Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Панчаратра - храмовое поклонение Божеству
Панчаратра - храмовое поклонение Божеству
Из книг Шри Чайтанья Чаритамрита
Очень древнее учение Панчаратры сопровождает гимн Риг-Веды, называющийся Пуруша-сукта, и представляющий собой доказательство Вайшнавской философии Вед. В Шатапаха Брахмане (13.6.1), написано, что Нараяна открыл вид жертвоприношения, именуемого панчаратра, и совершил его. Это писание является частью Ведических Брахман, описывающих обряды и церемонии. Ритуальные методики Панчаратры не могут быть выдуманы или открыты кем-то, только Бог может дать наставления, содержащиеся в Панчаратрах. Более того, обряды Панчаратрики основываются на ведических текстах.
«Великие ачарьи прошлого признают Панчаратра-шастры подлинными ведическими писаниями. Такие писания не являются порождением гун страсти и невежества. И потому сведущие ученые и брахманы всегда ссылаются на сатвата-самхиты. Изначальным рассказчиком этих писаний является Сам Нараяна, Верховная Личность Бога. Подтверждение этому приводится в Мокша-дхарме (349.68), являющейся частью Шанти-парвы Махабхараты. Мудрецы, достигшие освобождения, такие, как Нарада и Вьяса, свободные от четырех недостатков обусловленных душ, занимаются распространением этих писаний... Нет никого отвратительнее недобросовестных комментаторов и так называемых учителей, умышленно извращающих смысл Панчаратра-сутр, дабы опровергнуть представленные в ней ограничения».
В комментарии к Чаитанья-чаритамрите Шрила Прабхупада объясняет, как описание чатур-вьюхи, приведенное в Панчаратре, является камнем приткновения для монистов. Там же Шрила Прабхупада представляет и опровергает, один за другим, доводы, противопоставленные Шанкарачарьей. В своем комментарии на Веданта-сутру, известном как Шри-бхашья, Шрипада Рамануджачарья также показывает несостоятельнось утверждений Шанкары. Шри Рамануджачарья объясняет, что он приравнивает Панчаратру к философии атеиста Капилы, пытаясь доказать, что и та и другая противоречат ведическим догмам. Сатвата-панчаратры являются дополнением к Ведам, и также, как и Веды, исходят из дыхания Бога, Нараяны. И Панчаратра и Веданта-сутра выражают одни и те же идеи. Поэтому Шри Чаитанья Махапрабху подтверждает, что между ними не существует разногласия.
Панчаратры признаны Рамануджачарьей, Мадхвачарьей и Чаитаньей Махапрабху. Описание экспансий Вишну, содержащееся в них, устанавливает Его верховное положение.
В Панчаратрах также объясняются вайшнавская дикша и этикет, и даются предписания по сооружению храма, установлению арча-виграхи Господа, поклонения Ему и т. д.
Махабхарата и Шримад-Бхагаватам (непосредственный комментарий на Веданта-сутру), также написанные Вьясадевой часто адресуют нас к Панчаратрам. Нарада стал автором Нарада-панчаратры - толкования Вед с точки зрения преданного служения Господу. Эта Нарада-панчаратра способна освободить от пут кармы даже тех, для кого кармическая деятельность представляет единственный интерес в жизни. Нарада дает руководство людям мира, каким образом они, через свою деятельность, могут выйти на путь духовного восхождения. В этом, как объясняет Шрила Прабхупада и заключается метод Панчаратры: «Для того, чтобы излечиться от несварения желудка, вызванного злоупотреблением молочными блюдами, врач прописывает больному принимать простоквашу, которая является ни чем иным, как видоизмененным молоком...»
