки этого заболевания. Эту болезнь упоминал в своих работах Авл Корнелий Цельс (30/25 год до н. э. — 45/50
год н. э.), а позднее и Гален из Пергама (129—204/216) [3, 5]. В современной литературе упоминания о представлении, касающемся природы туберкулѐза в Древней Индии в целом, и в традиционной аюрведической медицине, в частности, крайне немногочисленны. Восполнить этот пробел и призвана данная статья. Осознавая, что термин «туберкулѐз» был введен Рене Лаэннеком (1782–1826) в более поздний исторический период, тем не менее авторы используют это понятие для облегчения восприятия материала.
Цель исследования:
Описать представления о природе туберкулѐза, включая его причины, процесс развития, клинические проявления, прогноз и элементы лечения, изложенные в классических текстах традиционной аюрведической медицины (на примере «Чарака-самхиты»).
Результаты исследования.
Туберкулѐз известен в письменных источниках Древней Индии как раджа-йакшма (raja-yakṣmā). В «Чарака-самхите» (2.6.12) этимология этого термина расшифровывается следующим образом: «Врачи называют эту болезнь раджа-йакшма, так как она является самой тяжѐлой (rāja) среди всех других болезней (yakṣmāṇam) и приносящей множество страданий, а также потому, что в незапамятные времена ей страдал сам бог луны (soma), царь (rāja) всех звѐзд» [6, с. 285]. Согласно древней истории, изложенной в текстах пуран и «Махабхарате» (9.34.40–77), бог луны (soma) женился на 27-ми дочерях (олицетворяют созвездия) прародителя человечества (prajāpati) по имени Дакша (dakṣa), и должен был навещать по очереди всех жѐн. Но одна из них, по имени Рохини (rohiṇī), полюбилась ему более всех других, что вызвало гнев остальных жѐн и привело к проклятию самим Дакшей. Тяжѐлый недуг, поразивший Сому, не поддавался никакому лечению, и лишь после омовения в священном месте здоровье вернулось к Соме. Как напоминание об этом, половину месяца луна убывает, а затем вновь «растѐт» [2, 7]. Существует несколько синонимов этой болезни. Словарь «Амара-коша» (2.6.51) гласит kṣayaḥ śoṣaś ca yakṣmā ca: «Кшайа, шоша и йакшма — синонимы раджа-йакшмы» [9, p. 219]. Первый из них означает: «То, что приводит к изнурению, истощению пациента». Второй: «То, что иссушает все ткани тела». Третий: «То, что проявляется различными расстройствами». Под именем «йакшма» туберкулѐз упоминается ещѐ в «Атхарваведе» (II.33), содержащей гимн-заклинание против этого недуга [1].
Согласно Чарака-самхите (2.6.3), существует 4 причины туберкулѐза:
- чрезмерная нагрузка (sāhasa),
- сдерживание естественных потребностей (saṁdhāraṇa),
- истощение, иссушение тканей вследствие различных причин (kṣaya)
- неправильное питание (viṣamāśana).
Чрезмерная нагрузка, по Чараке (2.6.4), может быть вызвана сражением человека с более сильным соперником, упражнениями с луком, обладающим туго натянутой тетивой, чрезмерными разговорами, ношением непосильных тяжестей, плаванием в открытом водоѐме на большие расстояния, быстрым бегом на длинные дистанции и т. п. Вследствие этого, один из трѐх физиологических факторов (tridoṣa), вата (vāta), выводится из равновесия, становясь патологическим, вызывая дисбаланс других факторов (питта и капха) и распространяясь в различные органы, обеспечивает разнообразные симптомы. Среди них Чарака (6.8.16–18) выделяет такие как головная боль (śiraḥ-śūla), боль в горле (kaṇṭha-uddhvaṁsa), кашель (kāsa), хрипота (svara-bheda), отсутствие аппетита (arocaka), диарея (varcobheda), зевание вследствие сонливости (jṛmbhā), жар (jvara) и боль в грудной клетке (uraso rujam). Из-за поражения органов грудной клетки больной при кашле выделяет слизь с примесью крови (sa-śoṇitam), что причиняет сильное страдание [6].
Описывая таким образом последствия длительного перенапряжения, автор «Чарака-самхиты» остроумно замечает (2.6.5), что следует избегать непосильных нагрузок, ибо человек может обрести желанные плоды своей деятельности только в том случае, если он жив.
Своевременное отправление естественных потребностей — один из важнейших компонентов здорового образа жизни. Авторы классических трактатов аюрведической медицины подробно описывают его значимость. В контексте темы данной статьи Чарака (6.8.20) говорит, что когда человек из стыда, предрассудков или страха сдерживает потребность в испускании газов, мочеиспускании или дефекации, то вата-доша выводится из равновесия и разбалансирует две других доша [6]. Это приводит к указанным выше симптомам.
