Слава сыну Шачи, золотой луне Навадвипа-дхамы — Господу Шри Чайтанье Махапрабху; слава Шри Нитьянанде Прабху; слава Шри Гададхаре и Шривасе Пандиту; слава земле, вместившей в себя суть всех святых мест, месту явления Шри Чайтаньи — святой земле Навадвипы!
О преданные, теперь внимайте описанию Навадвипадхамы. В пределах тридцатидвухмильной границы Навадвипы бегут шестнадцать вечных потоков. У восточного берега главного русла Ганги стоят четыре острова, у западного его берега расположены еще пять островов. Между этих девяти островов проходят несколько рукавов Ганги, еще более усиливающих очарование сей святой земли. Вблизи Ганги несут свои воды нежная и красивая река Ямуна и божественно мелодичная Сарасвати. К востоку от Ямуны протекают три больших реки: Тамрапарни, Тритамала и Брахмапутра. Воды рек Сараюк, Нармады, Карери и Гомати, пересекаясь с другими потоками, стремительно бегут к реке Годавари; и область слияния всех этих рек есть место нахождения девяти островов Навадвипа-дхамы.
По воле Господа, порой эти реки пересыхают, порой они затопляют свои берега. По Его воле временами святые места сокрыты, а временами предстают взору людей. Подобным же образом и божественная обитель Господа, постоянно видимая счастливым душам, развертывает свои нескончаемые деяния, то появляясь в области восприятия, то вновь исчезая из глаз людей. Преданный обладатель сильного, глубоко искреннего стремления служить святой земле, всегда созерцает очами своей души реки и острова Навадвипы. Подобного рода зрение можно развить исключительно силой преданности.
Остров, лежащий при слиянии рек Ямуны и Ганги, Веды называют именем «Антардвипа». Именно здесь находится священное место, избранное Шри Чайтаньей для Своего явления в мир. О преданные, знайте — та святая область, что в священной обители Кришны, Голоке Вриндаване, известна как Махавана — это то же, что Майяпура, место рождения Шри Чайтаньи в Навадвипе. Весь духовный мир, состоящий из Шветадвипы, Вайкунтхи, Голоки и Вриндаваны, постоянно пребывает в пределах Навадвипа-дхамы. Все семь главных священных мест Айодхья, Матхура, Харидвара, Каши, Канчи, Аванти и Дварака — вечно присутствуют в различных районах Навадвипы, в точности как важнейшие страны мира бывают представлены в столице своими посольствами. Все это свершилось по воле Господа.
Врата Ганги, Харидвара, иначе известны под названием «Майяпура», и эта Майяпура Харидвары полностью присутствует в прославленной святыми писаниями Майяпуре Навадвипа-дхамы. Однажды посетивший Майяпуру с легкостью освобождается от оков майи; совершающий странствие по Майяпуре обнаружит, что сила майи отступает, отдаляется от него. Он уже никогда не примет рождение в материальном мире.
К северу от Майяпуры находится Симантадвипа: писания и святые подвижники объяснили, как совершать паломничество в эту область святой земли. Посетив Майяпуру в Антарадвипе, следует отправиться в Симантадвипу, а затем в Годрумадвипу, лежащую к югу от Майяпуры. Вслед за тем лучше направиться в Мадхьядвипу — таковы четыре острова у восточного берега Ганги.
По завершении этой части паломничества нужно с почтением пересечь Гангу, а затем, пройдя Коладвипу, следует посетить остров Ритудвипа. Повидав своими глазами неземное великолепие Джахнудвипы, паломник переходит к Модадрумадвипе и Рудрадвипе. На этом этапе странствия ему должно вновь переправиться через Гангу и вернуться в Майяпуру. Здесь, в храме Джаганнатхи Мишры и Шачидеви, паломнику следует сосредоточенно и с почтением посетить Божество Господа. Таков надлежащий порядок паломничества в Навадвипа-дхаму; следующий этому порядку обретет безграничное нематериальное блаженство.
Наилучшим временем для совершения паломничества в Навадвипа-дхаму признается период со святого дня Макара Саптами (приходящегося приблизительно на конец января) до полнолуния месяца Пхалгуна (соответствующего февралю-марту европейского календаря) — дня явления Шри Чайтаньи. Самые счастливые завершают свое паломничество посещением Майяпуры на святой день явления Шри Чайтаньи. Они достигают благодатной тени лотосных стоп Нитая и Чайтаньи, обретая, их милостью, способность воздавать преданное служение.
