Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Татастха - лакшана бхакти - второстепенные свойства преданного служения
Татастха-лакшана бхакти - второстепенные свойства преданного служения.
Из книги «Бхакти-таттва-вивеха». Бхактивинода Тхакур
К татастха-лакшане (второстепенным, «пограничным» свойствам) бхакти относится отсутствие каких бы то ни было желаний, кроме желания доставлять удовольствие Кришне (анйабхилашита-шунйам), и полная свобода от влияния гьяны и кармы (джнана-кармадй анавритам).
Вишну-бхакти правакшйами йайа сарвам авапйате. В этом стихе из «Бхакти-сандарбхи» описываются пограничные свойства бхакти. Здесь говорится о том, что практика вишну-бхакти может даровать дживе исполнение любых ее желаний. Желание обрести что-либо называется на санскрите абхилаша. Отсюда не следует делать вывод, что нужно отказаться от всех желаний, в том числе и от желания достичь совершенства в бхакти. Когда преданный думает: «Я хочу погрузиться в практику садхана-бхакти, чтобы достичь уровня бхавы», — такое желание очень похвально, и от него не следует отказываться, однако все прочие желания нужно отвергнуть. Есть два вида посторонних желаний: стремление к чувственным удовольствиям (бхукти) и стремление к освобождению (мукти). В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.22) Шрила Рупа Госвами говорит:
«Пока в сердце преданного живут два привидения — стремление к бхукти и мукти, — он не испытает и крупицы того чистого счастья, которое приносит практика сварупа-сиддха-бхакти». (К сварупа-сиддха-бхакти относятся усилия тела, речи и ума, такие, как шравана, киртана, смарана и т. д., а также проявления духовных эмоций, возникающих на уровне бхавы и выше, которые направлены исключительно на удовлетворение Шри Кришны и полностью свободны от влияния кармы и гьяны.)
К бхукти причисляются любые усилия, направленные на удовлетворение своего тела и ума, например, чрезмерная забота о здоровье, желание вкусно поесть, стремление быть сильным, иметь власть, богатство, последователей, хорошую жену и детей, победить своих противников и прославиться. Желание родиться в следующей жизни в царской семье или в семье брахмана, попасть на райские планеты или на Брахмалоку, или обрести любые другие виды счастья после смерти — все это также относится к бхукти, равно как и стремление практиковать вось миступенчатую йогу, чтобы развить восемь или восемнадцать видов мистических совершенств. Стремление к бхукти делает дживу уязвимой для шести врагов, главные из которых — вожделение и гнев. В ее сердце проникает зависть и полностью завладевает им. Поэтому, чтобы достичь уровня шуддха-бхакти, необходимо навсегда отказаться от стремления к бхукти. Чтобы избавиться от него, обусловленной душе не нужно пытаться отринуть объекты чувств, удаляясь в лес. Для этого недостаточно уединиться в лесу или надеть одежды санньяси. Тот, в чьем сердце живет бхакти, может оставаться дома, окруженный объектами чувств, и при этом не испытывать к ним никакой привязанности. Только такой преданный способен избавиться от стремления к бхукти. Поэтому в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.254–256) Шрила Рупа Госвами говорит:
ручим удвахатас татра
джанасйа бхаджане харех
вишайешу гариштхо ’пи
рагах прайо вилийате
анасактасйа вишайан
йатхархам упайунджатах
нирбандхах кришна-самбандхе
йуктам ваирагйам учйате
прапаuчикатайа буддхйа
хари самбандхи вастунах
мумукшубхих паритйаго
ваирагйам пхалгу катхйате
Когда у дживы развивается вкус к кришна-бхаджане, ее привязанность к объектам чувств постепенно ослабевает. Проникнувшись духом отрешенности, такая душа принимает лишь те объекты чувств, которые необходимы ей для жизни. Она видит, что все эти объекты связаны с Кришной, и поступает с ними соответствующим образом. Это называется юкта-вайрагья. А если кто-то, стремясь освободиться от материального рабства, отвергает все объекты чувств, считая их иллюзорными, такое отречение называется пхалгу, бессмысленным. Обусловленная джива не способна полностью избегать соприкосновения с объектами чувств, но, когда она перестает смотреть на них как на источник наслаждения и видит их в связи с Кришной, ее взаимодействие с ними уже не является чувственным удовольствием. Рупа (форма), раса (вкус), гандха (запах), спарша (прикосновение) и шабда (звук) — таковы пять объектов чувств.
Мы должны стараться видеть весь мир в связи с Кришной. Это значит, что надо на все души смотреть как на слуг и служанок Кришны, сады и реки видеть как места развлечений Кришны, всю пищу видеть как подношение Кришне, во всех ароматах чувствовать благоухание кришна-прасада и сперва давать насладиться ими Кришне, все, к чему мы прикасаемся, видеть в связи с Кришной и слушать только хари-катху, повествования о развлечениях Кришны и деяниях Его великих преданных. Тот, кто научился смотреть на мир подобным образом, видит, как все объекты чувств непосредственно связаны с Бхагаваном. Если же преданный пытается сам наслаждаться объектами чувств, это усиливает в его сердце стремление к бхукти и в конце концов уводит его с пути преданного служения. С другой стороны, стараясь использовать все объекты этого мира для служения Кришне, преданный целиком избавляется от стремления к бхукти, и тогда в его сердце проявляется шуддха-бхакти.