Из книги «Панчаратра Прадипа» (издана ИСККОН GBC Пресс)
Принципы Панчаратры приложимы к любому Вайшнаву, независимо от его социального статуса. Система панчаратрики абсолютно авторитетна и непреложна в практике трансцендентного преданного служения. Эта система практична и доступна в век вражды. В эту современную эпоху панчаратра более важна, чем Веданта. (Шримад-бхагаватам 1.5.38, комментарий) Вайшнавы рассматривают 108 текстов Панчаратры как авторитетные, что касается инициации, ежедневных обязанностей, поклонения Божествам, поведения, характера преданных, установки Божеств, строительства Храмов. Шрила Санатана Госвами и Шрила Гопала Бхатта Госвами по указанию Шри Чайтанйи Махапрабху составили книгу по Вайшнавским стандартам, называемую Хари-бхакти-виласа, основанной на Панчаратре и множестве других текстов. Все истинные последователи Господа Чайтанйи принимают Хари-бхакти-виласу как авторитетный труд в том, что касается арчаны, как поклонения Божествам. Преданных, занимающихся служением с верой и любовью, вдохновляет Сам Верховная Личность Бога. Вайшнавов ничуть не заботит ритуалистическая практика смарта-брахманов. Поэтому Шрила Санатана Госвами составил Хари-бхакта-виласу для того, чтобы дать надлежащее руководство вайшнавам, которые никогда не следуют практике смарта-видхи. (Бхаг.8.20.14, комментарий). Шрила Прабхупада установил принципы поклонения Божествам для всего мира, как существенную часть практики движения Сознания Кришны.
Зачем поклоняться Божествам?
Шрила Рупа Госвами назвал 64 вида деятельности, благодаря которым преданный на начальной стадии преданного служения (вайдхи-садхана-бхакти) имеет возможность занять все свои чувства в служении Господу. Среди них он выделил 5 основных: 1. Слушание Шримад-Бхагаватам. 2. Общение с продвинутыми преданными. 3. Жизнь в святом месте, таком как Матхура. 4. Повторение Святого Имени Господа. 5. Служение Господу в форме Божества с великой верой. Выполнение этих принципов приводит к быстрому прогрессу в преданном служении, кульминацией которого является чистая любовь к Кришне. Сила этих пяти принципов удивительна, и это трудно не заметить. Даже без веры в них человек, не совершающий оскорблений, может проявить в себе дремлющую любовь к Кришне, просто будучи незначительно связанным с ними. (Чайтанйя-чаритамрита, Мадхйа-лила 22.133, цитата из Бхакти-расамрита-синдху) По крайней мере 35 из оставшихся 59 видов деятельности непосредственно связаны с поклонением Господу в форме Божества (арча-виграха). Поэтому последний из 5 видов (поклонения Божествам) особенно важен, т.к. он включает широкий диапазон видов деятельности, которые преданный выполняет ежедневно. Фактически только этот вид деятельности, арчана, сам распространяется на 64 вида деятельности, многие из которых, в свою очередь, имеют соответствующие им виды среди 64 анг, составляющих преданное служение.
Господь пребывает в форме Божества
Шрила Рупа Госвами подчеркивает, что преданным необходимо поклоняться Божеству с полной верой: Следует поклоняться лотосным стопам Божеств с полной верой и любовью. (Чайтанйа-чаритамрита, Мадхйа-лила 22.130, цитата из Бхакти-расамрита-синдху) Вера и любовь зависят от правильного понимания сущности Божества: О мой дорогой Господь, Ты не изваяние; Ты есть Сам сын Махараджи Нанды. (Чайтанья-чаритамрита, Мадхйа 5.96) По Своей беспричинной милости Господь являет Себя в форме арча-виграха так, чтобы обусловленные души могли видеть Его и поклоняться Ему. Поклоняясь арча-виграхе, обусловленные души смогут задействовать все свои чувства в преданном служении. Следуя принципам садхана-бхакти с энтузиазмом и соблюдая все регулирующие принципы арчаны, преданные культивируют понимание того, что Кришна непосредственно пребывает в Своей форме Божества. Шрила Прабхупада говорит в Шримад-Бхагаватам 4.12.17, комментарий: Поклонение арча-виграхе - это не идолопоклонничество. Арча-виграха есть воплощение Господа в форме, доступной пониманию преданного. Поэтому преданные в храме поклоняются Господу как арча- виграхе, форме, которая состоит из стхулы (материальных объектов),таких как камня, металла, дерева, драгоценностей или изображения. Все это называется стхула, или физическое проявление. Так преданные следуют регулирующим принципам поклонения. Даже если Господь представлен в физической форме, Он не отличен от Своей изначальной духовной формы. Таким образом, преданные получают благо, достигая конечной цели жизни, т.е. полностью погружаясь в размышления о Господе.
