Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Аюрведическая медицина, диагностика
Диагностика в традиционной аюрведической медицине.
Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. , преподаватель аюрведы для врачей М.А. Суботялов, врач, специалист по традиционной аюрведе В.Ю. Дружинин
Книга по теме: Изучаем Аюрведу легко и просто. М. А. Суботялов. Философская Книга
В настоящих тезисах описаны методы диагностики, традиционно используемые в аюрведической медицине и приведённые в источнике «Аштангахридайа Самхита».
Ключевые слова: история медицины, Аюрведа, санскрит, медицинские источники.
В традиционных медицинских системах, одной из которых является Аюрведическая медицина (āyurveda), главную роль по-прежнему играет постановка диагноза врачом без привлечения каких-либо дополнительных средств. Как о научной дисциплине, об Аюрведической медицине можно говорить с момента появления крупнейших медицинских трактатов «Чарака Самхита» (Carakasahitā), «Сушрута Самхита» (Suśrutasahitā) и «Аштангахридайя Самхита» (Aāgahdayasahitā).
Каждый из них, включает обширный материал по диагностике и заслуживает особого изучения. Особое внимание хочется обратить на труд «Аштангахридайя Самхи-
та», который является одним из авторитетнейших трактатов по Аюрведической медицине [1].
В «Аштангахридайя Самхите» (Сутрастхана, 1.22) описаны основные принципы диагностики: darśana-sparśana-praśnai parīketa carogiam || 22a ||. «Больного (rogi) следует обследовать посредством осмотра (darśana), пальпации (sparśana) и опроса (praśna)». Такой тип диагностики называется «трёхгранное обследование» (trividha parīka).
По традиции пациенты приходят к Аюрведическому врачу ранним утром до завтрака, а накануне вечером не принимают никаких стимулирующих веществ. С помощью осмотра врач может отметить различные симптомы, такие как кашель (kāsa), непроизвольное мочеиспускание (meha) и т.д. Аюрведический врач анализирует внешний вид пациента (ākti), цвет кожи (vara), её бледность (śukla) или желтушность (pīta), обращая внимание на полноту (upacaya) или истощение пациента (chāyā), оценивает положение пациента (sasthāna), размеры и симметричность отдельных частей тела (pramāa), осматривает выделения пациента – фекалии (vi), мочу (mūtra), рвотные массы (cchardi) [2].
К пальпации относится любой метод, основанный на прикосновении к пациенту руками (hasta-kāya-sparśana). Пальпация включает исследование
пульса (nāī), оценку относительной теплоты или холодности тела, жесткости, мягкости или огрубелости кожи. Позволяет установить лихорадочные
состояния (jvara), увеличение лимфоидных органов брюшной полости (gulma), наличие поверхностных или глубоко расположенных абсцессов
(vidradhi). Наиболее важную роль играет изучение пульса, которое было впервые включено в Аюрведу Шарнгадхарой (Śārgadhara) [3], хотя существуют некоторые свидетельства, заставляющие предположить, что оно применялось уже в медицине сиддхов.
Опрос может включать слушание звуков тела, в том числе биения сердца, дыхательных шумов и прочих звуков, появляющихся из-за расстройств и болезней. Однако большая часть опроса заключается в расспросе пациента. Это позволяет установить наличие важных симптомов, таких как отсутствие аппетита (arocaka), острую боль (śūla), услышать голос пациента (śabda), что может служить определённым прогностическим признаком, узнать о функции пищеварительного тракта (koha), что необходимо для правильного выбора дозы и лекарственных форм, а также о качестве сна (svapna). Опрос включает в себя получение информации о ранее перенесённых заболеваниях (janmāmaya), образ жизни (pravtti), данных рождения (nakatra), любимых или ненавистных объектах, что может быть важным для
установки диагноза [2].
В голосе пациента врач старается различить стоящую за словами искренность или же ее отсутствие. Больной, искренне стремящийся к выздоровлению, и больной, не вполне уверенный, действительно ли он хочет поправиться, будут по-разному реагировать на лечение.
Таким образом, в аутентичных источниках традиционной Аюрведической медицины представлен чёткий алгоритм медицинской диагностики. Эта информация представляется актуальной до сих пор.
Литература.
1. Vāgbhaa’s Aāga Hdayam, translated by К. R. Srikantha Murthy, vol.
1. - Krishnadas Academy: Varanasi, India, 1991.
2. The Astāngahdaya. A Compendium Of The Ayurvedic System, Composed By Vāgbhaa With the Commentaries (Sarvāngasundarā) of Arunadatta and (Āyurvedarasāyana)
of Hemādri. Bombay, 1939.
3. Ramachandra S.K. Rao. Encyclopaedia of Indian Medicine: Clinical examination
and diagnostic methods, Vol. 3. Popular Prakashan, 2005.
Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. , преподаватель аюрведы для врачей М.А. Суботялов, врач, специалист по традиционной аюрведе В.Ю. Дружинин
Книга по теме: Изучаем Аюрведу легко и просто. М. А. Суботялов. Философская Книга
В настоящих тезисах описаны методы диагностики, традиционно используемые в аюрведической медицине и приведённые в источнике «Аштангахридайа Самхита».
Ключевые слова: история медицины, Аюрведа, санскрит, медицинские источники.
В традиционных медицинских системах, одной из которых является Аюрведическая медицина (āyurveda), главную роль по-прежнему играет постановка диагноза врачом без привлечения каких-либо дополнительных средств. Как о научной дисциплине, об Аюрведической медицине можно говорить с момента появления крупнейших медицинских трактатов «Чарака Самхита» (Carakasahitā), «Сушрута Самхита» (Suśrutasahitā) и «Аштангахридайя Самхита» (Aāgahdayasahitā).
Каждый из них, включает обширный материал по диагностике и заслуживает особого изучения. Особое внимание хочется обратить на труд «Аштангахридайя Самхи-
та», который является одним из авторитетнейших трактатов по Аюрведической медицине [1].
В «Аштангахридайя Самхите» (Сутрастхана, 1.22) описаны основные принципы диагностики: darśana-sparśana-praśnai parīketa carogiam || 22a ||. «Больного (rogi) следует обследовать посредством осмотра (darśana), пальпации (sparśana) и опроса (praśna)». Такой тип диагностики называется «трёхгранное обследование» (trividha parīka).
По традиции пациенты приходят к Аюрведическому врачу ранним утром до завтрака, а накануне вечером не принимают никаких стимулирующих веществ. С помощью осмотра врач может отметить различные симптомы, такие как кашель (kāsa), непроизвольное мочеиспускание (meha) и т.д. Аюрведический врач анализирует внешний вид пациента (ākti), цвет кожи (vara), её бледность (śukla) или желтушность (pīta), обращая внимание на полноту (upacaya) или истощение пациента (chāyā), оценивает положение пациента (sasthāna), размеры и симметричность отдельных частей тела (pramāa), осматривает выделения пациента – фекалии (vi), мочу (mūtra), рвотные массы (cchardi) [2].
К пальпации относится любой метод, основанный на прикосновении к пациенту руками (hasta-kāya-sparśana). Пальпация включает исследование
пульса (nāī), оценку относительной теплоты или холодности тела, жесткости, мягкости или огрубелости кожи. Позволяет установить лихорадочные
состояния (jvara), увеличение лимфоидных органов брюшной полости (gulma), наличие поверхностных или глубоко расположенных абсцессов
(vidradhi). Наиболее важную роль играет изучение пульса, которое было впервые включено в Аюрведу Шарнгадхарой (Śārgadhara) [3], хотя существуют некоторые свидетельства, заставляющие предположить, что оно применялось уже в медицине сиддхов.
Опрос может включать слушание звуков тела, в том числе биения сердца, дыхательных шумов и прочих звуков, появляющихся из-за расстройств и болезней. Однако большая часть опроса заключается в расспросе пациента. Это позволяет установить наличие важных симптомов, таких как отсутствие аппетита (arocaka), острую боль (śūla), услышать голос пациента (śabda), что может служить определённым прогностическим признаком, узнать о функции пищеварительного тракта (koha), что необходимо для правильного выбора дозы и лекарственных форм, а также о качестве сна (svapna). Опрос включает в себя получение информации о ранее перенесённых заболеваниях (janmāmaya), образ жизни (pravtti), данных рождения (nakatra), любимых или ненавистных объектах, что может быть важным для
установки диагноза [2].
В голосе пациента врач старается различить стоящую за словами искренность или же ее отсутствие. Больной, искренне стремящийся к выздоровлению, и больной, не вполне уверенный, действительно ли он хочет поправиться, будут по-разному реагировать на лечение.
Таким образом, в аутентичных источниках традиционной Аюрведической медицины представлен чёткий алгоритм медицинской диагностики. Эта информация представляется актуальной до сих пор.
Литература.
1. Vāgbhaa’s Aāga Hdayam, translated by К. R. Srikantha Murthy, vol.
1. - Krishnadas Academy: Varanasi, India, 1991.
2. The Astāngahdaya. A Compendium Of The Ayurvedic System, Composed By Vāgbhaa With the Commentaries (Sarvāngasundarā) of Arunadatta and (Āyurvedarasāyana)
of Hemādri. Bombay, 1939.
3. Ramachandra S.K. Rao. Encyclopaedia of Indian Medicine: Clinical examination
and diagnostic methods, Vol. 3. Popular Prakashan, 2005.