Здесь я кратко изложил правила паломничества в Навадвипу, и на всем протяжении этой книги я буду объяснять их подробно. Пожалуйста, прислушайтесь со вниманием: ведь всякий, обходящий сто шестьдесят восемь миль вокруг Гауда-мандалы — области удивительных деяний Шри Чайтаньи, — вскоре обретет сокровище священной любви к Шри Чайтанье. Следуя за Джахнавой и Нитаем, припадая к их лотосным стопам, я, Бхактивинода, являю эти истины людям.
Источник: «Аударья-дхама. Самая щедрая обитель» Падмалочан Дас
Навадвипа ни в чем не превосходит Вриндаван и не уступает ему, они занимают равное положение. Вриндаван - это вместилище рас, конечная цель всех живых существ, но личность, не имеющая необходимых качеств, не вкусит нектара. А потому милостью Господа Вриндавана-дхама становится Навадвипой, местом, где человек может обрести эти качества. Другими словами, беспрепятственно достичь высшей цели жизни - вступить в трансцендентные развлечения Шри Шри Радхи и Кришны - не дано никому. Лишь после многих рождений, проведенных в аскезах, можно достичь стадии знания. И только зрелое знание дает понимание этой расы. Но поскольку духовный путь изобилует препятствиями, достижение бесценного нектара - очень редкое явление. Отнюдь не каждый из отправляющихся во Вриндаван обретает эту расу. Чаще случается так, что оскорбления вынуждают сладостный нектар скисать, превращая его в сметану.
Оскорбления, присущие ужасной Кали-юге, сокращают продолжительность жизни, а разного рода беспокойства делают расу Вриндавана недостижимой даже для ищущего ее. Милость Кришны - вот единственный способ обретения названной расы.
Шри Шри Радха и Кришна даруют эту милость, являясь вместе с Вриндаваном в Навадвипе в объединенной форме Гаура Хари. В этом облике Господь дает процесс развития необходимых качеств, позволяющих обрести указанную расу, и даже изначальное присутствие в человеке значительного осквернения не является преградой для быстрого достижения премы, если эта личность начинает поклоняться Гауранге.
Когда преданный поселяется в Навадвипе и принимает прибежище святого имени, число оскорблений уменьшается и постепенно начинает приходить квалификация, необходимая для получения расы. Очень скоро любовь к Кришне засияет в сердце и темы о развлечениях Божественной пары станут преобладающими. Таким образом, милостью Гауранги человек получает возможность ступить на святую землю Вриндавана, землю нектарных развлечений Шри Шри Радхи и Кришны.
Слушай, о джива. И Вриндаван и Навадвипа - обители бесчисленных счастливых преданных. Чистые личности, свободные от контроля материальной природы, пребывают здесь как спутники Кришны. Дхама является вечной, нематериальной, полной сознания и прямо противоположной материальному миру. Знай же, что дома, двери, реки и ручейки, леса и дворы всецело духовны и чрезвычайно привлекательны. Это благодатное место, трансцендентное к материальной природе, поддерживается непостижимой и бесконечно щедрой энергией Кришны, называемой сандхини.
При помощи этой энергии дхама низошла в Надию, так как величайшим желанием Кришны является освобождение живых существ. В святой дхаме нет ни одной материальной вещи или материальной личности, но ее покрывает оболочка материи, дабы защитить дхаму от посягательств материалистов. Люди, не имеющие никаких взаимоотношений со Шри Чайтаньей, просто живут поверх этого покрытия, не видя за ним истины, хотя и думают, что находятся в Навадвипе. Прауддха-майа успешно оберегает дхаму от подобных личностей. Если же, благодаря великой удаче, человек получает возможность общаться с преданными, эти взаимоотношения (самбандха) со Шри Чайтаньей Махапрабху постепенно развиваются”.
Хотя Навадвипа-дхама, как правило, скрыта от взглядов материалистов, чистые преданные Господа так сострадательны к обусловленным живым существам, что приходят в этот мир рождений и смертей раздавать всем свою беспричинную милость. Его Божественная Милость А.аЧ. Бхактиведанта Свами Прабхупада низошел в этот мир на какое-то время и явил славу Шри Чайтаньи Махапрабху, Шри Нитьянанды Прабху и Навадвипа-дхамы, тем самым предоставив возможность каждому войти в Навадвипу, просто воспевая имена Господа Чайтаньи Махапрабху и Его спутников:
шри кришна чайтанья прабху нитьянанда
шри адвайта гададхара шривасади гаура бхакта вринда
и святые имена Радха-Кришны:
харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе
Сердце человека очищается, и он обретает способность видеть Навадвипа-дхаму такой, как она есть.