Определение и цель арчаны
Регулируемое поклонение арчана-видхе есть один из девяти процессов преданного служения, которые Прахлада Махараджа перечисляет в Шримад-Бхагаватам. Рупа Госвами дает четкое определение арчаны в Бхакти-расамрита- синдху (1.37.137). Арчана есть предложение атрибутов поклонения (упачар) вместе с мантрой после выполнения предварительных очищающих действий пурванга-крама, таких как бхута-шудхи и нйаса. В соответствии с определением Рупы Госвами, поклонение Божествам включает в себя различные действия, некоторые из которых кажутся чисто техническими или даже "ритуалистическими". Но если четко представлять себе цель поклонения Божествам, то различные аспекты арчаны, включая различные разнообразные технические правила и регуляции, будут пониматься в соотношении с этой целью, которая заключается в том, чтобы удовлетворить Верховную Личность Бога. Если мы поймем значение арчаны - а именно строгое и регулируемое оказание почтения и служение Господу - тогда мы с твердой верой обретем понимание арчаны, с энтузиазмом выполняя предписанные очищающие процедуры, предлагая различные параферналии, поклоняясь Господу. Тогда мы достигнем цели поклонения - любви к Господу. Следуя по стопам Шрилы Рупы Госвами, Шрила Прабхупада дал исчерпывающие указания, касающиеся принципов арчаны, как в книгах, так и в личных наставлениях ученикам. Он также указал на множество деталей поклонения Божествам для того, чтобы преданные им следовали. Все эти подробные правила должны помочь преданным сконцентрироваться на основном правиле преданного служения, как утверждается в Падма-пуране: смартавйах сататам вишнур висмартавйо на джатучит сарве видхи-нишедхах сйур этайор эва кинкарах. Господа Вишну (или Кришну) следует помнить всегда и ни на мгновение не забывать о Нем. Все правила и запреты, упоминаемые в шастрах, служат этим двум принципам.
Панчаратрика-видхи и Бхагавата-видхи
Господь Чайтанйа учил, что основным методом познания Бога в век Кали является слушание и воспевание святых имен Господа. Таким образом, хари-нама-киртана есть сущность всех практик, посредством которой можно постоянно помнить о Кришне. И, тем не менее, хотя преданные могут достичь совершенства, просто прибегнув под защиту Святого Имени, авторитеты советуют нам занять себя поклонением Божествам, в качестве вспомогательной садханы в дополнение к киртану, так как арчана способствует уменьшению материальных загрязнений и проявлений непреданности. Также она умиротворяет материально возбужденный ум, так как занимает все наши чувства в непосредственном служении Всепривлекающей Личности Господа. Шрила Прабхупада пишет: Иногда преданные-неофиты полагают, что могут продолжать шравана-киртана процесс без поклонения Божествам, но практика шравана-киртана предназначена для высокопродвинутых преданных, таких как Харидас Тхакур, который практиковал процесс шравана-киртана, не поклоняясь Божествам. Однако нам не следует искусственно имитировать Харидаса Тхакура и отказываться от поклонения Божествам, просто пытаясь практиковать шравана-киртана. (Ч.ч., Мадхйа 19.152, комментарий) Поклонение Божествам необходимо продолжать вместе с слушанием и повторением. Все мантры наделены определенным могуществом, с помощью которого преданный-грихастха может прогрессировать. Но если повторять Святое Имя Господа, то можно получить результат повторения намах (т.