Следующая возможная причина туберкулѐза — истощение тканей (kṣaya). Оно наступает вследствие злобы, гнева, постоянных беспокойств, длительной скорби или страха, голодания, недоедания, постоянного потребления сухой, непитательной пищи, а также вследствие чрезмерных половых взаимоотношений. Подробно описывая последствия половых излишеств, Чарака (2.6.9) говорит, что семя — это конечная суть пищи, потребляемой человеком, а потому должно быть оберегаемо, так как его уменьшение ведѐт к множеству болезней или даже смерти [6].
Последняя, из перечисленных в «Чарака-самхите» причин, это — неправильное питание (viṣamāśana). Автор трактата (2.6.10) указывает, что когда человек постоянно употребляет пищу, нарушая правила, касающиеся еѐ природы (prakṛti), способа приготовления (karaṇa), совмещения компонентов пищи (saṁyoga), еѐ количества (rāśi) и других принципов, подробно изложенных в аюрведических текстах [4], то все три фактора (вата, питта и капха) выходят из равновесия и распространяются по организму, препятствуя трансформации пищи в ткани тела, тем самым истощая их. Вата вызывает такие симптомы, как острая боль (śula), неприятные ощущения в горле (kaṇṭhoddhvaṁsana), боль в грудной клетке (pārśvasaṁ rujanam) и области лопаток (aṁsāvamarda), хрипоту (svara-bheda), простудные явления (pratiśyāya). Питта вызывает лихорадку (jvara), диарею (atīsāra) и ощущение сильного внутреннего жара (antardāha), капха — простудные явления (pratiśyāya), ощущение тяжести в голове (śiraso gurutvam), потерю аппетита (arocaka) и кашель (kāsa). Вследствие нарушения питания тканей больной постепенно истощается (śanaiḥ śanaiḥ śuṣyati). Подводя итог этому, «Чарака-самхита» (2.6.11) указывает, что наблюдая множество болезней, причиняющих страдания, порождѐнных неправильным питанием, мудрый человек должен есть пищу, приносящую благо, должную по количеству и в правильное время, контролируя свои чувства [6].
Согласно аюрведической концепции болезни, Чарака (6.8.33–37) выделяет следующие продромальные признаки туберкулѐза (pūrva-rūpa): насморк, слабость, видение изъянов даже там, где их нет, ощущение чего-то ужасного в своѐм теле, постепенное уменьшение силы и истощение мышц, несмотря на приѐм пищи, а также желание вина, мяса и секса. Такому больному могут сниться высохшие водоѐмы, засушливые города и деревни, сожжѐнные леса и т.д.
Полное проявление картины туберкулѐза характеризуется одиннадцатью симптомами (ekādaśa-rūpa): ощущение тяжести в голове (śirasaḥ paripūrṇatvam), кашель (kāsa), затруднение дыхание (śvāsa), хрипота (svarabheda), выделение слизи (śleṣmaṇaś chardanam), кровохарканье (śoṇita-ṣṭhīvanam), боль в грудной клетке (pārśvasaṁ rojanam), боль в лопаточной области (aṁsāvamarda), лихорадка (jvara), диарея (atīsāra), отсутствие аппетита (arocaka) [6].
Прогноз заболевания во многом зависит от состояния больного, если он истощѐн и слаб, то даже наличие неполной картины симптомов не способствует его выздоровлению, с другой стороны даже при наличии всех симптомов сильный и упитанный пациент может быть излечен.
Аюрведические тексты подробно описывают лечение каждого из проявлений туберкулѐза с помощью продуктов растительного и животного происхождения, общий же режим лечения, согласно Чарака-самхите (6.8.144–148), помимо прочего, включает в себя массаж и умащение тела маслом, ношение красивых, неповреждѐнных одежд, регулярное принятие ванн и омовений, согласно сезону, использование питательных клизм, принятие в пищу молока, топлѐного масла, мяса (преимущественно хищных животных), риса, приготовленного с мясным бульоном, и подходящих вин. Рекомендуется использовать приятную парфюмерию, общаться с близкими друзьями и лицезреть прекрасных женщин, слушать красивую музыку и пение, приятное слуху, находиться всегда в хорошем настроении, служить старшим, воздерживаться от половых отношений, раздавать пожертвования, принимать аскезы и поклоняться Богу, быть правдивым, совершать праведные поступки, избегать насилия, служить врачам и брахманам.
Заключение.
Тексты Древней Индии содержат множество упоминаний о туберкулѐзе. Тексты традиционной аюрведической медицины содержат подробное описание причин болезни, еѐ развития, клинические проявления данного заболевания, его прогноз и лечение. Многие сведения, изложенные в «Чарака-самхите» и других канонических текстах аюрведы, остаются актуальными и сегодня.
Список литературы
1. Атхарваведа (Шаунака) : в 3 т. Т. 1, кн. I–VII / Пер. с вед., вступ. ст., коммент. и прил. Т. Я. Елизаренковой ; Ин-т востоковедения. — М. : Вост. лит., 2005. — 573 c.
2. Махабхарата. Кн. 9. Шальяпарва / Изд. подгот. В. И. Кальянов. — М. : Ладомир, 1996. — 352 с.
