Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
12 августа 2020
Шри Кришна Джанмаштами 2020. Скидка 10.8% всем!
Статьи
Все статьи
Дхарма - долг, миссия
Дхарма - устойчивое свойство чего-либо, своего рода закон проявления своих свойств любого объекта. Предназначение.
См. также Санатана Дхарма
Дхарма — это одно из основополагающих понятий ведической культуры. Как любое санскритское слово, слово дхарма очень многозначно. Но в данном случае, эта многозначность еще больше, чем в других санскритских словах. Некоторые слова наполнены особым глубоким смыслом. Дхарма относится к их числу. Слово дхарма происходит от санскритского глагола дхри. Дхри значит «держать, поддерживать». Соответственно слово дхарма можно перевести как «опора», и поэтому иногда слово дхарма переводится как «долг». Это один из самых распространенных вариантов перевода этого слова на другие языки, ибо выполнение предписанных обязанностей является опорой или поддержкой как индивидуального человека, так и всего человеческого сообщества. Это одно из значений.
Другое очень существенное и важное значение, которое позволяет нам глубже понять смысл этого термина — это дхарма как атрибут, то есть главное и естественное свойство чего либо. Будучи опорой, поддержкой или чем-то существенным, дхарма является сутью чего-то: дхарма воды — быть жидкой, дхарма огня — это тепло и свет. В соответствии с этим значением дхармой души является нечто, без чего она не мыслима, существенное качество, существенный атрибут, который делает душу душой.
Дхармой человека, долгом, его существенным, отвечающим его глубинной природе качеством, является служение. Иначе говоря, каждая душа рождена на свет, чтобы служить. Убедиться в этом совсем не трудно. Все люди кому-то или чему-то служат: своей родине, родным и близким, своему народу, либо другим живым существам, либо, в конце концов, самому себе. Само слово «служение», несмотря на избитость, по-прежнему является одним из самых возвышенных и существенных слов в человеческом лексиконе. Как говорит Грибоедов: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Служение в высшем смысле этого слова приносит радость человеку и интуитивно каждый человек понимает, что его предназначение заключается в служении. К сожалению, далеко не каждый находит то служение, которое будет приносить ему полное удовлетворение.
В высшем смысле все наше служение обращено, адресовано Богу. ОН является высшим объектом служения, а само по себе служение является высшим смыслом, высшей целью нашей жизни, поэтому слово дхарма в самом глубоком понимании означает Служение. И в еще более глубоком понимании это — служение Богу, полностью бескорыстное, чистое, потому что оно является сутью человека, неотъемлемой частью, чем-то, без чего человек немыслим.
На Западе это называют индуизмом, в Индии это называется санатана-дхарма, т.е. вечная дхарма. И все люди, считающие себя принадлежащими к этой религии, говорят именно о санатана-дхарме. И понимание санатана-дхармы у разных людей может несколько отличаться, но, тем не менее каждый понимает, что выполнять свои непосредственные обязанности — это вечная обязанность души и пытается найти эту вечную обязанность и реализовать себя в исполнении этой вечной обязанности.
В течение многих - многих тысячелетий люди понимают, несмотря на большое разнообразие этнокультур и укладов жизни, что святыни могут несколько отличаться, но суть одна и та же: человек должен любить Бога, должен любить ближнего, должен приносить добро. Более того, в Бхагавад-гите, Библии индусов, где идея санатана-дхармы выражена с большой яркостью, лаконичностью и красотой одновременно, там говорится, что изначально человеческое общество создано таким образом, что в нем будут различные пути реализации дхармы, в зависимости от развития сознания человека и нет необходимости обращать кого-то, из одной веры в другую веру. Цель и идеал дхармы в другом: чтобы не зависимо от того, на каком уровне сознание человека находится сейчас, дать ему возможность, методы и средства, с помощью которых он мог бы очистить свое сердце. И когда сердце его очистилось в результате соблюдения поста, молитв, религиозных праздников, совершения добродетельных поступков, то религия, будучи естественной неотъемлемой чертой, атрибутом его сердца, сама по себе восторжествует в его сердце, не нужно будет что-то доказывать. Не нужно будет что-то внушать себе, пытаться приобрести религию извне. Религия уже находится в нашем сердце, в нашей душе. Единственное, что нам нужно — это очистить наше сердце и в этом еще один аспект понятия дхармы.
Смысл дхармы заключается в том, что она всегда находится с нами. Наша беда в том, что мы ее забываем. Забвение дхармы, забвение своих вечных обязанностей по отношению к Богу является источником наших бед и страданий в этом мире. Единственный способ вспомнить о дхарме и исполнять свои обязанности — это очистить свое сердце. Когда наше сердце очистилось, то память о своих обязанностях, о своих отношениях с Богом сама проснется у нас. Поэтому нет никакого смысла «ломать копья», пытаться спорить, чья религия лучше. Главный смысл всех путей духовного прогресса — очистить сердце. Когда сердце очистится, истина сама восторжествует в нем.
Шрила Бхактивинод Тхакур
Пять видов духовной деятельности и сатвата-дхарма
(из книги «Кришна-самхита»)
Религиозным принципам, изложенным в этой книге, трудно найти подходящее название. Если дать им какое-либо очередное сектантское наименование, другие секты обязательно примут это в штыки. Поэтому «Шримад-Бхагаватам» называет санатана-дхарму сатвата-дхармой, или принципами религии, связанными с Абсолютной Истиной. Эти принципы известны также как вайшнава-дхарма.