е. мантр Божеств) многократно. Повторяя Святое Имя Господа, можно достичь платформы любви к Богу. Отсюда возникает вопрос, что необходимо для того, чтобы получить инициацию (благодаря которой получаешь мантры Божеств)? Ответ заключается в том, что хотя повторения Святого Имени достаточно для прогресса в духовной жизни и достижения любви к Богу, тем не менее каждый подвержен загрязнению, так как находится в материальном теле. Поэтому большое внимание уделяется арчана-видхи. Таким образом, следует регулярно практиковать как процесс бхагавата, так и процесс панчаратрики. (Бхаг. 7.5.28, комментарий) Храмовое поклонение делает особый акцент на ваидхи-бхакти, предусматривающий выполнение строгих правил, которые формируют основу для панчаратрика-видхи. Панчаратрика-видхи идет бок о бок с бхагавата-видхи, в которой распространение славы Господа и повторение Его Святого Имени преобладает. Когда у преданного развивается естественная привязанность к служению Господу и Его Святому Имени, понимание правил панчаратрика-видхи становится зрелым. Затем, хотя он и пребывает на платформе рагануга-бхакти, он следует правилам панчаратрика-видхи в публичном храмовом поклонении, при котором Господу поклоняются как Верховной Личности Бога. Шрила Прабхупада объясняет связь между панчаратрика - и бхагавата-видхи в комментариях к Шримад-Бхагаватам: Господу Нарайане поклоняются посредством панчаратрика-видхи или регулирующих принципов, в то время как Господу Кришне поклоняются посредством бхагавата-видхи. Невозможно поклоняться Господу посредством бхагавата-видхи и не придерживаться принципов панчаратрика-видхи. Хотя Божества могут быть и Радха-Кришна виграха, поклонение неофита принимается как поклонение Лакшми-Нарайане. Поклонение в соответствии с панчаратрика-видхи называется видхи-марга, а поклонение в соответствии с бхагавата-видхи называется рага-марга. Если мы не будем следовать регулирующим принципам видхи- марга и различать оскорбления, то мы не сможем прогрессировать. ( Бхаг. 4.24.45-46, комментарий) Итак, с одной стороны, нам необходимо быть осторожными и не пренебрегать арчаной под предлогом того, что мы практикуем исключительно шравана и киртана, а с другой стороны, Рупа Госвами напоминает нам, что шравана и киртана - основные методы садханы. Пренебрегая регулярной практикой воспевания Святого Имени, нельзя ожидать прогресса в арчане. Ни одна из составляющих или аспектов бхакти не полноценна без повторения имени Господа подобно тому, как ни один орган тела не способен функционировать без присутствия души в теле. Нама-киртана - это жизнь и душа всех форм преданного служения. По этой причине тот, кто хочет поклоняться Божествам, должен строго следовать повторению определенного количества кругов ежедневно, в соответствии с указаниями духовного учителя. Тот, кто небрежен в садхане повторения, также будет пренебрегать поклонением Божествам. В одной из лекций Шрила Прабхупада сказал: «Если мы не будем заинтересованы в слушании и повторении, то получим то же самое: пустую формальность, и больше ничего, а постепенно и она не будет соблюдаться. Если мы не будем по- настоящему практиковать шраванам-киртанам, то все наши грандиозные сооружения - храмы - обернутся для нас непосильным бременем. Так что, если мы добиваемся именно этого - проблем в будущем - то просто прекратим слушание и воспевание, и будем сладко спать. Содержание храмов превратится в обузу - галаграха. Не шри-виграха, а гала-граха. Шри-виграха значит Божество, которому поклоняются, поэтому если мы прекратим шраванам-киртанам вишнох, это будет тождественно тому, как если бы наш Гуру Махарадж затянул нам петлю на шее: гала-граха. В этом опасность. Поэтому нам необходимо быть осторожным в выполнении шравана-киртана, в противном случае все наши труды - это просто напрасная трата сил. (лекция Шрилы Прабхупады, Майапур, 10 января 1974г.) Если мы будем внимательны в служении Святому Имени, то наше воспевание различных мантр во время арчаны станет эффективной частью процесса шравана-киртана, поскольку в мантрах - имена Господа и Его спутников, а также прославление Его качеств, игр и атрибутов. Шрила Прабхупада подытоживает сказанное о связи между повторением и арчаной в одном из писем: Я так рад, что вы проявляете большой интерес к поклонению Божествам, и такая деятельность должна сопровождаться регулярным повторением Святого Имени. В действительности регулярное повторение Святого Имени - душа всей нашей деятельности, и на этом фундаменте держится весь процесс преданного служения (письмо от 10 февраля 1970г.).