3. Сорокина Т. С. История медицины : учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / Т. С. Сорокина. — 9-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 560 с.
4. Суботялов М. А. Диетология в традиционной аюрведической медицине [Электронный ресурс] / М. А. Суботялов, В. Ю. Дружинин // Медицина и образование в Сибири : электронный научный журнал. — 2012. — № 3. — Режим доступа : http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=736
5. Холмовская М. Б. Хронологическая таблица основных событий и фактов в истории фтизиатрии (5000 лет до н.э. — 1998 г.) / М. Б. Холмовская. — М., 1999. — 84 с.
6. Caraka-saṁhitā. Agniveśa`s treatise refined and annotated by Caraka and redacted by Dṛḍhabala / Caraka-saṁhitā ; Text with English translation ; Editor-translator prof. Priyavrat Sharma. — Vol. 1. Varanasi : Chaukambha Orientalia, 2001. — 544 p.
7. Mani Vettam. Purāṇic Encyclopaedia. A Comprehensive Dictionary with Special Reference to the Epic and Purāṇic Literature. — Delhi : Motilal Banarsidass, 1975. — 922 p.
8. Roberts, Charlotte A. The bioarcheology of tuberculosis: a global view on a reemerging disease / Charlotte A. Roberts and Jane E. Buikstra. — University Press of Florida, 2003. — 343 p.
9. The Nāmalingānuśāsana (Amarakosha) of Amarasimha. With the Commentary (Vyākhyāsudhā or Ramāśramī) Of Bhānuji Dīkshit. Bombay, 1929. — 535 p.
IDEA OF TUBERCULOSIS IN TRADITIONAL AYURVEDIC MEDICINE (BASED ON «CHARAKA-SAMHITA»)
V. N. Pryakhina1, V. Y. Druzhinin1, M. А. Subotyalov2
1SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk c.) 2FSEI HPE «Novosibirsk State Pedagogical University» (Novosibirsk c.)
The ideas of tuberculosis nature, stated in texts of Ancient India, and first of all in «Charaka-samkita» that is the treatise of the traditional ayurvedic medicine which has finally developed by the I-II century AD are described in this work. The reasons, progress of disease, clinical manifestations, the forecast of disease and treatment elements, according to sources are specified.
Keywords: medicine history; ayurvedic medicine; phthisiology history; tuberculosis; Sanskrit; Charaka-samhita.
About authors:
Pryakhina Valentina Nikolaevna — candidate of medical sciences, assistant professor of phthisiopulmonology at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 338-05-29, e-mail: subotyalov@yandex.ru
Subotyalov Mikhail Albertovich — candidate of biological sciences, assistant professor at FSEI HPE «Novosibirsk State Pedagogical University», office phone: 8 (383) 375-11-08, e-mail: subotyalov@yandex.ru
Druzhinin Vladimir Yurevich — assistant of normal physiology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: edenmoony@mail.ru
List of the Literature:
1. Atkharvaveda (Shaunaka): in 3 V. V. 1, book of I-VII / the translation from ved. intr. Art., comment. and enc. T. Y. Elizarenkova; Institute of oriental studies. — M: East. litas. 2005 . — 573 P.
2. Mahabharata. Book 9. Shalyaparva / Prod. prep. V. I. Kalyanov. — M: Ladomir, 1996. — 352 P.
3. Sorokina T. S. Medicine history: textbook for students of high medical institutions / T. S. Sorokina. — 9th prod., ad. — M: Publishing center «Akademy», 2009. — 560 P.
4. Subotyalov M. A. Dietology in traditional ayurvedic medicine [electronic resource] / M. A. Subotyalov, V. Y. Druzhinin // Medicine and education in Siberia: electronic scientific magazine. — 2012 . — № 3. — Access mode: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=736
5. Kholmovsky M. B. The chronological table of the main events and the facts in the history of phthisiology (5000 years BC — 1998) / M. B. Kholmovskaya. — M, 1999. — 84 P.
6. Caraka-saṃhitā. Agniveśa`s treatise refined and annotated by Caraka and redacted by Dṛḍhabala / Caraka-saṃhitā ; Text with English translation ; Editor-translator prof. Priyavrat Sharma. — Vol. 1. Varanasi : Chaukambha Orientalia, 2001. — 544 p.
7. Mani Vettam. Purāṇic Encyclopaedia. A Comprehensive Dictionary with Special Reference to the Epic and Purāṇic Literature. — Delhi : Motilal Banarsidass, 1975. — 922 p.
8. Roberts, Charlotte A. The bioarcheology of tuberculosis: a global view on a reemerging disease / Charlotte A. Roberts and Jane E. Buikstra. — University Press of Florida, 2003. — 343 p.
9. The Nāmalingānuśāsana (Amarakosha) of Amarasimha. With the Commentary (Vyākhyāsudhā or Ramāśramī) Of Bhānuji Dīkshit. Bombay, 1929. — 535 p.