Вайшнавы также бывают ослоподобными. Они делятся на пять категорий:
- шакты (поклоняющиеся Дурге),
- cауры (поклоняющиеся богу солнца),
- ганапатьи (поклоняющиеся Ганеше),
- шайвы (поклоняющиеся Шиве)
- и вайшнавы (поклоняющиеся Вишну).
Лебедеподобные же вайшнавы лишены сектантского сознания и встречаются очень редко. Что же касается пяти описанных выше групп спиритуалистов, распространенных в Индии, то они носят свои имена в соответствии со своей специализацией.
Человек склонен к деятельности двух видов – артхика, мирской, и парамартхика, духовной. Мирские склонности проявляются в поддержании тела, строительстве дома, заключении брака, рождении детей, получении образования, накоплении богатства, занятиях эмпирическими науками, работе на производстве, накоплении и поддержании активов, а также соблюдении моральных норм. Хотя деятельность человека во многом подобна деятельности животных, тем не менее, мирские устремления людей находятся на гораздо более высоком уровне. Но если материальная деятельность людей не приводит их к духовным поискам, то они не более чем двуногие животные.
Чистая душа также имеет склонность действовать. Ее деятельность носит название сва-дхармы, или духовных деяний. Сва-дхарма всякого живого существа есть проявление его подлинного вечного бытия. Все мирские устремления, о которых только что говорилось, увенчиваются успехом, если связаны с духовными целями, но сами по себе, без такой связи, они никогда не приведут к духовному совершенству. Когда сознание человека возвышается от чисто мирских устремлений до духовной деятельности, говорится, что он находится на начальной стадии богопознания. Между этим начальным уровнем и уровнем уттама-адхикари существует множество промежуточных стадий.
Всевозможные теории о природе материального мира называются шакта-дхармой, поскольку господствующее божество материального мира – мать Дурга. Различные практики и обряды этой дхармы помогают лишь на начальном уровне. Такие практики и обряды должны привести к более глубокому пониманию духовной жизни, и материалистически настроенные люди чувствуют вкус к ним только до тех пор, пока они не начнут задумываться о Высшей Абсолютной Истине. Шакта-дхарма представляет собой самый первый шаг на пути духовного совершенства, поэтому она весьма полезна для людей, находящихся в самом начале поиска. Когда они проходят этот первый уровень, они переходят на следующий.
На этом уровне человек осознает, что всякая деятельность сопровождается энергией, и понимает, что существуют процессы теплообмена, превосходящие уровень вещества. Поэтому он поклоняется богу солнца, источнику всего тепла, и считает его своим божеством. Этот уровень поклонения называется саура-дхармой.
Позднее поклоняющийся осознает, что над уровнем энергии и уровнем вещества есть более тонкий уровень животного сознания. Так он достигает уровня ганапатья-дхармы.
На четвертой же стадии, когда человек осознает, что над реальностью животного сознания лежит сфера единого чистого сознания всех живых существ, проявляется шайва-дхарма. На этой стадии поклоняются Господу Шиве.
На пятой стадии осознания приходит понимание Сверхсознания, и живое существо поклоняется ему в образе Вишну. В этом случае говорится, что человек поднялся до уровня вайшнава-дхармы.
Эти пять видов парамартхиха-дхармы, или духовной деятельности, известны под разными названиями в различных культурах в разные эпохи. Если мы беспристрастно рассмотрим различные дхармы, существующие в Индии и вне ее, то увидим, что они обязательно относятся к одной из этих пяти категорий.
Религиозные принципы, которым учили Магомет и Иисус Христос, подобны принципам, характерным для вайшнавских сект. Буддизм и джайнизм больше подобны шайва-дхарме. Таково беспристрастное аналитическое исследование различных истин, связанных с религией. Те же, кто думает, что лишь их собственная дхарма имеет смысл, а принципы, которым следуют другие, – безбожие или измышления, не способны осознать истину, так как их сознание омрачено предрассудками. С более беспристрастной и аналитической точки зрения, религиозные принципы в целом различаются только в силу разной квалификации практикующих, в то время как подлинная духовная дхарма всех живых существ едина.
Лебедеподобные мыслители не критикуют религиозные принципы, которым следуют общие массы согласно своему положению. Поэтому, с почтением относясь к религиозным принципам, исповедуемым разными людьми, мы обсудим теперь вечные духовные истины, касающиеся всех живых существ в чистом и абсолютном сознании.
Сатвата-дхарма, или несектантский вид вайшнава-дхармы, относится к вечной, изначальной природе живого существа. Однако тот вид вайшнава-дхармы, которую практикуют в майявада-сампрадае, – лишь отдаленное подобие этой дхармы. Когда такая сектантская вайшнава-дхарма становится трансцендентной, то есть освобождается от примесей имперсонализма, она действительно становится сатвата-дхармой, духовной деятельностью, связанной с Абсолютной Истиной. Учения различных сампрадай, а именно двайта (дуализм), двайтадвайта (одновременное единство и различие), шуддха-адвайта (чистое единство) и вишиштадвайта (ограниченный монизм), относятся к сатвата-дхарме и суть различные вариации подлинных духовных чувств, присущих вайшнавской философии. Все различия между этими сампрадаями обусловлены реальными различиями в главной истине. Имперсональные же представления диаметрально противоположны науке бхакти. Поэтому вайшнавы, принимающие философию имперсонализма, не являются чистыми вайшнавами.
(Переводчик: Динашрая Дас Редактор: Традиш дас)