Качества, необходимые для выполнения арчаны
Панчаратра-Шастра четко определяет перечень предварительных качеств, которыми должен обладать человек, практикующий арчану. Происхождение и общественное положение не являются определяющими. Все, что необходимо - это твердая вера в Вишну или Кришну. Согласно авторитету Панчаратры, когда духовный учитель определяет, что ученик имеет квалификацию искренне верующего, он дает ученику вайшнавскую дикшу, также известную под названием панча-самскары, которая заключается в принятии вайшнавского имени, ношения вайшнавской тилаки и символов, получении вайшнавских мантр (тайных мантр, имеющих отношение к Вишну или Кришне) и изучении метода поклонения Божествам под руководством духовного учителя. Только тогда ученик достаточно квалифицирован, чтобы выполнять арчану. Безусловно, от преданного, инициированного посредством панчаратрика-мантр, ждут реального прогресса в преданном служении, а значительным побудительным мотивом для такого прогресса является возможность практиковать поклонение Божествам. Поскольку преданный – личный слуга Господа в храме, на нем лежит большая ответственность не только перед Божествами, но и перед всеми преданными, живущими в храме и перед гостями, посещающими храм. Если пуджари пренебрегает своими обязанностями, в храме будет упадок из-за того, что Господь не удовлетворен. Поэтому важно, чтобы привычки, манеры и этикет пуджари были вне критики. Шри Капиладева предостерегает нас от превращения храмового поклонения в средство поддержания менталитета неофита: Тот, кто поклоняется Господу в форме Божеств, но не знает о том, что Верховный Господь, как Параматма присутствует в сердце каждого живого существа, пребывает в невежестве и напоминает того, кто предлагает подношение пеплу. Моя дорогая мать, даже если он поклоняется в соответствии с ритуалом и параферналиями, но находится в неведении относительно Моего присутствия в сердце каждого живого существа, то никогда не удовлетворяет Меня поклонением Божествам в храме. ( Бхаг. 29.22,24)
Мы обретаем Кришну только через духовного учителя
Для того чтобы подняться над уровнем неофита, нам необходимо культивировать в себе смирение. Это значит, что, поклоняясь Божествам, мы должны полностью осознавать себя как смиренных помощников нашего духовного учителя. Другими словами, это духовный учитель поклоняется Божествам, а мы, только по его милости, помогаем ему. Какие бы процедуры мы ни выполняли - одеваем ли мы Божества, готовим ли, или проводим церемонию арати - мы выполняем все это от имени нашего духовного учителя. И именно духовный учитель вдохновляет нас и дает нам знание, как правильно выполнять служение, чтобы удовлетворить Господа. В Гурв-аштаке Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур ясно выражает эту мысль: Всегда занятый поклонением Шри Шри Радхе и Кришне в храме, духовный учитель вовлекает в него также своих учеников. Они облачают Божества в прекрасные одежды, надевают на Них украшения, моют Их храм и занимаются другими видами служения, поклоняясь таким образом Господу. В глубоком почтении я склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя. (Гурв-аштака 3)