Помимо стремления к бхукти, необходимо избавиться и от стремления к мукти. Здесь следует обратить внимание на несколько важных принципов. В шастрах упоминается пять видов мукти:
«[Шри Капиладева сказал:] Моя дорогая мать! Даже если Моим чистым преданным предложить любой из пяти видов освобождения (салокья, саршти, сарупья, самипья и экатва), они никогда не примут его, ибо целиком посвятили себя трансцендентному любовному служению Мне». (Бхаг., 3.29.13)
Салокья-мукти дарует живому существу право поселиться в обители Бхагавана, саршти-мукти позволяет обрести богатство, равное богатству Бхагавана, самипья-мукти дарует возможность стать одним из приближенных Бхагавана, а сарупья-мукти — получить четырехрукое тело, в точности как у Бхагавана Вишну. Экатва означает саюджья-мукти (слияние с Абсолютом). Оно бывает двух видов: брахма-саюджья и ишвара-саюджья. Тот, кто идет путем брахма-гьяны, пытаясь постичь безличный аспект Абсолютной Истины, достигает брахма-саюджьи, слияния с Брахманом. К этому также ведет особый метод, описанный в шастрах. А тот, кто строго следует системе йоги Патанджали, приходит к ишвара-саюджье, растворению в теле Господа. Преданные отвергают оба эти вида освобождения. Иногда люди, считающие саюджью вершиной духовного совершенства, тоже пытаются следовать методу бхакти, однако их бхакти — сплошной обман, и рано или поздно они оставляют этот путь. Они не считают бхакти вечным занятием души: для них это лишь способ раствориться в Брахмане. По их мнению, после того как душа рас творяется в Брахмане, бхакти не существует. Поэтому, если искренний преданный попадает в общество таких людей, его бхакти чахнет. Шуддха-бхакти никогда не войдет в сердце того, кто считает саюджья-мукти высшим совершенством.
Что касается других видов мукти, в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.55–57) Шрила Рупа Госвами говорит:
«Хотя преданные не принимают ни одного из пяти упомянутых выше видов освобождения, четыре из них (салокья, самипья, сарупья и саршти) не вступают в явное противоречие с принципами бхакти. В зависимости от адхикары преданного эти четыре типа мукти принимают две формы: сва-сукха-айшварья-прада-накари (освобождение, дарующее духовное счастье и богатство) и према-сева-праданакари (освобождение, дарующее трансцендентное любовное служение Бхагавану). Обретя один из этих четырех видов освобождения, душа попадает на планеты Вайкунтхи и получает право наслаждаться неземным счастьем и прочими благами духовного мира. Преданные слуги Господа ни при каких обстоятельствах не соглашаются на такое освобождение. Преми-бхакты, или преданные, исполненные чистой любви к Бхагавану, вообще не признают ни один из пяти видов мукти». Таким образом, чистые преданные свободны даже от тени стремления к освобождению. Это относится к аньябхилашита-шунья, что значит быть свободным от всех желаний, помимо желания доставлять удовольствие Кришне. Таково одно из пограничных свойств бхакти (татастха-лакшана).
Другое пограничное свойство — быть свободным от любых посторонних желаний, таких, как стремление к карме и гьяне. В словосочетании джнана-кармади слово ади («и прочие») указывает на практику аштанга-йоги, вайрагья-санкхья-йоги и на выполнение обязанностей, предписанных для того или иного сословия или уклада жизни. Мы уже говорили, что бхакти — это действия и усилия, направленные на удовлетворение Кришны. Живое существо духовно по природе, Кришна тоже духовен и бхакти-вритти, или настроение чистой преданности, благодаря которому джива устанавливает вечные отношения с Кришной, тоже духовно. Только когда джива утверждается в своем истинном, чистом, положении, в ее преданном служении проявляется основное свойство (сварупа-лакшана) бхакти. В этом состоянии татастха-лакшана бхакти уже не может проявиться. Пока джива ведет обусловленную жизнь в материальном мире, наряду с ее сварупой, изначальным, высшим «я», присутствуют два ее пограничных «я»: грубое и тонкое материальные тела. С их помощью джива пытается осуществить в этом мире свои разнообразные желания.
Поэтому, знакомя читателя с учением о шуддха-бхакти, мы сочли необходимым объяснить принцип аньябхилашита-шуньям, означающий свободу от любых желаний, кроме желания доставлять удовольствие Кришне. Вдуховном мире провозглашать этот принцип нет нужды. Когда джива погружается в океан материального бытия и запутывается в сетях внешней деятельности, она становится жертвой болезни подназванием «забвение Кришны». Постепенно жестокие страдания, вызванные этой болезнью, пробуждают в дживе желание вырваться из океана материального бытия. Тогда живое существо начинает сокрушаться: «Как же мне не повезло! Я упал в безбрежный океан материального бытия, где меня постоянно швыряют из стороны в сторону волны моих порочных желаний. То и дело на меня нападают свирепые крокодилы — вожделение, гнев и другие пороки. Беспомощный, я оплакиваю свою жалкую участь. У меня нет никакой надежды на спасение. Что же мне делать? Неужели никто не сжалится надо мной? Неужели меня невозможно спасти? О горе мне! Как же быть? Как спастись? Мое положение безвыходно. Горе мне, горе! Почему я такой неудачливый?» Вконец отчаявшись, живое существо в изнеможении замолкает.
Видя страдания дживы, всемилостивый Шри Кришна сажает в ее сердце бхакти-лата-биджу, семя лианы преданности. Оно проявляется как шраддха (вера) и содержит в себе зачатки бхавы, то есть будущий росток божественной любви к Бхагавану. Поливаемое водой слушания, повторения и других видов бхакти, это семя прорастает, затем появляются листья, и наконец оно превращается в прекрасную цветущую лиану. И когда в конце концов дживе выпадает особая удача, ее бхакти-лата приносит плод премы.